Im Selbstverlag des Verfassers, 1933, 288s
Вильгельм Райх
Charakteranalyse : Technik und Grundlagen für studierende und praktizierende Analytiker
Часть 2. Теория формирования характера. Глава II. Генитальный и невротический характеры (Сексуально-экономическая функция характера)
1. Характер и сексуальный застой

Теперь мы обратимся к вопросу, по какой же причине образуется характер и какую экономическую функцию он имеет.

Ответ на первый вопрос подготовлен наблюдениями за динамической функцией и рациональным функционированием характерных реакций: характер выступает главным образом и прежде всего как нарциссический защитный механизм. В таком случае напрашивается мысль, что, если характер в настоящее время, скажем, в аналитической ситуации, служит, по существу, защите Я, то в свое время он и возник как аппарат для защиты от опасностей. А характероанализ каждого отдельного случая — если удается проникнуть до времени окончательного формирования характера, т. е. до эдипова возраста — показывает, что характер сформировался под влиянием угрожающего внешнего мира и настойчивых требований Оно.

Опираясь на теорию Ламарка, Фрейд и особенно Ференци стали различать в психике аутопластическое и аллопластическое приспособление. В одном случае, чтобы устоять в борьбе за существование, организм изменяет окружающую среду (техника и цивилизация), в другом — самого себя. С точки зрения биологии, формирование характера выполняет аутопластическую функцию, которая приводится в действие беспокоящими и неприятными раздражителями внешнего мира (структура семьи). В столкновении Оно и внешнего мира, который ограничивает удовлетворение либидо или вовсе ему препятствует, и в связи с реальным страхом, который при этом развивается, психический аппарат реагирует организацией защитного аппарата, который он помещает между собой и внешним миром. Чтобы понять этот процесс, обрисованный нами пока лишь в общих чертах, мы должны на некоторое время сменить динамический и экономический подходы на топический.

Я, обращенная к внешнему миру, а потому экспонированная часть психического аппарата, который Фрейд учил понимать как аппарат, предназначенный для защиты от раздражителей, является местом формирования характера. Фрейд ясно и наглядно изобразил борьбу, которую приходится вести Я в качестве буфера между Оно и внешним миром (или между Оно и Сверх-Я). В этой борьбе важно то, что Я, стремящееся в интересах самоутверждения выступать посредником между враждующими сторонами, включает в себя и сохраняет в виде моральной инстанции, Сверх-Я, фрустрирующие объекты внешнего мира, а именно те, что стоят на пути у принципа удовольствия. Таким образом, мораль Я не проистекает из Оно, т. е. не произрастает в нарциссически-либидинозном организме, а является чуждым компонентом, заимствованным из напирающего и угрожающего внешнего мира. Психоаналитическая теория влечений находит в психическом организме прежде всего не что иное, как комок самых примитивных потребностей, основой которых являются телесные состояния возбуждения. Между этим комком примитивных потребностей и внешним миром в процессе развития благодаря особой дифференциации части душевного организма располагается Я. Чтобы это проиллюстрировать, представим себе, например, простейших. Среди них имеются некоторые животные, скажем, корненожки, радиолярии и другие, которые защищаются от сурового внешнего мира с помощью панциря из неорганического вещества, который скрепляется благодаря химическим выделениям протоплазмы. Некоторые из этих простейших образуют улиткообразно изогнутые, другие — круглые, снабженные шипами чаши. Движение этих заключенных в панцирь простейших по сравнению с простыми амебами существенно ограничено, контакт с внешним миром сужен до псевдоподий, которые в целях передвижения и приема пищи могут выдвигаться и снова убираться через узкие отверстия в панцире. У нас еще будет повод воспользоваться этим сравнением, но уже сейчас мы можем понять характер Я, а, возможно, по Фрейду и Я вообще, как панцирь Оно, защищающий от раздражителей внешнего мира. В понимании Фрейда Я — это структурная инстанция. Под характером мы понимаем здесь не только внешнюю форму проявления этой инстанции, но и сумму всего того, что Я выражает в типичных, т. е. специфических для данной личности способах реагирования, следовательно, важный динамически обусловленный фактор, который выражается в характерной форме проявления (походка, мимика, осанка, речь, прочие формы поведения). Этот характер Я состоит из элементов внешнего мира, из запретов, ограничений влечения и разного рода идентификаций. Содержательные элементы панциря характера имеют, следовательно, внешнее, общественно обусловленное происхождение. Прежде чем перейти к вопросу о том, что же скрепляет эти элементы, какой динамический процесс содействует укреплению панциря, мы должны уяснить, что защита от внешнего мира хотя и была главной причиной формирования характера, но, несомненно, в дальнейшем основной его функцией не является. Цивилизованный человек располагает множеством средств защиты от реальных опасностей внешнего мира — общественными учреждениями во всех их формах. В качестве высокоразвитого организма он располагает, кроме того, мышечным аппаратом, чтобы убегать или бороться, и интеллектом, чтобы предвидеть опасности и их избегать. Характерные защитные механизмы начинают типичным образом выполнять свою функцию тогда, когда — либо из-за внутреннего состояния возбуждения, либо вследствие внешних раздражителей, затрагивающих аппарат влечений,— принимается в расчет фактор угрозы со стороны влечений, т. е. возникающий изнутри фактор страха. В таком случае задача характера — справиться с актуальным страхом (порожденным застоем), который возникает из энергии не добивающихся отвода влечений.

Отношение характера к вытеснению следует усматривать в том, что необходимость вытеснять требования влечения приводит в действие процесс формирования характера. Кроме того, однажды сформированный характер экономит издержки на вытеснение с помощью того, что энергии влечения, свободно плавающие при обычном вытеснении, растрачиваются сами собой в формациях характера. Создание черты характера тем самым свидетельствует либо о разрешении конфликта вытеснения, либо об экономии процесса вытеснения вообще, либо о превращении произошедшего вытеснения в относительно жесткую, сообразную Я формацию. Таким образом, процессы формирования характера соответствуют тенденции Я к унификации стремлений душевного организма. Этими фактами объясняется то, что вытеснения, вылившиеся в прочные черты характера, устранить намного труднее, чем вытеснения, которые, скажем, создают основу симптома.

Между исходным пунктом формирования характера, защитой от реальных опасностей и конечной функцией, защитой от угрозы со стороны влечения и страха, вызванного застоем, а также расходованием энергий влечения, имеется определенная связь. Общественное упорядочение, в особенности развитие от примитивного естественного состояния к цивилизации, потребовало значительного ограничения либидинозного и иного удовлетворения. Развитие человечества до сих пор проходит под знаком продолжающегося ограничения сексуальности, в особенности же развитие патриархальной цивилизации и современного общества, которое сопровождалось возрастающим расщеплением и ограничением генитальности. Чем дальше заходил этот процесс, тем менее значительными и более редкими становились поводы для реального страха, правда, только для отдельных людей; в общественном отношении реальные опасности для жизни индивида возросли. Империалистические войны и классовая борьба щедро возместили людям опасности доисторических времен. Но, несмотря на это, цивилизация принесла с собой преимущество безопасности в некоторых сферах, но это преимущество имело также негативную сторону. Чтобы избежать реального страха, было необходимо ограничить свои влечения; человеку нельзя проявлять свою агрессию, даже если он умирает с голоду вследствие экономического кризиса, а сексуальное влечение сковано общественными нормами и предрассудками; нарушение норм тут же повлекло бы за собой реальную опасность, скажем, наказание за «воровство», за онанизм в детском возрасте или тюремное заключение за инцест и гомосексуализм. В той мере, в какой удается избежать реального страха, усиливается застой либидо, а вместе с ним и вызванный застоем страх. Таким образом, актуальный и реальный страхи находятся в отношении дополняющих друг друга противоположностей: чем больше избегание реального страха, тем сильнее страх, вызванный застоем, и наоборот. Бесстрашный человек удовлетворяет свои сильные либидинозные потребности, даже если при этом рискует подвергнуться опале со стороны общества. Животные вследствие своей недостаточной общественной организации в большей степени подвержены воздействию условий, порождающих реальный страх, но едва ли страдают от застоя влечений, если только не попадают под гнет одомашнивания, да и здесь тоже они будут страдать лишь при особых условиях.

Если мы выделили здесь избегание (реального) страха и связывание страха (вызванного застоем) в качестве двух экономических принципов формирования характера, то нельзя не заметить третьего принципа, согласно которому формирование характера проходит под знаком принципа удовольствия, а также получения наибольшего удовольствия. Причиной и поводом для формирования характера является защита от опасностей, которые приносит с собой удовлетворение влечения; но если панцирь уже сформирован, принцип удовольствия продолжает действовать, поскольку характер, подобно симптому, служит не только защите от влечения и связыванию страха, но и удовлетворению влечения в измененной форме. Например, генитально-нарциссический характер не только защитился от влияний внешнего мира, он также удовлетворяет значительную часть либидо в нарциссическом отношении своего Я к своему Я-идеалу. Удовлетворение влечения бывает двоякого рода. С одной стороны, отклоненные импульсы влечения, особенно догенитальные и садистские, при создании и сохранении защитного механизма в значительной мере энергетически истощаются; это, правда, не означает удовлетворения влечения в смысле непосредственного, неприкрытого получения удовольствия, но означает, пожалуй, снижение напряжения, вызванного влечением, как это происходит, к примеру, в симптоме благодаря измененному «удовлетворению»; и хотя это снижение напряжения, вызванного влечением, феноменологически отличается от непосредственного удовлетворения, в экономическом отношении оно ему почти равноценно: то и другое уменьшают давление раздражителя, т. е. влечения. Энергия влечения расходуется на замазывание и запаивание содержаний характера (идентификаций, реактивных образований и т. д.). Так, например, при блокировке аффектов у некоторых компульсивных характеров преимущественно ослабевает садизм, при преувеличенной вежливости и пассивности некоторых пассивно-женственных характеров, когда сооружается и сохраняется стена между Оно и внешним миром,— анальный гомосексуализм.

Импульсы влечения, которые избегают участи переработки в характере, стремятся теперь, если они не подвергаются вытеснению, к непосредственному удовлетворению. Каким будет непосредственное удовлетворение влечения, зависит от типа характера, а то, какие силы влечения использовались для создания характера, а какие были допущены к непосредственному удовлетворению влечения, составляет различие не только между здоровьем и болезнью, но и между отдельными типами характера.

Наряду с качеством характера большое значение имеет количественный аспект характерной броневой защиты. Если характерное отделение от внешнего мира и от биологической части личности достигло степени, соответствующей условиям развития либидо, то в панцире остаются «отверстия», которые содействуют контакту с внешним миром. Через эти отверстия свободная часть либидо и другие импульсы влечений обращаются к внешнему миру или удаляются от него. Бронирование Я может достичь такой высокой степени, что отверстия становятся «слишком узкими», а пути коммуникации с внешним миром уже недостаточными для того, чтобы обеспечить упорядоченную экономику либидо и социальное приспособление. Примером полной отгороженности может служить кататонический ступор, примером совершенно недостаточной броневой защиты — структура импульсивного характера. Вполне вероятно, что каждое длительное превращение объектного либидо в нарциссическое либидо сопровождается укреплением и затвердением панциря Я. Аффективно заблокированный компульсивный характер обладает жестким, не поддающимся изменениям панцирем с незначительными возможностями вступать в аффективные отношения с внешним миром. Все отскакивает от его гладкой, твердой поверхности. Склочно-агрессивный характер, напротив, обладает подвижным, но всегда столь же «колючим» панцирем, его отношения с внешним миром ограничиваются, по существу, его паранойяльно-агрессивными реакциями. В качестве третьего примера упомянем пассивно-женственный характер; он кажется уступчивым и мягким, но в анализе раскрывается его отгороженность с помощью панциря, которую нелегко устранить.

Для любой формации характера типично не только то, что она защищает, но и то, какими энергиями влечения она пользуется при защите. В целом можно сказать, что Я формирует свой характер, используя определенный импульс влечения, который оно само когда-то подвергло вытеснению, чтобы с его помощью защититься от какого-то другого импульса или от нескольких других. Так, например, у фаллически-садистского характера Я главным образом пользуется мужской агрессией, чтобы благодаря ей защититься от женственных, пассивных и анальных стремлений. Но, прибегая к этому средству, оно само изменяется, становясь постоянно агрессивным в своих реакциях. Другие — если упомянуть особенно часто встречающийся тип — напротив, защищают свою вытесненную агрессию тем, что «подлизываются», как выразился один такой пациент, к каждому, кто способен вызвать у них агрессию. У них развивается изворотливый, «скользкий» характер, они уклоняются от любых непосредственных реакций и их никогда нельзя понять. Обычно это выражается и в интонации речи; они говорят мягко, модулируя голос, осторожно, вкрадчиво. Принимая анальные интересы в целях защиты от агрессивных побуждений, Я само становится «заискивающим» и «скользким» и таковым себя и воспринимает. Это становится причиной низкой самооценки (один такой пациент ощущал себя «вонючим»), что побуждает к дальнейшим попыткам приспособиться к миру, любым способом заполучить объекты. Но так как они не обладают настоящей способностью к адаптации и очень часто переживают фрустрацию и отвержение, у них возрастает агрессия, вынуждающая к усиленной анально-пассивной защите, и т. д. В таких случаях характероаналитическая работа не только затрагивает функцию защиты, но и раскрывает средство этой защиты, в данном случае — анальность.

Окончательное качество характера — это относится как к типичному, так и к особенному характерам — определяется двояким образом: во-первых, качественно — той ступенью развития либидо, на которой процесс формирования характера подвергся наиболее сильному влиянию внутренних конфликтов, т. е. специфическим местом фиксации либидо. В соответствии с этим следует различать, например, депрессивный (оральный), мазохистский, генитально-нарциссический (фаллический), истерический (генитально-инцестуозный) и компульсивный характеры (садистско-анальная фиксация). Во-вторых, количественно — экономикой либидо, которая зависит от качественного предназначения. Первое можно было бы также назвать исторической, второе — актуальной обусловленностью формы характера.

2. Либидинозно-экономическое различие между генитальным и невротическим характерами

Если характерная броневая защита превышает определенную меру, если для защиты главным образом были использованы такие импульсы влечений, которые в нормальных условиях служат связям с реальностью, и если способность к сексуальному удовлетворению вследствие этого стала слишком ограниченной, то налицо все условия для образования невротического характера. Если сравнить теперь формирование и структуру характера у невротических людей и у индивидов, способных к любви и труду, то можно установить качественное различие средств, с помощью которых происходит характерное связывание запруженного либидо. В таком случае можно констатировать, что имеются достаточные и недостаточные средства связывания страха; прототипом достаточного средства выступают генитально-оргазмическое удовлетворение либидо и сублимация, а прототипом недостаточного — все виды догенитального удовлетворения и реактивное образование. Это качественное различие выражается затем и в количественном: невротический характер страдает от постоянно усиливающегося застоя либидо, причем именно потому, что его средства удовлетворения потребностей аппарата влечений неадекватны; другой, генитальный характер, испытывает воздействие постоянного чередования либидинозного напряжения и адекватного удовлетворения либидо, т. е. обладает упорядоченной экономикой либидо. Термин «генитальный характер» оправдывается тем фактом, что за исключением, быть может, совершенно единичных случаев только генитальный примат и оргазмическая потенция (сама обусловленная особой структурой характера), в отличие от всех прочих структур либидо, обеспечивают упорядоченную либидинозную экономику.

Следовательно, исторически обусловленное качество характерообразующих сил и содержаний актуально определяет количественное регулирование либидинозного бюджета и тем самым в определенном аспекте составляет различие между «здоровым» и «больным». С точки зрения качественных различий, генитальный и невротический характеры следует понимать как идеальные типы. Реальные характеры представляют собой смешанные формы, и говорить о том, обеспечивается или нет либидинозная экономика, можно лишь на основании того, насколько они удалены от того или другого идеального типа. С точки зрения количества возможного непосредственного удовлетворения либидо генитальный и невротический характеры нужно понимать как средние типы: либо удовлетворение либидо таково, что способно устранить застой неиспользованного либидо, либо оно к этому не способно; в последнем случае возникают симптомы или невротические черты характера, которые нарушают социальную и сексуальную дееспособность.

Теперь мы попытаемся представить качественные различия между обоими идеальными типами, сопоставив по очереди структуры Оно, Сверх-Я и, наконец, качества Я, зависящие от того и другого.

а) Структура Оно

Генитальный характер полностью достиг постамбивалентной генитальной ступени (Абрахам), инцестуозное желание и желание устранить отца (мать) преодолены, генитальность перенеслась на гетеросексуальный объект, который актуально не представляет собой, как, например, у невротического характера, инцестуозный объект, а полностью принял свою роль, или, лучше сказать, встал на свое место. Эдипов комплекс актуально больше не существует, он «погиб»; он не вытеснен, а свободен от катексиса. Догенитальные тенденции (анальность, оральная эротика, вуайеризм и т. д.) не вытеснены, а частично характерно закреплены в культурных сублимациях, частично участвуют в непосредственном удовлетворении в актах предварительного удовольствия и всегда подчинены генитальности. Половой акт остается первейшей и самой желанной сексуальной целью. Агрессивность также большей частью сублимирована в социальных действиях, в незначительной степени она вносит свой непосредственный вклад в генитальную сексуальную жизнь, тем не менее, никогда не принуждая к исключительному способу удовлетворения. Такое распределение энергий влечений обеспечивает способность к соответствующему оргазмическому удовлетворению, которое, хотя и может быть достигнуто только генитальным путем, т. е. в генитальной зоне, не ограничивается генитальной системой и равным образом приводит к удовлетворению догенитальных и агрессивных тенденций. Чем менее вытеснены догенитальные притязания, чем лучше сообщение между системами догенитальности и генитальности, тем полнее удовлетворение, тем меньше возможностей для возникновения патогенного застоя либидо.

В противоположность этому невротический характер не проявляет способности (если уже с самого начала он не обладает слабой потенцией или не живет в воздержании, как это бывает в подавляющем большинстве случаев) отводить свое свободное, не сублимированное либидо непосредственно в оргазме. Ему всегда свойственна относительная оргазмическая импотенция. Этот факт вытекает из следующей констелляции влечений: инцестуозные объекты либо катектированы актуально, либо принадлежащий им либидинозный катексис израсходован в реактивных образованиях. Если любовная жизнь вообще существует, то несложно выявить ее инфантилизм; любимая женщина просто-напросто замещает мать (сестру и т. д.), а любовные отношения отягощены всеми страхами, торможениями и невротическими вывертами инфантильного инцестуозного отношения (фальшивый перенос). Генитального примата либо вообще нет, либо он не катектирован, либо, как у истерического характера, функционально нарушен из-за инцестуозной фиксации генитальности. Сексуальность движется — это относится главным образом к неврозам переноса — по путям предварительного удовольствия, если не преобладает воздержание или сексуальная робость. Так возникает порочный круг: инфантильная сексуальная фиксация нарушает оргазмическую функцию генитального примата; это нарушение, в свою очередь, создает застой либидо; застойное либидо, со своей стороны, усиливает догенитальные фиксации и так далее. Из-за этого гиперкатексиса и чрезмерного напряжения догенитальной системы либидинозные побуждения прокрадываются в культурную и социальную деятельность, что, разумеется, может приводить лишь к нарушениям, ибо тогда эта деятельность вступает в ассоциативную связь с вытесненным и запретным, а иногда даже полностью превращается в сексуальное действие, проявляющееся в искаженной форме (например, судорога виолончелиста). Либидинозная прибавка к социальному действию не может быть свободно использована, поскольку она прикована в вытеснении к инфантильным целям влечения.

б) Структура Сверх-Я

Сверх-Я генитального характера отличается прежде всего тем, что содержит важные утверждающие сексуальность элементы; поэтому существует высокая степень согласия между Оно и Сверх-Я. Так как эдипов комплекс утратил свой катексис, стал также излишним и контркатексис ядерных элементов Сверх-Я. Можно сказать, что со стороны Сверх-Я практически не существует никаких сексуальных запретов. Сверх-Я не отягощено садистски — не только по вышеупомянутой причине, но и потому, что не существует застоя либидо, который мог бы усилить садизм и сделать Сверх-Я жестоким. Генитальное либидо, поскольку оно удовлетворяется непосредственно, не скрыто в устремлениях Я-идеала. Поэтому социальные достижения не являются в первую очередь доказательствами потенции, как у невротического характера, а обеспечивают естественное, не компенсирующее нарциссическое удовлетворение. Так как потенция в порядке, не существует никакого чувства неполноценности. Я-идеал не слишком удален от реального Я, поэтому между ними нет непреодолимого напряжения.

И наоборот, у невротического характера мы обнаруживаем Сверх-Я, для которого типично, по существу, отрицание сексуальности, из-за чего автоматически возникает известный серьезный конфликт и противоречие между Оно и Сверх-Я. Так как эдипов комплекс не преодолен, то и ядро Сверх-Я, запрет инцеста, полностью сохранено и нарушает любые сексуальные отношения (детали при половом акте!). Мощное сексуальное вытеснение Я и возникающий вслед за ним застой либидо усиливает садистские импульсы, которые, помимо прочего, выражаются в жестокой морали. (Здесь нужно напомнить о том, что, по Фрейду, вытеснение создает мораль, а не наоборот.) Поскольку всегда существует более или менее сознательное ощущение импотенции, многие социальные достижения становятся в первую очередь компенсирующими доказательствами потенции, что не уменьшает чувства неполноценности; напротив: так как социальные достижения часто являются доказательствами потенции, но никоим образом не могут возместить генитальное ощущение потенции, невротический характер никогда не избавляется от чувства внутренней пустоты и неспособности, он может разве что его компенсировать. Таким образом, получается, что позитивные требования Я-идеала становятся все более высокими, тогда как Я, немощное и вдвойне парализованное чувством неполноценности (импотенцией и высоким Я-идеалом), становится все менее дееспособным.

в) Структура Я

Рассмотрим теперь влияния, которые испытывает Я генитального характера. Периодическое оргазмическое разрешение либидинозного напряжения Оно приводит к тому, что давление на Я со стороны влечений Оно существенно уменьшается; Оно в значительной мере удовлетворено, и по этой причине у Сверх-Я нет повода быть садистским: особого давления на Я Оно не оказывает. Я принимает генитальное либидо и определенные догенитальные стремления Оно без чувства вины из-за удовлетворения их и сублимирует естественную агрессивность, а также часть догенитального либидо в социальных достижениях. С точки зрения генитальности, Я не настроено против Оно и тем проще может подвергать его определенному торможению, уступая ему в главном — в удовлетворении либидо. По-видимому, это является единственным условием, при котором Я, не прибегая к вытеснению, может держать Оно под контролем. Сильное гомосексуальное стремление будет вести себя совершенно иначе, если Я не удовлетворяет также и гетеросексуальность и если застоя либидо не существует. Это легко понять экономически, так как при гетеросексуальном удовлетворении — при условии, что гомосексуальность не вытеснена, т. е. не исключена из коммуникационной системы либидо,— лишаются энергии также и гомосексуальные стремления.

Так как Я испытывает и со стороны Оно, и со стороны Сверх-Я незначительное давление — что в первую очередь нужно приписать сексуальному удовлетворению,— ему не нужно обращаться против Оно подобно Я невротического характера; оно нуждается лишь в незначительных контркатексисах и поэтому имеет достаточно свободной энергии для переживания и деятельности во внешнем мире; его действия и переживания интенсивны и протекают свободно; Я в значительной степени доступно как удовольствию, так и неудовольствию. Я генитального характера тоже имеет панцирь, но оно само распоряжается им, а не подчинено его произволу. Этот панцирь достаточно эластичен, чтобы приспособиться к различным ситуациям в жизни; генитальный характер может быть очень веселым, но, если понадобится, и весьма гневным; он реагирует на потерю объекта соответствующей печалью, но он может выбраться из нее; он может интенсивно и самоотверженно любить, но может также энергично ненавидеть; в соответствующей ситуации он способен вести себя по-детски, но никогда не будет выглядеть инфантильным; его серьезность естественна, не имеет компенсаторной натянутости, поскольку у него нет тенденции во что бы то ни стало казаться взрослым; его мужество не является доказательством потенции, а имеет конструктивную направленность; поэтому при определенных обстоятельствах, если генитальный характер убежден в их несправедливости, как, например, на войне, он будет не избегать упрека в трусости, а отстаивать свои убеждения. Так как инфантильные желания-представления утратили свой катексис, его ненависть, как и любовь, направлены рационально. Эластичность, равно как и прочность панциря, проявляются в том, что в одном случае он может быть полностью открыт миру, тогда как в другом — перед ним закрыт. Его способность к самоотдаче проявляется прежде всего в сексуальном переживании: в половом акте с любимым объектом Я почти прекращает существовать вплоть до функции восприятия, панцирь на некоторое время полностью исчезает, вся личность улетучивается в переживании удовольствия без страха в нем себя потерять, ибо его Я имеет солидную нарциссическую основу, которая не компенсирована, а сублимирована. И его нарцизм черпает из сексуального переживания свою лучшую энергию. Если рассмотреть его актуальные конфликты, то уже по тому, как он их решает, видно, что они имеют рациональный характер, не обременены инфантильным и иррациональным содержанием — опять же по той причине, что рациональная экономика либидо делает невозможным гиперкатексис инфантильных переживаний и желаний.

Генитальный характер ни в чем не является ригидным и жестким, в том числе и в формах своей сексуальности. Так как он может быть удовлетворен, то он способен к моногамии без принуждения или вытеснения, но при наличии рационального обоснования он может также без вреда для себя сменить объект или перейти к полигамии. Он не приклеивается к своему сексуальному объекту из чувства вины или по моральным соображениям, а удерживает его из своего здорового стремления к удовольствию, потому что этот объект его удовлетворяет. Он может преодолеть полигамные желания без вытеснения, если они вступают в противоречие с его отношением к любимому объекту; но он также способен поддаться им без вреда для себя, если они его слишком беспокоят. Возникающий вследствие этого актуальный конфликт он разрешает соответствующим реальности способом.

Невротические чувства вины едва ли присутствуют. Его социальность основывается не на вытесненной, а на сублимированной агрессии и на его включенности в реальность. Но это не значит, что он всегда подчиняется реальности; напротив, как раз генитальный характер в силу своей структуры, противоречащей нынешней общественной ситуации — ведь наша культура насквозь морализаторски-антисексуальна,— способен ее критиковать и изменять; присущая ему незначительная боязнь жизни оберегает его от того, чтобы идти на уступки внешнему миру, противоречащие его убеждениям.

Если примат интеллекта является требованием и целью общественного развития, то он немыслим без генитального примата, так как господство интеллекта не только кладет конец иррациональной сексуальной жизни, но и сам имеет предпосылкой упорядоченную экономику либидо. Генитальный и интеллектуальный приматы так же тесно связаны между собой, взаимно обусловливая друг друга, как застой либидо и невроз, Сверх-Я (чувство вины) и религия, истерия и суеверие, догенитальное удовлетворение либидо и современная сексуальная мораль, садизм и этика, вытеснение сексуальности и разные общества по спасению падших девиц.

Если у генитального характера основой, на которой формируются описанные черты характера, является урегулированная экономика либидо, опирающаяся на способность к полноценному сексуальному переживанию, то все, что представляет собой и что делает невротический характер, в конечном счете определяется неадекватной либидинозной экономикой.

Я невротического характера либо аскетическое, либо доступное ему сексуальное удовлетворение всегда вызывает чувство вины. Это Я находится под двойным давлением: с одной стороны постоянно неудовлетворенное Оно с запруженным либидо, с другой — жестокое Сверх-Я. Я настроено враждебно по отношению к Оно и угодливо по отношению к Сверх-Я, не без противоположного этому любезничания с Оно и тайного возмущения против Сверх-Я. Его сексуальность, если она не подверглась полному вытеснению, преимущественно направлена догенитально, а генитальность вследствие господствующей сексуальной морали имеет анальную и садистскую окраску: половой акт означает нечто грязное и жестокое. Так как агрессивность переработана или закреплена частично в характерном панцире, частично в Сверх-Я, социальные достижения ущербны. Я либо ограждено от удовольствия и неудовольствия (блокада аффектов), либо доступно только неудовольствию, либо всякое удовольствие очень скоро превращается в неудовольствие. Панцирь Я жесткий, малоподвижный или совсем неподвижный, «коммуникация» с внешним миром как в объектно-либидинозном, так и в агрессивном отношении недостаточна, постоянно контролируется нарциссической цензурой. Функция Я направлена в основном против внутреннего мира; в результате этого возникает в той или иной степени выраженная слабость функции реальности. Отношения с внешним миром либо неестественны, безжизненны, либо противоречивы, в них никогда нельзя ощутить гармоничную, цельную личность. Способность к полноценному переживанию отсутствует. Если генитальный характер может изменить, усилить и ослабить свои защитные механизмы, то Я невротического характера полностью подчинено механизмам своего характера, бессознательно развертывающимся в вытеснении; характер не может вести себя по-другому, даже если этого хочет. Ему хотелось бы разгневаться или порадоваться, но на это он не способен. Он не может ни сильно любить, так как его сексуальность в значительной степени вытеснена, ни адекватно ненавидеть, так как его Я не чувствует себя способным справиться со своей ненавистью, ставшей чересчур интенсивной вследствие застоя либидо, и вынуждено ее вытеснять. А там, где он проявляет любовь или ненависть, реакция едва ли соответствует рациональному положению дел — в бессознательном резонируют инфантильные переживания, которые и определяют размер и форму реакций. Жесткость его панциря не позволяет ему ни открыться какому-либо переживанию, ни полностью отгородиться от других переживаний, где это было бы рационально оправданно. Если он не боязлив в сексуальном отношении или у него не возникает нарушений во время подготовительных действий к половому акту, то либо вообще не наступает удовлетворения, либо из-за недостатка способности к самоотдаче это удовлетворение настолько слабое, что либидинозная экономика не регулируется.

При тщательном анализе переживаний во время полового акта можно выделить разные типы, например: нарциссическая личность, которая не предается ощущениям удовольствия, а сосредоточена на том, чтобы произвести впечатление настоящей потенции; гиперэстет, озабоченный тем, чтобы не касаться тех частей тела, которые могут оскорбить его эстетическое чувство; человек с вытесненным садизмом, не способный отрешиться от навязчивых мыслей, как бы не причинить женщине боль, или мучимый чувством вины, что он дурно обошелся с женщиной; садистский характер, для которого половой акт означает истязание объекта; — это перечисление можно было бы продолжать сколько угодно. Там, где подобные нарушения не выражены полностью, в общем отношении к сексуальности обнаруживаются соответствующие им торможения. Так как Сверх-Я невротического характера не содержит элементов, одобряющих сексуальность, оно отвращается от сексуальных переживаний (Дойч ошибочно постулирует это также и в отношении здоровых людей); но это означает, что в переживании участвует только половина личности.

Ощущение импотенции побуждает Я к нарциссической компенсации там, где у генитального характера имеется солидная нарциссическая основа. Актуальные конфликты пронизаны иррациональными мотивами, поэтому невротический характер не способен принимать рациональные решения; всякий раз, приводя к нарушениям, дает знать о себе инфантильная установка, инфантильное желание.

Сексуально неудовлетворенный и неспособный к удовлетворению невротический характер должен в конце концов или стать аскетическим, или жить в строгой моногамии — из моральных соображений, как он считает, или из уважения к сексуальному партнеру, но на самом деле из страха перед сексуальностью и неспособности ее регулировать. Поскольку садизм не сублимирован, Сверх-Я свирепствует, а Оно постоянно стремится к удовлетворению своих потребностей, у Я развивается чувство вины, которое оно называет социальной совестью, и потребность в наказании, вследствие которой Я хочет совершить с собой то, чего желает другому.

Беглое рассуждение показывает, что эмпирическая констатация описанных механизмов становится основой для ниспровергающей критики всех морально-теоретических систем. Не углубляясь здесь в этот решающий для общественно-культурного строительства вопрос, можно предварительно констатировать, что при общественном содействии удовлетворению потребностей и соответствующем изменении человеческих структур моральное должно отпасть точно так же, как и регулирование общественной жизни. Последнее решение лежит не в сфере психологии, а в области социологических процессов, которые ведут к социалистической плановой экономике. Для нашей клинической практики не может быть больше сомнения в том, что каждое удачное аналитическое лечение, которому удается преобразовать невротическую структуру характера в генитальную, устраняет моральные инстанции и устанавливает вместо них саморегулирование поведения, основанное на либидинозной экономике. Когда некоторые аналитики говорят о «разрушении Сверх-Я» в результате аналитического лечения, то к этому нужно только добавить, что речь идет об изъятии энергии из системы моральных инстанций и о замене их либидинозно-экономическим регулированием. То, что этот процесс противоречит сегодняшним интересам государства, моральной философии и религии, имеет решающее значение в другом отношении. Проще говоря, это означает, что человек, удовлетворенный сексуально, а также в своих самых примитивных биологических и культурных потребностях, не нуждается в морали для самоконтроля, тогда как неудовлетворенный человек, подавленный во всем, страдает от разного рода внутреннего чрезмерного возбуждения, которое заставило бы его крушить все вдребезги, не будь его силы отчасти связаны, отчасти истощены властью морали. Объем и интенсивность морально-аскетических идеологий общества — лучший показатель объема и интенсивности напряжения, которое вызывают неудовлетворенные потребности у среднего индивида данного общества. То и другое определено отношением производительных сил и способа производства к потребностям, которые должны быть удовлетворены.

Обсуждение дальнейших выводов из сексуальной экономики и аналитического учения о характере не сможет уклониться от этих вопросов, если оно не предпочтет в ущерб своему естественнонаучному престижу остановиться у искусственно проведенной границы между бытием и долженствованием.

3. Сублимация, реактивное образование и базис невротического реагирования

Обратимся теперь к различиям, которые существуют между социальными достижениями генитального и невротического характеров.

Ранее мы говорили, что оргазмическое удовлетворение либидо и сублимация — это достаточные, а догенитальное удовлетворение либидо и реактивное образование — недостаточные средства для устранения застоя либидо или для того, чтобы справиться со страхом, который он вызывает. Как и оргазмическое удовлетворение, сублимация тоже является специфическим достижением генитального характера, тогда как реактивное образование — способом функционирования невротического характера. Разумеется, это не означает, что невротик не сублимирует, а у здорового человека не бывает реактивных образований.

Исходя из нашего клинического опыта, попытаемся сначала теоретически описать отношение сублимации к сексуальному удовлетворению. По Фрейду, сублимация — это результат отклонения либидинозного стремления от своей первоначальной цели и обращения на «более высокую», социально ценную цель. Следовательно, влечение, которое удовлетворяется в сублимации, должно было отказаться от своего первоначального объекта и цели. Из этой первой формулировки Фрейда в конечном счете возникло ошибочное представление, будто сублимация и удовлетворение влечения вообще противоположны друг другу. Но если мы рассмотрим отношение сублимации к экономике либидо в целом, то повседневный опыт покажет нам не только то, что здесь не существует никаких противоречий, но и то, что упорядоченная либидинозная экономика является предпосылкой успешной и длительной сублимации. Речь идет только о том, что те влечения, которые лежат в основе наших социальных достижений, не достигают непосредственного удовлетворения, но не о том, что либидо не удовлетворяется вовсе. Психоанализ нарушений в работе показывает, что сублимация догенитального либидо страдает тем больше, чем сильнее застой всего либидо. Сексуальные фантазии поглощают духовные интересы, отвлекают от работы, или же сами культурные достижения сексуализируются и, таким образом, попадают в область работы вытеснения. Наблюдения над сублимациями генитального характера показывают, что они снова и снова стимулируются оргазмическим удовлетворением либидо, что благодаря устранению сексуального напряжения энергия освобождается для высших достижений, поскольку сексуальные представления какое-то время не привлекают к себе либидинозного катексиса. Далее при удачных анализах мы видим, что дееспособность становится особенно сильной только тогда, когда анализанд достигает полного сексуального удовлетворения. Также и стойкость сублимаций зависит от регулирования экономики либидо; пациенты, которые избавились от своего невроза лишь благодаря сублимации, обнаруживают гораздо более лабильное состояние и намного более склонны к рецидивам, чем те, кто достиг не только сублимации, но и непосредственного сексуального удовлетворения. Если неполное, в первую очередь чисто догенитальное удовлетворение либидо препятствует сублимациям, то оргазмическое генитальное удовлетворение им содействует.

Сравним теперь, сначала чисто описательно, сублимацию с реактивным образованием. Внешне нам бросается в глаза, что реактивное образование имеет судорожный, натужный характер, а сублимация, напротив, протекает свободно. Как будто в последнем случае Оно, находясь в гармонии с Я и Я-идеалом, непосредственно связано с реальностью, а в первом случае, наоборот, создается впечатление, что все действия были продиктованы строгим Сверх-Я сопротивляющемуся Оно. При сублимации акцент лежит на эффекте действия, даже если само действие либидинозно окрашено; при реактивном образовании речь идет прежде всего о действии как таковом, эффект от него не так важен, поведение не окрашено либидинозно, а определяется негативно: нельзя не сделать. Сублимирующий человек может на долгое время отложить свою работу, отдых ценен ему так же, как работа; при прерывании же реактивного действия рано или поздно возникает внутреннее беспокойство, которое при более длительном сроке может усилиться до раздражительности и даже тревоги. Сублимирующий человек также бывает раздражен, напряжен, но не потому, что он не действует, а потому, что свое действие он, так сказать, только производит на свет. Сублимирующий человек хочет делать и радуется своей работе; кто работает реактивно, вынужден — по меткому выражению одного пациента — «вкалывать», и если он закончил работу, то должен тут же взяться за новую, потому что его работа — это бегство от отдыха. Иногда эффект реактивного образования может быть таким же, как эффект сублимации. Но обычно в социальном отношении реактивные достижения менее ценны, чем сублимированные. Во всяком случае, один и тот же человек в условиях сублимации достиг бы гораздо большего, чем в условиях реактивного образования.

В каждой трудовой деятельности, которая соответствует абсолютному потреблению определенного количества энергии, исходя из ее структуры, можно более или менее точно определить ее отношение к продуктивности труда данного человека. Разность между продуктивностью труда (скрытой работоспособностью) и абсолютной производительностью в случае сублимации является гораздо менее значительной, чем в случае реактивного образования; т. е. сублимирующий человек лучше реализует свои способности, чем работающий реактивно. Чувство неполноценности часто соответствует внутреннему восприятию этой разности. Клинически мы выявляем вышеупомянутое различие в том, что при раскрытии бессознательных связей сублимирующие достижения относительно мало меняются и, наоборот, реактивные достижения, если они не прекращаются полностью, при преобразовании в сублимацию очень часто неслыханно возрастают.

Про среднего работающего человека из нашего культурного окружения можно сказать, что он намного чаще действует по типу реактивного образования, чем по типу сублимации, и, кроме того, что господствующие воспитательные структурные образования (наряду с социальными условиями труда) лишь в очень незначительной части позволяют проявиться продуктивности труда в виде эффективной работоспособности.

Если при сублимации не происходит изменения направленности влечения, которое просто принимается Я и лишь отклоняется на другую цель, то при реактивном образовании происходит изменение направленности влечения: оно обращается против самости, и лишь вследствие того, что происходит это изменение, оно принимается Я. При таком изменении катексис влечения превращается в контркатексис против бессознательной цели влечения. Парадигмой здесь может считаться описанный Фрейдом процесс при тошноте. При реактивном образовании первоначальная цель сохраняет в бессознательном свой катексис. Отказа от первоначального объекта влечения не произошло, он оказался просто вытеснен. Сохранение и вытеснение цели и объекта влечения, изменение направленности влечения при образовании контркатексиса — все это признаки реактивного образования; отказ (не вытеснение) и смена первоначальной цели и объекта влечения, та же самая направленность влечения, отсутствие контркатексиса — признаки сублимации.

Проследим за процессом реактивного образования далее. Самым важным экономическим моментом при этом является необходимость контркатексиса. Так как первоначальная цель влечения была сохранена, к ней непрерывно устремляется либидо, и, чтобы держать влечение под контролем, Я должно столь же непрерывно превращать этот катексис в контркатексис, например, выводить энергию реакции отвращения из анального либидо и т. д. Реактивное образование — это не однократный, а постоянный и, как мы сейчас увидим, распространяющийся процесс.

При реактивном образовании Я постоянно занято собой, является своим собственным строгим надсмотрщиком. При сублимации Я располагает свободной энергией для деятельности. Простые реактивные образования, такие, как отвращение и стыд, составляют свойства характера, присущие каждому человеку. Они не препятствуют развитию генитального характера и остаются в границах физиологии, поскольку нет застоя либидо, который усиливал бы догенитальные стремления. Но если сексуальное вытеснение зашло слишком далеко, в особенности если оно затронуло генитальное либидо, вследствие чего добавился застой либидо, то реактивные образования получают слишком большой приток либидинозной энергии и в таком случае обнаруживают свойство, которое, если, скажем, обратиться к фобиям, хорошо известно клиницисту как фобическое распространение.

В качестве примера можно привести служащего, который, как это подобает настоящему компульсивному характеру, на протяжении многих лет чрезвычайно добросовестно исполнял свою канцелярскую работу, не получая, однако, от нее ни малейшей радости, и все больше и больше посвящал себя ей. Когда он приступил к анализу, не было ничего необычного, если он работал до двенадцати часов ночи, а иногда и до трех утра. Анализ очень скоро выявил, во-первых, то, что его работе мешали сексуальные фантазии, и, стало быть, уже поэтому ему требовалось для нее больше времени («копуша»), и, во-вторых, что он не мог позволить себе ни одной минуты передышки, особенно вечером, так как тогда гиперкатектированные фантазии еще сильнее осаждали сознание. В ночной работе он отводил часть либидо, но значительный остаток либидо, с которым нельзя было разделаться таким способом, становился все больше, и он уже не мог больше скрывать от себя неполадки в своей работе.

Упрощенная схема для иллюстрации различия структуры сублимации и
реактивного образования с одинаковым общественным содержанием:
 


А. Вытеснения влечения нет, влечение просто отклоняется, первоначальная цель влечения без катексиса;
Б. Имеется вытеснение влечения, первоначальная цель влечения полностью катектирована, влечение не отклоняется, а при помощи Я направляется против самого себя, в месте поворота назад осуществляется действие.

Распространение реактивных образований и реактивных действий соответствует, следовательно, постоянно растущему застою либидо. Если в конце концов реактивных образований уже недостаточно для того, чтобы совладать с застоем либидо, если наступает декомпенсация, т. е., другими словами, если характер Я не способен израсходовать либидо, то либо появляется неприкрытый невротический страх, либо образуются невротические симптомы, которые устраняют избыток несвязанной тревоги.

Реактивные действия всегда рационализируются. Так, наш пациент ссылался на перегруженность работой. Чрезмерное и механическое действие нашего служащего имело не только экономический смысл разрядки и служило не только отвлечением от сексуальных фантазий, оно выполняло также функцию реактивного образования в ответ на вытесненные враждебные мысли по отношению к шефу (отцу). Анализ показал, что стремление больного быть особенно полезным шефу являлось противоположностью его бессознательных намерений. Такое желание «вкалывать» нельзя в конечном счете толковать как самонаказание. Самонаказание — это лишь одно из многих рациональных содержаний симптома. В сущности, он вовсе не хотел себя наказывать; напротив, он хотел защититься от наказания. Ибо самой глубокой причиной реактивного образования был страх перед последствиями сексуальных фантазий.

Как и навязчиво-невротическая обязательная работа, другие реактивные образования тоже не способны связать весь запруженный страх. Вспомним, например о гипермоторике женственного истерического характера или о суетливости и беспокойстве невротического альпиниста. У обоих мускулатура перегружена неутоленным либидо, оба постоянно стремятся к объекту: истерическая девушка — неприкрыто, альпинист — символически (гора = женщина-мать). Их подвижность, хотя и упраздняет некоторую часть либидо, но одновременно усиливает напряжение тем, что не обеспечивает конечного удовлетворения; в результате у данной девушки в конце концов начинаются истерические припадки, а невротический альпинист должен совершать все более трудные и опасные восхождения, чтобы справиться со своим застоем. Но поскольку ему установлены естественные границы, в конце концов разражается симптоматический невроз, если только, как это часто бывает, с ним не случается несчастье в горах.

Совокупность всех механизмов, которые служат расходованию запруженного либидо и связыванию невротического страха в чертах характера, мы предлагаем назвать характерным базисом реагирования. Если из-за чрезмерного сексуального ограничения он не справляется со своей экономической функцией, то становится невротическим базисом реагирования, в устранении которого в конечном счете и состоит задача аналитического лечения. Развертывающееся реактивное образование — это лишь один из механизмов невротического базиса реагирования.

Рано или поздно происходит обострение невротического характера; в каждом случае можно установить, что невротический характер существовал с раннего детства, с конфликтного периода эдипова возраста. Невротический симптом обычно обнаруживает качественную принадлежность к невротическому базису реагирования. Так, если привести несколько примеров, навязчиво-невротическая чрезмерная аккуратность при наличии соответствующего повода однажды усиливается до навязчивого стремления к порядку, анальный характер — до запора, характерная робость — до патологического покраснения, истерические живость и кокетство — до истерического припадка, характерная амбивалентность — до неспособности принимать решения, боязнь сексуальности — до вагинизма, агрессивность или чрезмерная совестливость — до импульса к убийству.

Однако не всегда невротический симптом качественно соответствует своему базису реагирования. Бывает так, что симптом означает защиту от избыточного страха на более высокой или низкой ступени либидо. Так, у истерического характера может развиться навязчивое умывание, у компульсивного характера — истерический страх или конверсионный симптом. Пожалуй, едва ли нужно пространно говорить о том, что реальные случаи в нашей практике в своем большинстве представляют собой смешанные формы, с преобладанием той или другой формы характера. Однако рекомендуется ставить диагноз не по симптомам, а по невротическому характеру, лежащему в основе симптомов. Так, например, несмотря на конверсионный симптом, с которым обращается к нам больной, ставится диагноз невроза навязчивости, если в его характере преимущественно обнаруживаются навязчиво-невротические черты.

Обзор результатов данного исследования призывает нас понимать разграничение невротического и генитального типов характера как можно более гибко. Так как разграничение основывается на количественном критерии (степени непосредственного сексуального удовлетворения или застоя либидо), между этими идеальными типами возникает бесконечное множество реальных промежуточных форм характера. Тем не менее, представляется, что из-за своей эвристической ценности и подходов, которые такое разграничение предлагает в практической работе, типологическое исследование не только правомерно, но даже необходимо. Поскольку данная работа является лишь первым подходом к генетической типологии, она должна отказаться от претензии решить все вопросы, вытекающие из постановки проблемы «типологии». Пока же будем считать ее задачу выполненной, если ей удалось убедить, что единственно легитимной основой психоаналитической характерологии является неограниченная и последовательно продуманная фрейдовская теория либидо.
 

Содержание

Вильгельм Райх

 
www.pseudology.org