Выселение станиц идет успешно...
Материалы по депортации терских казаков: 1920 – 1924 гг.

 
1. Из проекта постановления Политбюро ЦК РКП(б), принятого 14 октября 1920 г.: "По вопросу аграрному признать необходимым возвращение горцам Северного Кавказа земель, отнятых у них великорусами, за счет кулацкой части казачьего населения и поручить СНК немедленно подготовить соответствующее постановление".
В.И.Ленин, ПСС, т.41, с.342.

2. В одном из разговоров по прямому проводу с председателем Терского областного ревкома В.М.Квиркелия член Реввоенсовета Кавказского фронта Г.К.Орджоникидзе заявил: “…Политбюро ЦК одобрило постановление Кавбюро о наделении горцев землей, не останавливаясь перед выселением станиц…”.
РЦХИДНИ. ф. 80, оп. 1, д. 72, л. 2.

3. Из письма Г.К.Орджоникидзе председателю продкомитета Кавказской трудовой армии и Реввоенсовету Северо-Кавказского фронта от 23 октября 1920 г.: “…скот, хлеб, лошадей, фураж и все годные для армии продукты забрать из восставших станиц – Ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской, Калиновской”.
РЦХИДНИ. ф. 85, оп. 11, д. 131, л. 11 – 14.

4. Приказ члена Реввоенсовета Кавфронта Г.К.Орджоникидзе: "Первое: станицу Калиновскую сжечь; второе: станицы Ермоловская, Закан-Юрт, Самашкинская и Михайловская... все мужское население вышеназванных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжелых принудительных работ, стариков, женщин и детей выселить из станиц...".

5. Приказ № 01721 (под грифом “секретно”), за подписью временно исполнявшего обязанности командующего Кавказской трудовой армией А.Медведева, в котором говорилось: “…Член РВС Кавфронтатов. Орджоникидзе приказал: первое - ст. Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным Соввласти нагорным чеченцам: для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север, для тяжелых принудительных работ; стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора или станицы на Север; лошадей, коров, овец и прочий скот, а также пригодное для военцели имущество передать Кавтрудармии - ее соответствующим органам, причем лошадей распределить по указаниям Штаба фронта.

Во исполнение означенного приказа ПРИКАЗЫВАЮ:

Первое. Командвойск Надтеречной лини и, продкомандарму Скудре назначить комиссию под председательством Комштаба войск группы тов. Гегечкори в составе двух членов, по своему усмотрению, которой: все мужское население от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить в Грозный для дальнейшего направления на Север для принудительных работ; все остальное население выселить в хутора и станицы не ближе 50-ти верст к северу и западу от Калиновской; весь скот, подводы, хлеб и фураж, также пригодное для военцели имущество вывезти, после чего станицу Калиновскую сжечь. Из числа забранного из Калиновской имущества разрешаю оставить действительно необходимое частям группы, а все остальное и всех лошадей отправить в Грозный в мое распоряжение.

Второе. Начальнику политотдела и особого отдела и председателю Ревтрибунала армии выделить по одному ответственному представителю для назначения членами комиссии по проведению репрессивных мер против восставших станиц Сунженской линии. Председателем означенной комиссии назначаю Помначарма тов. Окушко. На комиссию возлагаю непосредственное исполнение приказа тов. Орджоникидзе, для чего призываю все мужское население станиц (Ермоловской, Закан-Юртовской, Романовской, Самашкинской, Михайловской) от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и снабдив соответствующими документами, отправлять на Север, не ближе Ростова-на-Дону в концентрационный лагерь; все остальное население выселить в хутора и станицы за р. Терек; всех лошадей, подводы и пригодное для военных имущество забрать из вышеупомянутых станиц и отправить в Грозный в мое распоряжение, скот, продовольствие и фураж передать представителям Орджоникидзе.

Комиссии представляются права чрезвычайного судебного органа по проведению означенных мер, станицы (Ермоловская, Закан-Юртовская, Романовская, Самашкинская, Михайловская) предоставить в распоряжение выделенных мною и Грозненском и Чеченским исполкомами комиссии для передачи горскому населению.

Третье. Начоблжелдор тов. Ефремову принять на себя общее руководство по проведению репрессивных мер против Ермоловской, Закан-Юртовской, Романовской, Самашки некой, Михайловской, представив комиссии вооруженную силу и всеми мерами оказывать ей нужное содействие.

Четвертое. Предопродкома тов. Пивен выделить своих ответственных представителей для вывоза из поименованных в предыдущем пункте станиц скота, продовольствия и фуража.

Пятое. Начотдела воинских перевозок тов. Блинову озаботиться предоставлением комиссии потребного количества подвижного состава.

Шестое. Всем начальникам и комиссарам объявить всему казачьему населению, что впредь за всякое посягательство на Советскую власть, даже за попытки к восстанию, они будут подвергаться таким же репрессиям.

Седьмое. Приказ сей разрешаю огласить частям войск тов. Скудре и Ефремову”.
РЦХИДНИ. ф. 85, оп. 11, д. 131, л. 11.

6. Из телеграммы И.В.Сталина - В.И.Ленину от 26 октября 1920 г.: "Несколько казачьих станиц наказаны примерно...".

7. Из обращения особоуполномоченного ВЧК по Северному Кавказу Ланде: "Станицы и аулы, которые укрывают белых, будут уничтожены, взрослое население расстреляно, имущество конфисковано, все люди, оказывающие то или иное содействие белым бандам, будут подвергнуты расстрелам; у большинства находящихся в отрядах белых остались в городах и станицах родственники, все они взяты нами на учет. В случае продолжения бесчинств и выступлений белых все взрослые родственники сражавшихся против нас будут арестованы и расстреляны, имущество конфисковано, малолетние высланы в Центральную Россию. В случае массовых выступлений отдельных станиц и городов мы будем вынуждены применить в этих местах красный террор: за каждого убитого красноармейца или советского работника поплатятся жизнью сотни лиц, принадлежащих к буржуазным слоям".

8. Из телеграммы командарма И.В.Косиора: "Представляю сведения к 22 июля: ...4. Самашкинская - выселено 1018 человек, остается к выселению 1900 человек... Медленное выселение объясняется плохой подачей порожняка... К настоящему времени для выселения людей требуется 306 вагонов".

9. Из секретной телеграммы И.В.Сталина и Г.К.Орджоникидзе от 30 октября 1920 г.: “РВС Терской группы. Копия РВС Комфронта. Грозный. Предписывается Вам произвести в срочном порядке переселение казаков Асиновской станицы за Терек…”.

10. Из телеграммы И.В.Сталина - В.И.Ленину от 30 октября 1920 г.: “Первое. Выселено в военном порядке пять станиц. Недавнее восстание казаков дало подходящий повод и облегчило выселение, земля поступила в распоряжение чеченцев. Положение на Северном Кавказе можно считать несомненно устойчивым…”.
РЦХИДНИ. ф. 17, оп. 112, д. 93, л. 35.

11. Из телеграммы члена Реввоенсовета Кавказской трудовой армии Врачева Г.К.Орджоникидзе и И.В.Сталину от 1 ноября 1920 г.: "Выселение станиц идет успешно... Сегодня у меня происходило совещание с чеченцами - представителями аулов. Настроение чеченцев превосходное, они рады до бесконечности и заявляют, что наш акт для них великое историческое событие".

12. Из письма Уполномоченного Реввоенсовета Трудовой Армии Муромцева в Терский областной исполком от 3 февраля 1921 г.: “Ко мне обратились бывшие жители станицы Кохановской, выселенные из станицы во время ее разгрома. Станица сметена с лица земли и ее жители разбежались по разным местам; большая часть задержалась в станице Щедринской. Вчера с тов. Кировым было решено ст. Ильинскую и Кохановскую, почти фактически выселенные, обратно не вселять, а эти освобожденные земли передать чеченцам. Кохановцы уже подали заявление мне и о их переселении на 447 семей и мною включены в план работ переселения. Исходя из этого, я бы считал возможным причислить кохановцев приказу исполнительного комитета № 289 к выселенцам станицы Ермоловской, Закан-Юртовской и других. На это дал свое согласие и тов. Киров. Прошу разрешить этот вопрос”.
ЦГА РСО. ф. р. –36, оп. 1, д. 51, л.106.

13. 26 мая 1921 г. СНК Горской АССР издал распоряжение: “Объявить оставшимся казакам Сунженской линии, что если они будут способствовать возвращению выселенных в Ставропольскую губернию казаков, то в отношении их будут приняты репрессивные меры”.
ЦГАОРСС СССР. ф. 1318, оп. 1, д. 179, л. 136.

14. В письме от 30 сентября 1921 г. Г.К.Орджоникидзе сообщал секретарю Кавказского бюро ЦК РКП(б) А.Носову: “…Вопрос о станицах решен, они остаются за чеченцами…”.
РЦХИДНИ. ф. 85, оп. 18, д. 192, л. 8.

15. В конце мая 1922 г. председатель представительства Горской АССР в Москве Т.Созаев констатировал, что “17 мая 1921 г. Коллегия Наркомнаца постановила прекратить всякое обязанное вселение в Горреспублику казачьего населения, выселенного в 1920 году”.
ЦГА СОАССР. ф. 80, оп. 1, д. 299, л. 81.

16. В письме А.И.Микояна в ЦК РКП(б) от 25 января 1923 г. сообщалось, что “со стороны Чечни и Ингушетии… отмечены частые нападения их на станицы и аулы Кабарды, Терской губернии и Дагестана и массовые угоны скота. На этой почве две станицы Терской губернии, потеряв весь скот, выселились”.
РЦХИДНИ. ф. 17, оп. 11, д. 87, л. 1.

17. В постановлении Комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) о результатах обследования советской работы в Горской АССР (февраль 1924 г.) указывалось: “Поручить ГорЦИКу рассмотреть жалобы ингушей на действия вселившихся во Владикавказ казаков, выселенных из сунженских станиц и переселить их в такие районы, где исключается возможность трений”.
РЦХИДНИ. ф. 65, оп. 1, д. 34, л. 1.

18. По признанию заведующего отделом землеустройства Управления НКЗ, “земли казачьих станиц Михайловской, Самашкинской, Закан-Юртовской и Ермоловской были свободны более 3-х лет после выселения и фактически никем не использовались”.
ЦГА ЧИАССР. ф. р-79, оп. 1, д. 120, л. 10
 
Оглавление