11

           Февраль, а затем Октябрь подняли Скутину к жизни, а жизнь означала для нее одно - действие. Она стала поборником всего нового.
           Вот когда пригодились крестьянской женщине знания, почерпнутые из множества прочитанных книг, равно как и опыт, добытый в суровых университетах жизни.
           Скутина с увлечением взялась за трудную, беспокойную работу агитатора. Она стала первой в деревне красной делегаткой. Не было ни одного общественно-важного дела, в которое не был бы внесен ее боевой дух.
           Враги грозили расправиться с ненавистной им "агитаторшей", угрожали всяческими бедами ее детям: подростку Семену и малышу Николаю. Но активистку не могли запугать. Сельские мироеды попытались использовать в своих гнусных целях морально неустойчивого Василия Скутина. Афанасия Семеновна решительно - и теперь уже бесповоротно - порвала со своим мужем, оказавшимся в чужом ей стане.
           Обстановка осложнялась. Белогвардейские отряды давали о себе знать то в одном, то в другом селе. Надо было готовиться к вооруженному отпору. И она действовала. Это едва не стоило ей жизни.
           Белая дружина сразу после своего воцарения схватила Афанасию Семеновну. Приговор был предопределен: смерть. С тем и отправили ее в волостной центр. Каким-то чудом смертная казнь миновала активистку. Скутину подвергли порке и другим истязяниям. Она вышла из "холодной" инвалидом. Но - вышла. А коль так, то свою работу не прекратила.
           "Когда мы вернулись, то она была искалечена и ходила на костылях", - вспоминает та же Никонова, на свидетельство которой мне уже довелось ссылаться.
           Да, Скутина знала, за что и как вести борьбу.

12

... Делегатский билет N 126 на Екатеринбургскую губернскую конференцию. Скутину направили сюда ее товарищи по Ирбитскому уезду. Это было в самом начале 1920 года.
... Удостоверение о назначении на должность организатора Шогринской волости - выдано летом того же, двадцатого.
... Мандат на проведение "собрания с гражданами, не имеющими семян в Хайдуковском обществе". Он предписывает "оказывать тов. Юрьевой помощь вплоть до предоставления подвод". Дата - май 1921 года.
           Юрьевой? Ах да, эту фамилию носит сын от второго брака. Так вот в какое напряженное время нашла женщина свое личное счастье... Ее другом, ее мужем стал такой же, как она сама, рядовой партиец Илья Юрьев. Их свела совместная работа.
           До чего волнуют эти скромные, истертые на сгибах, пожелтевшие от времени листки-документы! Каждый несет в себе свое, новое, позволяя ярче, полнее представить их владелицу в тревожное время.
           Мандаты, удостоверения, справки...
           Но что это?
           "Юрьева Роза Семеновна..." Почему "Роза"? Снова - "Розе Семеновне Юрьевой поручается..." Как понять? Если ошибка, то почему она многократно повторяется?

13

           "Никакой ошибки нет", - ответил на мой вопрос Юрьев из Ленинграда.
           И я узнал "секрет" нового имени.
... Шел 1924-й. Юрьевы жили в другом месте - Илью Ивановича, в прошлом питерского пролетария, затем красногвардейца, направили на егоршинские угольные копи (ныне город Артемовск). Нашлось здесь дело и для Афанасии Семеновны - она развернула большую работу среди женщин.
           В том году ей вновь довелось пережить радость материнства.
           "Крестить" новорожденного решили по-новому, а назвать Владимиром.
           Официальное свидетельство - на плохонькой бумаге, но сколько в нем революционной страсти!
           "Мы, нижеподписавшиеся, удостоверяем, что в ряды трудящихся СССР вступил новый гражданин Юрьев Владимир Ильич. Мы, собравшиеся на крестинах, приветствуем в тебе нового борца за дело трудящихся, за достижение нашей великой цели...
... Не поповским крестом и молитвой введен ты в гражданство СССР. Помни, что тебя не коснулось наследие темноты, невежества, рабства, дурманом которых утешали, сковывали умы угнетатели. Ты свободен от этих оков. Твои старшие товарищи наказывают тебе идти по единственному правильному пути.
           Иди этим путем и будь постоянным сыном своего класса, достойным носить имя борца революции..."
           В каждой строчке - высокий накал времени.
... Мать новорожденного на том торжественном вечере получила еще один документ.
           Она сама решила отречься от старого, попом данного, имени и взять себе новое, революционное.
           Героиней Афанасии Семеновны с давних пор была Роза Люксембург. В честь нее и приняла женщина имя: Роза.

14

           История ее жизни могла бы послужить материалом для романа. Я же, насколько это возможно, стараюсь быть кратким. Факты, только факты...
           Многое выпало на долю бывшей корреспондентки Льва Толстого. Но главным для Скутиной-Юрьевой стало созидание новой жизни на селе.
           Илья Иванович был направлен для организации сельхозартели в дер. Семенчи. Переехав с мужем, она быстро заслужила добрую славу у еще совсем недавно незнакомых людей. "Председательша" стала инициатором радиофикации деревни; по ее предложению создали первую в районе столовую, первую пошивочную мастерскую, первый коллектив художественной самодеятельности.
           Если тогда, после получения письма из Ясной Поляны, женщина вняла совету "не писать", то теперь она вновь взялась за литературное творчество.
           Сельские артисты буквально измучились без репертуара на злобу дня, и их руководительница попыталась восполнить этот пробел.
           В Семенчи, в других селах, в самом районном центре поныне помнят поставленные ею пьесы "Леон-подкидыш", "Пасхальная свечка" и другие. Сама же она их и написала.
... Две тощие ученические тетрадки. На одной из них название: "Пасхальная свечка". Ниже стоит подзаголовок: "Пьеса в 4-х действиях". И пометка: "Сюжет пьесы взят с факта".
           Борьба нового со старым - вот идея "Пасхальной свечки".
           Борьба нового со старым - вот идея "Пасхальной свечки". досконально зная быт села, весь уклад его жизни, находясь в самой гуще крестьянства, автор сумел показать и тех, кто всеми силами цепляется за отжившее, прошлое, и тех, кто им противостоит. Характерна приписка в самом конце: "Здесь можно говорить-агитировать против темноты деревни". Против этого агитировала вся пьеса.
           Нет, крестьянка не отказалась от литературного труда и, хотя высот в нем не достигла, смогла поставить его на службу людям. А ведь об этом, только об этом мечтала Афанасия из Хайдука, когда посылала свои стихи Толстому.

15

           Это была деятельная, неугомонная натура. Новые и новые подробности, которые я черпал из писем, документов, рассказов, подтверждали правильность такого вывода.
           Продолжить ее историю - значит вспомнить, как уже на шестом десятке лет организовала она из таких же, как сама, пожилых женщин специальную бригаду и на деле доказала возможность выращивать в довольно суровых условиях хорошие овощи.
           Вести рассказ дальше - это припомнить ее заметки с критикой недостатков в уральских газетах, инициативу и расторопность в развертывании сельских бытовых мастерских, поведать о том, как в военную годину она стала одной из зачинательниц сбора теплых вещей для фронтовиков.
           Среди них были ее сыновья, ее внуки. В первые дни войны, настоял на досрочном призыве семнадцатилетний Владимир. Ушли воевать средний сын - Николай, внук Виталий и другие члены семьи.
           Она писала им. Писала душевные, бодрые письма, исполненные веры в разгром врага. Даже большое личное горе - гибель Николая - не лишило ее стойкости. До сих пор хранит Владимир Юрьев одно из писем, полученных им в промежутке между боями.
           Всего несколько дней не дожила она до светлого праздника победы. Но ей посчастливилось слышать по радио торжественные залпы столицы в честь доблестных воинов, которые вели бои уже на подступах к Берлину...