Фатех Вергасов
Артхашастра
Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств
Раздел 177. Средства для уничтожения врага"

Глава 1

Для того чтобы охранять порядок среди четырех каст следует действовать против творящих беззаконие согласно тайным учениям. 2

Существует целый ряд ядов, как калакута 3 и др. Их следует вводить в тело врага или в предметы его потребления, пользуясь для этого услугами женщин и мужчин, знакомых с этим делом, вар­ варского происхождения, 4 имеющих вид горбатых, карликов, уродов, глухих, немых, слабоумных или слепых. Место (применения яда), одежда (отравителя), образ действий его и вместилище (яда) не должны возбуждать подозрения. 5

Среди скопления предметов, служащих для увеселения (враждеб­ ного) владетелен, среди принадлежащих ему ценных предметов и вещей, которыми он пользуется, тайные агенты должны подсовывать оружие. Шпионы же, действующие по ночам, и такие, которые по роду своих занятий имеют дело с огнем, 6 должны производить под­ жоги. (Известны): порошок, приготовленный из (кожи) пестрой лягушки, из мочи и испражнений, 7 куропатки, 8 из пяти предметов, принадлежащих растению куштха, 9 из стоножки, яд скорпиона, 10 от известной породы червей, 11 из растений с сотней корней, 12 порошок из чеснока, из ящерицы, живущей в дровах, 13 порошок из домашней ящерицы, ужа, червя криканака, 14 "вонючего червя" 15 и яда, уби­вающего коров 16 все это, смешанное с соком бхаллатака и авалгука, 17 убивает в одно мгновение, равно как и дым от всех этих пред­метов.

Если сжигать любое из указанных насекомых вместе с черной змеей и растением приянгу, 18 то эта смесь спо­собствует иссыханию тела или, как говорят, убивает на месте.

Корни растения дхамаргава ' i 9 и ятудхана, 20 смешанные с порош­ком из цветов бхаллатака, рассчитаны на то, чтобы причинить Смерть через полмесяца после приема. 21

Корень растения вьягхатака, 22 смешанный с порошком из цветов бхаллатака и соединенный с препаратом из указанных насекомых, рассчитан на то, чтобы вызвать Смерть через месяц.

Для умерщвления людей требуется только Vie часть (этой смеси) , 23 вдвойне для ослов и лошадей и в четверном размере для слонов и верблюдов.

(Далее, можно получить) дым от стовидной грязи, 24 от яда скорпиона, от средства для отравления лошадей, 25 от катутумби 26 и от рыб. Если он (дым) смешивается с (дымом от) растений мадана, 27 кодрава, 28 от стеблей растения, дающего касторовое масло, 29 или палаша, то, двигаясь по ветру или против ветра, он умерщвляет все на своем пути.

Порошок из "вонючего насекомого", 30 рыбы, из горького огурца, 31 стовидной грязи, из дров и светляка 32 или же порошок из "вонючего насекомого", растения кшудра, 33 ладана, цветка кешара, 34 видари, 35 смешанный с порошком, приготовленным из толченых козлиных ро­гов и копыт, дает ослепляющий дым.

Листья растения путикаранджа, 36 золотистая краска харитала, красный мышьяк, 37 ягода гунджа 33 и стебли красного хлопкового растения, а также тесто, приготовленное из растения аспхота, 39 вместе с наваром из козьего навоза дает ослепляющий дым.

Змеиная кожа, испражнения коров и собак, а также голова ужа тоже дают ослепляющий дым. Моча и испражнение голубей, лягушек, хищников, слонов, людей и свиней, железный купорос, 40 растение хингу, 41 отруби, кусочки стеблей и зерна ячменя, семена хлопко­вого растения, 42 гарного жасмина 43 и кошатаки, 44 корни растения гомутрика и бханда, 45 далее, в толченом виде, нимба, шигхру, пханирджака, акшиба и пилука, 46 кожа змей и самок карпов, равно как и порошок из ногтей и бивней слонов дают дым, который в соединении с дымом, полученным от сжигания стеблей мадана и кодрава, и со стеблями от растения, дающего касторовое масло, и растения палаша умерщвляет во всяком отдельном случае, где он распространяется.

Корень от растения кали, 47 куштха, 48 камыша (тростника) и ра­стения шатавари 49 или порошок от змей, павлиных хвостов, 50 куро­патки и пяти предметов от растения куштха дает дым, который, будучи применен как указано ранее, 51 или в соединении с мокрыми или с сухими стеблями вообще, ослепляет всякое живое существо и может быть употреблен в бою, при нападении и приступе, причем (употребляющий его) должен принять предохранительные меры, натирая глаза лекарственной мазью.

Помет от галок, голубей, цапель и журавлей, образуя тесто вместе с растением акши, арка, пилука и молоком растения спухикпшра 52 дает ослепляющую мазь и отравляет воду. Препарат из ячменя, корней растения шала, 53 плодов мадана, листьев мускатного ореха и человеческой мочи, смешанный с корнями растений плакша и видари, 54 и в соединении с наваром из растений мука, 55 удумбара, м мадана и кодрава, или же с наваром из растения, дающего касторо­вое масло, и палаша дает опьяняющее вещество.

Препарат из растения нгринги, 57 дерева гаутама, 58 кантакара, 59 "павлиньей нош", 60 препарат из ягод гунджа, 61 растения лангали, 62 ядовитого корня 63 и растения ингуди, 64 препарат из олеандра, акши, пилука, арка и "яда, убивающего антилоп", 65 смешанные с наваром из мадана и кодрава или с наваром из растения, дающего касторовое масло, и палаша 66 дают опьяняющее вещество. Все они вместе от­равляют кормовые травы, деревья, годные на топливо, и воду.

Дым, (получающийся при сожжении) специально приготовлен­ных сухожилий, хамелеона, домашней ящерицы и ужа, ослепляет и делает безумным.

Препарат из хамелеона и домашней ящерицы вызывает проказу.

Этот же препарат, в соединении с внутренностями пестрой ля­гушки и медом, вызывает чрезмерное болезненное течение мочи. 67 Он же, в соединении с человеческой кровью, вызывает чахотку. Яд, уничтожающий силу лекарств, 68 порошок из мадана и кодрава, препарат из муравьев, 69 препарат из летучей мыши, 70 анджаликара .(особый вид лекарства), павлиньих хвостов, лягушки, растений акши и пилука вызывает холеру.

Препарат из пяти предметов растения куштха, яда, приготов­ленного из мочи и испражнений, цветов "царского дерева" 71 и меда, вызывает лихорадку.

Препарат из языковых узелков стервятников 72 и ихневмонов, образуя тесто вместе с молоком ослиц, делает глухонемым спустя месяц или полмесяца после приема. Для людей требуется Vie часть и т.д. как было указано ранее.

Лекарственные растения следует толочь и приготовлять из них навар. Препараты же из живых существ следует делать в виде по­рошков. Иначе можно из всех делать навары; таким образом они будут более действительными. Вот, что касается наибольшего со­ вершенства в препаратах.

Если человек ранен стрелой, приготовленной из злаков шал мали 73 и видари, смешанных с корнем перца, 74 и пропитанной кровью крысы чучундари, то он способен искусать десяток людей. Искусанные таким образом, в свою очередь, способны искусать 10 других. В соединении с цветами бхаллатака, 75 ятудхана, апа марга 76 и бана, 77 навар из кардамона, акши, гуггулу 78 и халахала, 79 соединенный, кроме того, с кровью козлов или людей, вызывает бешенство, так что принявший (этот препарат) кусает других.

Половинная доза такого препарата, вместе с ячменной мукой и жмыхами, разведенная в воде, может отравить водоем длиною в сто луков. Стаи рыб, отравленных или только затронутых этим препа­ратом, отравляются, равно как и тот, кто пьет такую воду или ка­сается ее.

Если ящерицу закопать на три месяца вместе с красными и бе­лыми горчичными семенами в землю, притом в сосуд, имеющий форму верблюда, 80 а затем извлечь ее при помощи человека, осу­ жденного на Смерть, то она способна умерщвлять все, на что она посмотрит. То же относится и к черной змее.

Если молния зажжет древесный уголь, который не пылает, и если его разжечь при помощи дров, также зажженных молнией, то огонь от этого, будучи применяем в жертвоприношениях в честь Рудры 81 во время созвездий Криттика и Бхарани 82 и употребленный против врага, является неотразимым.

Если добыть огонь из кузницы, то следует приносить жертву особым образом, сжигая мед. Огонь из винотор­говли следует питать вином. Огонь, добытый от сплавле­ ния металлов, следует применять для жертвоприношений, сжигая препарат бхарта 83 и топленое масло.

Огню, принадлежащему благочестивой супруге, сле­дует приносить жертву венком, а огню развратной жен­ щины зернами кунжута. В огонь, который горит около родильниц, следует бросать простоквашу, в огонь, при­надлежащий брахману, постоянно поддерживающему свя­ щенные огня, зерна риса.

Огню чандалы следует приносить жертву мясом, огню, сжигающему трупы, человеческим мясом. Всем этим видам огней вместе следует приносить жертву козлиным жиром, человеческим мясом и лепешками.

Жертвовать следует, произнося заклинания в честь огня и употребляя дрова от "царского дерева". Такой огонь явится неотразимым и ослепит врагов. Слава тебе, Адити, 84 слава тебе, Анумати, 85 слава тебе, Сара свати, 86 слава тебе, божество Солнца. Слава Огню, слава Соме, 87 слава Земле, слава Воздуху.

Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава "Средства для уничтожения врага" в четырнадцатом отделе "Применение тайных средств". От начала сто сорок шестая глава.

Раздел 178. Применение средств обмана"

Глава 2

Порошок от шириша, 2 удумбара и шами 3 в соединении с маслом образует средство против голода, действующее в течение полу. месяца.

Препарат из кашерука, 4 клубней угнала, 5 корней сахарного тростника, стеблей лотоса, 6 дурва, 7 молока и топленого масла есть средство против голода, действующее в течение месяца.

Порошок из бобов, ячменя и корней кулатха 8 и дарбха 9 вместе с молоком или топленым маслом или же сок валли (ползучее расте­ние) с топленым маслом в равных частях и тесто из корней дерева сала 10 и пришнипарни 11 образуют напиток, дающий возможность поститься в течение месяца, если его выпить или же приготовить с медом и топленым маслом и данную смесь съесть.

Если приготовить масло из белых горчичных семян, 12 которые перед тем держались неделю в моче белого козла, и держать это масло в горьком огурце в течение месяца или полумесяца, то полу­чится средство для искажения вида двуногих и четвероногих.

Масло белых горчичных семян, приготовленное вместе с ячме­ нем и навозом белого осла, который в течение недели питался только молоком и ячменем, дает средство для искажения вида.

Масло белых горчичных семян, приготовленное вместе с мочей и жидкостью из навоза одного из них (т.е. белого козла или осла) с подсыпкой порошка из арка, хлопка или риса, имеет силу окра­шивать в белый цвет.

Препарат из помета белого петуха и удава окрашивает в белый цвет. Равным образом это относится к белым горчичным семенам, продержанным в течение недели в моче белого козла, а также пах­танью, арка, молоку, хлопку, катука 13 и средству для отравления рыб. 14 Эти средства окрашивать в белый цвет действительны на полмесяца.

Препарат из морской лягушки, раковин, лекарства судха, 15 бана­ нов, черной соли и пахтанья окрашивает в белый цвет.

Кислоты из бананов, авалгуджа 1б и черной соли, смешанные с вином, пахтанье, арка, хлопок, снухп, 17 соль и хлебная кислота 18 дают средство, окрашивающее в белый цвет и действительное на полмесяца.

Сухой ямбирь, положенный в горький огурец, привешенный в свою очередь к валли (ползучее растение) и сбереженный таким образом в течение полумесяца, а также мука из белых горчичных семян окрашивают волосы в белый цвет.

Арка, хлопок, два вида арджуна, 19 насекомые 20 и бе­лая ящерица дают тесто, которое, если им натереть во­лосы, окрашивает их в пвет блестяще белый, подобный цвету раковины.

Если намазать комулибо тело тестом из коровьего навоза или из плодов тиндука 21 и аришта 22 и вымазать его (соком) ореха бхаллатака, 23 то это является средством вызвать проказу, действую­щим в течение месяца.

Ягоды гунджа, которые держались в течение недели в пасти чер­ной змеи или домашней ящерицы, также являются средством вы­зывать проказу.

Равным образом проказу вызывает натирание жидкостью, при­готовленною из желчи и яиц попугая.

Навар и тесто из прияла 24 суть средство против проказы.

Употребляющий пищу, смешанную с корнями куккути, 25 кошатаки, 26 шатавари 27 делается желтоватобелым по прошествии месяца.

Выкупавшийся в наваре из вата 28 и натертый тестом из сахачара 29 становится черным.

Желтое красящее вещество харитала и красный мышьяк, сме­шанные с маслом от семени кангу, 30 служащего пищей птицам, ок­рашивает в коричневый цвет.

Порошок из светляков, смешанный с маслом горчичного семени, ночью пылает огнем.

Порошок из светляков и червей гандупада 3 I или же порошок из морских растений, из аконита, 32 черепов (животных) и цветов кхадира 33 и карникара, 34 смешанньш с маслом птичьего семешг кангу, дает воспламеняющийся порошок.

Сажа от коры парибхадрака, 35 смешанная с лягушечьим жиром, дает средство, чтобы все тело пылало огнем.

Тело, натертое тестом из сажи парибхадрака и сезама, 36 пылает огнем.

Шарик из сажи от коры пилу 37 пылает в руке. Натертый лягу­шечьим жиром, такой шарик пылает огнем.

Если таким шариком растереть тело, опрыскать его маслом из травы куша и цветов манго в соединении с порошком из самки морской лягушки, пхенака 38 и смолы растения сарджараса, 39 то тело пылает огнем.

Жидкость, приготовленная из лягушечьего жира, и масло (ра­ стительное), приготовленное вместе с жиром раков и проч., дают натирание, от которого все тело пылает огнем. Тот, кто натрется лягушечьим жиром, также пылает огнем.

Тело, натертое (препаратом из) корней бамбука и шайвала 40 и вымазанное лягушечьим жиром, пылает огнем.

Тот, кто натрет ноги тестом, приготовленным из корней пари­ бхадрака, ванджула, 41 пратибала, 42 ваджра, 43 бананового дерева, про­ питанным лягушечьим жиром, а также растительным маслом, может ходить на углях.

Следует приготовить масло вместе с тестом из корней пратибалы, ванджула и парибхадрака, растущих у воды, 44 и с лягушечьим жиром. Если этим (препаратом) натереть ноги, когда они совершенно чисты, то можно ходить по куче горящих углей, как будто бы это пучки цветов.

Если к хвостам гусей, 45 журавлей и павлинов или же иных пла­ вающих больших птиц привязать фитили, приготовленные из ка­мыша, (и пустить этих птиц летать), то ночью получится впечатле­ние, что падают звезды.

Зола от дерева, спаленного молнией, 46 имеет свойство тушить огонь. 47

Бобы, пропитанные менструальной кровью, и корни растения враджакули, 48 смешанные с лягушечьим жиром, имеют свойство прекращать кипение на очаге. Для того чтобы противодействовать этому, следует вычистить очаг.

Пилюля, сделанная из растения пилу и имеющая внутри огонь (?), 49 перетянутая (узлом) корнями суварчала 50 или простыми нитями и окутанная оболочкой из хлопка, дает возможность испу­скать изо рта огонь и дым.

Если подлить в огонь масло, приготовленное из травы куша и плодов манго, то такой огонь горит во время дождя и сильных бурь.

Каракатица, 51 вымазанная кунжутным маслом, способна пылать огнем, плавая по воде.

Огонь, разведенный на костях обезьян при помощи пятнистой камышевой трости, не может быть потушен водою, а наоборот, пы­лает, если на него полить воды.

Огонь, разведенный при помощи трости из пятнистого камыша на ребрах левого бока мужчины, убитого мечом или посаженного на кол, а также огонь, разведенный на костях мужчины или жен­ щины при помощи человеческого ребра, имеет свойство прекращать действия всякого другого огня там, где его (т.е. приготовленный указанным способом огонь) передвигали слева направо. 52

Если мелко растолочь мускусную крысу, трясогузку и насекомое, вызывающее чесотку, и (приготовленный таким образом порошок) смешать с лошадиной мочой, то получается средство для разбивания цепей.

Такое же свойство имеет магнит.

Мазь из раковых яиц и жира лягушек и червей, вызывающих чесотку, и, вместе с ней, свиной зародыш, 53 взятый в двойной про­ порции, а также тесто, приготовленное из ребер цапли и ястреба 54 вместе с стеблями синего лотоса и водою, образует средство для на­ тирания ног двуногим и четвероногим.

Если кто напрет свои сандалии, сделанные из верблюжьей кожи, жиром совы или коршуна и покроет листьями фигового дерева, то он сможет пройти без усталости 50 йоджан.

Если же (для такого натирания употребляется) костяной мозг 55 или семя сокола, цапли, вороны, коршуна, гуся, журавля и впчиралла (?), 56 то можно пройти без устали 100 йоджан. То же свой­ство имеют костяной мозг и семя львов, тигров, леопардов, ворон и сов. 57

Если выжать выкидыши, принадлежащие (женщинам) всех че­тырех каст, в сосуде, имеющем форму верблюда, или же детские трупы на месте их сожжения, то полученный таким образом жир дает возможность (если им натереть ноги) пройти без устали 100 йоджан.

Страшными чудесными явлениями следует приводить в ужас врага. Но если распространится молва, что (та­кие действия) идут не на пользу государству, то по­лучится общая смута. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава "Применение средств обмана" в четырнадцатом отделе "Применение тайных. средств". От начала сто сорок седьмая глава.

Раздел 178. (Продолжение). Применение лекарств и заклинаний в целях обмана **
Глава 3

Следует взять правые и левые глаза от одного, двух или несколь­ких из нижеследующих животных: кошек, верблюдов, волков, ка­ банов, дикобразов, летучих собак, сычей, 59 ворон, сов или иных жи­ вотных, двигающихся по ночам. Из этих глаз следует приготовить норошок двояким образом (т.е. из правых глаз и из левых глаз в отдельности). После этого надлежит натереть правый глаз препа­ратом из левых, а левый глаз препаратом из правых. Благодаря этому получается возможность видеть ночью и в темноте.

Тот, кто натрет свои глазы (препаратом, приготовлен­ ным из) одного плода амлака, 60 кабаньего глаза, светляка, черного шариба, 61 может видеть ночью вое предметы.

После трехдневного поста следует в день созвездия Пушья 62 (насыпать) земли в череп человека, убитого мечом или посаженного на кол, посеять в этой земле зерна ячменя и полить их овечьим мо­ локом. Когда зерна эти дадут всходы, то из них следует сплести себе венок. (Надев таковой) можно ходить не бросая тени.

После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует при­готовить порошок из глаз собаки, кошек, сов и летучих собак двоя­ким образом (т.е. из правых и из левых глаз отдельно). Затем сле­дует натереть глаза (таким порошком) надлежащим образом. 63 Сделавший это получит способность двигаться невидимым и без тени.

После трехдневнго поста, в день созвездия Пушья, следует при­готовить из кости руки или ноги убийцы щепку или лопаточку для мази. Затем (при помощи таковой) следует натереть глаза одним из указанных порошков, приготовленных из глаз животных, тогда по­лучается способность двигаться невидимым и не бросая тени.

После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует при­готовить лопаточку или палочку для мази из железа. Затем следует наполнить глазной мазью череп какоголибо из ночных животных. Далее, вложив это в половой орган умершей женщины, следует (указанный препарат) обжечь. Потом, в день созвездия Пушья сле­дует извлечь эту мазь и положить ее на указанную лопаточку. Тот, кто натрет себе этим глаза, получает возможность двигаться неви­димым и не бросая тени.

В том месте, где получается возможность видеть (труп) брах­мана, поддерживавшего священные огни, 64 каковой труп уже сожжен или сжигается, следует после трехдневного поста, в день созвездия Пушья, сшить мешок из платья самоубийцы и наполнить его золой, образовавшейся (после сожжения трупа). Повесив этот мешок на себя, можно двигаться невидимым и не бросая тени.

Если во время погребального обряда в честь брахмана убивается корова, то следует приготовить из костей и костяного мозга этой коровы порошок, которым затем наполняется змеиная кожа. При помощи этого можно делать невидимым скот. Кожа ядовитого пре­смыкающегося прачалака, наполненная золою от (сожженного трупа) человека, укушенного змеей, имеет силу делать невидимыми лесных животных.

Змеиная кожа, наполненная порошком, приготовленным из хво­стов, испражнений и коленных костей 65 сов и летучих собак, делает невидимыми птиц. Вот восемь средств, чтобы делать невидимым:

Я восхваляю Бали, сына Вирочаны, Шамбару, обла­дающего сотней разных колдовских средств, а также Бхандирапаку, Нараку, Кумбху и Никумбху. 66

Я восхваляю Девалу, Нараду, и восхваляю Саварнигалаву. 67 При их помощи я погружаю себя в глубокий сон. Подобно тому как спят удавы и как спят чамукхалы (?) 68 так пусть спят и люди, все любопытные в данном селении.

Я проникну в этот дом с тысячью разной утвари и с сотней повозок. Пусть остается в покое вся утварь (?). 69 Привязав своры собак, 70 совершив поклонение Many , а также божествам в мире богов, брахманам в мире лю­дей, великим волшебникам и аскетам с горы Кайласы, всем, кто имеет способность достигать цели, я поверг тебя в великий сон.

Когда я приближаюсь, пусть удаляются толпы лю­дей. Алите, Валите, Манаве сваха. 71 Этими колдовскими стихами следует пользоваться так: После трехдневного поста, в 14й день темной половины месяца, 72 когда созвездие Пушья находится в противостоянии, 73 следует купить у женщины (смешанной касты) швапака кусок мяса землеройки, (которым питаются люди указанной касты). 74 Этот кусок вместе с бобами следует положить в корзинку из камыша и закопать на месте сожжения, которое не было осквернено. 75 На следующий 14й день (закопанное) следует вынуть, заставить молодую де­вушку 76 приготовить из этого муку, а из последней пилюли. Если над одной из этих пилюль прочесть вышеуказанное заклинание и бросить ее в определенное место, то все находящиеся там будут по­вергнуты в сон.

Точно таким же образом можно закопать на неоскверненном месте сожжения трупов иглу дикобраза с тремя светлыми и тремя темными пятнами. 77 На следующий 14й день (такую иглу) следует выкопать и затем, вместе с золой, собранной на месте сожжения, бросить туда (куда желательно), прочтя вышеуказанное заклина­ние. В том месте тогда все будут повергнуты в сон.

Я восхваляю Брахмани 78 с золотыми цветами и Брахму, на знамени которого изображена трава куша, 79 а также всех других божеств ж всех аскетов.

Пусть подпадут под мою власть брахманы, кшатрии, хранители земли, пусть во власти моей окажутся вайшьи и шудры навсегда. Слава! Амиле, Кимиле, Васуджаре, Прайоге, Пхакке, Ваюхве, Вихале, Дантакатаке. 80 Слава!

Пусть спокойно спят собаки и все любопытные в се­ лении. Эта колючка дикобраза с тремя белыми пятнами сотворена Брахмой.

Все волшебники заснули; в такой сон я поверг тебя. (Усыпляющая сила) распространяется до пределов селе­ния и длится до восхода солнца! Слава! Заклинание это применяется следующим образом. После недель­ного поста следует взять пук из 108 игл дикобраза с тремя белыми пятна(ми, смешать его с дровами из дерева кхадира 81 и на 14й день темной половины месяца совершать жертвоприношения медом и топленым маслом (на огне, разведенном при помощи указанного топлива). Затем одну (из указанных игл) следует, произнося выше­указанное заклинание, закопать перед воротами селения или дверью дома. Там, где это будет совершено, все будут повергнуты в сон.

Я восхваляю Бали, сына Вирочаны, и Шамбару, обла­дающего сотней колдовских хитростей. Я восхваляю Никумбху, Нараку, Кумбху, Тантукаччху и великого асура. Также (я восхваляю) Армалаву и Прамилу, Мандолуку, Гхатобалу, 82 слугу Кришны и Кансы, 83 а также славнейшую Пауломи (супругу Индры). Произнеся это заклинание, я беру, для достижения цели, мертвую галку. И пусть побеждает (это средство) у того, кому свойственно побеждать. Поклонение всем колючим существам. Слава! Слава!

Пусть спокойно спят собаки и любопытные в селении Пусть спят достигшие своей цели, той, которой мы добиваемся. Пусть до заката солнца мне будет удача и резуль­тат в виде богатства. Слава!

Заклинание это надлежит применять следующим образом. После четырехдневного поста, на 11й день темной половины месяца сле­дует совершить жертвоприношение на неоскверненном месте сожжения. Затем, произнося это заклинание, следует взять мертвую галку и увязать ее в пучок свиной щетины (?). 84 Если воткнуть в это колючку дикобраза, произнося указанное заклинание, то получается возможность усыпить все вокруг.

Я прибегаю к защите Агни, божеств и 10 стран света. 80 Пусть все удалятся и попадут в мою власть. Слава!

Заклинание это применяется следующим образом. После трех­дневного поста, в день созвездия Пушья, следует собрать кучку из 21 мелкого камешка 86 и принести жертву медом и топленым маслом. Затем следует оказать почести (указанной куче камешков), кладя на нее благовония и венки, и после этого закопать их. На следую­щий день созвездия Пушья следует выкопать указанную кучу, взять один камешек, произнести над ним заклинание и стукнуть им в дверь. Последняя тогда откроется на промежуток, равный четырем таким камешкам.

После четырехдневного поста, в 14й день темной половины месяца, следует сделать фигуру быка из костей утопленника 87 и произнести (над ней) вышеуказанные заклинания. Вследствие этого появится колесница, запряженная двумя быками, и после этого по­ лучается возможность двигаться (на этой колеснице) по воздуху и объявлять обо всем, что находится под солнцем и в пределах гори­ зонта. 88

О задвижка, у тебя острый запах, как у юбки или молочного ведра женпгинычандалы. У тебя женский половой орган. Слава! 89

Таким образом раскрываются двери и наводится сон.

После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, надлежит посеять в землю, насыпанную в череп мужчины, убитого оружием или посаженного на кол, семена растения тувари (?) 90 и полить их водой. Когда семена дадут всходы, то следует их собрать в день созвездия Пушья и свить из них веревочку. Если последнюю разрезать, держа перед луками и катапультами с тетивами, то тетивы эти развиваются.

Далее следует наполнить кожу водяной змеи землею, вдутой (в нее) женщиной или мужчиной. Это дает средство затыкать нос и закрывать рот. 91

Далее, наполнив мочевой пузырь 92 борова вдутой (в него) зем­лею, следует привязать его посредством сухожилия обезьяны (к че­ ловеку, которому желательно нанести вред). Это есть средство вы­зывать запоры и задержку мочи.

На 14й день темной половины месяца следует облить изображе­ние врага, сделанное из царского дерева, желчью рыжей коровы, убитой оружием. Это есть средство ослеплять.

После четырехдневного поста, на 14й день темной половины месяца, следует принести жертву, а затем сделать из кости человека, убитого оружием или посаженного на кол, колышки. Если закопать один (из таких колышков) в испражнение или положить в мочу (врага), то это вызывает запор или задержку мочи. Если закопать (такой колышек) в месте, где находится (враг), где он сидит и т.д., то он умрет от чахотки. Если же закопать его в (торговой) лавке, в поле или в доме (врага), то последний лишится своего имущества. Указанное применение относится в равной мере 93 и к колышкам из дерева, спаленного молнией.

Закрученный книзу ноготь, растение нимба, 94 "расте­ние, любимое воронами", 95 шерсть обезьяны и человече­ ские кости, если все это завернуть в саван умершего и закопать у дома (врага), а также если это растолочь п заставить врага выпить, то (враг) вместе с женой и детьми и со всем имуществом не сможет существовать долее чем полтора месяца.

Тот, у ног которого если закопать закрученный книзу ноготь, нимба, "растение, любимое воронами", сваямгупта 96 и человеческие кости, а также у дверей дома. в селении, городе и местопребывании войска, не сможет существовать вместе с женой, детьми и имуществом долее чем полтора месяца.

Следует достать шерсть коз и обезьян, кошек и ихнев­монов, а также (волосы) брахманов, чандалов, ворон и сов. 97 Если со всем этим истолочь человеческие испраж­нения, то это приводит к мгновенной Смерти.

Тот же, у ног которого закопают венок от умершего, дрожжи 98 и шерсть ихневмона, а также кожу скорпиона, пчелы и змеи, мгновенно перестает быть мужчиной, пока это средство не будет удалено. После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует посеять в землю, положенную в череп мужчины, убитого оружием или посаженного на кол, семена растения гунджа и полить их во­дой. Когда семена взойдут, то следует в день новолуния или полно­луния, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, собрать побеги гунджа и сделать из них кружки. Если потом поставить (на эти кружки) сосуды с пищей и питьем, то такие сосуды никогда не истощатся.

В то время, когда происходит ночное представление, следует от­резать вымя мертвой коровы и сжечь его на огне праздничных фа­келов. Затем пепел от (этого вымени) следует смешать с мочой быка, приготовив из него тесто, и обмазать им внутренность нового горшка. Последний следует обнести вокруг деревни, двигаясь слева направо, и поставить в определенном месте. Тогда сливки (с молока) дере­венских жителей все попадут в этот горшок.

В 14й день темной половины месяца, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, следует вложить железную печать во влагалище суки, у которой течка. Если эта печать выпадет сама собой, то ее следует взять. Тогда все плоды с деревьев, которые желательно получить, явятся сами собой.

Этими средствами, соединенными с применением ле­карств и заклинаний, а также вызывающими иллюзорные явления, следует вредить врагам и защищать собствен­ный народ. Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава "Применение лекарств и заклинаний в целях обмана" в четырнадцатом отделе "Применение тайных средств". От начала сто сорок восьмая глава.

Раздел 179. Противодействие вреду, наносимому своему войску"
Глава 4

В качестве противоядия к ядовитым напиткам, 2 применяемым врагом против сторонников (завоевателя), следует употреблять ед­кую воду в соединении с наваром из растений шлешматака, 3 каииттха, 4 данти, 5 лимонного дерева, 6 растения "коровий язык", 7 ши риша, 8 патали, 9 бала, 10 сьйонака, 11 пунарнава, 12 швета 13 и варана, 14 а также в соединении с сандалом и кровью самки шакала. Этой во­дою женщины, с которыми наслаждается государь, должны обмы­вать свои половые органы. Кроме того, это средство является также и противоядием, применяемым среди войска.

Порошок, приготовленный из сажи и растения раджи, 15 в соеди­ нении с желчью пятнистой антилопы, ихневмона, павлина и домаш­ ней ящерицы, а также препарат из синдувара, 16 варана, варуни, 17 тандулияка, 18 верхушек бамбука и линдитака 19 имеет свойство устранять вред, причиняемый опьяняющими средствами.

Если пить молоко в соединении с соком сригалавинна, 20 мадана, синдувара, варана и корней варанавалли, 21 всех этих растений, вместе взятых, или же с соком каждого из них в отдельности, то по­ лучается . средство против опьянения. Масло кайдарья, 22 пути 23 и кунжута, употребляемое как чихательное средство, исцеляет от бешенства.

Препарат из приянгу и нактамала 24 исцеляет от проказы. Пре­парат из куштха 25 и лодхра 26 исцеляет простой вид чахотки. 27 По­ рошок из катпхала, драванти 28 и виланга, 29 употребляемый как чи­ хательное средство, удаляет головную боль.

Препарат из приянгу, манджиштха, 30 тагара, 31 сока лакша, 32 мад хука, 33 желтого имбиря 34 и чампака (кшаудра) 35 служит средством для приведения в чувство лишенных сознания от удавления, воды, яда, ударов и падения.

Для людей требуется одно акша 36 (этого препарата), для коров и лошадей в двойном размере, и для слонов и верблюдов в че­ тырехкратном размере.

Пилюля, приготовленная из всех указанных веществ и содержа­щая внутри золото, имеет способность устранять действие всякого яда.

Пилюля, приготовленная из дживанти, 37 швета, цветов мушкака 38 и из вандака, 39 а также из священного фигового дерева ашваттха, выросшего в морской соли, имеет свойство устранять дей­ствие всякого яда.

Звук музыкальных инструментов, натертых этими средствами, уничтожает яд. Тот, кто видит знамя или иной военный значок, натертый ими, также освобо­ждается от яда.

При помощи этих средств следует создавать противо­ядия для собственного войска и себя самого. Против вра­гов же следует применять ядовитый дым и средства, от­равляющие воду. Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава "Противо­действие вреду, наносимому своему войску" в четырнадцатом отделе "Применение тайных средств". От начала сто сорок девятая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи четырнадцатый отдел "Применение тайных средств".

Содержание

 
www.pseudology.org