Фатех Вергасов
Лариса Михайловна Рейснер
Лариса Михайловна Рейснер1868 - Родился отец - Рейснер Михаил Александрович, профессора права
1895 - 01(13) мая. Люблин. Родилась. Мать - Екатерина Александровна Хитрово
 
1895 - Варшава. Варшавский университет. Отец получил диплом
1899 - Родился брат Игорь Михайлович
 
1905 - Семья стала жить в Санкт-Пербург. Жили Рейснеры на Петербургской стороне по Большой Зелениной. В достатке, комфорте и уюте
1905 - Отец вступил в РСДРП
 
1912 - Окончила с золотой медалью известную в Петербурге гимназию Д.Т. Прокофьевой
1912 - Поступила в Психоневрологический институт
1912 - Вольнослушательница по истории политических учений в Санкт-Петербургском университете
1912 - Участвует в университетском "Кружке поэтов" (членами этого кружка были Лев Никулин, Осип Мандельштам и Всеволод Рождественский)
1913 - В альманахе "Шиповник" была опубликована драма "Атлантида"
1913 - Двухтомник "Женские образы Шекспира"
1915 - Вместе с отцом начала издавать антивоенный, оппозиционный журнал "Рудин"
1915 - Художник Василий Яковлевич Шухаев пишет портрет в стиле некой "Моны Лизы 20 века"
1915 - Кронштадт. Познакомилась с руководителем большевиков Федором Раскольниковым
1915 - 01 декабря. На базе эвакуированного Варшавского университета организован Донской университет - первый ВУЗ города Ростов-на-Дону
 
1916 - Кабачок "Бродячая собака" или "Привал комедиантов". Знакомство с Николаем Гумилевым
1916 - На второй день знакомства отправилась с Гумилевым в "дом свиданий" на Гороховой... Она называла его Гафизом, он ее - Лери
1916 - Журнал "Рудин" перестал издаваться
1917 - Николай Гумилев делает предложение стать его женой, но получает решительный отказ
1917 - Брат Игорь - секретарь большевистского депутата в Петроградской думе Д.З. Мануильского
1917 - 25 октября. Крейсер "Аврора". По легенде, отдала команду на исторический залп кресера на Зимнему дворцу
1917 - После октября появилась в Петрограде рядом с членом Кронштадтского Совета большевиков Федором Раскольниковым
1917 - Просит помочь бедствовавшему в то время поэту Осипу Мандельштаму, но Раскольников отказал
1917 - Вместе с Раскольниковым поселилась в богатой квартире морского министра Григоровича
1917 - Занимается охраной памятников искусства, начальник охраны Зимнего Дворца
 
1918 - Оставляет Зимний дворец на попечение Луначарского и отбывает на Восточный фронт
1918 - Гостиница "Красный флот", бывшая "Лоскутная". Делит комнату с матросом Железняковым, автором легендарной фразы: "Караул устал!"
1918 - Член ВКП(б). Комиссар Генерального Морского штаба, флаг-секретарь, адъютант и жена Ф.Ф. Раскольникова
1918 - Июль. Екатеринбург. Царская семья растреляна в подвале Ипатьевского дома
1918 - Август. Казань. "Оказалась во вражеской контррразведке". Познакомилась с Борисом Савинковым
1918 - Август. На царской яхте "Межень" вместе с сыном Каменева (Лютик) и Раскольниковым отправилась из Свияжска в Нижний Новгород
1918 - Лето. Пишет поэму "Свияжск" и посвящает ее Льву Троцкому
1918 - Отец - Рейснер Михаил Александрович, - заведующий отделом законодательных предложений в Наркомате юстиции
1918 - Отец - Рейснер Михаил Александрович, - инициирует создание Социалистической Академии общественных наук
1918 - Лектор, военный корреспондент и литератор. Журнал "Военмор" печатает ее статьи, стихи и поэмы
1919 - Отец - Рейснер Михаил Александрович, - заведующий политотделами флотов и флотилий по фронтам Гражданской войны
 
1919 - Всеволод Вишневский слушает выступление комиссара Волжской военной флотилии перед революционными матросами
1919 - С объединением Волжской и Астрахано-Каспийской флотилий Лариса - в Астрахани. Оттуда она привезла богатую военную добычу
 
1920 - Май. На флагманском Краснознаменном эсминце "Карл Либкнехт" участвует в энзелийской кампании на Каспии. Заболела тропической малярией
1920 - Кронштадт. Прогулки верхом на вывезенных с фронта лошадях с Александром Блоком. Беседовали о поэзии, о будущем больной России
1920 - Июнь. Петроград. Раскольников назначен командующим Балтийским флотом. Ошибки и просчеты привели к Крондштадскому восстанию
1920 - Июль. Отец - Рейснер Михаил Александрович, - начальник политотдела Балтийского флота
1920 - Октябрь. Едет в Ригу на переговоры о мире с Польшей. Накануне отъезда у нее был жесточайший приступ малярии
1920 - Октябрь. Рига. На банкете танцует мазурку с будущим Маршалом Советского Союза А.И. Егоровым
1920 - Конец года. Перебирается в Москву
 
1921 - 20 марта.  Оргбюро ЦК РКП(б) было принято решение о направлении Федора Раскольникова в Афганистан
1921 - 16 апреля советское представительство численностью в 32 человека убыло из Москвы в Афганистан
1921 - 03 июля. Кушка. В качестве жены советского посла Раскольникова отправилась в Афганистан
1921 - 11 августа. Лойя-джирга (Совет старейшин афганских племен) одобрила советско-афганский договор
1921 - 14 августа. Афганистан. Эмир ратифицирует советско-афганский договор
1921 - Август. Николай Гумилев растрелян
1921 - Начала писать роман "Реквием" - истинная история любви и разлуки Лери и Гафиза (Гумилева). Не окончен
1921 - 01 сентября. Афганское правительство заявило об отказе от подрывной пропаганды в пределах РСФСР и Туркестанской Советской Республики
1921 - 24 ноября. Отправляет Анне Ахматовой сочувственное письмо  с продовольственной посылкой..."немного хлеба и немного меда"
1922 - Лето. Афганистан. Эмир призвал афганцев-басмачей вернуться к домашним очагам, угрожая жестоко наказать за ослушание
1923 - Весна. Возвращается в Москву. Занимается изучением положения рабочего класса на Урале, в Донбассе, в текстильных районах
1923 - Запрашивает и получат от Раскольникова согласие на развод и становится любовницей Карла Радека
1923 - Октябрь. Германия. Вместе с Карлом Радеком. Стала свидетелем подъема и разгрома революции
1923 - Декабрь. Раскольников возобновляет журналистскую деятельность
 
1924 - Раскольников под псевдонимом Петров руководит восточным секретариатом Коминтерна
1924 - Специальный разъездной корреспондент газеты "Известия"
1924 - Книга очерков "Фронт"
1925 - Книга "Уголь, железо и живые люди"
1925 - Книга "Афганистан"
1925 - Германия. Висбаден. Прибыла на лечение от малярии
1925 - Книга "Гамбург на баррикадах"
1925 - Поездки по Уралу и Донбасу
1925 - Заканчивает книгу "В стране Гиндербурга"
 
1926 - 09 февраля. Стакан сырого молока, тиф, смерть... Гроб в Доме печати на Никитском бульваре...
1926 - 11 февраля. Москва. Ваганьковское кладбище. Похоронена на "площадке коммунаров"... За гробом вели под руки Карла Радека...
 
1928 - Вышел двухтомник. Собрание сочинений со вступительной статьей И. Крамова
1928 - Смерть отца - Рейснера Михаила Александровича

 
Рейснер, Ларисса Михайловна [1895—1926] — советская писательница, журналистка. Член ВКП(б) с 1918. Р. в Польше. Отец Р. — профессор государственного права, до 1905 — политический эмигрант. Высшее образование Р. получила в петербургском Психоневрологическом институте. Начало ее лит-ой деятельности — 1912—1913. Первым произведением Рейснер была пьеса «Атлантида» (альманах «Шиповник», 1913) — незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, — написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева. В 1915—1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов — В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., — издавала журнал «Рудин» (вышло 8 номеров), задачей которого было — «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни». Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму (см.) и отчасти акмеизму (см.). Рейснер выступала под псевдонимами Л. Храповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить «революционное учение марксизма» в «пасхального масляного барашка», то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. д.). В 1916—1917 Рейснер — сотрудник интернационалистского журнала «Летопись» (см.) и газеты М. Горького «Новая жизнь».

Р. — представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса. Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников. Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика.

Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918—1919 — на Чехо-словацком фронте. Памятником этой эпохи является книга очерков «Фронт». Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым, скрадывается, затушевывается описанием героев Волжской флотилии, знаменитой обороны Свияжска и других эпизодов революционной войны.

В 1920 Р. — в составе советской дипломатической миссии в Афганистане. Разоблачение колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс — таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт «мертвого Востока», где на фабрике («Машин-хане») «бьют палками по голым плечам,... где хозяин фабрики — вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице».

В 1923 Р. — в Германии. Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р. — «Гамбург на баррикадах» [1924]. Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов. В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны «В стране Гинденбурга», где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание «концентрационного лагеря нищеты» — армии безработных.

Жадный интерес к жизни, к новым людям строящегося социалистического общества заставляют Р. по возвращении из Германии поехать в угольные и горные районы Урала и Донбасса. Плод этой поездки — книга «Уголь, железо и живые люди» [1925]. Не скрывая всех трудностей строительства, Рейснер показывает те «гигантские шаги, которыми идет вперед новая бытовая культура».

Последнее крупное произведение Р. — исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925). Мастерски воссоздаются Рейснер классово-отточенные, социально-диференцированные образы участников декабрьского восстания: Штейнгеля — этого «мятежника не по чувству, а по голому разуму», непримиримого бунтаря Каховского, представителя «мелкодворянской, канцелярской, захудалой Руси», аристократического вождя, неудачного диктатора — князя Трубецкого.

Произведения Р. — вдумчивого, острого наблюдателя, участника описываемых событий и фактов — не сухие хроникерские заметки, а темпераментные, взволнованные, проникнутые лирическим пафосом документальные записи виденного. В своей творческой практике Р. пользовалась разнообразными, но очень близкими, почти смежными литературно-журнальными жанрами — фельетон, очерк, мемуар, портрет и т. д. Метафоричность, обилие и разнообразие развернутых сравнений — одна из характерных черт стиля писательницы. Влияние русских и западных символистов, налет эстетизма особенно сильно сказываются на первых послереволюционных произведениях Р. Реминесценции из области античного мира, мифологии — «зелено-пурпурные Эосы», «черные Стиксы», мистические образы «черного ворона», вычурные эстетские метафоры (напр. «жизнь борется за правду, за белых лебедей своего воскресенья» и т. д.) — дисгармонировали с материалом и характером очерков. От этих пережитков интеллигентско-утонченной культуры постепенно освобождалась Р. Изысканность и вычурность письма заменяются в дальнейшем чеканными, реалистически-конкретными языковыми образами. Стремясь к наибольшей выразительности, конкретности своих очерков, Р. умело подбирает сравнения и метафоры, связанные с той обстановкой, бытом, средой, к-рые она описывает. Так напр. приморский город Гамбург сравнивается с «крупной, мокрой, еще трепещущей рыбой, только что вынутой из воды», а язык Гамбурга, пропитанный морем, «солон, как треска,... скользок, богат и легок, как чешуя глубоководной редкой рыбины»; в стране Гинденбурга даже «дымы ползут», как «цифры ежегодных Крупповских дивидендов», и т. д.

Публицистическая заостренность, сочетающаяся с лирической взволнованностью, с пафосом революционного бойца, характеризует творчество Р. Оптимистическое утверждение жизни, радость и боевой задор строителя социалистич. общества пронизывают все произведения Р., первой советской очеркистки.

Наиболее зрелыми, художественно крепкими являются такие произведения Р., как «Гамбург на баррикадах», «В стране Гинденбурга» и «Портреты декабристов».

Преждевременная смерть прервала жизнь яркого художника, борца-большевика в самом разгаре ее творческой деятельности.

Библиография: I. Собр. сочин., со вступ. ст. К. Радека, тт. I—II, Гиз, М.—Л., 1928 (т. I. Фронт — 1918—1919, Афганистан; т. II. Гамбург на баррикадах, В стране Гинденбурга, Уголь, железо и живые люди, Декабристы).

II. Ильинский И., Памяти Лариссы Рейснер, «Печать и революция», 1926, III; Кольцов М., Милый спутник, «30 дней», 1926, III; Смирнов Н., Памяти Лариссы Рейснер, «Новый мир», 1926, III; Сосновский Л., Памяти собрата, «Жизнь искусства», 1926, VII; Инбер Вера, Ларисса Рейснер, «Красная новь», 1927, II; Оксенов И., Ларисса Рейснер, Критический очерк, Л., 1927; Смирнов Н., Неотразимый образ, Заметки о Лариссе Рейснер, «Новый мир», 1929, П.; Боронина Е., Ларисса Рейснер, «Залп», 1931, № 2; Никулин Л., Записки спутника, Ленинград, 1932; Радек К., Портреты и памфлеты, т. I, Москва, 1933 (ст. о Лариссе Рейснер — перепеч. вступ. статья из собр. сочин.).

III. Витман А., Покровская Н., Этингер H., Восемь лет русской художественной литературы, Гиз, М.—Л., 1926; Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.

Л. Поляк

Встречи, люди, нравы, судьбы....время

 
www.pseudology.org