Валентин Фалин

Освобождение было принесено на Западе в жертву конфронтации
Валентин Михайлович Фалин
Все познается в сравнении, в строгой увязке причин и следствий. Насилие — за исключением обстоятельств самозащиты - есть зло. А как отнестись к агрессии, нацеленной на захват и порабощение целых народов? Она есть зло тысячекратное.

22 июня 1941 года Гитлер начал свою «настоящую войну». Замысел похода против Советского Союза он обозначил так: «искоренение еврейского большевизма, сокращение на порядок (т.е. в 10 раз) славянского населения, разграбление и колонизация завоеванных областей».

Во что обошлась Советскому Союзу гитлеровская агрессия? Она унесла 27 миллионов 600 тысяч жизней. Число раненых, травмированных, заболевших превысило 30 млн.человек. От 7 до 10 млн. советских граждан было угнано на каторжные работы в Германию. Из них не менее полутора миллионов погибли. Не пережили войну две трети солдат и офицеров, оказавшихся в немецком плену.

Фактом, прежде не часто случавшимся, является то, что нация, признанная международным судом ответственной за катастрофу вселенского масштаба, понесла условное наказание. Впрочем, Германия вообще могла бы выйти с еще меньшими утратами, не сыграй с нею скверную шутку западные демократии и их попутчики среди немцев.

В конце марта 1945 года Сталин вернулся к позиции, публично им сформулированной 6 ноября 1941 года: «Гитлеры приходят и уходят, Германия и немецкий народ_остаются». На конференции в Потсдаме он предложил Трумэну и Черчиллю обращаться с Германией, как с единым целым. Американцы и англичане заблокировали эти предложения. Они, правда, воздержались обнародовать заготовки по расчленению Германии на 3-5 отдельных государств и формально согласились рассматривать Германию как некую экономическую общность..

Французы присоединились к Потсдамским решениям с оговоркой - они не приемлют ориентацию на сохранение германского единства. Англичане тайком подыгрывали де Голлю. Трумэн некоторое время выжидал, примеряясь, в какой гавани бросить якорь. Это отразилось на деятельности членов его администрации.

Госсекретарь Бирнс на декабрьское (1945 года) переговорах в Москве достиг взаимопонимания с руководителями СССР почти по всем обсуждавшимся вопросам..

«Заблуждениям» Бирнса и его единоверцев был положен конец 5 января 1946 года. В этот день Трумэн вызвал к себе госсекретаря и дезавуировал его позицию. на московских переговорах. Суть нового курса США определялась президентом так: никаких компромиссов с Москвой, отныне соглашения с СССР будут оправданы лишь тогда, когда в них будут закрепляться советские уступки, не ограничивая при этом свободу рук самих Соединенных Штатов.

Собственно,5 января 1946 года и было датой объявления «холодной войны», которая запрограммировала раскол Германии, Европы, всего мира. Атомная дипломатия или шире - атомная демократия окрасила на полвека все,.
Москва не вдруг включилась в диктовавшиеся Вашингтоном новые правила общежития. Сталин еще годы стоял на своем - раскол Германии не в стратегических интересах СССР. Задача антифашистских сил - завершить буржуазно-демократическую революцию 1848 года, прерванную Бисмарком и Гитлером. Никакого копирования советского примера.

СССР предлагал трем державам провести на основании единого закона свободные общегерманские выборы, по результатам которых было бы сформировано правительство Германии. Из Москвы вышло предложение провести в Германии референдум: пусть немцы сами определят, какую общественно-экономическую систему они предпочитают, каким они хотят видеть будущий политический статус страны. Ответ госсекретаря Маршалла - у США нет оснований доверять демократической воле немцев.

Москва неоднократно вносила предложения о проведении с участием немецких представителей переговоров по германскому мирному урегулированию, которое предусматривало бы прекращение оккупации, вывод из Германии всех иностранных войск в кратчайшие сроки. И эти инициативы Запад отверг.

Час истины пробил в марте 1947 года с опубликованием «доклада Г.Гувера». В нем уже без утаек велась речь о расчленении Германии - прекращением выполнения в западных зонах решений Потсдамской конференции и Контрольного совета.

Германия и Европа вступили в качественно новую фазу существования. Политика оформилась в продолжение войны иными средствами.

Какой выбор представлялся Советскому Союзу? Если до лета - осени 1947 года СССР воздерживался продвигать на первые роли в Чехословакии, Венгрии, Румынии своих ставленников, не форсировал чистку в госаппарате Польши, старался с помощью друзей приглушить социальный ропот, назревавший во Франции, Италии, Великобритании, то, заглянув в вашингтонские святцы, Сталин решил поднять брошенную ему перчатку. Опять-таки с одним изъятием, касавшимся Германии. После учреждения Федеративной Республики Германии и ответного образования Германской Демократической Республик и советский лидер подтвердил В.Пику, что задача воссоздания Германии по типу Веймарской Республики не снимается.

Освобождение было принесено на Западе в жертву конфронтации. Ее учинили не потому, что СССР кому-то угрожал. Объяснение и проще, и тревожней - претенденту в гегемоны всегда тесно в компании равных.
 
© 2005 "РИА Новости"

 
www.pseudology.org