Фатех Вергасов

Надарая С.Н.
палач
Надарая С.Н.Надарая С.Н. Телохранитель небезызвестного деятеля советских карательных органов Л.П. Берии, а до того – комендант внутренней тюрьмы НКВД Грузии. Полковник.
 
В годы сталинского террора, будучи исполнителем смертных приговоров, славился непревзойденной скорострельностью - расстреливал до 500 человек за ночь. В сентябре 1955 года в Тбилиси был приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет
-------------
Бывший комендант НКВД Грузии Надарая, специализировавшийся на поставке женщин и девочек для Сталина и Берия, был осужден на 10 лет, вышел на свободу в 1965г., живет в Грузии
-------------
... Спустя некоторое время после начала заседания Президиума ЦК в дежурную комнату, в которой ожидали своих охраняемых начальники охраны, заглянул заместитель министра внутренних дел И.А. Серов. Своей должности заместитель министра был во многом обязан главному заговорщику Никите Хрущеву, перетянувшему его из Киева в Москву.
 
Серов позвал телохранителя Берии и, обняв его за талию и по-дружески улыбаясь, увлек по кремлевскому коридору. Уже через час Надарая обживал камеру следственного изолятора
------------------
... Немного об исполнителях приказа Ежова и указаний Политбюро ЦК ВКП(б). "Очистка" Соловков от антисоветского элемента была поручена особой тройке УНКВД по Ленинградской области, созданной на основе приказа № 00447 НКВД СССР в составе Заковского, Гарина и Позерна. Несколько слов об этих видных деятелях НКВД той поры, тем более что один из них имеет прямое отношение к Татарии.

Л.М.Заковский - комиссар госбезопасности 1-го ранга, начальник УНКВД по Ленинграду и области. Был прислан на эту должность в декабре 1934 года после убийства Кирова. Пользовался полным доверием Сталина и Ежова.
 
Гарин В.Н. (Жебенев И.Н.) в 1934 - 1936 гг. - полпред ОГПУ, а затем нарком внутренних дел республики. Старший майор ГБ. Работая в Татарии, хорошо знал политическую обстановку и принимал активное участие в репрессиях. В 1936 году стал заместителем Заковского в Ленинграде. Присланный на его место в Татарию комиссар госбезопасности П.Рудь летом 1937 года был арестован и вскоре расстрелян. Б.Позерн - прокурор Ленинградской области.

Итак, решением особой тройки в составе вышеупомянутых лиц на основании "альбомных дел" (читатель ниже увидит одно из них) к расстрелу было приговорено 1825 заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначения. Последнюю группу из 200 человек расстреляли прямо на Соловках в феврале 1938 года, до этого успели спешно вывезти в Ленинград и расстрелять там в декабре 1937 года еще 509 человек.
 
Однако судьба самого большого этапа из 1,116 человек, вывезенного на материк в конце сентября - начале октября 1937 года, долгие годы оставалась неизвестной. И вот наконец усилиями НИЦ "Мемориал", сотрудников ФСБ Ленинграда, Карелии и СБУ в 1995 - 1997 гг. были раскрыты все детали этой трагедии.

2
 
Решением особой тройки 9,10 и 14 октября (№№ протоколов 81,82,83,84,85) осуждено к ВМН 1,116 человек, приговор приведен в исполнение в отношении 1111, пять человек этапированы в другие лагеря по оперативным соображениям и расстреляны несколько позже.
 
Расстрелы, судя по актам, проводились: 27 октября - 208 человек, 02 ноября - 180, 03 ноября - 265, 04 ноября - 248, 01 ноября - 210. Исполнение приговора тройки было поручено уже "набившему руку" на этих делах капитану госбезопасности М. Матвееву - заместителю начальника административно-хозяйственного управления УНКВД ЛО. Вот как отразилась эта бухгалтерия смерти в документах.

В июле 1996 года Карельское УФСБ (начальник архива Г.Свидский) помогло прояснить судьбу "исполнителя" - капитана М.Матвеева, привлеченного к суду в 1939 году вместе с группой оперативных работников Белбалтлага за превышение власти.
 
В их деле содержались недостающие факты, раскрывшие механизм расстрела "соловецких этапов" в октябре-ноябре 1937 года. Осужденные морем доставлялись в Кемь, оттуда по железной дороге их перевозили в "столицу" Белбалтлага - Медвежьегорск и помещали в СИЗО, вмещавший более 300 человек.
 
Оттуда их доставляли связанными в автомашинах к месту расстрела, находившемуся в 16 километрах от Медвежьегорска в урочище Сандормох, где Матвеев лично, иногда прибегая к помощи помощника коменданта УНКВД ЛО Алафера, расстреливал их из револьвера. Ежедневная "норма", в соответствии с протоколом тройки, составляла 200-250 человек. Между первым днем расстрела 27 октября и вторым -1 ноября был трехдневный перерыв, вызванный попыткой бегства нескольких смертников на полдороге до Сандормоха, сумевших развязать руки и выпрыгнуть из машины.

Стреляли в лоб, а не в затылок, чтобы исключить возможность прыжка в яму, на мгновение опережающего выстрел. Такие случаи хоть и редко, но бывали.

3
 
У читателя может возникнуть сомнение в возможности расстрела одним человеком 200-250 человек в течение одного дня из личного оружия - как правило, нагана. Это делали профессионалы. Бывали "достижения" и больше: комендант тбилисской тюрьмы Надарая установил, пожалуй, непревзойденный "рекорд", расстреляв за одну ночь около 500 человек; в 1937 году комендант Лубянки Блохин расстрелял более 200 человек за сутки.
 
Несколько меньшая "нагрузка" легла на коменданта казанской внутренней тюрьмы НКВД - ему пришлось после вынесения приговоров выездной сессией военной коллегии ВС СССР расстрелять 9-11 мая 1938 года около 200 человек. Конечно, до Надарая далеко, но тоже впечатляет.

Хочу подчеркнуть, что приведение приговоров в исполнение происходило на вполне законной основе - по приговорам судов и троек. Поэтому никто из исполнителей к ответственности не привлекался. В отличие от следователей, часть из которых в 1939-1941 гг. привлекалась к ответственности за избиения и пытки во время допросов

Мальков Павел Дмитриевич. "Записки коменданта Московского Кремля",- М Молодая Гвардия 1959г. 287с. Твердый переплет, обычный формат. Автор был комендантом Кремля в 1918-1920 гг. На стариницах этой книги он подробно рассказал, как лично растрелял Фанни Каплан... Хотя есть и другие версии...

 
www.pseudology.org