Игорь Семёнович Кон
Подростковая сексуальность в славянских странах
9-го июня я завершил редактирование своей новой книги Подростковая сексуальность на пороге XXI века, которая будет опубликована в августе 2001 г. издательством "Феникс+", и на следующий день улетел на международную конференцию "Sexualities in Transition" в сказочный солнечный Дубровник (Хорватия).

Конференция, в которой участвовали ученые Центрально- и Восточно-европейских стран, включая Россию, а также видные западные сексологи, была чрезвычайно интересной и поучительной. Она показала, что пост-социалистические страны, при всем различии их культур и уровня жизни, имеют много общих проблем, требующих изучения и практических действий.

Одна из таких проблем - сексуальное образование подростков. Ниже следует краткое изложение одного из прочитанных в Дубровнике докладов.

Как начинают сексуальную жизнь школьники семи пост-социалистических стран?
Ivan Bernik, Valentina Hlebec. How did it happen the first time? (Formative sexual experience of secondary school students in seven post-socialist countries)

Социологи из Люблянского университета (Словения) в 1997 г. провели анкетный опрос 17-18-летних школьников в городах семи стран Центральной и Восточной Европы (Болгария, Словакия, Словения, Чехия, Польша, Хорватия и Сербия), чтобы выяснить, чем их сексуальный дебют отличается от того, как это происходит в странах Западной Европы, и насколько велики национально-культурные различия. Опрос не был репрезентативным, но результаты его весьма поучительны.

Прежде всего, не выявлено никакой особой "пост-социалистической" специфики. Школьники из славянских стран ведут себя примерно так же, как австрийские и немецкие, а различия между странами не поддаются единому теоретическому объяснению.

Среди опрошенных старшеклассников самыми сексуально "продвинутыми" являются юные болгары (первый коитус пережили 57 % опрошенных), а самыми "целомудренными" (26 %) - хорваты. Разброс составляет 31 %. В целом доля сексуально-искушенных школьников в этих странах выше, чем в большинстве стран Западной Европы, но ниже, чем в Англии и в Австралии.

Объяснить разницу между отдельными странами уровнем их социально-экономического развития не удается. Средний возраст сексуального дебюта колеблется у юношей от 15.1 лет (Хорватия) до 15.7 лет (в Чехии и Сербии), а у девушек - от 15.5 (Польша) до 16.3 лет (Сербия).
Более религиозные школьники начинают сексуальную жизнь позже других, но разница не особенно велика. При этом католическая религия сдерживает молодых людей сильнее, чем православная.

Гендерные различия всюду более или менее традиционны. Мальчики начинают сексуальную жизнь раньше девушек, причем в 2-3 раза чаще девушек делают это без любви, со случайными партнершами, просто для развлечения. Почти две трети респондентов во всех выборках сказали, что это произошло случайно, без подготовки.

Значительно меньше подростков, чем в западных странах, пользовались при первом коитусе контрацепцией. Самый высокий показатель по этому пункту у юных поляков - 77 %, а самый низкий - 41 и 40 % - у болгар и сербов. Исследователи связывают это с отсутствием сексуального просвещения.

Разумеется, судить по этим выборочным данным о сексуальном поведении подростков соответствующих стран нельзя, для этого нужны репрезентативные выборки и лонгитюдные исследования. Однако они подтверждают наличие ряда общих тенденций, о которых я пишу в книге Подростковая сексуальность на пороге XXI века, игнорирование которых дорого обойдется (и уже обходится) российской молодежи, оказавшейся жертвой безответственных политических игр старшего поколения.

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org