Фатех Вергасов
Владимир Павлович Эфроимсон
1905 - 09 января. Кровавое воскресенье. Первая русская революция

1908 - 21 ноября. Москва, Лубянка, 2. Доходный дом, Санкт-Петербургского страхового общества "Россия" (Председатель Гучков А.И.). Родился в семье обрусевших евреев

1914 - 01 августа. Первая мировая война. Мама - Елизавета Марковна Кроль, - медсестра в госпитале
1914 - Поступил в немецкую школу, -"Петер-Пауль шуле"
1917 - Февральская революция
1917 - Октябрьская революция
1918 - Протестирован. Выявлено, в частности, слабое восприятие на слух и отличное восприятие и запоминание текстов прочитанных
1918 - Гражданская война. Один из героев войны - Троцкий - куратор психологии и психоанализа в стране
1919 - Петроград. Университет. Юрий Александрович Филипченко организовал первую в СССР кафедру генетики и одним из первых стал применять вариационную статистику в биологии
1920 - Увлёкся историей. С утра до вечера просиживает в Румянцевской библиотеке

1922 - 30 декабря. Создан Советский Союз
1923 - Отец - Павел Рувимович Эфроимсон, - сын местечкового духовного раввина, фондовик и крупный банковский специалист - участвует в работе по выпуску стабильного червонца
1924 - Экстерном в возрасте 15 с половиной лет закончил немецкую школу. Знает пять иностранных языков
1925 - МГУ. Физмат. Биологическое отделение. Студент

1926 - Отец стал одним из главных виновников чуть ли не первого процесса "экономической контрреволюции". Получил 10 лет, из которых пять просидел в Лефортово
1926 - МГУ. Физмат. Биологическое отделение. "...втюрился безоглядно в генетику". Научные наставники - Николай Константинович Кольцов и Григорий Иосифович Роскин
1929 - МГУ. В присутствии ректора Вышинского на общем собрании университета выступил в защиту профессора Четверикова С.С., которого обвиняли в троцкизме
1929 - Исключён из МГУ... за неулату очередного взноса за обучение
1929 - Ленинград. Выдающийся генетик Филипченко Ю.А. подвергнут травле
1929 - Вольное философское общество. Разобравшись, перестал посещать заседания, т.к. по убеждениям был материалистом, а не идеалистом
1929 - Наркомздрав. Рентгеновский институт. Продолжает заниматься генетикой в лаборатории Михаила Михайловича Завадовского
1930 - Завершил пять исследовательских работ по генетике. Следи них: "Трансмутирующее действие Х-лучей на половые клетки Dr. melanogaster" и "Мозаические мутации и их общее значение"
1930 - Медико-биологический иинститут (директор - Соломон Григорьевич Левит). Доказал наличие равновесия между мутационным процессом и отбором, т.е. наличие естественного отбора
1930 - МГУ. Физмат. Биологическое отделение. Уцелел только один студент четвёртого курса по генетической специальности. Больше никто из студентов генетикой не занимается

1932 - Декабрь. Арестован. За евгенику. За отказ от дачи ложных показаний против Николая Константиновича Кольцова - три года лагерей в Горной Шории. Мучается голодом
1932 - К делу "пришили" друга, талантливейшего генетика и благороднейшего человека Льва Вячеславовича Ферри. Лев Вячеславович получил ссылку в Томск, там женился
1934 - 16 мая. Медико-биологический иинститут. Герман Джозеф Мёллер - в то время работавший в институте, - высоко оценил научные потенциал, достижения и заслуги. Не помогло
1935 - Через пять лет после открытия Эфроимсоном наличия естественного отбора всемирную славу за это повторное открытие получил английский исследователь J. B. S. Haldane
1935 - Куйбышев. После освобождения прожил два месяца у маминого брата Наума Марковича Кроля, профессора психиатрии
1935 - Ташкент. Среднеазиатский институт шелководства. Занял место Бориса Львовича Астаурова, уехавшего в Москву

1936 - 18 июля. Испания. Мятеж генерала Франко
1936 - 19 декабряю Открылась IV сессия ВАСХНИЛ, посвященная "Спорным вопросам генетики и селекции"
1937 - Ташкент. Медико-биологический иинститут. Руководитель - Соломон Григорьевич Левит арестован и затем растрелян
1937 - Медико-генетический институт ликвидирован, т.е. ликвидирована медицинская генетика
1937 - Август. Ташкент. Среднеазиатский институт шелководства. Внезапно и подло уволен "за полную неэффективность работ на протяжении полутора лет"
1937 - Октябрь. Ташкент. Обвинён в в антисоветской деятельности, но дело затем закрыли за отсутствием состава преступления
1937 - Октябрь. Засел писать монографию по генетике тутового шелкопряда
1937 - Ноябрь. Написанная книга по генетике тутового шелкопряда пошла было в печать, но... набор рассыпан, а результаты исследований сожжены...
1937 - Украина. Харьковская область. Средняя школа. Преподаватель немецкого языка
1938 - Украина. Харьковская область. Мерефа. Шелководческая станция. Сотрудник
1938 - Украина. Харьковская область. Мерефа. Жена - Цубина М.Г., кандидат биологических наук
1939 - 01 сентября. Вторая мировая война

1941 - Харьков. Ещё одна попытка опубликовать книгу по генетике тутового шелкопряда, но помешала начавшаяся война... Книга так и осталась неопубликованной...
1941 - Май. Кандидатская диссертация
1941 - 22 июня. Великая отечественная война
1941 - Август. Добровольцем просится на фронт.... но судимость по 58 статье...
1941 - Сентябрь. Призван в армию, привезли в Саратов, а там предложли демобилизоваться... Отказался и попал санбат...
1941 - Эпидемиолог формально (чтобы не настораживать СМЕРШ) служит в медсамбате
1941 - Октябрь. В качестве переводчика немецкого языка помогает командиру рыты разведки, физику Борису Трофимову, тоже ранее судимого по 58-й статье. Погиб под Оршей
1942 - Получил Орден Красной Звезды среди первых орденоносцев дивизии. А всего было три боевых ордена и восемь медалей
1943 - Смоленщина. Участвует в обследовании захоронения семи тысяч растрелянных
1944 - 01 июня. США. Начало глобализации
1944 - 22 июля. Освобождён лагерь смерти Майданек
1944 - Томск. Льва Вячеславовича Ферри органы, пригрозив наехать на семью, сделали стукачом. В этот же день вечером учёный мирового ранга повесился

1944 - Сентябрь. Участвует в обследовании останков нескольких сотен тысяч погибших в газовых камерах
1945 - Февраль. Доложил наверх, что советские солдаты насилуют немецких женщин и детей. В Красной Армии нашёлся только ещё один такой докладчик - Лев Зиновьевич Копелев
1945 - Красноармейцев к насильничанию подтолкнул Илья Эренбург со статьёй в Правде "Убей немца" и поощрял Сталин: "Пусть ребята погуляют"
1945 - Правда. Вышла статья Сталина "Товарищ Эренбург ошибается". Знаменитого публициста официально одёрнули
1945 - Победа. Войну закончил в звании старший лейтенант
1945 - Ноябрь. Демобилизовался

1946 - Харьков. Университет. Кафедра Дарвинизма и генетики (заведующий - Илья Михайлович Поляков). Доцент. Дорабатывает докторскую диссертацию
1946 - 05 марта. США. Фултон. Речь Черчиля
1946 - 14 марта. Ответ Сталина на речь Черчиля... Так началась холодная война
1946 - Американский биолог Герман Джозеф Меллер получил Нобелевскую премию
1947 - Харьков. Университет. Защитил докторскую диссертацию и ВАК её утвердил
1947 - Высокая комиссия Минвуза под руководством будущего главного ученого секретаря и вице-президента АН СССР А.В. Топчиева разбирает дело
1947 - Харьков. Университет. Изгнан за распространение среди студентов статьи знаменитого русского генетика-эмигранта Феодосия Добжанского с анализом одной из лысенковских "теорий"
1947 - Засел за написание фундаментального труда "Об ущербе, нанесенном СССР новаторством Лысенко"
1948 - Труд "Об ущербе, нанесенном СССР новаторством Лысенко" закончен
1948 - Красноярск. Военный госпиталь. Провалялся больше месяца
1948 - Челябинская область. Миасс. Встреча с Тимофеевым-Ресовским (Зубр) и Бэллой Дижур - корреспондент молодёжного журнала "Уральский следопыт" и мать Эрнста Иосифовича Неизвестного
1948 - Август. Сессия ВАСХНИЛ. Труд "Об ущербе, нанесенном СССР новаторством Лысенко" зачитывать на сессии не стал, а передал его в отдел науки ЦК Юрию Жданову
1949 - Май. Арестован. Обвинён в дискредитации Советской армии за докладную 1945 года о красноармейцах-насильниках
1949 - Бутырская тюрьма. Пятнадцать дней проголодал в ледяном карцере, но не подписал ни одной бумаги

1951 - Получил 10 лет. Снова этапирован в лагеря. На этот раз в Джесказган (Степлаг). Строит Чуйский тракт
1953 - 05 марта. Смерть Сталина
1953 - Март. Сразу после смерти вождя зек из Степлага упрямо пишет Генеральному прокурору об афере Лысенко
1955 - Освобождён с ограничением в правах. Поселися в Клину
1955 - ВИНИТИ - Всесоюзный институт научной и технической информации (директор - Владимир Владимирович Алпатов). Внештатный сотрудник. Реферирует генетику
1955 - Женева. Совещание совещанию глав правительств четырех держав. Участвовали Булганин, Эйзенхауэр, Иден и Фор

1956 - Суэцкий кризис
1956 - Венгрия. Подавление мятежа. Отличились Андропов и Крючков
1956 - Подал свой труд "Об ущербе, нанесенном СССР новаторством Лысенко" в Прокуратуру СССР
1956 - Реабилитирован. Поселился в Москве. Ищет работу
1956 - Библиотека иностранной литературы (директор - Маргарита Ивановна Рудомино). Библиограф. Программа и цель - воссоздать медицинскую генетику
1956 - Ноябрь. Мельбурн - Олимпийские игры
1957 - Москва. Международный фестиваль молодёжи и студентов
1957 - США. Арестован советский разведчик Фишер, назывший себя Абелем, чтобы просигналить в Москву о своём аресте
1957 - 11 апреля. Получил тёплую весточку от 75-летнего слепого профессора Четверикова С.С. из Горького
1958 - Институт вакцин и сывороток имени Мечникова. Сотрудник отдела информации

1960 - 01 мая. Инцидент с самолётом-разведчиком У-2 под управлением летчика Пауэрса
1960 - 16 мая. Париж. Совещание совещанию глав правительств четырех держав сорвано
1961 - 20 января. США. Президент (демократ) Кеннеди приступил к работе
1961 - Апрель. Американское вторжение на Кубу
1961 - Вена. Встеча Хрущёва и Кеннеди. Президент США признал, что "вторжение на Кубу в прошлом году было ошибкой"
1961 - 18 сентября. ООН. Генеральный секретарь Даг Хаммершельд гибнет в авиакатастрофе
1961 - Берлин. Возведена разделительная стена
1962 - 10 февраля. Германия. Абель обменян на Пауэрса
1962 - Январь. США добились исключения Кубы из Организации американских государств и прибегли к экономической блокаде
1962 - ВАК выдал диплом доктора наук через 15 лет после защиты докторской диссертации
1962 - Карибский кризис впервые поставил мир на грань ядерной войны
1962 - 22 октября. Арестован полковник ГРУ Олег Пеньковский
1963 - Кеннеди и Хрущёв устанавливают "горячую линию" между белым домом и Кремлём. Подписаны и другие  соглашения, снижающие остроту противостояния
1963 - 22 ноября. США. Техас. Даллас. Гибель Президента Кеннеди
1963 - 22 ноября. Линдон Джонсон приступил к исполнению обязанносте Президента
1963 - Крепчал "конфиденциальный канал" Добрынин - Киссинджер, т.е. заработало то, что Троцкий в своё время клеймил "тайной дипломатией"
1964 - Книга "Введение в медицинскую генетику"
1964 - Конец года. Диктатура Лысенко окончательно свергнута
1964 - Институт вакцин и сывороток имени Мечникова. Сотрудник лаборатории генетики иммунитета
1965 - Награждён престижной медалью Менделя

1967 - Безвозмездно отдал материалы, собранные в течение многих лет и биолог Жорес Медведев выпускает книгу с разоблачениями академика Лысенко
1967 - США. Гласборо. Встреча Джонсона и Косыгина. На предложение ограничить ПРО Косыгин ответил: "Как можно запрещать оборонительное оружие!?"
1967 - Минздрав РСФСР. Институт психиатрии. Лаборатория генетики психических заболеваний. Заведующий
1968 - Спроважен на пенсию, получает пенсию, но не бездельничает. Пишет сразу несколько книг
1969 - 20 января. Никсон приступил к исполнению обязанносте Президента
1969 - Хельсинки. По предложению СССР начались советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений
1969 - Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский при поддержке ЦК ВЛКСМ (!) проводил летние школы по молекулярной биологии. Докладчик

1971 - Книга "Иммуногенетика" положила начало иммуногенетическим исследованиям в СССР
1971 - Журнал "Новый мир". Опубликована Родословная альтруизма с предисловием Бориса Львовича Астаурова
1971 - К работе Родословная альтруизма вдогонку пишет три монографии: "Генетика гениальности", "Генетика этики и эстетики" и "Педагогическая генетика". Но их упорно не издают
1971 - Никсон стремится разыграть "китайскую карту", и начинает с Пинг-Понг дипломатии
1972 - Москва. Визит Никсона. Подписаны фундаментальные договоры ОСВ-1 и ПРО, открывшие дорогу через разрядку к нормальным отношениям и партнёрству
1972 - Китай. Исторический визит Никсона
1973 - Политиздат. Автобиография Николая Петровича Дубинина (кличка - Лысенко-2) "Вечное движение", прозванная в научных кругах "Вечное выдвижение"
1974 - 09 августа. Джеральд Форд приступил к исполнению обязанносте Президента
1974 - Увидела свет книга "Курс лекций по медицинской генетике"

1976 - Хельсинки.  Соглашения закрепили послевоенное устройство мира и расширили путь к Разрядке
1977 - 20 января. Джимми Картер приступил к исполнению обязанносте Президента
1977 - АН СССР. Институт биологии развития им. Н.К.Кольцова. Старший научный сотрудник-консультант
1979 - Афганистан. Ограниченный контингент советских войск введён... Оказалось, на долгих десять лет

1981 - 20 января. Рейган приступил к исполнению обязанносте Президента и начал "крестовый поход" против "империи зла"
1982 - 10 ноября. Москва. Умер Брежнев
1983 - 01 сентября. Дальний Восток. Сбит Южнокорейский пассажирский самолёт. Инцидент практически парализовал советско-американские отношения
1984 - Рейган предпринимает первые шаги по возобновлению советско-американского диалога, но Москва...
1984 - Рейган переизбран на новый срок
1984 - 09 февраля. Умер Андропов
1985 - Умер Черненко
1985 - Апрель. Пленум ЦК КПСС принял курс на Перестройку
1985 - 19-25 ноября. Женева. Первая встреча Рейгана и Горбачева
1985 - Декабрь. Политехнический музей. Просмотр фильма "Звезда Вавилова". Прокричал в зал обвинения номенклатурной шпане, которая терзала страну при сталинском социализме

1986 - Чернобыль
1987 - Похоронил жену. Живет один в хорошей но запущенной квартире в районе станции метро имени Вернадского
1988 - Октябрь. Дал интервью Елене Артёмовне Изюмовой-Кешман (хранительница архива учёного)
1989 - Январь. Перестроечный журнал Огонёк. Виталий Коротич трусит публиковать интервью Кешман Е.А.
1989 - Получив охранное письмо-рекомендацию от именитого академика-генетика, Виталий Коротич печатает (№11, март 1989) интервью Кешман Е.А. в очень усечённом виде
1989 - 21 июня. Умер

1977 г. В.П.Эфроимсон работал ом  АН СССР.

За свою научную жизнь В.П.Эфроимсон написал свыше 100 статей по медицинской генетике, общей генетике, иммунологии, кибернетике (опубликована только часть). 3 больших книги увидели свет только после смерти В.П.Эфроимсона, в 1995-1998 гг. Это "", "", "".

Литература

Статьи о В.П. Эфроимсоне

1. М.Голубовский. "Триада таланта" ж. Знание Сила №9, 1986г. стр. 38-39.
2. Изюмова Е.А. «Авторитет, а не авторитарность» ж.Огонёк №11, 1989 г. стр.10-12.
3. Н.Н. Воронцов, М.Д.Голубовский, Е.А. Изюмова «Владимир Павлович Эфроимсон выдающийся отечественный генетик (к 80-летию со дня рождения), Бюлл.Моск. О-ва Испытателей Природы. Отд.Биол. т. 94, вып.3, 1989г., стр. 96 109
4. Б. Горзев «Идите к чёрту, то есть ко мне !» ж. Химия и Жизнь №7, 1992г., стр. 10 14
5. Семен Резник (Вашингтон). Вместе или врозь? Заметки о книге А.И.Солженицына «Двести лет вместе»

Основные труды В.П. Эфроимсона (подробнее см. в (3)) 1930г.

Die transmutieren Wirkung der X-Strahlen und das Problem der genetischen Evolution, Biol. Zbl Bd 51, №1, s. 491-506 1932г.
Temperatur und Mutationen , Biol. Zbl, Bd. 52, №1-2, s/674-675
The Rise and Fall of T.D.Lysenko", N.Y., 1969, p.128–129

Анализ некоторых основных механизмов иммунитета, лучевой болезни и канцерогенеза с точки зрения современной генетики, Бюлл.МОИП, Отд.биол. т.65, вып.6,с.109 -128 1961г.
Анализ управляющих механизмов канцерогенеза Там же, с. 217-243

Биосоциальные факторы повышенной умственной активности. Кн.1 и 2. Депонировано в ВИНИТИ, №1161-деп., 440 стр. 1987г. (Рукопись книги "Гениальность и генетика")
Биохимия наследственных болезней человека, Журн. Всесоюзн. хим. о-ва им. Менделеева, т.6 №3, с. 305-314
Биохимия наследственных болезней эндокринной системы и проблема конституции, Там же с. 208-230

Введени в медицинскую генетику. 2-ое изд. дополн. и расшир… М. 400 стр.
Введение в медицинскую генетику, М. 1968, 490 стр.
Возникновение, первые успехи и значение медицинской цитогенетики, Цитология, т.2, №3, с.364-370
Вопреки очевидной истине , Бюлл. МОИП. Отд.биол. т.63, вып.5, с.135-138 1960г.
Вопросы генетики врожденных аномалий, в кн. С.Я.Долецкий и др. Детская хирургия, М., с. 30-43 (совм.с Л.Г.Калмыковой и Н.С. Стоновой)

Генетика злокачественных новообразований имеханизм канцерогенеза у человека, Вестн. АМН СССР №6, с. 85-91
Генетика и медицина, Клинич. медицина, т.52, №6, с.11-18 1975г.
Генетика некоторых аномалий развития , Актуальн. вопр. акушерства. Киев, с. 29-35
Генетика олигофрений, психозов и эпилепсий, М. 244 стр. (совм. с М.Г.Блюминой). 1982г.
Генетика психических заболеваний, Там же с. 223-242
Генетика человека и медицина, Генетика: наука и практика. М. с.38-54
Генетика этики и эстетики. СПб, «Талисман», 1995. 281 страниц
Генетические аспекты биосоциальной проблемы формирования личности. Депонировано в ВИНИТИ 15 марта 1982 года, № 1161
Генетические механизмы наследственного и приобретенного иммунмитета, Актуальные вопр. иммунологии М.с.31-70
Генетические проблемы гистонесовместимости при трансплантации органов и тканей у человека. , Там же с.203-214 (совм. с А.Н.Мац и О.В.Рохлиным)
Гениальность и генетика

Загадки гениальности, Наука и религия. № 8 с. 40-45. №9, с. 10-12; №10 с.24-27
Загадки гениальности. Наука и религия. № 2, с.39-42
Задачи медико-генетической службы в СССР и основы ее организации, Цитология и генетика, т.1, №6, с.51-64 (совм. с А.А.Прокофьевой-Бельговской)
Закономерности мутирования, распространения мутаций и возникновения наследственного балансирования полиморфизма , Журн.Всесоюзн. хим. о-ва им. Менделеева, т.15, №6, с. 625-633
Звезда Вавилова. В очерке “Фильмы о Н.И.Вавилове” сохранился полный текст выступления при обсуждении фильма

Измерение скорости мутационного процесса у тутового шелкопряда, Изв. АН СССР, сер. биол. №5, с. 688-705 1946г.
Иммуногенетика, Большая Медицинская Энциклопедия ,2-ое изд. т. 36, с.289-299
Иммуногенетика, М. 338 стр.

К биохимической генетике интеллекта, Природа №9, с. 62-73 1978г.
К истории изучения генетики человека в СССР. Генетика, 1967, № 10, с. 114-127
Клеточные механизмы образования активного центра антител, Реактивность организма при специфич. профилактике инфекц. заболеваний М. с. 82-95
Курс лекций по медицинской генетике

Медицинская генетика в СССР , 50 лет советского здравоохранения, М.с. 232-246 (совм. с Е.Ф.Давиденковой) 1968г.
Медицинская генетика, Актуальные пробл.совр.генетики М.с. 302-357
Мутационные теории образования антител, Генетика микроорганизмов, М. с.99-124 1964г.

На что мы надеемся, Знамя №9, с.191-207 (совм. с Е.А. Изюмовой)
Наследование врожденной глухонемоты и пути ее генетического анализа. Генетика психических болезней , ред.В.П.Эфроимсн, М.,с. 103-124
Наследственность человека. Большая Медицинская Энциклопедия 2-ое изд. т.19, с. 1010-1065 (совм. с С.Н.Давиденковым)
Наследственные болезни обмена веществ, Архив патологии №1, с.77-82 ; №2, с.79-85
Наследственные болезни, там же с. 782-806 1965г.
Научная деятельность Н.К.Беляева (К истории советских генетических исследований на шелковичном черве), Из истории биологии. Вып.5, М. с.103-136 (совм. с Б.Л.Астауровым и др.) 1976г.
Научная компетентность непременное условие философского исследования , Вопр.философии, №2 с. 157-165 (совм. с А.Ф.Зотовым и Н.М.Юдищевой)
Некоторые биологические факторы умственной активности, Вопросы истории естествознания и техники №4, с. 74-84 1988г.
Некоторые биохимические механизмы наследственного и приобретенного иммунитета, Там же, с. 314-318
Некоторые практические достижения медицинской генетики, Вестн. АМН СССР, т.18, №12 с. 14-22
Новейшие успехи медицинской генетики (дополнительные главы к книге К.Штерна «Основы генетики человека») М. с.627-677 1966г.
Новейшие успехи медицинской генетики. Послесловие, Там же, с.548-559
Новые перспективы генетики человека, Природа №7, с.34-40 (совм.с Л.Г.Калмыковой и Г.С.Маринчевой) 1970г.

О книге Н.И.Фейгинсона «Основные вопросы мичуринской генетики», (совм. с В.Н.Васиным и Т.К.Лепиным) , Бюлл. МОИП, Отд. Биол. т.61, вып4, с. 95-105
О Лысенко и лысенковщине // ВИЕТ, 1989, 1, с.79-93; 2, с.132-147; 3, с.96-109; 4, с.100-111.
О некоторых проблемах накопления и действия леталей, Биол. ж. т.1, с.87-102 1940г.
О роли эксперимента и цифр в сельскохозяйственной биологии (там же, вып.5, с.83-91 1957г.
Общая теория иммунитета растений и некоторые принципы радиоселекции на устойчивость к инфекционным болезням. Проблемы кибернетики, вып.5, с. 199-215
Определение действия радиации на наследственность человека посредством учета хромосомных болезней, Бюлл.МОИП. Отд.биол. т.66, вып3, с.153-155
Основные данные современной генетики и действие ионизирующей радиации на наследственные факторы, (там же) т.62, вып.5, с. 5-18 1958г.
Основные достижения медицинской генетики и ее неотложные задачи. ,Вестн. АМН СССР т. 18, №7,с.77-85 1963г.
Основы популяционной генетики человека, Лекции по мед.генетике, Ред.А.А.Прокофьева-Бельговская, В.П. Эфроимсон , М. с.89-103

Педагогическая генетика
Письмо в редакцию Там же № 8 с.118-125
Популяционная генетика человека и некоторые проблемы медицинской генетики, Там же №11, с. 71-80
Проблемы генетики, селекции и гибридизации тутового шелкопряда , Докт. дисс. Харьков, т.1 и 2, 672 стр. 1956г.
Проблемы наследственного и приобретенного иммунитета в связи с полиморфизмом, Пробл. генетики Л. с. 137-175
Проблемы популяционной генетики человека, Пробл.мед. генетики М., Варшава, с.154-171
Родословная альтруизма. Новый мир №10, с. 192-213 1974г.
Роль наследственности в патологии человека, Многотомн. руководство по патол. физиологии М.с.233-285
Роль некоторых наследственных факторов в иммунитете человека, Там же, с 255-262 (совм. с Т.М.Федосеевой) 1967г.

Синдром убийства королей и президентов. Журнал Жимия и жизнь, ноябрь 2004 года
Соматические мутации, Большая Медицинская Энциклопедия 2-изд. т. 30, с. 893-898

Температура и мутация , Биол.журн. т.1, №1-2,с.40-41
Температура и трансгенационный процесс, Журнал эксп.биол. т.6, №3,с.30-44. 1931г.
Трансмутирующее действие Х-лучей и проблема генетической эволюции , Ж.эксп.биол. т.7, №1, с.3-14

Узловые прроблемы невропсихиатрической генетики, Материалы 5-го Всесоюзн. съезда неврапоталогов и психиатров т.3, с. 59-65
Управляющие механизмы возникновения антител в свете данных генетики иммунитета и биохимии аномальных гемоглобинов человека, Пробл.кибернетики Вып.6, с.161-181
Управляющие механизмы лучевой болезни, Там же с.183-205
Успехи генетики и филогенетики некоторых психических болезней, Журн.Всесоюзн. хим.о-ва им. Менделеева, т.9 №4, с. 462-466 (совм. с М.Е.Вартаняном)
Успехи генетики психологических особенностей, Бюлл. МОИП, Отд. Биол. т.75, вып.4, с. 127-142 (совм. с Н.Г.Артоболевской и Р.Ф.Майрамян) 1971г.
Успехи неыврологической и психиатрической генетики , Там же, с. 185291 ( совм. с Л.Г.Калмыковой)
Успехи психоневрологической генетики (обзор), Бюлл. МОИП. Отд. Биол. т.74, №2, с. 129-143

Хромосомные эмбриопатии человека, Вестн. АМН СССР, т.17, №11, с.41-50 1962г.

Эволюционно-генетическое происхождение альтруистических эмоций, Научн. мысль №11, с. 28 (нем.изд. с.30-46, англ.изд. с.31-47) 1969г.

Неопубликованные работы В.П. Эфроимсона 1932г.

Биологические основы альтруизма и чувства прекрасного у человека (20 п.л.) 1987г.
Биосоциальные основы гениальности (40 п.л.)
Генетика тутового шелкопряда (26 п.л.) Совм. с П.А.Косминским. = рассыпано в наборе. 1938г.
Закон Менделя основной биологический закон (1п.л.) совм. с Д.Д.Ромашовым и К.А.Головинской. 1940г.
Иммунологические пути атаки гена (1п.л.) 1941г.
Компрометация науки вместо пропаганды мичуринского учения (1,25 п.л.)
Международные последствия «культа личности» в биологических науках (1,25 п.л.) 1969г.
О подрыве сельского хозяйства Советского Союза и международного престижа советской науки (12 п.л.)
О преступной деятельности Т.Д.Лысенко (15 п.л.)
О скорости мутационного процесса у человека (1 п.л.) 1937г.
Об ущербе, нанесенном псевдоноваторством в сельхозбиологии (1,5 п.л.) 1957г.
Педагогическая генетика (15 п.л.) 1976г.
Проблемы генетики, селекции и гибридизации тутового шелкопряда. (28 п.л.) 1948г.
Эволюционно-генетический анализ вольтинизма тутового шелкопряда, Журн.Общ.Биологии Ь1 (гранки. Снято с печати) 1955г.
Измерение чувствительности зрелых и незрелых половых клеток (1 п.л.)

Отец окончил гимназию с медалью, но в Киевском университете оказался перебор "еврейцев", и отец поступил туда только благодаря ходатайству околоместечкового помещика Ламсдорф-Галагана. Он окончил юридический факультет и впоследствии служил главным управляющим поместий того самого Бродского, который вошел в поговорку ("Чай – Высоцкий, сахар – Бродский").

Мне уже 77 лет, у меня было три инфаркта, и я не могу больше ждать, выбирая аудиторию для выступлений. Не верьте тому, что Вавилов умер от сердечного приступа. Он умер от пеллагры, то есть от голода. Человека, давшего стране миллионы тонн пшеницы, уморили голодом в тюрьме. Вы знаете, как развивается пеллагра? Опухают ноги, превращаясь в неподвижные колоды, на теле появляются язвы...

Владимир Павлович Эфроимсон

В распределении по фракциям человеческой популяции Владимир Павлович Эфроимсон принадлежит к малочисленной фракции героев. Его жизнь, как и жизнь других героев, вовсе не пример для всех остальных. Остальные -- обычные люди -- так жить не могут. Но знание жизни героев помогает и нам, обычным.
Кажется, что у него было несколько жизней.

В.П. Эфроимсон родился 21 ноября 1908 года. Они жили в доме страхового общества "Россия" на Лубянке. В том самом (ныне перестроенном) доме, где потом разместились ЧК и НКВД. После первого ареста следователь кричал дерзкому арестанту: "Да знаете, где вы находитесь!" -- "Знаю, -- отвечал Владимир Павлович, -- я дома, а вы..."

В школе он чрезвычайно увлекся историей. Однако в 1925 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета и "попал под влияние" Н.К. Кольцова и его сотрудников -- классиков С.С. Четверикова, М.М. Завадовского, Г.О. Роскина и других. Генетика увлекла его на всю жизнь.

В 1929 году началось "приведение в порядок" естественных наук. Попробуйте представить себе сцену -- разгоряченное собрание, все пламенно "клеймят" профессора Четверикова. Студент Эфроимсон, один против всех, произносит резкую речь в его защиту. Ректором университета в то время был зловещий А.Я. Вышинский, оставшийся в нашей истории как государственный обвинитель на инсценированных процессах 30-х годов.

С.С. Четверикова защитить не удалось. Он был арестован и сослан. За выступление в защиту Четверикова Эфроимсон был исключен из университета и восстановиться ему не удалось. Кольцов пытался ему помочь. Он характеризовал студента Эфроимсона как талантливого исследователя, выполнившего важные исследования.

Первое из них -- зависимость числа летальных мутаций у дрозофилы от дозы рентгеновского излучения. Такое же исследование удалось провести и тщательно проанализировать несколько позже в Берлин-Бухе Н.В. Тимофееву-Ресовскому (вместе с М. Дельбрюком и К.Г. Циммером). Это была первая работа Эфроимсона, которая могла бы привести, но, в силу "обстоятельств", не привела к принципиальным сдвигам в этой области. Кольцов в своем отзыве упоминает еще две важных завершенных работы своего ученика -- но его в университете не восстановили. Так и остался он до конца жизни без университетского диплома (как и Н.В. Тимофеев-Ресовский).

В 1930 году Владимир Павлович начал работы по генетике тутового шелкопряда в Северо-Кавказском институте шелководства и пришел к важному выводу, что существует равновесие между частотой мутирования и интенсивностью естественного отбора. Отсюда он вывел формулу для измерения частоты мутирования у человека. В 1932 году он продолжил эти исследования в Медико-генетическом институте, созданном и руководимом С.Г. Левитом. Но вскоре был арестован.

Его арестовали в конце 1932 года за участие в работе "Вольного философского общества". Однако Владимир Павлович вовсе не был членом этого общества и к моменту ареста уже более трех лет заседания общества не посещал. Истинной причиной ареста было выступление в защиту профессора С.С. Четверикова.

Владимир Павлович был осужден на три года лагерей. На каторжный труд, унижение и голод. Он вышел на свободу в 1936 году, успел сделать глубокие научные исследования, защитить кандидатскую диссертацию, пройти всю войну, окончить ее в чине старшего лейтенанта с орденами и защитить после войны докторскую диссертацию.

Он был арестован вторично в 1949 году за бесстрашную борьбу с Лысенко.

Владимир Павлович выжил, и не просто выжил, а сохранил неистовый, несломленный облик. Он работал во славу науки всю жизнь. И всю жизнь ему не давали работать. Его первая большая статья о грузе летальных мутаций человека, написанная в 1932 году, так и не была опубликована полностью. Его первая большая книга, написанная по результатам работы 1936-1938 годов в Ташкенте, в Среднеазиатском институте шелководства, и посвященная генетике тутового шелкопряда, была даже принята к печати, но в свет не вышла.

Владимир Павлович работал по 18 часов в сутки. Он выполнил огромную работу, результаты обобщил в этой книге -- и всего за полтора года. Его уволили из института "за малую эффективность научной работы". Он переехал на Украину и работал на Всеукраинской станции шелководства. Написал новую книгу "Проблемы генетики, селекции и гибридизации тутового шелкопряда". И в 1940 году был уволен. И эта книга в свет не вышла. За несколько дней до начала Великой Отечественной войны он защитил кандидатскую диссертацию.

Он был в армии с августа 1941 по ноябрь 1945 года. Был эпидемиологом, санитарным врачом, переводчиком, разведчиком. Награжден тремя боевыми орденами и восемью медалями. Но он был Эфроимсоном -- в конце войны, когда наши войска вошли в Германию, он восстал против насилия над мирными жителями -- написал протест командованию. Этого ему не забыли. Именно протест как "клевета на Советскую армию" был одним из формальных поводов его ареста в 1949 году.

После войны до августа 1948 года он работал в Харьковском университете -- читал лекции и вел практические занятия по генетике. В 1947 году защитил докторскую диссертацию. Но ученую степень ему присудили лишь чврез... 15 лет, в 1962 году -- после ареста, каторги, реабилитации.

Зато в начале 1948 года он провел глубокое и очень опасное (для себя) исследование преступной деятельности Лысенко. Этот тщательно документированный научный труд он передал в Отдел науки ЦК ВКП(б).

Дни Владимира Павловича на свободе были сочтены. Он был арестован в мае 1949 года. Требовал, чтобы в обвинительном заключении было указано, что он арестован из-за борьбы с Пысенко. Он не рассказывал, как палачи добивались от него подписи под обвинением в антисоветской деятельности. Не добились. Он перенес издевательства. Не подписал. В первые годы в лагере он был в отдельном бараке особо строгого режима -- с такими же не подписавшими.

Все годы на каторге Владимир Павлович не унимался -- он не мог смириться с пребыванием "во главе" науки Лысенко. Выйдя на свободу, он вновь подал свой труд, обвиняющий Лысенко в преступлениях против государства, против науки, в Прокуратуру СССР. Жена "висела" у него на шее, пытаясь остановить. Не остановила. С ним было нелегко.

Его опять никуда не брали на работу. На всю жизнь сохранил он восхищение замечательным человеком Маргаритой Ивановной Рудомино -- она была директором Библиотеки иностранной литературы и преодолевала все трудности, чтобы брать на работу ранее репрессированных. Владимир Павлович знал все основные европейские языки. Он бросился в работу в своем неистовом стиле. Писал статьи и обзоры по генетике человека. В 1961 году написал новую книгу "Введение в медицинскую генетику". Ее удалось опубликовать лишь в 1964 году. В 1967 году Владимир Павлович стал заведовать отделом генетики Московского института психиатрии Минздрава РСФСР. Им была создана научная школа и выполнены работы по генетике нервных болезней. Написана целая серия статей и итоговая книга "Генетика олигофрений, психозов и эпилепсий" (вместе с М.Г. Блюминой).

Но он был "неудобен" для начальства. В 1975 году, в период самой активной исследовательской работы, его заставили уйти на пенсию. По ходатайству многих коллег Владимир Павлович был принят на работу в качестве профессора-консультанта в Институт биологии развития имени Н.К. Кольцова. В этом качестве он прожил крайне продуктивный последний период своей жизни. Крайне продуктивный -- написанными, бесценными, но не опубликованными книгами.

В 1983-1984 годах я бывал у Владимира Павловича дома, записывая его рассказы о жизни и о науке. Меня поражал его архив, особенно многотысячная картотека -- - материалы о медицинском, социальном и психологическом облике множества исторических личностей.

Быт его был крайне суров. По 12-14 часов в сутки он работал в Ленинской библиотеке. Там у него был свой стол. В доме его не было ни радио, ни телевизора. Он спешил. Никаких отвлечений. Он писал книги. Как-то раз он предложил мне взять для сохранения весь архив -- картотеку. Этого я сделать не мог -- негде было с достаточной надежностью разместить все это бесценное богатство. Тогда он предложил мне и моему брату, И.Э. Шнолю, взять на сохранение рукописный экземпляр книги, посвященной политическому и социологическому анализу дореволюционной и послереволюционной истории нашей страны и машинописные копии двух других его книг: "Генетические аспекты биосоциальной проблемы формирования личности" и "Биосоциальные факторы повышенной умственной активности".

Последняя книга была депонирована 15 марта 1982 года в ВИНИТИ (N 1161). Депонирована, т.е. взята на сохранение с возможностью получения ее копий по индивидуальным заказам. Тем не менее, Владимир Павлович счел необходимым раздать ее машинописные копии на сохранение разным людям -- он знал, сколь ненадежны бывают обязательства наших государственных учреждений. Он не надеялся на ее "нормальное" издание.

Книга эта уникальна. Она войдет в число ценностей, остающихся для последующих поколений от ХХ века. И дело вовсе не в конкретной интерпретации биохимических механизмов -- предпосылок сверхобычной умственной активности гениев. Замечательна вся концепция автора и необъятность использованного им исторического материала. Несомненно, все книги, все труды Эфроимсона на русском и английском языках будут опубликованы. Важно, чтобы это произошло как можно быстрее.
С.Э. Шноль