Оглавление тома "Советская Республика и капиталистический мир. Часть I".

Л. Троцкий.
АМЕРИКАНСКАЯ ЛОЖЬ

(Обращение Народного Комиссариата по военным и морским делам 22 августа 1918 г.)

Всем, всем, всем

Когда в апреле подготовлялся японский десант во Владивостоке, генеральный штаб в Токио пустил по союзным кабелям весть о том, что Сибирской железной дороге угрожает опасность со стороны германских и австро-венгерских пленных.

Мною тогда были отправлены вдоль Сибирской дороги из Москвы американские и английские офицеры, которые оказались вынужденными официально подтвердить, что все сообщения об угрозе Сибирскому пути со стороны пленных являются вздорным вымыслом*312.

Этот факт хорошо известен бывшему послу Френсису и бывшему начальнику американского Красного Креста в России, полковнику Роббинсу.

Теперь, когда вмешательство союзников стало совершившимся фактом, американское правительство поднимает японскую ложь и пытается преподнести ее миру в подогретом виде.

По словам американского сообщения, вмешательство союзников имеет своей задачей помощь чехо-словакам против нападающих на них вооруженных германских и австро-венгерских военнопленных. Участие последних в борьбе против чехо-словаков есть такой же чудовищный вымысел, как и японское сообщение об угрозе Сибирской дороге со стороны немцев.

Правда, в составе советских войск имеется некоторое количество бывших военнопленных, революционеров-социалистов, ставших русскими гражданами, которые готовы бороться против всякого империализма, с какой бы стороны он ни исходил. Нужно, однако, сказать, что интернационалисты - солдаты советской армии - составляют никак не больше одной двадцать пятой части всего количества советских войск.

"Известия ВЦИК"
23 августа 1918 г.
 


*312 См. примечание 182.

*182 Для исследования на месте вопроса о военнопленных в Сибири были в указанный период отправлены туда по предложению тов. Троцкого американский и английский офицеры, Вебстер и Хиггс. (Дата их отправки указывается тов. Троцким не совсем правильно: они были отправлены в конце марта.) Их донесения полностью опровергали нелепую выдумку о германских военнопленных, организующихся якобы с ведома и одобрения Советской власти для борьбы против союзников. 30 марта начальник американского Кр. Креста в России, Роббинс, телеграфировал бывшему американскому послу Фрэнсису:

"Получил следующее донесение от Вебстера и Хиггса: "Вооруженных военнопленных в районе от Владивостока до Читы не имеется. Некоторые военнопленные в Иркутске вооружены - все они венгерские социалисты и записываются для борьбы против Семенова в Манчжурии".

31 марта Роббинс вновь передает Фрэнсису телеграмму Хиггса из Иркутска:

"Более чем когда-либо убеждены, что здешний совет не имеет в виду вооружать военнопленных... Совет жалуется, что союзники помогают Семенову, что мы отрицаем".

1 апреля Хиггс сообщает:

"Во всей Сибири всего 1.200 вооруженных военнопленных, которые являются социалистами-революционерами, они охраняют других пленных и, главным образом, германских офицеров, которых Совет боится. Они не будут использованы для военных операций".

10 апреля председатель Чехо-Словацкого Национального Совета, профессор Массарик, принужден был заявить: "Нигде в Сибири я не видел германо-австрийских вооруженных военнопленных".

Как явствует из заявления тов. Троцкого, все эти легенды имели своей целью оправдание японского десанта во Владивостоке и подготовлявшейся оккупации Сибири. Оглавление тома "Советская Республика и капиталистический мир. Часть I".