Фатех Вергасов
Георгий Адамович Надсон
Георгий Адамович Надсон1867 - 11 мая \ 23 мая. Киев. Родился
1885 - Санкт-Петербург. Гимназия. Аттестат зрелости
1885 - Санкт-Петербург. Университет. Естественное отделение. Студент
1885 - "Образование крахмала в хлорофиллоносных клетках растений из органических веществ"
1889 - Санкт-Петербург. Университет. Естественное отделение. Диплом с Золотой медалью
1890 - Санкт-Петербург. Университет. Естественное отделение. Преподаёт анатомию, физиологию, морфологию и систематику растений

1891 - Санкт-Петербург. Университет. Естественное отделение. Ботанический кабинет. Хранитель
1891 - "Пигментация грибов"
1895 - Магистерская диссертация "О строении протопласта циановых водорослей"
1895 - Императорский ботанический сад. Младший консерватор

1896 - Санкт-Петербург. Университет. Естественное отделение. Впервые начал читать курс микробиологии
1897 - Санкт-Петербург. Женский (теперь 1-й) медицинский институт. Профессор ботаники, заведующий кафедрой
1899 - Императорский ботанический сад. Библиотека. Заведующий
1900 - "Люминисценция грибов"
1900 - "Сверлящие водоросли и их значение в природе" ("Ботан. Зап.", 1900)

1901 - "О культурах Dictyostelium mucoroides Bref. и о чистых культурах амеб вообще"
1903 - Варшавский университет. Докторская диссертация "Микроорганизмы как геологические деятели. I. О сероводородном брожении в Вейсовом соляном озере и об участии микроорганизмов в образовании черного ила (лечебной грязи)"
1904 - Ординарный профессор

1906 - "К вопросу влияния света на развитие грибов"

1911 - "Новый вид дрожжевых грибков с гетерогамной копуляцией". Соавтор - Конокотина А.Г.
1911 - "Половые процессы в дрожжах и у бактерий"
1914 - Первый в России журнал по общей микробиологии. Редактор
1915 - Юбилейное издание: Имераторский Санкт-Петербургский Ботанический сад за 200 лет его существования". В 3-м томе дан список научных трудов Надсона Г.А.

1918 - Государственный рентгенологический институт. Ботанико-ренгенологическая лаборатория. Заведующий
1918 - "Малоизвестные съедобные грибы в пище и ядовитые грибы"
1920 - "Альбом съедобных и ядовитых грибов"

1922 - "Spicaria purpurogenes. К вопросу об антагонизме грибков и бактерий как средство защиты и нападения". Соавтор - Жалкевич А.Ю.
1923 - "Пористость деревьев и микрофлора"

1925 - "О влиянии рентгеновых лучей на половой процесс и образование мутантов у низших грибов (Mucoraceae), соавтор - Филиппов Г.С.
1925 - "Обратимость в развитии дрожжей". Соавтор - Красильников Н.А.
1925 - "Пивные дрожжи как пищевая субстанция"

1927 -
1928 - 14 января. АН СССР. Отделение физико-математических наук. Член-корреспондент
1929 - 12 января. АН СССР. Отделение физико-математических наук. Академик биологии
1930 - Ленинград. АН СССР. Лаборатория микробиологии. Заведующий

1931 - "Дрожжи Северного ледовитого океана". Соавтор - Бургвиц Г.К.
1932 - 1925 - Вестник рентгенологии и радиологии», 1925, т.10. Об образовании новых стойких рас микроорганизмов под влиянием рентгеновых лучей, соавтор - Филиппов Г.С.
1933 - Заслуженный деятель науки РСФСР
1934 - Москва. АН СССР. Институт микробиологии. Директор
1935 - Брошюра "Экспериментальное изменение наследственных свойств микроорганизмов"

1937 - 29 октября. Москва, Дурновский пер., д.1б, кв.1. Арестован, фактически за оппозицию Лысенко
1938 - 29 апреля. Исключён из АН СССР
1939 - 08 апреля. Берия и Вышинский подали Сталину список террористов и заговорщиков
1939 - 08 апреля. Растрел оформлен как решение Политбюро № П1/217 за подписью Сталина
1939 - 14 апреля.  ВКВС СССР. За участие в к.-р. террористической организации (в списки попал 931 человек) приговорён к растрелу
1939 - 15 апреля. Коммунарка. Растрелян

1955 - 29 октября. Реабилитирован
1956 - 01 февраля. АН СССР. Восстановлен

1967 - Избранные труды, т.1-2, М.

Первая, ставшая теперь исторической, экспериментальная работа Г.А.Надсона, выполненная совместно с Г.С.Филипповым, посвящена получению мутаций под влиянием рентгеновских лучей у низших грибов из семейства Mucoraceae (1925 г.). Она была опубликована за два года до установления мутагенного эффекта ионизирующего излучения на дрозофиле американским генетиком Г.Меллером. В этой работе впервые была доказана возможность искусственного изменения наследственных свойств организма под влиянием внешних воздействий. В 1928 г. те же авторы публикуют материалы по индуцированной наследственной изменчивости грибов Nadsonia и Sporobolomyces, в которых за 10 лет до появления классических работ Бидла и Тейтума по биохимическим мутациям у нейроспоры были представлены данные о наследсственном изменении различных ферментативных свойств под влиянием облучения у Nadsonia fulvescens.

В 1931-1932 гг. выходит из печати цикл работ тех же авторов, посвященных получению и описанию новых рентгенорас Sporobolomyces. Г.А.Надсон совместно с Э.Я.Рохлиной публикует подробные материалы по получению под влиянием радона новых радиорас пивных дрожжей S.cerevisiae. В этих статьях авторами впервые ставится вопрос о практическом использовании экспериментально полученных мутантов, отличающихся от дикого типа большим накоплением биомассы, более энергичным сбраживанием и быстрым осветлением сусла. Работы Г.А.Надсона по использованию жировых дрожжей, применению морских водорослей в технике и сельском хозяйстве не утратили своего значения и в настоящее время.

Г.А.Надсон по праву должен считаться основоположником не только радиационной генетики, но и радиационной селекции. Кроме дрожжей и низших грибов, в лабораториях Г.А.Надсона изучалось генетическое действие излучений на бактерии. Его сотрудниками в этот период являлись Е.А.Штерн, Н.А.Красильников, Ю.М.Оленов, А.С.Кривиский. Было заложено новое направление в науке - популяционная генетика микроорганизмов.

... Значительное внимание Г.А.Надсон уделял также изучению и анализу роли внутренних и внешних факторов в процессе экспериментального мутагенеза. В его статьях обсуждался вопрос, почему разные виды микроорганизмов по-разному реагируют на облучение. В то время, когда еще не существовало количественной радиобиологии, Г.А.Надсон с сотрудниками разрабатывал вопрос о роли интенсивности и дозы облучения в индукции мутаций. Еще одно направление работ школы Г.А.Надсона - химический мутагенез. Его учениками в 1928 г. были получены данные о возникновении наследственных изменений у дрожжей под действием хлороформа, в 1939 г. - под действием каменноугольной смолы и цианистого калия