Владлен Георгиевич Сироткин

Золото и недвижимость России за рубежом
Глава III. "Ленинское" золото". "Нижегородский клад" уходит на Запад
§ 3. "Золото Коминтерна"
 
Среди этих 451 млн. зол. руб., вывезенных в виде золота, бриллиантов, церковной утвари и т.д. через прибалтийское "окно" в 1919-1922 гг. существенную часть образовывало "Золото Коминтерна". В период суда над КПСС в Москве появилась целая серия разоблачительных публикаций о "золоте Коминтерна" как составной части "золота партии" (27).
 
Такого рода публикации могут стать сенсацией лишь для тех, кто начисто забыл подлинную историю создания СССР

В первой Конституции СССР 1924 г. провозглашалось, что "Отечество мирового пролетариата" - это лишь первый шаг по созданию Пролетарских Соединенных Штатов Мира, ибо образование СССР "послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику" (из преамбулы - декларации к конституции 1924,) (28).

Ни в одном календаре с 1918 г. по 1936 год, год принятия "сталинской конституции", не было даже праздника Великой Октябрьской Социалистической революции - вместо нее значилось: "7-8 ноября - Дни начала Всемирной пролетарской Революции".

Кажущийся сегодня абстрактным спор большевиков между собой в 20-х годах о возможности "победы социализма в одной отдельно взятой стране" (в котором победил Сталин и его марксистки малограмотная партийная "пехота") на деле означал гигантскую коллизию доктрины и реальной жизни.

Ленин в 1917-1920 гг. много раз говорил, что Октябрьский переворот - это не национальная революция, а начало процесса мировой пролетарской революции. Выступая на I учредительном конгрессе Коминтерна марте 1919 г., он утверждал: "... мы скоро увидим рождение Международной Советской республики" (29).

Как бы Сталин потом, в интересах борьбы за власть в партии и государстве, не подгонял в своем "Кратком курсе ВКП(б)" марксистскую доктрину под свой национал-большевизм, на IV Всемирном конгрессе Коминтерна (ноябрь 1922 г.) он голосовал за следующую резолюцию: "IV Всемирный конгресс напоминает пролетариям всех стран, что пролетарская революция никогда не сумеет восторжествовать в пределах одной только страны, - что она может восторжествовать только в международном масштабе, вылившись в мировую революцию" (30).

2
 
В теоретическом плане это был грандиозный утопический проект переделки всего мира, замена принципа "Нации" (Лига Наций, июнь 1919 г.) на принцип "Класса" (Коминтерн, март 1919 г.). И не случайно в газетах Запада тех времен была модной карикатура - на земной шар накинуты две петли - за одну тянет президент США Вудро Вильсон ("отец" Лиги Наций), за другую - Владимир Ленин ("отец" Коминтерна).

У Ленина архимедовым рычагом был класс пролетариев и Коминтерн, у Вильсон - нация и Лига наций. И не случайно, что и Коминтерн, и Лига Наций были созданы в один, 1919 год, и оба утописта - Ленин и Вильсон - по фатальному стечению обстоятельств тоже умерли в один, 1924, год.

Первая мировая война показала явное социально-экономическое несовершенство классического капитализма времен Маркса. А массовое взаимоуничтожение (в Первую мировую войну за четыре года погибло столько людей, сколько их не погибало за всю предыдущую историю войн всего человечества!) произвело такой эффект (школьные учебники Франции, например, до сих пор хронологию "серебряного века" заканчивают 1914 годом), что даже самые твердолобые политики стали искать выход из коллизий XIX века.

Вильсон предложил классический вариант американской и французской революций XVIII в. - надо снова сплотить буржуазию и рабочих в одну нацию. А для этого создать в Европе и Азии по возможности моно-, в крайнем случае, бинациональные (как Чехо-Словакия) небольшие государства по типу Латинской Америки при арбитражной роли Лиги Наций, где бы всем заправляли державы-победительницы (США, Франция, Англия).

Не трудно заметить, что аналогичная схема (только не три, а пять "великих держав" - постоянных членов Совета безопасности с правом вето) легла и в основу структуры ООН. Однако Лига Наций оказалась гораздо слабее ООН.

Во-первых, она не имела Совета безопасности как эффективного инструмента принятия решений и очень скоро превратилась в простую говорильню, с которой никто не считался, даже ее учредители.

Во-вторых, с самого начала из нее выпали США, ибо американский Сенат не ратифицировал Версальский договор и устав Лиги Наций как его составную часть. Это был смертельный удар по престижу Вильсон-политика. В 1920 г. на очередных президентских выборах он проиграл и резко ушел из политики, оставив по себе память в родном Принстонском университете в виде "Вудро Вильсон school" - политологической аспирантуры при университете, построенной на его личные пожертвования (в 1991 г. мне довелось вести занятия с тамошними аспирантами, а также поработать в личном архиве "отца" Лиги Наций).

В итоге в Лиге Наций стали соперничать Франция и Англия
 
Большевики до 1934 г. принципиально Лигу не признавали, называя ее не иначе как "Лига убийц", противопоставляя Коминтерн и его дочерние организации (КИМ, Крестинтерн, Спортинтерн, МОПР, Межрабпром и др.) этому "сборищу империалистов". Когда же они в 1934 г. все же вошли в Лигу, эффекта это большого не дало, т.к. в том же году из Лиги демонстративно вышли Германия и Япония, а в 1939 г. СССР и вообще исключили из Лиги как агрессора за войну с Финляндией.

Самый же главный недостаток утопии Вильсон в его эксперименте с нациями коренился в другом: США настояли на развале двух многонациональных империй - Австро-Венгерской и Османской и санкционировали отделение от третьей, Российской, ее западных окраин - Финляндии, балтийских республик, Польши (со времен Венского конгресса 1815 г. и до 1917 г. 2/3 польских территорий вместе с Варшавой входили в состав Российской империи).
 
Однако никакой эффективной экономической и политической помощи (включая и военное вмешательство), как это делали США в Латинской Америке после провозглашения в 1823 г. доктрины Монро, они, не признав Версальскую систему, не оказали.

Не удалось до конца провести в жизнь и принцип мононациональных государств (типичный "анти-Вильсон" - конгломерат наций - королевство сербов, хорватов и словенцев - будущая СФРЮ), а также извлечь "мины" замедленного действия - территориальные споры (Венгрии и Румынии - из-за Трансильвании, Польши и Литвы - из-за Вильно, Югославии и Болгарии - из-за Македонии и т.д.). Франция и Англия, ослабленные после Первой мировой войны и занятые внутренними проблемами, в лучшем случае шли лишь на создание антибольшевистских военных союзов типа Малой Антанты.

В итоге, предоставленные сами себе, малые восточно- и южно- европейские государства, разорвав традиционные экономические связи в рамках бывших империй, попали в полосу жесточайшего экономического и социального кризиса (ситуация, во многом повторяющаяся сегодня в Прибалтике, на Украине, в Молдове, в государствах Закавказья). Единственным фактором, который мог сохранить их государственность, стал авторитарный национализм, быстро принимавший форму фашизма.

Достаточно проследить хронологию установления национал-авторитарных режимов в этих странах: 1919 г. - Венгрия, 1923 г. - Болгария, 1926 г. - Польша, 1929 г. - Югославия. В 30-х гг. наступила очередь Финляндии и прибалтийских государств.

Таким образом, задолго до прихода Гитлера к власти в Германии, национал-фашизм уже победно шествовал по Восточной и Южной Европе

Одиноким островком классической буржуазной демократии оставалась только Чехо-Словакия. В политологическом плане к конце 20-х гг. к власти в ряде стран (СССР. страны Восточной Европы, Ближний Восток) приходит новая правящая элита из малообразованных мещан ("мы гимназиев не кончали"), рекрутируемая либо по "пролетарскому", либо по национальному принципу (ситуация, во многом напоминающая нынешнее СНГ - региональные партократы, срочно обрядившиеся в националистические одежды, формируют элиту бывшего второго эшелона номенклатуры КПСС).

Экономический кризис 1929-1933 гг. усугубляет ситуацию. Он действительно ставит Запад перед дилеммой - либо вооруженное подавление безработных, либо серьезные социальные уступки. Общим для всех стран становится усиление роли государства в социальных вопросах. Рузвельт формирует его как глобальную концепцию "сочетания интересов".
 
"Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, - пояснял он в 1932 г., - а необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения нашей великой страны, но и между различными отраслями ее народного хозяйства".

Рузвельт особо подчеркивал, что абсолютный приоритет должен быть отдан интересам всего общества. "Отвлечься от этого означало бы шараханье от одной группы к другой, предлагая временные и, как правило, неэффективные меры... Каждой социальной группе надлежит осознать себя частью целого, звеном общего плана".

В другой форме аналогичный курс проводит правительство Народного фронта во Франции (в социальной сфере - введение оплачиваемых отпусков и организация коллективного отдыха по "соцстраховским путевкам"; в экономической сфере - национализация ж.д., тяжелой и горнодобывающей промышленности, энергообразующих отраслей - "электричество Франции", "газ Франции" и т.д.).

Но "новый" курс начинает с 1933 г. и Гитлер - и у него усиливается роль госаппарата, создаются "народные предприятия", на частные назначаются "хозяйственные комиссары", ликвидируется массовая безработица - бич Веймарской республики.

Общей тенденцией с начала 30-х гг. становится гонка вооружений

У Гитлера она осуществляется под лозунгами реванша за поражение Германии в Первой мировой войне. Сталин же ловко использует постулаты Троцкого и Бухарина об "осажденной крепости", внешне сохраняя все атрибуты мировой революции: до 1943 г. официальным гимном СССР все еще является Интернационал, первая программа радио носит название "имени Коминтерна", серп и молот по-прежнему осеняют флаг державы, которая давно уже перестала быть "первым отечеством мирового пролетариата". Но комсомольский поэт Павел Коган и в канун 1941 г. (он погибнет на войне) продолжает писать:

Но мы еще дойдем до Ганга
Но мы еще умрем в боях
Чтоб от Японии до Англии
Сияла родина моя!

Да что там комсомольский поэт! Сам печатный орган ЦК ВКП(б) в редакционной статье по случаю Нового, 1941 года, писал первого января: "… Велика наша Родина, товарищи: самому земному шару нужно вращаться девять часов, чтобы вся огромная страна вступила в новый год своих побед. Будет время, когда ему понадобиться для этого не девять часов, а круглые сутки, потому что каждый новый год - это ступень к коммунизму, к братству народов земного шара. И кто знает, где придется нам встречать новый год через пять, через десять лет: по какому поясу, на каком новом советском меридиане? С какой новой советской страной, с каким новым советским народом будем мы встречать новый год?.." (31).

"Мировой" СССР все еще цепко держит души советской молодежи, уверенной, что Запад загнивает
 
Впрочем, ничто не вечно под луной! Наполеон Бонапарт, совершив в 1799 г. контрреволюционный переворот, став сначала "пожизненным (с 1802 г.) консулом", а с 1804 г. - и императором, сохранил (как и Сталин 130 лет спустя) все атрибуты Революции: трехцветное "Знамя" и униформу своих "императорских" гвардейцев, чеканил на монетах якобинский лозунг "Свобода, равенство и братство", и даже в 1812 его полки шли на штурм батареи Раевского на Бородино под музыку полковых оркестров, игравших революционную Марсельезу. Во Франции, отметим, эта революционная "униформа" была, скорее, ритуальной формой, нежели верой.

В СССР же миф о неизбежности пришествия Христа (мировой революции) превратился в разновидность религиозной ереси, и чем больше реальная жизнь расходилась с догмой, тем яростней в нее верили большевики.
 
Вспомните Макара Нагульнова из шолоховской "Поднятой целины". В одной руке он держит наган, чтобы загнать односельчан в колхоз, а другой - листает русско-английский словарь. Зачем? Чтобы поднять угнетенных индусов против британского империализма на мировую революцию.

Ну чем не протопоп Аввакум и его старообрядцы в борьбе с патриархом Никоном? Во истину - умом Россию не понять, если знать, что Нагульнова и протопопа разделяю без малого 300 лет российской истории. Многие современники и исследователи отмечали аналогичный фанатизм Ленина и Троцкого в их стремлении реализовать утопию мировой пролетарской революции.

Обрусевший француз А.М. Терне, яростный противник большевизма, приводит услышанную на митинге фразу Ленина: "Пусть 90 % русского народа погибнет, лишь бы 10 % дожило до мировой революции" (32).

Анжелика Балабанова, секретарь и переводчица Исполкома Коминтерна (впоследствии разошлась с большевиками и вновь эмигрировала в Италию), в своих неопубликованных в СССР воспоминаниях пишет, что Ленин и наступление на Варшаву летом 1920 г. начал в отчаянной попытке прорваться в Германию на штыках Красной Армии и поднять там мировую революцию, ибо строительство социализма в одной России считал чистой авантюрой.
 
2
 
Именно Ленин, вопреки предостережениям части военных и местных коммунистов, настоял на продолжении наступления на Варшаву и далее на Берлин в августе 1920 г., так как был (вместе с Троцким) уверен - лишь мировая революция (а она ассоциировалась, по Марксу и Энгельсу, прежде всего с Германией) спасет Советскую Россию от неминуемой гибели (33).

Сокрушительная военная катастрофа под Варшавой в середине августа 1920 г. (и это при том, что на II конгрессе Коминтерна в Большом театре в Москве уже висела электрифицированная "карта мировой пролетарской революции" - в 1922 гг. ее заменит "национальная" карта ГОЭЛРО), отступление остатков Красной Армии за Минск и капитуляция 12 октября 1920 г. перед Пилсудским (отказ от Западной Белоруссии и Западной Украины с 15 млн. населения, выплата контрибуции, возврат "польского золота" и польских художественных ценностей и т.п.), - все это нанесло невосполнимый удар по первоначальной большевистской концепции Октябрьской революции как началу мировой, поворот к НЭПу и сталинской эпохи "национал-большевизма" (34).

И снова - авторское отступление

В период горбачевской перестройки, когда неизмеримо возрос спрос на историков в их попытках стирания "белых пятен" советской истории, в двух номерах "Известий" (№ 69, 70, 9-10 марта 1989 г.) я опубликовал большую статью "Уроки НЭПа".

По тем временам она имела большой резонанс, я получил более тысячи писем-откликов, Владимир Молчанов тот час же пригласил меня в свою очень популярную тогда телепередачу "До и после полуночи", были выступления и по радио, и в массовых аудиториях (в МГУ и других вузах и НИИ).

Суть моей публикации в "Известиях" состояла в том, что я выдвинул концепцию "двух НЭПов", ленинскую как более длительную, "зигзагообразного" пути к прежней химере - мировой пролетарской революции (изложена Н.И. Бухариным в 1925 и 1929 гг. в его статьях о "завещании Ленина") и сталинского как временного "мостика" к национал-большевизму и авторитарному правлению нового "царя" в обличии Генерального секретаря ЦК ВКП(б).

Оба "НЭПа" трактовались и Лениным и Сталиным как мера вынужденная и временная, ибо при полноценном НЭПе он вел бы к отмене диктатуры пролетариата (т.е. партноменклатуры ВКП(б)) и приходу к власти образованных "спецов" из некоммунистической инженерно-технической дореволюционной интеллигенции сменовеховского толка (и не случайно вся "белая эмиграция - от монархистов и кадетов - радостно приветствовала НЭП как конец химеры мировой революции в СССР, а Сталин отреагировал на эту "радость" сфальсифицированным ОГПУ в 1930 г. процессом Промпартии).

Так, монархист Василий Шульгин, убежденный антикоммунист, в своих мемуарах - размышлениях "1920 год" (вышли в эмиграции в начале 20-х годов, перепечатаны в Ленинграде в 1927г.) писал: "... Они (большевики. - авт.) восстановили армию. Это первое. Конечно, они думают, что они создали социалистическую армию, которая дерется "во имя Интернационала", но это вздор. Им только так кажется.
 
2
 
На самом деле они восстановили русскую армию. И это наша заслуга. Мы (белогвардейцы. - авт.) сыграли роль шведов. Ленин мог бы пить [за] "здоровье учителей", Эти учителя - мы... Мы били их до тех пор, пока они не выучились драться. И к концу вообще всего революционного процесса Россия, потерявшая в 1917 г. свою старую армию, будет иметь новую, столь же могущественную.

Дальше. Наш главный, наш действенный лозунг - Единая Россия. Когда ушел Деникин, мы его не то чтобы потеряли, но куда-то на время спрятали... А кто поднял его, кто развернул "Знамя"? Как это ни дико, но это так - Знамя Единой России фактически подняли большевики. Конечно, они этого не говорят. Конечно, Ленин и Троцкий продолжают трубить Интернационал. И будто бы "коммунистическая" армия сражалась за насаждение "советских республик" Но это их армия била поляков (в 1920 г. - авт.), как поляков. И именно за то, что они отхватили чисто русские области..." (35).

Нельзя не поражаться прозорливости старого русского монархиста-государственника, особенно, когда он в самый разгар эйфории лозунгов о неизбежной победе мировой революции, пишет о победе национал-большевизма. Ведь всего за несколько лет до этого глубокого анализа командарм М.Н. Тухачевский издал 03 июля 1920 г. свой знаменитый приказ: "Красные солдаты! Пробил час расплаты... Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад!.." (36).

В отличие от большевиков, Шульгин хорошо знал, чем кончаются все революции в мире - приходом нового "царя", ибо "сила событий сильнее самой сильной воли, Ленин предполагает, а объективные условия, созданные Богом, как территория и душевный уклад народа, "располагают". И теперь очевидно стало, что, кто сидит в Москве, безразлично, кто это, будет ли это Ульянов или Романов..." (Современную трактовку перерождения "пролетарского якобинизма" в термидорианство см. в работе нашей соотечественницы из Парижа Тамары Кондратьевой. - "большевики и якобинцы: маршруты аналогий". М., 1992).

3
 
По мнению Шульгина, рано или поздно "социализм смоется, но границы останутся. Будут ли границы 1914 года или несколько иные - это другой вопрос. Во всяком случае, нельзя не видеть, что русский язык во славу Интернационала опять занял шестую часть суши" (37).

В одном Шульгин, Милюков, Устрялов и другие мыслящие русские эмигранты ошиблись - относительно сроков, когда социализм в СССР "смоется", да еще в том - сумеют ли наследники большевиков после декабря 1991 г. сохранить "границы 1914 года или несколько иные". Увы, они сохранили "несколько иные" - границы начала XVIII века.

Зато в другом - кто станет "царем" новой Советской Империи - Шульгин оказался более чем пророком - ни Ленин, ни Троцкий на эту роль не годятся: "На этих господах висят несбрасываемые гири, их багаж, их вериги - социализм, они не могут отказаться от социализма, они ведь при помощи социализма перевернули старое и схватили власть, Они должны нести этот мешок на спине до конца, и он их раздавит".

И далее - самое гениальное: "И тогда придет Некто, кто возьмет от них их "декретность", их решимость - принимать на свою ответственность, принимать невероятные решения... Но он не возьмет от них их мешка, Он будет истинно красным по волевой силе и истинно белым по задачам, им преследуемым. Он будет большевик по энергии и националист по убеждениям" (38).

В то время как большинство "белых" эмигрантов - от черносотенцы крещеного немца Федора Винберга ("Гнуснейшая нация, посадившая себе на шею жидов" - это русские. - Ф. Винберг. В плену у обезьян. Киев, 1918, с. 5) до будущего мирового светила социологии эсера из коми-пермяков Питирима Сорокина (Кронштадское восстание давило "латышское, башкирское, татарское, русское, еврейское и международное отребье...". - P. Sorokin. Leaves from a Russian diary. London, 1925, p. 267) (не минуя и гениального писателя и лауреата Нобелевской премии "столбового" дворянина Ивана Бунина (И.А. Бунин. Окаянные дни. М., 1992, с. 171. "Вся беда от жидов, они все коммунисты, а большевики все русские" (из беседы автора в 1919 г. в Одессе с красноармейцами))) изощрялось в поисках "иудо-масонского заговора", якобы погубившего матушку-Расею, Шульгин, как русский Нострадамус, точно предсказал приход советской "редиски" (красная снаружи, белая внутри) - Сталина.

4
 
Справедливости ради следует сказать, что и в советской литературе начала 20-х годов звучали шульгинские мотивы прихода "нового царя" в новую (старую) Россию. В ныне почти забытом романе Бориса Пильняка "Голый год" (1920 г.) две революции 17-го года и гражданская война трактуются как возврат к "истокам", к допетровской Руси XVII века. И никакие "жиды" здесь не помеха: "бунт народный - к власти пришли и свою правду творят - подлинно русские подлинно русскую".

Один из персонажей романа дед-знахарь Егорка (нечто вроде шолоховского деда Щукаря) изрекает: "Нет никакого Интернационала, а есть народная русская революция, бунт и больше ничего. По образу Степана Тимофеевича" (39).

В отличие от сегодняшних наших антикоммунистов, вчерашних членов КПСС, видящих в доктринерстве Ленина, Троцкого, Зиновьева, Бухарина некую разновидность паранойи, настоящие убежденные антикоммунисты типа цитированного выше монархиста Виталия Шульгина или кадета Павла Милюкова указывали еще в 20-х годах в эмиграции на реальную поддержку народных масс России утопических планам большевиков.

В своей и по сию пору мало известной у нас капитальной трехтомной работе "Россия на переломе" (1927 г.) Милюков писал: "Те, кто думают, что эта навязчивая идея большевиков - мировая революция - может измениться или даже, что большевики уже "отказались от мировой революции, вместе с коммунизмом и другими основами большевизма", те недостаточно углубились в понимание большевизма и рискуют серьезными ошибками в своих суждениях и разочарованием в последствиях своих отношений с большевиками. Не только к деяниям большевиков, но и к их идеологии надо относиться серьезно.

В день, когда эта идеология будет потеряна, большевиков вообще больше не будет, Будет простая шайка бандитов, - какими часто и считают большевиков их нерассуждающие враги. Но простая шайка бандитов не владеет секретом гипнотизировать массы. Что в конце концов потеря большевистской идеологии неизбежна и что большевики к этому фатально идут - это совсем другой вопрос!" (40)

Пока же, в 1927 г., отмечал Милюков, большевики еще ведут под знаменами мировой пролетарской революции значительную часть народа, и эта "иллюзорная цель" позволяет им сохранять узурпированную у того же народа власть - диктатуру пролетариата.

5
 
Иными словами, НЭП не изменил стратегии большевиков ("право на красную интервенцию", как говорил Н.И. Бухарин на IV конгрессе Коминтерна в 1922 г.), но существенно поменял тактику. Вот этот-то ключевой тезис (который я, что уж греха таить, тогда, в 1989 году, позаимствовал у Шульгина с Милюковым) об одном (а не двух - доНЭПовском и послеНЭПовском) Ленине, и вызвал ярость наших тогдашних "обновленцев" (фильм "Больше света!", пьесы "большевики", "Шестое июля" и др.) - Егора Яковлева и Михаила Шатрова.

В руководимых тогда первым очень популярных "Московских новостях" мой тезка и тогдашний "твердокаменный ленинец" Владлен Логинов (ныне обретающийся в Горбачев-фонде) тиснул статейку о "фальсификации" мною ленинского "завещания" (его поддержал тогда другой ярый "ленинец", а ныне столь же "убежденный" антикоммунист Отто Лацис), а Михаил Шатров вообще устроил на первом канале Останкино истерику, добившись через главного горбачевского идеолога Вадима Медведева срочного выхода в прямой эфир пользовавшегося тогда невероятной популярностью "Взгляда".

Серьезной полемики по существу моей статьи в "Известиях" не было - все свелось к схоластическому средневековому спору о количестве "чертей" на острие иглы: мог ли Ленин в самом конце 1923 года (как было написано у меня в "Уроках НЭПа") диктовать вторую часть своего "завещания" или не мог, так как был уже "живым трупом"?
 
Вдобавок В. Логинов как крупный "спец" по документам "ленинианы" утверждал, что он никогда не видел в архиве Ленина ИМЭЛ такой второй части его "завещания". Такой спор по образу "в огороде бузина, а в Киеве дядька" - старинный прием полемики у российской интеллигенции. Еще Г.В. Плеханов на заре нашего века, высмеивая молодого Ульянова-Ленина, говорил - дайте ему цитату из Библии, и он докажет, что автора следует повесить. "Вешать" меня не стали, но фактуру ленинского высказывания мои оппоненты исказили до неузнаваемости.

Вот что я писал в 1989 г. в "Известиях":
 
"Когда, наконец, с выходом в свет шестого Полного собрания сочинений В.И. Ленина его "НЭПовские" документы за 1921-1923 годы полностью станут доступны всем читателям, мы, возможно, прочитаем и такую запись его личных секретарей М.И. Гляссер и Л.А. Фотиевой, сделанную ими под диктовку Ильича в самом конце 1923 года:

"Конечно, мы провалились. Мы думали осуществить новое коммунистическое общество по-щучьему велению. Между тем, это вопрос десятилетий и поколений. Чтобы партия не потеряла душу, веру и волю к борьбе, мы должны изображать перед ней возврат к меновой экономике... как некоторое временное отступление. Но для себя мы должны ясно видеть, что попытка не удалась, что так вдруг переменить психологию людей, навыки их вековой жизни, нельзя. Можно попробовать загнать население в новый строй силой, но вопрос еще, сохранили бы мы власть в этой всероссийской мясорубке"

(у меня нет сомнений в точности передачи мысли Ленина его секретарями; упоминается она и в "Архиве Троцкого", вышедшем за рубежом, но в наиболее полном виде эта запись воспроизведена пока лишь в воспоминаниях бывшего секретаря Сталина Б. Бажанова, изданных в Париже - Нью-Йорке в 1983 г. (Борис Бажанов. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. Изд. 2-е, допол. Под ред. А. Глезера. Париж - Нью-Йорк, 1983, с. 300-301))."

Иными словами, в статье и намека не было на "архив Ленина" в ИМЭЛе, ни на "текст" второй части "завещания", а вся история передавалась в изложении личных секретарей вождя с последующим переложением Бориса Бажанова (а за его "Воспоминаниями" Сталин в 1930 г. гонял в Париж и обратно самолет с тем, чтобы получить свежий номер миллюковских "Последних новостей", где первоначально публиковались откровения его бывшего личного секретаря - вряд ли Сталин делал бы это, будь эти мемуары фальшивкой или малодостоверными).

2
 
Частный случай этой курьезной полемики с моей статьей "Уроки НЭПа" отражают гораздо более серьезную проблему идеологической эквилибристики большевиков - как сочетать марксистскую доктрину мировой пролетарской революции с... антимарксистской (сталинской) о возможности построения социализма в "одной отдельно взятой стране" ("на одной улице, в одной комнате", - каламбурил Карл Радек в конце 20-х годов: в 1939 г. этот каламбур стоил ему жизни (41).

И хотя мировая революция так и не свершилась (Зиновьев еще в 1926 г. жаловался Троцкому: "при отсутствии мировой революции наша партия держится на честном слове"), гигантская машина для достижения несбыточной утопии исправно работала много десятилетий, тратя на эту "работу" огромные народные средства.

Одна из главных причин поражения Троцкого и его сторонников в ВКП(б) и в СССР - окончательный крах к 1927 г. надежд на то, что мировой пролетариат "возьмет на буксир" (выражение Троцкого из его доклада на III конгрессе Коминтерна летом 1921 г.) отсталую аграрную "лапотную" Россию, свершив мировую революцию.

И хотя Троцкий, высланный в 1929 г. за границу, и в эмиграции фанатично верил в неизбежный приход мировой революции и даже создал в 1938 г. в Париже IV (троцкистский) Интернационал (он существует и поныне, имея небольшие группки своих адептов в Западной Европе, Латинской Америке, в Азии, а в последнее время - и в России), утопия от этого не стала реальностью.

Поразительно другое

Бухарин и другие "правые", сыгравшие решающую роль в разгроме "троцкистов" и их исключении из партии на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г., теоретически и практически стояли на той же утопической платформе неизбежности прихода мировой революции.
 
Читаешь сегодня полемику Бухарина и Троцкого на седьмом расширенном пленуме ("малом" конгрессе) Исполкома Коминтерна в ноябре - декабре 1926 г. (стенограммы изданы в 1927 г. в двух томах под названием "Пути мировой революции") и никак не поймешь - в чем теоретические разногласия "левых" (троцкистов) и "правых" (бухаринцев)?

Оба вождя партии и Коминтерна - за мировую революцию, оба не верят в возможность победы социализма в одной стране, оба убеждены в неизбежном новом военном столкновении Запада с СССР, оба клянут "капиталистическое окружение" и утверждают, что СССР - это "осажденная крепость".

2
 
Сталинская легенда о двух "уклонах" в партии при знакомстве с материалами пленумов и конгрессов Коминтерна на выдерживает никакой критики. Вот что говорит "правый уклонист" Н.И. Бухарин, с 1926 г. и.о. председателя Исполкома Коминтерна, слово в слово цитируя "левого уклониста" Троцкого:
 
"Все мы без исключения признаем международный характер русской революции, которая является составной частью революции мировой... Окончательная практическая победа социализма в нашей стране без помощи других стран и мировой революции невозможна... Мир будет принадлежать либо нам, либо буржуазии... А поэтому в перспективе у нас неизбежная вооруженная борьба между нами и капиталистами" (42).

Более того, санкционировав как член Политбюро ссылку Троцкого в Алма-Ату, Бухарин тотчас же садится за разработку "троцкистского" документа - "Программы мировой революции", наконец-то (с 1919 г. Коминтерн такой программы не имел) принятой по бухаринскому докладу на VI Всемирном конгрессе Коминтерна летом 1928 г.
 
3

С высоты прожитых народами бывшего СССР лет просто поражаешься, как эти два, несомненно, одаренных человека, Троцкий и Бухарин, не понаслышке знакомые с европейской и мировой культурой (достаточно прочитать сборник Троцкого "Искусство и революция" или статьи Бухарина по литературе), знавшие несколько европейских языков, фанатично верили в эту марксистскую утопию о мировой революции и спасение человечества на путях классовой борьбы.

При этом ни Троцкий, ни Бухарин совершенно не предугадали мировой экономический кризис 1929-1933 гг., а когда он разразился, оба (один - в эмиграции, другой - в СССР) восприняли его как второй этап подготовки мировой пролетарской революции.

Сталин же под эту трескотню "троцкистов" и "бухаринцев" провел в СССР свою "мировую революцию" - коллективизацию, упразднение НЭПа и ликвидацию "кулака как класс" (а заодно - и дореволюционных НЭПовских гражданских и военных "спецов", священнослужителей, ученых и т.д.).

"Вождь всех времен и народов" посадил даже эсперантистов

Еще бы - до 1923 г. в РККА - Рабоче-Крестьянской Красной Армии по приказу Троцкого эсперанто изучался как язык "мировой революции", в 20-х годах выдвигался даже проект обязательного изучения эсперанто в средней школе вместо любых других иностранных языков.

Одна из задач сталинских кровавых чисто 1936-1938 гг. в партии и стране - начисто выбить партийцев, знавших, что штурм Зимнего ("мы начали наше дело исключительно в расчете на мировую революцию" - В.И. Ленин. ПСС. т. 41, с. 2) - это лишь начало мирового революционного пожара. Что ленинское "слабое звено" в системе империализма, это "звено" (Россия), откуда начинается мировая пролетарская революция.

Но в итоге спроектированное по Марксу здание - "мировой" СССР - оказалось на ложном фундаменте: мировая революция так и не свершилась."Наш паровоз вперед лети, в коммуне - остановка", а рельсов-то нет. Вот тут-то и началась словесная эквилибристика идеологов большевизма - "полная победа", "окончательная победа", "развитой социализм", "реальный социализм" и т.д. Защищались диссертации, писались пухлые тома, выбирались члены-корреспонденты и академики и все ради одного - черное выдать за белое, карася за порося, ибо просчет был в самом начале - 07 ноября 1917 года... Ошибся Маркс, трагически ошибся Ленин

2
 
Справедливости ради следует сказать, что и оба адепта мировой пролетарской революции - Троцкий и Бухарин - "приложили ручку" к этой псевдомарксистской словесной эквилибристике на счет "полных", "окончательных" и прочих "побед" социализма - "развитых", "реальных" и т.п.

Именно они вооружили сталинскую, хрущевскую и брежневскую партноменклатуру идеологическими уловками, призванными оправдать очевидный крах изначальной доктрины: Троцкий - концепцией об общем кризисе капитализма (три этапа), а Бухарин - о мирном сосуществовании как особой форме классовой борьбы. Хитрые хрущевские советники (Федор Бурлацкий и КО) после XX съезда КПСС выдали это за свое изобретение и подсунули сей плагиат "нашему Никите Сергеевичу" ("Я учился у попа две зимы за пуд картошки" - как-то признался Хрущев одному из своих соратников; где уж было ему до "теоретиков", на документах Политбюро он писал - "ознакомица", поэтому сам писать не любил, все больше диктовал стенографисткам).

Не мудрено, что этот истовый борец с троцкистско-бухаринскими шпионами и убийцами (см., например, живую речь Хрущева в 1938 г. в документальном фильме реж. В. Лопатина "Другие и Сталин", 1989) легко проглотил по невежеству эту наживку и санкционировал включение в программу КПСС 1961 г. и троцкистского, и бухаринского тезисов. А чем, как не повторением заклинаний председателя Коминтерна в 1919-1926 гг. Григория Зиновьева можно назвать филиппики Хрущева "мы вас закопаем..." или его утверждение что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме"?

Конечно, есть большой соблазн списать такие безответственные декларации на малограмотность Хрущева или маразм Брежнева. Но они - продукт сталинской партийной "пехоты", которая даже подлинную историю собственной партии уже не знала. Разве знал Брежнев, что до 1936 г. вообще не было праздника Великая Октябрьская социалистическая революция, а во всех календарях значилось - "7-8 ноября - дни Пролетарской революции"?

Но если внутри СССР Сталин довольно быстро расправился со всеми адептами мировой революции ("старыми большевиками", по терминологии тех времен), то "коминтерновской" линии внешней политики суждена была долгая жизнь
 
3

Каждый работник совпосольства за границей при желании и сегодня расскажет, что до недавнего времени у СССР было три "посла" в любой стране: собственно посол (МИД), резидент (КГБ-ГРУ) и советник по партийным вопросам (бывший "агент Коминтерна").

И все - со своими валютными бюджетами, спецсвязью в Москву (нередко, спутниковой), а резиденты - еще и с сетью платных осведомителей (только две разведки мира работали по-старинке - КГБ и ЦРУ - через осведомителей; все остальные давно перешли на компьютерную обработку легальных данных - и дешевле, и эффективней, и провалов меньше).

Результатами такого двойного стандарта стал очевидный дуализм советской внешней политики, что уже с 1921 г. отмечали очень многие зарубежные исследователи (например, Джордж Кеннан, бывший посол США в СССР (43)).

Впрочем, разоблачения иностранных авторов о "руке Коминтерна (Москвы)" в посольствах СССР (РФ) за рубежом не перестают появляться и в эпоху "партнерства" Запада и Востока. Типичный пример - недавняя книга французского журналиста из еженедельника "Экспресс" Бернара Леконта "Бункер" (так в Париже называют новое здание посольства РФ на бульваре маршала Ланна, действительно напоминающего осаждаемый "бункер"), повествующая о деятельности резидентов КГБ во Франции с 1971 по 1991 год (44).

Поэтому чрезвычайно трудно сегодня вычленить, какое золото шло через "балтийское окно" на
"мирное сосуществование", а какое, наоборот, на его подрыв и "мировую революцию"

Графически три главных компонента власти большевиков в 20-х годах - мирное сосуществование (НКИД), мировая революция (Коминтерн) и "диктатура пролетариата" (ГПУ) - выглядят так:

НКИД
Коминтерн
ГПУ

май 1920 г. - Л.Б. Красин от имени "Центросоюза" ведет торговые переговоры в Лондоне.
Июль-сентябрь 1920 г. - глава диплом. делегации РСФСР Л.Б. Каменев обвинен в подкупе рабочих советов "Руки прочь от Советской России!" и коммун. газеты "Дайли Геральд" (75 тыс. ф. ст. - выручка от продажи в Лондоне "царских" бриллиантов).
29 янв. 1920 г. - декрет Совнаркома об обязател. труде всех "непролетарских элементов".
Март 1921 г. - Договор о дружбе с Турцией Кемаля Ататюрка.
Секретное приложение к этому договору от 16 марта: туркам выделено 10 млн. зол. руб. на закупку оружия

Подавление Кронштадского восстания

1921 г. - НКИД инициирует декрет Совнаркома о свободе выезда за границу (400 зол. руб. госпошлины).
ИККИ создает секретную лабораторию Коминтерна по изготовлению фальшивых загранпаспортов, виз и т.п. (просуществует до августа 1991 г.).
ОГПУ "дополняет" (1925 г.) "Положение о въезде с выезде 1921 г. секрет. приложением о нежелательных лицах (усложнение процедуры выезда)

1922 г. - установление дипотношений с Италией Муссолини

Встреча "трех Интернационалов" в Берлине. Ленин срывает компромисс коммунистов и социал-демократов. Процесс над эсерами в Москве (12 чел. пригов. к смерт. казни). "Последний пароход" - высылка Н. Бердяева, П. Сорокина и др., а также левых меньшевиков Ф. Дана, Б. Николаевского и др. навсегда за границу

1922 г., 16 апреля. Соглашение в Рапалло (Италия) о взаимном дип. признании, развитии торг. отн. и секр. воен. конвенция между Германией и РСФСР
1923 г. - Коминтерн посылает в Германию "красные бригады". Цель - к 9 ноября свершить Мировую революцию (полный провал).
1922 г., 26 фев. ОГПУ конфискует церковные ценности "для голодающих". Арест патриарха Тихона.
1924/25 гг. "Полоса дипл. признания СССР: 2 фев. - Англия, 28 окт. - Франция, 20 янв. 1925 г. - Япония
1924 г. - "Красные бригады" атакуют резиденцию правительства в Таллине, пытаясь установить совет. власть в Эстонии (полный провал)

Создание ОСО - "особых совещаний" ("тройки"). Судят за шпионаж, контрабанду, валют. операции. Пока - с участием прокурора (но без адвоката).

1925/26 гг. - 12 окт. 1925 г.: крупный торгово-эконом. договор с Германией. 24 фев. 1926 г. - договор о нейтралитете с ней же
1926 г., май-июнь. "Золото Коминтерна" британ. шахтерам (всеобщ. забастовка). Политбюро ЦК КПСС выделяет Коминтерну несколько млн. зол. руб. (из фондов НЭПа).
1926 г. 18 июня - "спецналог на НЭПманов". Расширение сети политизоляторов ("первое питание" эсеров, меньшевиков, затем "троцкистов").
1926/27 гг., 27 мая - разрыв дипотношений Англии и СССР; приостановка дипотношен. СССР с Китаем (с марта 1926 г.)
1927, декабрь - "мировая революция" в Кантоне (Китай); 1926 г. - уличные бои в Вене (Австрия).

Продовольственная паника с СССР (население готовится к войне)
 
НЭПманы переводят "червонцы" за границу. ОГПУ сажает "троцкистов"

Не правда ли - впечатляющая картина! Характерно, что все три главных ведомства отнюдь не скрывали свою "работу".
 
НКИД выпускал свой еженедельный "Бюллетень Народного Комиссариата иностранных дел", где перепечатывал, например, такие сентенции (из "Курьера польского" от 04 октября 1921 г): "За границей должны надлежащим образом оценить тот большой труд, с которым Польша старается сохранить и укрепить мирные отношения с большевистской Россией. Мир с государством, не признающим никаких норм цивилизованного мира.., ненавидящем политическое устройство всей остальной Европы и желающим видеть ее объятой пожаром и бунтом" (45).

Коминтерн издавал свой журнал "Коммунистический Интернационал", раз в пять - десять лет собирая в специальные сборники все данные об интернациональной помощи мировому пролетариату и издавая их массовыми тиражами (46).

Кроме того, лидеры большевиков на закрытых пленумах ЦК ВКП(б) в Политбюро решали - сколько "НЭПовских" золотых рублей (100 - 300 тыс. или 2 млн.) послать английским углекопам, чтобы они побыстрее совершили у себя мировую пролетарскую революцию (47).

Тщетно Ленин требовал еще в 1921 г. на Политбюро, чтобы большевики "раздвоились" и не "ляпали" иностранным корреспондентам по советской внешней политике того, о чем они говорят "в своем кругу" - на заседаниях ИККИ или Политбюро.

Типичный скандал произошел в 1922 г. между Карлом Радеком и Христианом Раковским. В январе-феврале 1922 г. оба они оказались в Германии, К. Радек - по линии Коминтерна, Х. Раковский - посланный Лениным с секретной миссией в Берлин и Прагу для поиска союзников на Генуэзской конференции.

Однако Радек фактически сорвал все усилия Раковского: в январе он проболтался немцам о секретных Франко-советских переговорах о совместном давлении на Германию из-за ее отказа своевременно платить репарации (в 1923 г. Франция пошлет свои войска в Рурский угольный бассейн), а в феврале дал интервью французской газете "Матэн", в котором снова "разоблачал" советское правительство за "тайную дипломатию" с Францией и Англией (48а).

Г.В. Чичерин написал возмущенное письмо В.И. Ленину - Радек раскрыл все секреты тайной миссии Раковского. Ленин согласился с наркоминдел, но ограничился философской констатацией: "Радек доказал этим случаем еще раз, что при всех своих многочисленных достоинствах он совершенно не годится в дипломаты." (48б) И оставил К. Радека на посту исполнительного секретаря Коминтерна (выгонит Радека из ИККИ только Г.Е. Зиновьев в 1925 г.).
 
2

Впрочем, "линия Коминтерна" до начала 30-х годов, когда Сталин сделал упор не на интернациональную помощь, а на усиление Красной армии и заключение в 1931-1933 гг. целой серии пактов о ненападении с Литвой, Афганистаном, Финляндией, Эстонией, Польшей, Францией и Италией, была все же преобладающей.

Убежденный "коминтерновец" Г.В. Чичерин в 1921 г. так разъяснял советским полпредам их задачи: "Для нас лучше остаться на время в тени. Официальное признание наших представителей, развитие торговых отношений, постепенное распространение пропаганды и усиление нашего влияния на пролетарские массы: таковы задачи нашей деятельности" (48).

На XIV съезде ВКП(б) Чичерин в 1925 г. договорился до того, что объявил все полпредства СССР "крышей" для агентов Коминтерна (его выступление не было включено в официальный стенографический отчет и увидело свет лишь 66 лет спустя, в 1991 г. в жур. "Кентавр").

То-то национал-большевик Сталин, едва он выслал адепта мировой революции Троцкого за границу, а его сторонников исключил из партии и отправил на "перевоспитание" в ссылку в Сибирь и Казахстан, тотчас же выгнал Чичерина и назначил 21 июля 1930 г. новым наркоминдел "твердого искровца" государственника М.М. Литвинова, который с 1918 г. был с Чичериным на ножах.

ОГПУ также промышляло гласностью

Слишком кровавый чекистский журнал "Красный террор" с его длинными списками расстрелянных "буржуев" - заложников Ленин все же распорядился закрыть, но "Еженедельник ЧК - ГПУ - ОГПУ" исправно выходил, а в 1920-1922 гг., по образцу "цифири" Коминтерна чекисты выпустили и свой "отчет о проделанной работе" - "Красную книгу ВЧК" в двух томах (49).

А теперь вообразите - сколько же золота, "червонцев" и иностранной валюты нужно
было всем этим трем "конторам" для осуществления их внешней и внутренней политики?
 
Никакому финансовому агенту в Париже Артуру Рафаловичу такое количество и в страшном сне присниться не могло - он все же "качал" франки и обратно, в Россию, а не в эту бездонную дыру - мировую революцию...

1. Из самых последних расследований на эту тему отмечу очень интересную (хотя и основанную на системе косвенных доказательств - расписок Ленина о приеме от Генерального штаба немецких денег автор не публикует) статью журналиста Ю.В. Идашкина "Были ли большевики куплены на золото германского Генерального штаба?" ("Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 278-296). Главной сенсацией статьи Идашкина следует считать находку части материалов огромного, в 21 том, "дела" о большевиках-шпионах (все историки считали, что после Октябрьского переворота "дело" было уничтожено по приказу Ленина), которые оказались приложенными к другому "делу" 1939/40 гг. - следователя П.А. Александрова, который вел расследование в 1917 г. (в 1940 г. был расстрелян, в 1993 г. - полностью реабилитирован).

2. Первым версию о "большевиках - немецких шпионах" запустил еще в апреле 1915 г. в швейцарской социал-демократической газете "Фольксштимме" бывший большевик, а затем меньшевик - "оборонец" Григорий Алексинский, историк по образованию. В июле 1917 г. повторил это обвинение в Плехановской газете "Единство" и в собственном издании "Без лишних слов", где прямо назвал Ленина и его попутчиков по пломбированному вагону "пассажирами германского военного поезда, мешающими русской армии защищать Россию".

3. Мирные переговоры в Брест-Литовске, т.1. Под ред. А.Л. Иоффе с предисл. Л.Д. Троцкого. М., 1920, 270 стр.

4. Брест-Литовская конференция (заседания экономической и правовой комиссий). Под ред. Б.Е. Штейна. М., 1923, 155 стр. С учетом новых границ, определенных в Бресте (Украина, Польша, Финляндия, Прибалтика, Закавказье - отошли от России). Советская Россия по сравнению с Российской империей потеряла 26 % населения, 27 % всех пахотных земель, 26 % железнодорожной сети, 33 % промышленности, 73 % добычи железной руды и 75 % каменного угля. - См. также: И.М. Майский. Внешняя политика РСФСР, 1917-1922. М., 1922, с. 37-40.

5. Брест-Литовская конференция (полный текст договора с картой и приложением дополнительных протоколов). М., 1918, 150 стр.

6. См, например, "Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Раппальского договора". Сб. док-тов, т. 1, 1917-1918. М., 1968, с. 321

7. V. Novitzky. Les origines du stock d'or [Paris, 1921], р. 11-12.- Текущий архив экспертного совета
 
8. ???
 
9. ???

10. Андрей Ефимкин. Золото республики. - "Волга" (Саратов, 1987, № 11; 1988, № 4. Вторая часть статьи (1988 г.) перепечатана с сокращениями в "Дипломатическом ежегоднике" (М., 1995, с. 227-240).
11. См. "Солдаты ленинской гвардии", кн. 2. Горький, 1977, с.10.
12. Цит. по: "Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 10.
13. Марк Янсен. Суд без суда. 1922 год (показательный процесс социалистов-революционеров). М., 1993. См. также: Г. Семенов (Васильев). Военная и боевая работа партии социалистов-революционеров за 1917-1918 гг. М., 1922, с. 32-33. Не все, однако, "эксы" эсеров сорвались: в 1920 г. в результате налетов на некоторые украинские банки они захватили немало золота, переправили его заграницу, там поместили в банки и на получаемые кредиты и проценты, создали свой эсеровский эмигрантский фонд, который содержал даже целое эсеровское издательство "Скифы".
14. Вирджиния Куллудон. "ленинское" золото во Франции. - "Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 269; "Le Point", 7 januier 1995. См. также: "Дипломатический словарь", т. 1. М., 1984, с. 195.
15. Helene Atoun. Emprunts russe: on raparle de remboursement. - "Le Quotidien de Paris", 12 avril 1995, p. 5.
16. А.П. Ефимкин. Ук. статья. - "Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 62-63.
17. С.А. Никольский. Власть и земля. М., 1990, с. 62-63.
18. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 00, с. 00
19. Э. Карр. большевистская революция, 1912-1923. большевистская революция, 1917, т. 2. М., 1989, с. 208...
20. А.П. Ефимкин. Ук. статья. - "Дипломатический ежегодник". М., 1995, с. 231.
21. V. Novitzky. Op. cit., p. 25. - Текущий архив экспертного совета.
22. В.А. Шишкин. В борьбе с блокадой (о становлении советской внешней торговли). М., 1979, с. 80-82.
23. V. Novitzky. Op. cit., p. 25. - Текущий архив экспертного совета.
24. "Социалистическое хозяйство", М., 1926, кн. V, с. 162.
25. Цит. по А.П. Ефимкин. Ук. статья. - "Волга", 1988, № 4, с. 184, 186-187.
26. V. Novitzky. Op. cit., p. 24. - Текущий архив экспертного совета.
27 . См., например, публикацию документов из архивов КПСС Э. Максимовой о передаче ИККИ 27 мая 1919 г. бриллиантов на 300 тыс. зол. руб. - "Известия", № 120, 23 мая 1992 г. См. также: И. Бунин. Золото партии. Спб., 1992.
28. Цит. по: "иного не дано". М., 1988, с. 371-372.
29. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.38, с. 72.
30. IV Всемирный конгресс Коминтерна. Избранные доклады, речи и резолюции. М.-Пг., 1923, с. 401.
31. Цит. по: "Аргументы и факты", 1996, № 2, (рубрика "55 лет назад").
32. А. Терне. В царстве Ленина. Берлин, 1922. с.5.
33. Н.В. Загладин. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990, с. 54.
34. М. Агурский. Идеология национал-большевизма. Paris, YMCA-Press, 1979.
35. В. Шульгин. 1920 год. Л., 1927, с. 270-271.
36. Цит. по: В.Г. Сироткин. Вехи отечественной истории. М., 1991, с. 228.
37. В. Шульгин. Ук. соч., с. 271.
38. Там же, с. 273.
39. Б. Пильняк. Голый год. - Избранные произведения". М., 1976, с. 83-84.
40. П.Н. Милюков. Россия на переломе. Т. 1. Париж, с. 260.
41. В.Г. Сироткин, Э.Е. Гусейнов. Лицо и маски Карла Радека. - "Московская правда", 14 мая 1989 г.
42. Цит. по: В. Сироткин. О мировой революции и России, которую мы потеряли. - "Свободная мысль", 1992, № 15, с. 27.
43. G. Kennan. The Russia and fue West under Lenin and Stalin. Boston, 1960.
44. B. Lecomte. Le Bunkez. Paris, 1994.
45. Бюллетень НКИД, № 99, 31 окт. 1921, с.9.
46. См.: Пять лет Коминтерна в решениях и цифрах. М.-Л., 1924; 10 лет Коминтерна в решениях и цифрах. М.-Л., 1929.
47. Всеобщая забастовка в Англии в мае 1926 г. (из "особой папки" Политбюро ЦК ВКП(б)). - "Исторический архив", 1995, № 1, с. 5-28.
48а Ф. Кант (Франция). Секретные миссии Раковского в Западной Европе. - "Дипломатический ежегодник. 1989". М., 1990, с. 417-420.
48б В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 54, с. 176, 615-616.
48. Цит. по: П.Н. Милюков. Ук. соч., т.1, с. 290.
49. "Красная книга ВЧК", (Изд. второе, уточненное), т.1-2. М., 1990

Оглавление

 
www.pseudology.org