Речь представителя Компартии Польши Белевского.

(Заседание 2 февраля 1934 г., вечернее)

 

(После перерыва.)

Председательствующий. Товарищи, заседание возобновляется. Слово имеет от коммунистической партии Польши товарищ Белевский. (Все встают. Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию.)

Мануильский. Да здравствует коммунистическая партия Польши! (Бурные продолжительные аплодисменты.)

Белевский. От имени Центрального комитета компартии Польши передаю XVII съезду большевистской партии горячий пламенный привет. (Бурные аплодисменты.)

Товарищи, период между XVI и XVII съездами вашей партии, являющийся для Советского Союза периодом гигантских достижений в области хозяйственного строительства, культурного развития страны и улучшения положения трудящихся, был для капиталистической Польши периодом глубочайшего кризиса, приведшего к крайнему обнищанию и невыносимой нужде эксплуатируемых трудящихся масс.

Экономический кризис в Польше является особенно затяжным и острым, и даже те проявления некоторого подъема производства, которые мы наблюдаем в ряде капиталистических стран в 1933 г., нашли в Польше лишь незначительное отражение

Попытки буржуазии найти выход из Кризиса путем жестокого наступления на условия жизни рабочего класса встречают упорное и острее сопротивление. Растет возмущение разоряемых масс крестьянской бедноты и середнячества. Растет ненависть порабощенных народов Западной Украины и Западной Белоруссии против национального угнетения и оккупации.

Буржуазия пытается преодолеть это сопротивление путем заострения террора, дальнейшей фашизации всех звеньев государственного аппарата. Происходит все большее сосредоточение всей власти в руках основной фракции фашистского лагеря — пилсудчины. И это последнее вызывает в свою очередь раздоры и трения в лагере самой буржуазии.

Польша подходит вплотную к революционному кризису.

Основным фактором революционного подъема в Польше является стачечная борьба пролетариата. Эта борьба, начиная с 1930 г., усиливается непрерывно как по своему размаху, так и по остроте и упорству.

По данным официальной фашистской статистики, в 1930 г. имели место 344 забастовки, охватившие 53 544 рабочих. В 1931 г. имели место 359 забастовок, охвативших 107 956 рабочих, в 1932 г. — 515 забастовок, охвативших 308 025 рабочих. И, наконец, только за первую половину 1933 г, имели место 344 забастовки, охватившие 361 543 рабочих. Еще быстрее растет статистика потерянных в стачках дней.

За эти годы мы имели три крупных волны забастовочного движения.

Первую полосу крупных забастовок открыли горняки Домбровского и Краковского бассейнов весной 1931 г. и трамвайщики Варшавы. В этой последней стачке наша партия оказалась полным хозяином положения, отметая в сторону социал-фашистов руководя самостоятельно до конца победной всеобщей стачкой трамвайщиков. Эта забастовка стала поворотным пунктом для всего движения рабочего класса и показателем роста роли партии в стачечном движении.

Вслед за этими стачками разлилась широкая волна отдельных, разрозненных забастовок по всей стране. На сцену выступает новая форма, которую смело можно назвать польской формой борьбы рабочих против наступления капитала, — забастовка, соединенная с занятием рабочими фабрик на целые дни и ночи. Эти забастовки перерастали часто в самые острые и подчас кровавые столкновения со всем аппаратом буржуазного насилия.

Последняя волна, начавшаяся ранней весной 1933 г., открывается героической всеобщей забастовкой текстильщиков Польши. Эта борьба по своей остроте, упорству и массовости превосходит все прежние массовые выступления текстильщиков. Эта борьба указывала тоже на возросшую роль нашей партии в руководстве борьбой пролетариата.

Таким образом, мы в процессе развертывающейся борьбы пролетариата в значительной степени преодолели ту слабость, на которую указывал товарищ Ленский, выступая здесь перед вами на XVI съезде ВКП (б), слабость в руководстве повседневными экономическими боями пролетариата.

Период между XVI и XVII съездами вашей партии был в Польше также периодом подъема революционного крестьянского движения, Если в 1931 г. мы имеем только разрозненные, слабо организованные выступления крестьян, то уже в 1932 г. революционное крестьянское движение принимает на отдельных участках характер массовых повстанческих взрывов, в которых растет руководящая роль партии. В 1933 г. накопляющаяся огромная ненависть и революционная энергия крестьянских масс вылились на территории коренной Польши в грандиозное движение, охватившее около 100 тыс. крестьян в Средней Галиции, движение, имеющее характер ряда крупных восстаний.

Под влиянием этих событий белорусские крестьяне Кобринского уезда выступают на помощь восставшим галицийским крестьянам. Осенью происходят массовые крестьянские процессы, на которых осуждено свыше тысячи революционных крестьян. Во всей Польше продолжаются крестьянские забастовки, на этот раз против эксплуатации капиталистами, помещиками, монопольными организациями и государством крестьян при помощи низких цен на продукты крестьянского хозяйства.

Нужно сказать, что, несмотря на усиление влияния партии в деревне и рост ее роли в движении, в деревне очень сильно еще влияние кулацко-крестьянских партий, которые пытаются при помощи «левой» фразы затормозить перехлестывающее через их голову движение масс крестьянской бедноты и середнячества.

Этот период был также периодом дальнейшего развития и роста национально-освободительного движения и борьбы, в первую очередь крестьянских масс на Западной Украине и Западной Белоруссии. Наиболее ярким проявлением этой борьбы, которая определила собой развитие революционного подъема во всей Польше, была волна поджогов помещичьих, кулацких и государственных имений на Западной Украине осенью 1930 г. Кровавая пасификация, волна карательных экспедиций были ответом на это движение.

На волне растущего революционного подъема росла и укреплялась наша партия. Если в 1930 т. мы имели всего 6 тыс. членов, то в 1933 г. мы имеем уже 17 800. К этому нужно добавить рост нашего комсомола, который насчитывает теперь 15 тыс. членов. Тем не менее, мы недовольны, особенно за последнее время, темпами нашего роста. Некоторое ослабление этого темпа объясняется в первую очередь тем, что мы недостаточно воспитываем и закрепляем вновь вступающие в партию элементы, что мы не поспеваем в деле выдвижения руководящих кадров, способных охватить и закрепить идущие в партию массы. Это выдвижение зачастую не поспевает за громадными потерями, которые мы имеем в связи с возрастающим террором.

Период от 1930 до 1933 г. был также для нашей партии периодом идеологического роста. Мы за это время сделали довольно много в деле идеологического преодоления люксембургианского наследства и меньшевистского наследства ППС-левицы, в деле ленинской критики люксембургианства. Письмо товарища Сталина в редакцию «Пролетарская Революция» — «О некоторых вопросах истории большевизма» — было для нас огромным подспорьем и стимулом. Мы за этот период подытожили результаты нашей внутрипартийной дискуссии и разработали программу нашей партии.

Наконец этот период был периодом усиления единства и сплоченности нашей партии. Если на XVI съезде вашей партии товарищ Ленский докладывал вам, что мы после длительной внутренней борьбы, борьбы против правого уклона, вступили на путь консолидации, то сейчас мы можем смело сказать, что этот период консолидации полностью закончен, что наша партия едина и сплочена. Обанкротившиеся, не пожелавшие капитулировать перед партией бывшие вожди правой группы — Костржева, Круликовский и др. — целиком разбиты и от партии изолированы. Отдельные осколки правооппортунистической группы в стране отошли от партии и скатились в объятия троцкизма. Благодаря отпору, данному рабочими и партией, они сумели потянуть за собой лишь мелкие ренегатские группы, преимущественно мелкобуржуазные и интеллигентские.

Несмотря на ряд достижений в области поднятия идеологического уровня нашей партии, политическая активность отдельных звеньев нашей партии далеко недостаточна. Указанное уже отставание наше в деле политического воспитания новых кадров и в деле выдвижения руководящих кадров несомненно отражается на политической активности и инициативе наших партийных организаций.

Одной из основных слабостей нашего движения и нашей работы является слабость, недостаточная организованность, недостаточный размах политических выступлений и политических стачек. Напряжение классовых противоречий, большой размах экономической борьбы, острота политического наступления буржуазии на рабочий класс, возрастающий разгул террора создают все предпосылки для развертывания массовых политических стачек. Задача сочетания экономических и политических выступлений, направления острия борьбы против всей капиталистической системы, против диктатуры буржуазии тесно связана с задачей преодоления политических маневров буржуазии и социал-фашистов, противопоставления их обманчивым лозунгам и обещаниям нашей программы революционного выхода из кризиса и нашего центрального лозунга — «власть советам». Развитие движения все больше подводит массы к борьбе со всей капиталистической системой, ибо все больше растет в массах сознание невозможности реального улучшения положения в рамках капиталистической системы.

Огромный размах политических выступлений пролетариата в начале текущего 1934 г. показывает, насколько правильно партия наша поставила в период XIII пленума ИККИ вопрос о руководстве политическими стачками как один из важнейший для нашей партии вопросов.

Слабости и недостатки нашей партии в политической борьбе затрудняют нам борьбу с социал-фашизмом, применяющим еще более изощренные маневры, пользующимся все более острой фразеологией, пытающимся перехватить настроение масс, удержать во что бы то ни стало свои позиции в массах. Эти позиции социал-фашизма в массах еще довольно сильны, особенно в профессиональном движении, а котором мы совершенно недостаточно развертываем нашу борьбу.

Усиление нашей политической активности особенно необходимо сейчас в связи с активизацией всех партий буржуазии, в связи с теми новыми трудностями, которые создает для нас вся обстановка посла гитлеровского переворота. Фашистский переворот в Германии вызвал это усиление активности буржуазии и социал-фашизма, усилил процесс фашизации в Польше. Он стал исходным пунктом для подъема националистических настроений, травли нашей партии, усиления террора против партии и революционного движения. Польская буржуазия пыталась использовать фашистский переворот для того, чтобы создать единый национальный фронт, направленный по своим внешним формам против Германии, но который она могла бы в любой момент переключить против Советского Союза. Но польская буржуазия боится, как огня, растущих в массах действительных симпатий к Советскому Союзу, симпатий, вызываемых гигантскими успехами социалистического строительства и мирной политикой Советского Союза, симпатий, которые развивает и укрепляет наша партия. Поэтому наряду с мирными маневрами в отношении СССР польская буржуазия пытается во что бы то ни стало дезориентировать массы, усыпить их бдительность в отношении опасности контрреволюционной войны против СССР, представить себя истинным другом Советского Союза, охватить своим влиянием и контролем растущее просоветское движение, а нашу партию представить в глазах масс как помеху для мирной политики Советского Союза и для установления нормальных отношений между Советским Союзом и Польшей. Одновременно, несмотря на все противоречия, польская буржуазия пытается договориться за кулисами с германским фашизмом, о чем ярко свидетельствует заключение пакта о ненападении с фашистской Германией.

Наша партия дает решительный отпор маневрам буржуазии и социал-фашистов, отпор шовинистической кампании. Она разоблачает «мирные» маневры фашизма, противопоставляет им последовательную мирную политику Советского Союза, мобилизует массы на защиту Советского Союза. Мы должны еще более упорно разоблачать клевету буржуазии, еще более разъяснять массам сущность мирной политики СССР. Учитывая новую обстановку, новые соотношения империалистических сил, мы мобилизуем массы на борьбу против опасности войны и в первую очередь опасности контрреволюционной войны против Советского Союза, откуда бы она ни исходила. Мы при этом настойчиво внедряем в массы сознание, что главный враг польских трудящихся масс — в собственной стране, что главный враг — собственная буржуазия, что эта буржуазия в любой момент может попытаться реализовать свою заветную мечту — стать авангардом в контрреволюционной войне империалистов против Советского Союза.

На одном из участков нашей борьбы с национализмом мы имеем серьезный прорыв — это на участке борьбы с буржуазным украинским, а отчасти и белорусским национализмом. Украинский буржуазный национализм необычайно усилил свою активность после гитлеровского переворота. Украинская буржуазия окрылена надеждами на близкую войну, окрылена планами Розенберга. Ее подстегивает польская буржуазия, которая не может отказаться при всех своих мирных маневрах от политической подготовки своего украинского плацдарма для будущих войн. Украинская буржуазия взбешена социалистическим наступлением на Советской Украине и ликвидацией там своей кулацкой опоры. Поэтому украинский буржуазный национализм развернул неслыханную травлю против Советского Союза и националистскую кампанию среди украинских масс. Раскрытие контрреволюционной агентуры на Украине и удар по скрыпниковскому националистическому уклону еще более усилил ярость украинской буржуазии.

Этой травле и этому националистическому наступлению наша украинская партия не дала достаточного отпора, не оказалась на высоте положения. В нашей украинской партии выявились глубоко засевшие остатки васильковщины, выявились глубоко проникшие элементы национализма, находящие идеологическую опору в скрыпниковщине и поддерживающие и усиливающие скрыпниковщину. Вследствие отсутствия бдительности контрреволюционная агентура врага — агентура УВО (Украинской военной организации) — проникла до центральных органов нашей украинской партии и тем самым имела возможность протаскивать в партию враждебные идеологические взгляды, саботировать и тормозить борьбу с национализмом. Решительная борьба большевистской партии Советской Украины против скрыпниковского уклона и против контрреволюционной агентуры врага помогла вскрыть эти махинации врага в рядах нашей украинской партии.

Перед нами сейчас стоит ударная, серьезнейшая задача идеологического преодоления в украинской партии чуждых влияний, организационного укрепления партии, перестройки ряда ее звеньев, усиления нашего непосредственного руководства и наряду с этим немедленного поднятия активности украинской партии на всех участках ее работы, в борьбе против польской оккупации, польского империализма, в борьбе против украинского буржуазного национализма.

Все эти события в нашей украинской партии весьма помогли вскрытию преступных провокационных методов классового врага, методов дефензивы, пытающейся разлагать и дезорганизовать революционное движение изнутри, используя для этого националистические элементы всех мастей и всех национальностей. Эти методы обнаружены и разоблачены были в белорусском революционном движении. Эти методы вскрыты были также в нашей собственной партии — КПП. Наша партия, наше революционное движение, охватывающее огромные массы революционных рабочих и крестьян, растет и развивается, преодолевая и разрушая самые гнусные планы и маневры буржуазии. Но это обязывает нас к усилению бдительности, к усилению борьбы с провокацией, с проникновением чуждых элементов и чуждой идеологии, в первую очередь со всеми разновидностями шовинизма и национализма.

1934 г. начался крупными политическими выступлениями пролетариата Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии против введения новых фашистских законов о социальном страховании, накладывающих новые тяготы на рабочий класс. В забастовках за один текущий месяц участвовало более 250 тыс. рабочих. Эти бои, наполненные политическим содержанием, показывают дальнейшее заострение классовой борьбы в Польше. Они доказывают правильность перспектив, намеченных XIII пленумом ИККИ, доказывают, что мы двигаемся вперед к революционному кризису.

Наша задача — задача партии — превратить этот революционный кризис в победоносную революцию. Вся наша партия должна осознать и усвоить сказанное здесь товарищем Сталиным, что для превращения революционного кризиса в победоносную революцию недостаточно объективных условий, что для этого необходима крепкая пролетарская вооруженная ленинской теорией коммунистическая партия, умеющая повести массы к революции и взять власть. Это значит, что для этого нужна большевистская партия, ибо именно ваша партия — ВКП (б) — во главе со своими гениальными вождями Лениным и Сталиным первая дала пример, как совершить победоносную революцию, и доказывает сегодня, как строить в капиталистическом окружении социалистическое государство. Ваша партия служила и будет служить для нас примером, ваши съезды, ваши решения служат неиссякаемым источником науки, методов пролетарской организации, пролетарского геройства, пролетарской дисциплины, методов выковывания в каждой обстановке правильной тактики. Таким примером и источником нового опыта будет для нас и этот XVII съезд вашей партии.

Да здравствует большевистская партия, да здравствует ее вождь и вождь мирового пролетариата товарищ Сталин! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают.)


К начальной странице

К речи представителя Компартии Англии Рэста.