© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Spa, Via Pisacane, 26  Milano
© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.
Умберто Эko
Отсутствующая структура. Введение в семиологию
Гипертекстовая версия книги
ББК 87.4
Э. 40

У. Эко. "Отсутствующая структура. Введение в семиологию". — ТОО ТК "Петрополис", 1998. — 432 с.
Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник
Редактор — М. Г. Ермакова

Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: Имя Розы и Маятник Фуко. Специальные работы философа и ученого широкому российскому читателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику познакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману Имя Розы его семиотическую концепцию.
 
Обстоятельства сложились так, что мы все ещё плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей мировой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, философ и искусствовед с самыми широкими интересами.
 
Общие проблемы семиотики, разграничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т.д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры, кино, современной живописи, музыки, рекламы и пр.

Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем, кто на практике имеет дело со средствами массовой информации.

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института "Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow)

ISBN 5867081141 © ТОО ТК "Петрополис", 1998 г.

 
Предисловие

1. Размышления 1980
2. Размышления 1971/1972

Введение

A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия)

1. Мир сигнала

I. Знаковые системы
II. Коммуникативная модель
III. Информация
IV. Код

2. Мир смысла

I. Значение "значения". Денотация и коннотация
II. Коды и лексикоды*
III. Структура как система, держащаяся внутренней связью
IV. Структура как теоретическая модель
V. Семиология источника
VI. Коды и их модификации
VII. Сообщение как источник и семиологическая информация

3. Эстетическое сообщение

I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение
II. Идиолект произведения искусства
III. Кодифицируемость уровней
IV. "Открытая" логика означающих

4. Побудительное сообщение

I. Античная риторика и риторика современная
II. Риторика: между избыточностью и информацией
III. Риторика как хранилище устоявшихся формул

5. Риторика и идеология

I. Идеология и код
II. Взаимоотношения риторики и идеологии

B. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений)

1. Визуальные коды

I. Обоснование подхода
II. Иконический знак
III. Возможность кодификации иконических знаков

2. Миф двойного членения

3. Артикуляция визуальных кодов

I. Фигуры, знаки, семы
II. Коды: анализ и синтез
III. Иконическая сема

4. Некоторые пояснения : кино и современная живопись

I. Кинематографический код
II. От нефигуративности к новой изобразительности

5. Некоторые пояснения: реклама

I. Соображения общего порядка
II. Риторические коды
III. Регистры и уровни рекламных кодов
IV. Примеры анализа рекламных сообщений

V. Заключение

C. Функция и знак (Семиология архитектуры)

1. Архитектура и коммуникация

I. Семиология и архитектура
II. Архитектура как коммуникация
III. Стимул и коммуникация

2. Знак в архитектуре

I. Характеристики архитектурного знака
II. Денотация в архитектуре
III. Коннотация в архитектуре

3. Коммуникация в архитектуре и история

I. Первичные и вторичные функции
II. Архитектурные означаемые и история
III. Потребление и воспроизводство форм

4. Архитектурные коды

I. Что такое код в архитектуре
II. Классификация архитектурных кодов

5. Архитектура: вид массовой коммуникации?

I. Риторика в архитектуре
II. Информация в архитектуре

6. Внешние коды

I. Архитектура обходится без собственных кодов
II. Антропологические коды
III. Заключение

D. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей)

1. Структуры, структура и структурализм

I. Понятие "структуры" в истории мысли
II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели

2. Сомнение первое: объект или модель?

I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам
II. Структурализм и генетический структурализм
III. Структурализм и структуралисты
IV. Структурализм и феноменология
V. Структурализм и критика
VI. Художественное произведение как структура и как возможность

3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель?

I. Структура как оперативная модель
II. Методология ЛевиСтроса: от оперативной модели к объективной структуре
III. Философия ЛевиСтроса: неизменные законы Духа

4. Структурное и серийное мышление

I. Структура и "серия"
II. Леви-Строс как критик современного искусства
III. Возможность порождающих структур
IV. Призрачные константы
V. Структура как константа и история как процесс

5. Структура и отсутствие

I. Саморазрушение Структуры
II. Лакан: логика Другого
III. Лакан: структура детерминации
IV. Лакан: последствия для "новой критики"
V. Лакан: лик Отсутствия
VI. Лакан и Хайдеггер
VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко)
VIII. O последнем прибежище Отсутствия...
IX. ... И о том, как с ним быть

6. Методы семиологии

I. Оперативная фикция
II. Структура и процесс
III. Языковые универсалии
IV. Фактор психолингвистики
V. Произвольность кодов и временный характер структурной модели
VI. Эпистемологический генезис структуры
VII. Действовать так, как если бы Структуры не было

E. Граница семиологии

1. Систематизирующаяся система

I. Семиология и семиотики
II. По поводу возможной каталогизации

2. Семиотики

1. Коды, считающиеся "естественными"
II. Паралингвистика
III. Кинезика и проссемика
IV. Музыкальные коды
V. Формализованные языки
VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды
VII Естественные языки
VIII. Визуальные коммуникации
IX. Семантика
X. Структура сюжета
XI. Культурные коды
XII. Эстетические коды и сообщения
XIII. Массовые коммуникации
XIV. Риторические и идеологические коды

3. Границы семиологии и горизонты практики

Примечания

Именной указатель

Оглавление

Литература

 
www.pseudology.org