Фатех Вергасов
Просвиты
Как постановила 5 лет назад предыдущая юбилейная конференция Просвиты, первая организация с таким названием возникла 8 декабря 1868, конечно же, в Львове, когда «народовец» А. Вахнянин собрал то ли 60, то ли 80 местных студентов и создал «организацию для изучения и просвещения народа».

Цели были благие: соединение научного интеллектуального потенциала с национальной окраской и широкими народными массами, но… Несколько слов о тогдашней ситуации: в Галиции существовали 2 основные партии: москвофилы, ориентирующиеся на Россию и ведущие дело к союзу Червонной Руси и Великой Руси, и австрофилы, ориентирующиеся на Запад. Эти последние имели сильную поддержку Австрийского правительства (Галиция находилась в составе Австро-Венгрии), культивировавшего идею национального отличия украинцев от русских, «отдельного украинского народа», дабы избежать потери этой территории. Данную же цель преследовали и Просвиты, создававшие «нормативный украинский язык».

Австрофилы, принявшие лицемерное название «народовцев», провозгласили ориентацию на традиционную культуру местного народа, на консервативного, религиозно-патриархального крестьянина. Среди «народовцев» было много сельских попов, что обусловило крайний клерикализм партии. Провозглашая ограничение деятельности лишь языком, просвитяне, в опоре на сельских священников и учителей, создали сеть библиотек, читален, кооперативов. И. Франко критиковал их за социальный консерватизм и выпуск посредственной литературы, единственным достоинством которой был язык - украинский. За это галицкий «бомонд» подверг его бойкоту и даже добился в 1878 привлечения к суду за связи с польскими социалистами.
 
К 1914 сеть Просвит в Галиции состояла из 77 отделений и 36000 членов. В Буковине действовала аналогичная организация «Руська бесіда» -13 000 членов. На Большой Украине Просвиты появились в период первой русской революции (Одесса - ноябрь 1905, Екатеринослав - декабрь 1905).
 
К 1907 отделения Просвиты были открыты уже в 35 городах. В целом местные Просвиты были более прогрессивными, например, Черниговскую в 1906-1908 возглавлял известный писатель М.Коцюбинский, в Полтавской работал Панас Мирный, в Киевской - композитор Мыкола Лысенко, историк Б. Гринченко, писательница Леся Украинка.
 
В период послереволюционной реакции Просвиты оставались единственными легальными украинскими организациями. Они устраивали библиотеки, спектакли и старательно избегали политики. Но политизация, врожденный грех Просвит, пышным цветом расцвела в Галиции, где просвитяне в 1914 активно участвовали в создании украинских военных отрядов, воевавших на стороне австро-германцев против России.

Революционный период 1917-20-х годов внес некоторое оживление, но к началу 1920-х Просвиты на советской Украине в результате школьной реформы были заменены сетью изб-читален и клубов. Оставалась одна Галичина. Власти Польши проводили политику ликвидации украинства. Украинские школы закрывались, но вместо них открывались частные, например, на деньги униатского митрополита Шептицкого. Эта работа координировалась объединением «Рідна школа». И снова Просвиту губила политизация: по донесениям польской полиции, почти все активисты Просвит одновременно являлись членами Украинских национальных партий.
 
Загнанные в подполье коммунисты тоже пытались вести через Просвиты легальную деятельность; к началу 1930-х им удалось подчинить своему влиянию большинство местных филиалов, но клерикально-националистическая верхушка во главе с Голушевским не погнушалось с помощью польской полиции изгнать слишком левых делегатов с общекраевых съездов Просвиты в июне 1931 и марте 1932.
 
Возникшая в то время Организация Украинских Националистов тоже подключалась к этой сфере, проведя в 1933 «школьную акцию» - ряд терактов против польской школьной администрации. Были убиты школьные кураторы Я.Собинский, М.Гадомский, директор Львовской украинской гимназии И.Бабий.

2
 
Второе пришествие Просвиты на Украину связано с немецко-фашистской оккупацией. Известный факт: кроме печально знаменитых украинских батальонов СС «Роланд» и «Нахтигаль», двигавшихся вместе с вермахтом и вырезавших в городах Украины «жидов, ляхов и большевиков», на Украину двинулись и «походные группы ОУН». Именно они создавали в городах Центральной и Восточной Украины Просвиты. Например, Киевская была создана «походной группой ОУН (мельниковской)» под руководством О. Кандыбы, Харьковская - «походной группой ОУН (бандеровской)» под руководством Кравчука (вероятно, однофамильца одного из украинских президентов).
 
В каждой Просвите кроме школьной, церковной и других секций, обязательно была специальная секция антибольшевистской пропаганды. Согласно Уставу, в Просвиты принимали только украинцев не моложе 18 лет. «Украинизация» Украины сопровождалась преследованием русского языка. Например, в селе Павловка, Одесской области семиклассниц Машу Афанасьеву и Ульяну Заволокину публично выпороли за то, что в их сочинениях, написанных на румынском языке (Одесщина была оккупирована Румынией) попадались русские буквы. Масштаб: за одну русскую букву - 3 розги.

Рассмотрим для примера деятельность Харьковской Просвиты. Возглавлял её Дубровский, незадолго до войны вернувшийся из ссылки «за контрреволюционную деятельность». О её связях с ОУН открыто говорилось в докладах местного отделения полиции и СД. Просвита была довольно крупная - до 600 человек (для сравнения: Сватовская районная Луганской области – 80 человек), имела свою газету «Нова Україна». Правда, поначалу её редактор Царинник, бывший сотрудник «Социалистической Харьковщины», не хотели подчиняться Просвите, в связи с чем глава местного «Громадянського комітету» Доленко в сердцах бросил интересные слова: «в газете пишут те же самые борзописцы, которые писали в советских газетах, по содержанию – та же самая аллилуйщина, те самые обороты языка и схема агитационных статей».
 
Просвита организовала 7-8 января 1942 празднование рождества под антибольшевистскими лозунгами и портретами Петлюры, Мазепы, Гитлера и Мельника, затем - панихиду по Петлюре. Когда весной 1942 вермахт провел под Харьковом удачную операцию, окружив и уничтожив несколько советских дивизий, просвитяне поторопились верноподданически поздравить немецкие власти с победой. В декабре 1942 Дубровский и другие были удостоены приглашения посетить Германию с официальным визитом.

3
 
Киевская Просвита: действовала легально, тесно сотрудничая с оккупационной пропагандисткой службой «пропаганд - штафель». Внедрённые в Днепропетровскую Просвиту агенты СД доносили, что в программной речи её главы основной целью провозглашалось «борьба против большевиков и поддержка немецкого вермахта», что, впрочем, не спасло её от закрытия в конце того же года.

Политизация и ограничение работы только этническими украинцами способствовали падению и без того низкой популярности Просвит, сужению социальной базы и фактическому краху ещё до освобождения Украины. Сами немцы, разочаровавшись в Просвитах, в 1943 начали их закрывать. Изгнание фашистских оккупантов привело к краху национал-коллаборационистов. Просвиты сохранились лишь в диаспоре, например, работала Просвита в Бразилии.

Третье пришествие Просвит на Украину связано с так называемой перестройкой и национальным возрождением. В феврале 1989 возникло Товарыство Украинской Мовы имени Т. Шевченко, возглавленное Д. Павлычко. Очень скоро ТУМ вышло за рамки национально-культурных проблем (опять политизация – врожденный грех Просвит), фактически превратившись в националистическую партию, оппозиционную советскому строю.
 
В октябре 1991 ТУМ переименовалось во Всеукраинское общество «Просвита» им. Т.Шевченко, был узаконен отказ от ограничения деятельности только языковой сферой, председателем Просвиты стал П. Мовчан. На востоке Украины организации Просвиты зачастую являлись лишь плацдармами для создания более радикальных групп, т. е. националистических партий. Но это привело и к тому, что деятельность собственно Просвиты на Украине почти прекратилась. Да она фактически и не нужна, украинизацию активно проводит само государство. А просвитяне создают предлоги.

Юлий Юедоровский

Рукописный вариант, в сокращенном виде под названием «За что Франко критиковал Просвиту» был напечатан в «Донецком кряже» № 44, 26 ноября 1998
Источник


Товарищество "Просвита" в Киеве
Борьба за украинское самосознание, 1906-1920
Директор Государственного архива
Киевской области В.П. Даниленко


В Государственном архиве Киевской области хранится фонд Ф-1447 “Товарищество “Просвита” в Киеве”. Фонд насчитывает 79 дел. Большая часть документов фонда относится к 1917-1920 годам.

До 1990 г. документы фонда находились на секретном хранении и были недоступны исследователям.

Два дела с документами о “Просвите” находятся в фонде Ф-10 “Киевское губернское по делам об обществах присутствие”. Документы этих дел содержат информацию за 1906-1910 гг.

Просвита”- культурно-просветительная общественная организация в Украине, основана в 1868 году во Львове с целью распространения просвещения среди украинцев.1

В Восточную УкраинуПросвита” пришла значительно позже. Революция 1905 г., издание 17 октября царского манифеста, в котором провозглашалась свобода совести, слова, собраний и союзов, создали условия для нормальной политической и общественной жизни в России. По всей империи возникают общественные организации и политические партии различной направленности, в их числе и “Просвита”. В 1905-1906 годах общества “Просвиты” появляются в губернских городах: Киеве, Екатеринославе, Одессе, Каменец-Подольске, Житомире, Чернигове, на Кубани, в Баку, во Владивостоке.

16 мая 1906 г. на имя киевского губернатора поступило прошение с просьбой распорядиться об открытии “Товарищества Просвита в Киеве”, основанного в память Тараса Шевченко. Заявление подписали такие выдающиеся деятели украинской культуры как писатель, общественный деятель, публицист, фольклорист, языковед Борис Гринченко, композитор Николай Лысенко, художник Фотий Красницкий, и др.2

25 июня состоялось первое заседание общества “Просвита’’. Был одобрен Устав общества и избраны члены Совета. Председателем Общества был избран Борис Гринченко. В состав Совета вошли академик С. Ефремов, С. Шемет, М. Левицкий и др. Как гласил Устав: Цель общества «содействовать развитию украинской культуры и, главным образом, просвещению украинского народа на его родном языке, действуя в пределах Киева и Киевской губернии’’. Для достижения этой цели общество имеет в виду: а) издавать книги, журналы, газеты и пр. на украинском языке; б) открывать свои библиотеки, музеи, читальни, торговлю книгами и пр.; в) устраивать публичные лекции, чтения, общеобразовательные курсы, спектакли, литературно-музыкальные вечера, концерты, выставки и пр.; г) основывать стипендии, школы, приюты, ясли, бюро труда и т.п., просветительные и благотворительные учреждения;

_______________

1 В то время Львов входил в состав Австро-Венгерской империи.
2 Государственный архив Киевской области, фонд 10, опись 1, д.20, стр.1, 2 оборот

е) учреждать конкурсы и премии за лучшее произведение литературы и искусств.3

Гарантией успеха в работе Общества было широкое участие в нём украинской интелегенции, которая сразу приступила к просветительной деятельности. Здесь активно работали Леся Украинка (Лариса Петровна Косач), её сестра Ольга, В. Винниченко, Д. Дорошенко, В. Степанивский и другие.

Несмотря на то, что власти определили кругом деятельности «Просвиты» только Киев Общество распространило своё влияние на всю Украину. В тоже время требования властей о том, чтобы каждое общество в городе и селе должно было утверждать собственный устав и действовать как самостоятельная организация создавало трудности в открытии филиалов, народных библиотек, читален, книжных магазинов.

Главным достижением киевской «Просвиты» была организация планового издания книг. Первой книгой стала брошюра «Темы для книг». Тираж киевских изданий составлял 5-12 тысяч экземпляров, все они были хорошо иллюстрированы. Всего вышло 34 издания общим тиражом 163760 экземпляров, из них 2 календаря на 1907 и 1908 годы, отрывной календарь «Радуга» на 1907 год, устав общества и отчёты за 1906-1909 годы. Совместно с другими издательствами, изданы «Каталог украинских изданий с рецензиями на книги», листовки, портреты.

В первую очередь Общество познакомило своих читателей с жизнью украинцев за пределами Украины в границах того времени. Появились такие книги: «О Галичине и о жизни галицких украинцев», «О Буковине», «О Канаде», «Украинцы в Америке».

Книги распространялись непосредственно со склада «Просвиты», в книжных магазинах, на праздниках, вечерницах и т.д. С 1908 года к книгам давали приложения с правилами украинского правописания, что, безусловно, увеличило интерес к изданиям Общества. Быстрому распространению способствовал также выпуск «Каталога книг для народного чтения», который помогал ориентироваться в предложенных рынку книгах.

Культурно-просветительская работа велась в 3 комиссиях: артистической, школьно-лекционной, библиотечной.

Значительную работу провела «Просвита» в педагогическом направлении, создав для этого специальную подкомиссию. Были разработаны программы для детских садов, начальных школ, составлен проект народного университета по вопросам украинознания и прочее. Из этих мероприятий в связи с запретами со стороны властей, удалось осуществить только чтение лекций для народа, количество которых в течении года зависило от политической ситуации.

Библиотека-читальня в Киеве состояла в основном из подаренных ей книг. Основой библиотеки стало частное книгохранилище доктора К. Панькивского из Галичины, которое насчитывало 1500 томов. Уже в мае 1910 года киевские власти, которым изначально не нравилась ведущая роль «Просвиты» в культурной жизни всей Украины, принимают решение о запрете деятельности Общества. Официальные причины запрета становятся понятными из докладной записки на имя киевского губернатора: «Вследствии усного поручения Вашего Превосходительства… рассмотрены были 12 изданий «Просвиты» на малорусском языке, в том числе календарь на 1908 год и 11 популярных брошюр, изданных в 1906-1908 гг.
__________

3 ГАКО, фонд 10, опись 1, дело 21, стр.1 оборот

Брошюры 1906 года: «Об украинских казаках, татарах и турках» и «Землеустройство в Новой Зеландии».
Брошюры 1907 года: «Как освободились северо-американскими штаты», «Рассказы об Ирландии» и «Украинцы на Кубани».
Брошюры 1908 года: «Тарас Шевченко» и «О Канаде».
Брошюры 1909 года: «Гетман Петр Сагайдачный», «Труд и Капитал» и «Братья Гракхи».
Брошюра 1910 года “О Буковине”4

После анализа содержания брошюр делается следующий вывод. “…Все брошюры, не взирая на различие заглавий, занимаются социально-политическими вопросами и, притом, по довольно определённой программе: дискредитирования монархической власти и пропаганды революционных идей, восхваления революционных и бунтовщических деяний… подрыва авторитета законодательных и административных органов правительства и проповеди решения аграрного вопроса по рецептам анархистов-комунистов… отрицание необходимости религиозного воспитания в народных школах и поднятие знамени узконациональной автономии для членов многоязычных государственных единиц… Авторы восстают против приобщения малорусского племени к общерусской культуре, называют это племя лишённым всяческих человеческих прав и мечтают о славянской федеративной республике с Малороссией в качестве самостоятельного члена этой федерации.

Таким образом, “просветительное” товарищество сеет в народных массах не зёрна хлеба духовного, а плевелы, или, правильнее сказать, усердно старается посеять ветер в надежде пожинать со временем бурю”.5

В докладной записке много цитат из названных брошюр, что дает исследователям деятельности «Просвиты» богатый фактический материал об изданиях Общества.

Несомненный интерес для исследователей представляют и документы ликвидационной комиссии: протокол общего собрания «Просвиты» от 14 мая 1910 г., в котором приняли участие 132 из 180 членов Общества; 9 протоколов ликвидационной комиссии; реестр имущества, принадлежавшего Обществу; оценочная ведомость имущества с указанием, когда и кто его приобрел (библиотека оценена в 770 руб., бюст Шевченко в 100 руб., портреты углем на

полотне выдающихся деятелей украинской культуры Шевченко, Котляревского, Старицкого, Антоновича, Кулиша, Руданского, Марко-Вовчка, Карпенка-Карого в 25 руб.) и т.д.; письма К. Панькивского по поводу подаренных им книг для библиотеки «Просвиты», финансовые документы и прочее.

Общества платил взносы от 3 до 6 рублей. Общество издавало журнал “Просвитянин”. В Обществе работали комиссии и секции (литературно-библиотечная, литературно-концертная и детская). Были организованы филиалы Киевской “Просвиты” в городах Полтава, Житомир, Борисполь, Коростышев, в
__________

4ГАКО, фонд 10, опись 1, дело 21, стр.36
5 ГАКО, фонд 10, опись 1, дело 21, стр.42

других волостях и сёлах Киевской губернии. В Киеве работало 4 филиала Общества. Всего в Украине насчитывалось около 600 организаций Общества. Членами Советов обществ избирали главным образом местную интелегенцию – писателей, учёных, учителей, врачей. С целью объединения и координации деятельности общее собрание Киевской “Просвиты” 14 мая 1917 года приняло решение созвать в Киеве съезд представителей “Просвиты” для выработки Устава Всеукраинской “Просвиты”.

В сложных политических и экономических условиях 1917-1920 годов Общество открывало сельские бурсы, школы, библиотеки, читальни, книжные магазины, курсы преподавания украинского языка, издавало украинские книжки и газеты. Несмотря на нехватку средств Общество выпустило несколько книг, подготовило серию биографических очерков известных гетманов, деятелей литературы и культуры (Сагайдачный, Дорошенко, Шевченко, Леся Украинка, Коцюбинский, Гринченко, Костомаров, Антонович, Лысенко). Общество «Просвита» содержало детский садик, 4 украинских гимназии, вечернюю начальную школу для взрослых, организовало библиотеку при Обществе на 8 тыс. томов.

В фонде Ф-1447 находятся материалы I-го и II-го Всеукраинских съездов «Просвиты», протоколы общих собраний членов Киевского общества «Просвита», отчёты о работе обществ Киевщины, Полтавщины, Екатеринославщины, Волыни, Таврии, Черниговщины, Гельсингсфорса.

Большой интерес для исследователя представляют статистические отчеты обществ «Просвиты» Киевской, Полтавской, Харьковской, Херсонской, Волынской, Черниговской, Курской, Воронежской губерний, Черноморья, Кавказа, Кубани, Сибири, Бессарабии, Донеччины, Москвы. Статотчёты содержат информацию о количестве членов «Просвиты»; о месте нахождения общества (губерния, населённый пункт, адрес); о месяце и годе основания; о количестве собраний (общих и Совета); о средствах общества; о книгохранилищах (сколько книг, читателей, на какие книги наибольший спрос); о проведенных мероприятиях, лекциях; об основателях общества. Ценные сведения содержит переписка «Просвиты» с Киевским губернским комиссаром Временного правительства, Центральной Радой, правительствами Украинской народной республики, гетмана Скоропадского, Директории; Меморандум Общества гетману о придании украинскому языку статуса государственного, о пожертвовании Центральной Радой для нужд «Просвиты» золотых и серебряных медалей.

О многоплановой деятельности «Просвита» свидетельствует переписка Общества с издательствами «Просвита», «Час, «Сильский господар», «Союз», переписка по поводу открытия украинского университета, гимназий, школ, бурс; о работе лекционной и библиотечных комиссий, о строительстве памятника Тарасу Шевченко в г. Ромны на Полтавщине и народного дома имени поета на его родине в с. Кириловка Звенигородского уезда Киевской губернии; о мероприятиях в честь композитора Н.В. Лисенко, писателей Тургенева и Кащенко, кооперативного деятеля профессора Туган-Барановского; протоколы заседаний Совета «Просвиты» за 1918 и 1919 годы; о переименовании улиц г. Киева; об Ораниенбаумском украинском социалистическом клубе « Просвита»; о финансовой деятельности Общества и др.

В начале 20-х годов коммунистические власти обвинили “Просвиту” в националистической и антисоветской пропаганде. Вскоре общество прекратило свою деятельность в связи, как говорила официальная пропаганда, с организацией новых, рождённых советской системой культурно-просветительной организацией.

В Западной УкраинеПросвита” была ликвидирована советской властью в 1939 г. как “ очаг сепаратизма”.

Фактический материал, содержащийся в данной коллекции дает возможность историкам для изучения деятельности «Просвиты», которая преследовалась и закрывалась царизмом и советской властью. Деятельность общества «Просвита» возоблена в независимой Украине. Документы на украинском и русском языках.
Источник

Украина

 
www.pseudology.org