Москва 'Искусство', 1988  
Телевидение и мы. Четыре беседы
Предисловие
Кравченко, Леонид ПетровичЗавидую читателю, который впервые откроет эту книгу, начнет вчитываться в неё и осмысливать все сказанное её автором. Четверть века назад впервые вышла она в свет, но и по сей день не утратила своей привлекательности. Помню, какое сильное впечатление на меня, недавнего выпускника факультета журналистики МГУ, произвела эта книга при первом знакомстве в 1963 году. Телевидение тогда ещё только искало свои пути. Масштабы его деятельности были, по нынешним меркам, довольно скромны. До вступления в строй крупнейшего в Европе Останкинского телецентра оставалось четыре года. Но все, кто был причастен к телевизионному делу, испытывали в те времена острую жажду нового, стремились к неизведанному в теории и практике домашнего экрана, горячо спорили о его творческих возможностях.

И вот эта книга с простым и емким названием, которая явилась для меня как бы вторым открытием Телевидения и заставила на многое в нём посмотреть другими глазами. Уже в начале 60-х годов Вл. Саппак разглядел большое будущее Телевидения и как уникального средства Информации и как удивительного, синтетического Искусства. Теперь мы видим: прозорлив был автор.

Телевидение в наши дни стало всеохватным. Даже кино вынуждено уступить своему младшему брату пальму первенства по части популярности. Когда показывают интересный многосерийный телефильм, пустеют улицы городов. Программа "Время" собирает у телеэкранов свыше 80 процентов взрослого населения страны. А некоторые спортивные состязания ныне одновременно смотрят более миллиарда людей на всей планете.

Для Телевидения нет границ и расстояний. Люди, живущие в разных странах, с помощью телемостов знакомятся друг с другом, вступают в диалог прямо в эфире. Нас не удивляют уже репортажи с борта космических кораблей и даже приходящие на наши экраны телевизионные изображения поверхности других планет. Телевидение заглядывает в толщу земли и в глубь океана. Оно — в школе и институте, в театре и концертном зале, в магазине, на стадионе — повсюду. Оно вошло в жизнь каждой семьи. И об этой вездесущности Телевидения Вл. Саппак сказал свежо и сильно.

Конечно, Телевидение — мощный инструмент воздействия на общественное мнение. У нас в стране оно играет все более важную роль в идеологической работе партии, в политическом, культурном и нравственном воспитании людей.

Телевидение — трибуна миллионов. Особенно ясно это видно при проведении прямых передач, в ходе которых зрители имеют возможность по телефону задавать вопросы людям, находящимся в студии, и тут же получать ответы. Все более эффективной формой обмена мнениями становятся телевизионные дискуссии по широкому кругу вопросов. В таких передачах наиболее полно раскрываются те природные свойства малого экрана, которым Вл. Саппак посвятил немало страниц своей замечательной книги.

Телевидение — "окно в мир": с его помощью мы узнаем столько нового, что никакое другое средство Информации не может сравниться с ним в этом качестве.

Телевидение — электронный учитель, прекрасный популяризатор знаний.

Телевидение — незаменимое средство организации досуга населения. Оно предлагает зрителю обширный выбор программ — фудожественных, развлекательных, спортивных. И все это легко доступно: достаточно повернуть ручку переключателя в телевизоре.
Немало написано и сказано о магии Телевидения. Вл. Саппак одним из первых попытался объяснить её истоки, определить те качества, которыми так привлекает нас телеэкран.

Телевидение создает "эффект присутствия", поскольку с его помощью мы становимся свидетелями события в момент его свершения.

Телевидение достоверно, поскольку, видя воочию событие на экране, мы можем самостоятельно судить о нём и делать выводы.

Телевидение интимно: ведь любой из нас, усаживаясь перед телевизором, испытывает ощущение, будто именно к нему в дом пришло изображение, именно к нему обращаются с экрана.

В своей книге Вл. Саппак точно подметил и ряд других черт, органически присущих Телевидению. "Абсолютный слух" на Правду — вот что от природы получило Телевидение", — справедливо утверждал он. И проявляется этот "абсолютный слух" прежде всего в том, как замечательно раскрывает Телевидение личность, характер человека.

Действительно, в передаче предстает перед вами совсем незнакомый человек. Но вот он говорит, откликается на слова собеседников или даже просто молчит — и вы постепенно начинаете чувствовать его как бы изнутри. Эта удивительная особенность Телевидения позволила Вл. Саппаку назвать его "рентгеном личности", "рентгеном характера".

В заключение приведу, может быть, самые главные слова, содержащиеся в этой книге, главный её вывод: "...Телевидение — в своей идее — поднимает или, скажем даже, утверждает значение человеческой личности, свободу и непосредственность её выявления, новый, интимный характер её контактов с широкой общественной средой. На вопрос — быть или не быть Телевидению Искусством?— я отвечаю: быть!"

Прекрасно сказано, и тут трудно что-либо добавить.
----------------------
Кравченко, Леонид Петрович - первый заместитель Председателя Гостелерадио СССР

Содержание

 
www.pseudology.org