Фатех Вергасов

Исаак Эммануилович Бабель

Bobel papa Emmanuel 30 июня (видимо, по старому стилю) 1894 года на Молдаванке родился Исаак Эммануилович Бабель. Мать его звали Фейга (Фаня) Ароновна, а отца Ман (Эммануил) Яцкович (Исаакович). Папа умер 13 июля 1923 года в Одессе. Могила стараниями местного начальства исчезла вместе со всем еврейским кладбищем. Фамилия у них была не то "Bobel", не то "Babel" (V. Tsukerman, "Isaak Babel’: Novyi dokument." Glagol 3, New York, 1981). Вот и народ говорит, что настоящая фамилия Бабеля — Бобель (искаженное «Бавель» с ударением на последнем слоге в т.н. «ашкеназийском» произношении — Вавилон, выходец из Вавилона). Ну в общем:

bel, babel, bum, bum, bum,
Lied verstumm! Krochz und brumm!

Запись о рождении сделана в одесском раввинате сомнений не вызыват, так как там обитали сравнительно грамотные люди. Но если принять во внимание, как! до сих пор говорят и пишут в Одессе, эту фамилию можно было позднее вполне произносить и через "а", т.е. как БАбел. Почему бы и не добавить мягкий знак в конце?

Если этого просто захотеть по зрелому размышлению. Или из-за врождённой склонности к мистификациям и метаморфозам. Бабель звучит солидней, ненавязчиво и естественно хорошо отражает господствовавшие тогда настроения, а главное, не рвётся "связь времён". Демоноведы, а среди них и известный почитатель книги "Молот ведьм", знают, что Бобель (Бототель)  - 13-й из 36 духов - мироправителей тьмы, перечисленных в "Завете Соломона". Он причиняет нервные болезни. Отступает, услышав фразу: "Adona`el, запри Bothoth`el".

Было бы желание, а в Одессе, как известно, могут всё! Eugenia Birisovna Gronfein Babel first wife, ParisKashirina Babel Emmanuel - Mikhael IvanovОтец торговал, а больше сдавал в аренду сельхозтехнику. Эдакий праобраз сталинских МТС (машино-тракторных станций) вкупе с политотделами, а де-факто - ячеек НКВД. Идея, как говорится, витала в воздухе.

Таких МТС, а сначала совхозов, в ходе коллективизации было создано великое множество . А начиналось всё это не абы где, а именно на одесской земле.

Технику эту производил в Киеве фабрикант Борис Гронфайн, отец Евгении, которая 09 августа 1919 года стала первой женой Исаака Бабеля. 

Они венчались по всем правилам - в синагоге. Несколько лет спустя, в 1925 году Евгения Борисовна навсегда уедет в Париж, где умрёт в 1957 году. Мол, обидел её Бабель. Может и так. Наверняка обидел. Если есть на что, то можно и так отреагировать на мужнины шашни. Думаю причин было несколько и они были фундаментальнее.

В то время у Бабеля в Москве полыхал роман с артисткой театра им Мейерхольда Татьяной Владимировной Кашириной. У них даже в июле 1926 года родился сын, которого они успели назвать, как водится, Эммануил. Каширина вскоре вышла замуж за Всеволода Иванова, который усыновил Эммануила, переименовав его в Михаила. Вскоре в семье появился ещё один ребёнок - Вячеслав Всеволодович Иванов (ударение на втором слоге, как у его отца, писателя Всеволода Иванова). Братья росли, жили и шли по жизни дружно.

Немного позднее семья Бабелей перебралась в Николаев

Здесь Бабель пошёл в школу и даже успел поступить в приготовительный класс коммерческого училища им. графа С.Ю. Витте. Там же 16 июля 1899 года в семье Бабелей родилась единственная сестра Исаака Эммануиловича - Мериам (Meriam), Мера, Мари, Mary, Marie....Вышла замуж, приняла фамилию мужа Шапошников (Chapochnikoff) и в 1924 году укатила жить в Бельгию. Затем в 1905 году семья вернулась в Одессу, где Исаак Эммануилович кроме всего прочего даже брал ненавистные ему уроки игры на скрипке у самого Петра Соломоновича Столярского!

В Николаеве папа не даром дружил с французским консулом в Николаеве. Там он сколотил-таки капиталец. Хватило и на квартиру с камином в центре Одессы, в престижном доме № 17 по улице Ришельевской. И на обучение детей. Никто никогда и говорил за деньги!

Brusel Babel sister MaryИсаак к тому времени легко освоил английский и немецкий, и настолько бегло говорил на французском, что самые первые свои литературные произведения написал по-французски. Знал он и оба еврейских языка: идиш и иврит. И конечно же, колоритный одесский лексикон.

В 1912 Бабель окончил Одесское коммерческое училище им. императора Николая I. И тут стряслось невероятное! Исаака Эммануиловича Бабеля не берут его в одесский университет, куда, строго говоря, нечего было и толкаться, не закончив гимназию.

В результате ребьёнок вынужден уехать из родного дома к чёрту на кулички, в какой-то там захолустный Киев, где был Коммерческий институт. Об киевский университет тоже не могло быть и речи! 

Вот что пишет здесь по поводу образования Андрей Дикий и Марк Слоним. По ходу войны Бабелю пришлось эвакуироться вместе с этим институтом из Киева в Саратов. Но Бабель в 1916 закончил-таки его со званием, как утверждают, кандидата экономических наук. Он увлекался психологией, психиатрией, юриспруденцией. И в 1915 году был даже зачислен сразу на 4-й курс юридического факультета бехтеревского Петроградского психоневрологического института (не закончил).

В конце Первой мировой войны Бабель успел побывать солдатом на румынском фронте, а летом 1918 принял участие в продовольственных экспедициях Наркомпрода, в частности, в республику немцев Поволжья. Не прошла мимо его и гражданская война. Он бы её активным участником.

В ноябре 1920, переболев тифом, Бабель вернулся в Одессу. В 1921 - 1922 он жил в Одессе, а также в Грузии и Абхазии. С января 1920 Бабель несколько месяцев живет в Одессе и работает в Госиздате Украины. Затем с журналистским удостоверением ЮгРоста, выписанным ему на имя Кирилла Васильевича Лютова, отправляется в Ростов-на-Дону, где присоединяется к Первой конной армии Семёна Буденного, двигавшейся навстречу польским войскам, наступавшим на Киев.

В Первой конной в качестве военного корреспондента газеты "Красный кавалерист" он провел полгода - сначала в штабе армии, затем в 6-й кавалерийской дивизии. С 1917 по 1923, кроме публицистики, Бабель напечатал в различных изданиях еще несколько новелл, две из которых - "Иисусов грех" и "Король" (1921) положили начало циклу "Одесские рассказы".

"Краткость содержания соперничала в моих творениях, вспоминал Бабель, с решительным забвением приличий. Часть из них, к счастью благонамеренных людей, не явилась на свет. Вырезанные из журналов, они послужили поводом для привлечения меня к суду по двум статьям сразу - за попытку ниспровергнуть существующий строй и за порнографию. Суд надо мной должен был состояться в марте 1917 года, но вступившийся за меня народ в конце февраля восстал, сжег обвинительное заключение, а вместе с ним и самое здание Окружного суда"

Собранный им материал стал основой для центрального произведения писателя - "Конармия".  В это время он печатался как публицист в тифлисской газете "Заря Востока" и одновременно работал сразу над двумя художественными циклами - "конармейским" и "одесским".

В 1923 - 1924 к "Королю" прибавилось еще три "одесских" рассказа - "Как это делалось в Одессе", "Отец" и "Любка Казак", опубликованные в журнале "Красная Новь" (1924). В этом же журнале в 1923 - 1925 были напечатаны 34 рассказа, входивших в книгу "Конармия". Книга представляет из себя сложное композиционное единство - составляющие ее отдельные новеллы, связанные единым внутренним сюжетом, становятся как бы главами некоего огромного лиро-эпического повествования.

Это одна из самых беспощадных книг о революции и гражданской войне. "Конармия" переиздавалась семь раз отдельным изданием и дважды полностью включалась Бабелем в сборники 1934 и 1936.

Ее перевели на многие иностранные языки, она привлекла внимание крупнейших европейских писателей. В 1928 в издательстве "Academia", которое просуществовало с 1922 по 1938 год, вышел сборник научных с статей А. Степанова, Г. Гуковского и В. Новицкого, посвященный творчеству Бабеля. "Конармия" вызвала самые противоречивые оценки.

В ноябре 1927 года, прервав на время связь с Евгенией Хаютиной Бабель поехал в Париж мириться со старшей женой. Nathalie Babel GronfeinПримирение было долгим. В Москву он возвратился только в октябре 1928 года. Но примирение оказалось ещё и плодотворным в буквальном смысле этого слова. Перед самым отъездом Бабель проделал "ювелирную работу", как говорят в народе. В результате чего 17 июля 1929 года в Париже родилась дочь Наташа (Nathalie Babel), которую ему доведётся увидеть в первый раз лишь в трёхлетнем возрасте.

"Шахтинским делом" стал благополучно завершаться НЭП, в стране стремительно шла коллективизация с индустриализацией. Несмотря на отсуствие Горбачева М.С., "процесс пошёл". В "колхозы пошел середняк". Середняк пошел и попёр, как оказалось, не только в колхозы.

В Россию зачастили не только иностранные писатели и интеллектуальные лидеры Запада. В поисках бизнеса до и просто работы приезжали из Америки, Великобритании и Германии, охваченных невиданным экономическим кризисом. Находили и бизнес, и работу в России. А значит сохраняли и создавали рабочие места в своих странах.

В 1932 году в стране была лихо проведена паспортизация, которая перекрыла свободный выезд за границу. Выездную визу приходилось выпрашивать. "Государство предполагает границы" - поучал Ленин В.И., подписывая 28 мая 1918 года декрет о создании пограничной охраны. Много лет спустя аккурат в этот день возле Кремля приземлился самолетик под управлением Маттиаса Руста.

Появились новые герои, а главное, победившему сталинскому режиму нужна была новая литература, "открыто стоящая на позициях социализма, коммунизма и соцреализма".  Писателей построили, и так "строем" стали возить по новостройкам. 

Набираться новых жизненных впечатлений. Шла поляризация вокруг "родной коммунистической партии". Интеллигенции, впрочем как и всем остальным, пришлось определяться в очередной раз. Процесс шёл мучительно. И предусмотрительный Бабель в 1931 году восстановливает полноценный и всесторонний контакт с Хаютиной.

03 сентября 1932 года Бабель знакомится с 23-х летней Антониной Николаевной Пирожковой. Этот день для Бабеля был своеобразным праздником - он наконец получил выездную визу. Знакомство с юной Антониной не могло не урасить этот праздник. Так что оставление в московской квартире Пирожковой не выглядит противоестественным или там случайным. Если это не благодарность за соучастие в "празднике", то несомненно, это - "аванс" в расчёте не потерять Антонину из виду.

Он наконец вырывается к семье в Париж, где подрастает дочь Наташа. Заскакивает в Берлин и Брюссель навестить маму и сестру с мужем. И отправляется на морской курорт. Бабель возвращается из Парижа в августе 1933 года и окунается в водоворот непростой провинциальной жизни страны. Он уезжает в Донецк, гостить у товарища В. Фурера. Изучать жизнь, которая подальше от Москвы. В 1933 году Пирожкова приезжает к нему в Донецк.

Pirojkova Babel LidiaВ июне 1935 года он в третий раз едет в Париж, принимает участие в антифашистском конгрессе. В июле вместе с женой Евгенией Борисовной Гронфайн и дочерью Наташей Бабель едет в Брюссель навестить маму Фейгу и сестру Мэри (Chapochnikoff). На семейном совете, говорят, обсуждаются планы возвращения семей брата и сестры Бабелей в Россию. Но...не произошло. Он с удивлением обнаружил, что стал другим. И ему всего этого уже не хотелось, на самом деле. 

Разговоры по инерции как бы ещё разговаривались, но внутреннего напора уже не было. В августе 1935 года Бабель возвращается в Москву один. Собственно, а что могли предложить ему в качестве продолжения его жизни его родные и близкие из Парижа и Брюсселя? Тусклую жизнь голожопого замухрышки? Или премудрого неудачника-иммигранта? Вечно копающегося в лабиринтах загадочной только для него "русской души".

Видимо Бабель всё обдумал и всё взвесил. Московские горизонты, звёзды Кремля, общественное положение, возможность зарабатывать любимым делом, молодая пассия и всё такое манили решительно сильнее. И он не стал врать себе и пошёл навстречу своей судьбе.

И первым делом предпринимает поездку в Киев и Одессу. Конечно же с дождавшейся его Антониной. Глупо было бы думать иначе. Что бы там ни пелось досужими мудрецами от теоретической любви, а молодая "муза", как это чаще всего и бывает, оказывается вне конкуренции. 

18 июня 1936, года совсем некстати (malapropos [фр.]) умирает Максим Горький, давний покровитель Бабеля. Возвратившись в Москву, Бабель и Пирожкова стали вести "совместное хозяйство", говоря "канциляритом" - канцелярским языком. То был так называемый "гражданский брак".  Рождение дочери Лидии в феврале 1937 года воспринималось как естественное продолжение романа.

По стране катилась волна политических судебных расправ над политическими оппонентами, сопротивление которых к тому времени было уже сломлено. Шла, как говорят сейчас, "зачистка". Родные Бабелю лютые органы, как им и полагалось, делали своё кровное дело, т.е. лютовали. Но Бабель до конца верил, что пересидит

Не случилось.

Бабеля взяли 13 мая 1939 года и 15 января 1940 года растреляли. Приговор с тайным удовольствием подписал лично товарищ Сталин, культ которого собственно и начал Бабель.

Сказал ли Бабель последнее слово?


Бабель Исаак Эммануилович. Род.1894, г. Одесса; еврей, б/п, обр.высшее, член Союза Советских писателей, проживающий: г.Москва, Б.Николо-Воробинский пер., 4-3. Арестован 16.05.1939. Приговорен ВКВС (Военная коллегия Верховного суда СССР) 26.01.1940, обвинение: участие в контр.-революционной. террористической организации. Расстрелян 27.01.1940. Реабилитирован 18.12.1956

Литература

www.pseudology.org