Игорь Семёнович Кон
Мужское здоровье как глобальная проблема
Доклад на 2-й Всероссийской конференции «Мужское здоровье» // Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ. НИИ урологии МЗ СР РФ. Москва, 19 октября 2005 г

Мужчины – слабый пол?

Общие тенденции мужского здоровья коренятся в биологических закономерностях полового отбора и специфических функциях мужского и женского пола, причем адаптивные процессы и факторы риска могут быть разными в фило= и онтогенезе (В.А.Геодакян). Повышенная чувствительность мужчин к изменениям условий среды проявляется, в частности, в том, что под влиянием неблагоприятных экологических процессов в последние десятилетия в индустриально-развитых странах наблюдается глобальное ухудшение показателей мужского репродуктивного здоровья
На ежегодной конференции European Society of Human Reproduction and Embryology (ESHRE) в Копенгагене (июнь 2005 г.) впервые приводились данные, что мужчины чаще женщин являются источниками бесплодия. Ученые объясняют это такими факторами как уменьшение плотности спермы ( у здоровых мужчин за последние 50 лет она снизилась на 50 %), ожирение и курение. Более поздний возраст зачатия, откладываемого до лучших времен, влечет за собой повышенный риск повреждения ДНК. В некоторых регионах стало рождаться меньше мальчиков и т.д. Многие ученые объясняют эти негативные процессы прежде всего влиянием вредных пестицидов.

Увеличивается мужская сверхсмертность (разница в ожидаемой средней продолжительности жизни мужчин и женщин). На 100 девочек нормально рождается 105 мальчиков, но уже к 36 годам число женщин в США превышает число мужчин, а среди американцев, доживших до ста лет, это соотношение составляет 8 : 1. По каждой из 10 главных причин смерти мужчины опережают женщин. В США выровненная по возрасту мужская смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составляет по отношению к женской 1.8, от рака – 1.4 (в России разница еще выше), от несчастных случаев и ДТП – 2.4 , от самоубийства – 4.3 (NVSR 1998, Men’s Health Facts)

Социальные факторы мужского здоровья

Показатели мужского здоровья, заболеваемости и смертности зависят не только от биологических, но и от социальных факторов. Мужчины значительно чаще женщин заняты опасными профессиями, ведут более рискованный и нездоровый образ жизни (алкоголизм, наркозависимость, экстенсивная сексуальная жизнь), вдвое реже обращаются к врачам, а общество не уделяет должного внимания привитию мальчикам навыков здорового образа жизни.
Постиндустриальное общество, новые информационные технологии, ускорение темпов технологического и культурного обновления и ломка традиционной системы гендерной стратификации, в которой мужчины играли господствующую роль, ставят мужчин перед новыми вызовами. Хотя биологически они вполне способны с ними справиться, - современное общество часто называют обществом риска, а любовь к новизне и риску всегда считалась одним из главных признаков и ценностей маскулинности, - освоение новых социальных ролей и видов деятельности требует от мужчин значительной психологической перестройки. Многие привычные стереотипы, отождествляющие маскулинность с силой, господством и агрессией, в современных условиях становятся дисфунциональными на уровне социума и патогенными – на индивидуально-психологическом уровне. Это проявляется в изменении показателей психического здоровья и субъективного благополучия мужчин, особенно тех, которые по тем или иным причинам не в состоянии принять происходящие социальные изменения.Часто за этими проблемами скрывается социально-экономическое неравенство.

Состояние мужского здоровья вызывает серьезную озабоченность мирового научного, и не только медицинского, сообщества, заставляя говорить о наличии в этой сфере «скрытого кризиса здоровья» (Дэвид Гремильон, руководитель Men's Health Network). Мужским здоровьем специально занимаются несколько профессиональных сообществ, междисциплинарных научных журналов (например, The Aging Male), научно-популярных Интернет сайтов (например www.menshealthnetwork.org ) и т.д.

Любители острых ощущений

В свете современных критериев здоровья, проблемным является поведение не только больных и слабых, но и некоторых вполне благополучных мужчин, например, любителей острых ощущений. Жажда острых ощущений (sensation seeking), т.е. «поиск разнообразных, новых, сложных и интенсивных чувств и переживаний и готовность идти ради этих переживаний на физический, социальный, правовой и финансовый риск» (Zuckerman,1994) - устойчивое свойство личности, достигающее пика в юношеском возрасте. Оно значительно характернее для мужчин, чем для женщин, с ним коррелируют гипермаскулинность, эмоциональная раскованность и повышенный уровень тестостерона. Поскольку любовь к новизне и риску воплощает в себе традиционные ценности маскулинности, носители этих черт имеют значительные преимущества перед менее крутыми сверстниками. По данным лонгитюдного исследования (Feldman et al, 1995), представляющие этот тип мальчики, которые пользовались наибольшей популярностью среди сверстников в 6 классе, не только сохранили лидирующее положение в старших классах, но и раньше других начали сексуальную жизнь и пользовались большим успехом у девушек. Но – оборотная сторона медали - именно эти юноши наиболее склонны проявлять сексуальную агрессию, злоупотреблять доверием своих подружек, а также пить и пользоваться наркотиками. Типичный для них пониженный порог восприятия риска толкает их на совершение социально и личностно опасных действий, в результате чего они входят в группы риска по незащищенному сексу, инфицированию ВИЧ и ЗППП, участию в изнасиловании, алкоголизму, наркозависимости и делинквентности (Buzwell & Rosenthal 1996; Wills et al. 1998 и т.д). В психиатрическом лечении как таковом эти юноши и молодые люди не нуждаются, но без своевременной психодиагностики их личностные черты могут оказаться опасными для них самих и для окружающих. То есть это важный аспект мужского здоровья.

Почему мужчины не идут к врачу?

Проблемы мужского здоровья не сводятся к лечению и профилактике специфически мужских заболеваний. Существует мировая глобальная проблема, состоящая в том, что мужчины значительно реже женщин пользуются услугами медицинских, особенно психиатрических, служб и вообще предпочитают не обращаться к врачу. По данным американского Минздрава, на протяжении своей жизни мужчины реже женщин общаются с врачом, а число мужчин, которые последний раз были у врача два или больше года тому назад, вдвое превышает число женщин (DHHS, 1998) В результате мужчины часто упускают время для своевременной диагностики, и это одна из причин мужской сверхсмертности. Это касается практически всех заболеваний и всех категорий мужчин, особенно из бедных слоев населения.
Это явление имеет свои исторические причины. Богатыри из сказки не заботились о своем здоровье, оно предполагалось железным и данным от природы. Традиционный стереотип «настоящего мужчины» внутренне противоречив. С одной стороны, он ориентирует мужчину на самостоятельное преодоление стрессов и трудностей, что хорошо, а с другой – тормозит осознание и вербализацию собственных слабостей, что плохо. Современная наука не склонна объяснять это чисто биологически, выдвигая на первый план социальное определение мужской роли и идентичности (Arnett 1996, Addis & Mahalik 2003, Mansfield, Addis, Mahalik 2003, Courtenay, 2000, Good & Wood 1995, Корхова 2000).

Социологи и психологи констатируют, что мужчины везде и всюду
переоценивают качество своего здоровья;
стесняются признаться в собственной слабости;
не умеют и не любят просить о помощи.
Соотношение и причинно-следственная связь этих моментов неясны, разные теории объясняют их по-разному. Однако без тщательного исследования мужской психологии и выработки адекватных способов интервенции профилактика и лечение мужских болезней не могут быть социально эффективными.
Россия – страна избыточной мужской сверхсмертности
В России глобальные проблемы мужского здоровья принципиально те же, что и в остальном мире, но при этом возведены в степень. Выдающийся советский демограф Б.Ц.Урланис впервые указал на это в знаменитой статье «Берегите мужчин» (Урланис 1968) С тех пор проблема обострилась, а разница в продолжительности жизни мужчин и женщин значительно увеличилась.

Таблица 1. Ожидаемая продолжительность жизни в России, 2002 год, в годах (Население России 2002).
 
Мужчины
Женщины
Разница
58.5
72.0
13.5

К перечисленным А.Г. Вишневским пяти демографическим вызовам нового века (высокая смертность, низкая рождаемость, демографическое старение, депопуляция и иммиграция) (Вишневский 2005) я добавил бы также избыточную мужскую сверхсмертность. «Если называть более высокую смертность мужчин мужской сверхсмертностью, то применительно к России и к некоторым другим странам можно говорить об "избыточной мужской сверхсмертности", превосходящей средний уровень мужской сверхсмертности в странах с аналогичным уровнем женской смертности» (Андреев 2001).

Сравнительные данные представлены в табл. 2. Смертность мальчиков превышает смертность девочек уже в 5-9 лет, причем в России она вдвое выше, чем в странах ЕС (Население России 2002). Мировые данные за 2005 год практически такие же (Основные демографические показатели по всем странам мира в 2005 году)

Таблица 2. Отставание России по ожидаемой продолжительности мужской жизни, 2000 год , в годах (Вишневский 2005)
 
От США
От Франции
От Швеции
От Японии
15.2
16.5
18.5
18.7

Избыточная мужская сверхсмертность – очень сложное явление. Известные американские демографы Д.Шапиро (Shapiro 1995) и М.Филд связывают его не только с бедностью, пьянством и культурой насилия, но и с особенностями традиционной российской ментальности (нечувствительность к факторам социального и личного риска и угрозы смерти) и повышенной чувствительностью мужчин к макроэкономическому стрессу. «Мужчинам больше свойственно вовлечение в политическую и экономическую сферу, где разочарование и потеря контроля над собственной судьбой могут доминировать. Женщины, в силу причин экономического характера также вовлеченные в сферу общественной занятости, имеют обычно традиционный круг забот: домашнее хозяйство, семья, дети, муж, родители. Эти заботы вносят в их жизнь ощущение смысла и чувство ответственности, которые в определенной мере служат защитой от социального стресса и способны компенсировать его последствия» (Неравенство и смертность в России, М. 2000, с.23).

Консервативная идеология, ориентированная не на адаптацию к реальным новым условиям, а на реставрацию идеализированного патриархально-имперского прошлого, с сочетании с негативным отношением к идее гендерного равенства, лишь усугубляет эти трудности, навязывая мужчинам эталон, которому они просто не могут соответствовать. Это вредно сказывается на психическом здоровье мужчин и способствует росту политического экстремизма мужской молодежной субкультуры. От этого страдают не только сами мужчины, но и женщины и дети. Правда, есть и обнадеживающие данные: более богатые и процветающие мужчины в Москве стали уделять своему здоровью больше внимания, чем раньше (Шилова 1999).

Социальная политика

Простых и быстродействующих средств для улучшения мужского здоровья нет и быть не может. Нужна долгосрочная социальная политика и систематическая подготовка мужчин к усвоению новых гендерных ролей и минимизации связанных с маскулинностью социальных и психологических рисков. Ее предпосылки:

Систематическое междисциплинарное исследование проблем мужского здоровья, где теоретическая медицина сотрудничала бы с общественными и гуманитарными науками, включая демографию, социологию, психологию, гендерные исследования и сексологию. Заземление этих проблем на какую-то частную медицинскую дисциплину заведомо бесперспективно: сквозные теоретические проблемы при этом теряются, дело сводится к обсуждению этиологии и лечения специфически мужских заболеваний.

Более критическое отношение к привычным стереотипам сильного мужчины-мачо. При всей их внешней привлекательности и приемлемости для массового сознания, они не способствуют гармоническим и равным отношениям мужчин и женщин и усугубляют трудности мужчин во взаимоотношениях со своим телом.

Исходя из того, что мальчик – отец мужчины, необходимо уделять больше внимания воспитанию мальчиков в духе здорового образа жизни, включая гендерное равенство, причем делать это с раннего детства.

Улучшение психологической подготовки врачей всех специальностей на основе данных гендерной психологии, включая отношение мужчин к здоровью, болезни и врачам. Если здравоохранение не будет учитывать социально-психологических факторов, оно не станет эффективным при любых денежных затратах.

Литература

Андреев Е.М. Смертность мужчин в России // Вопросы статистики, 2001, № 7
Вишневский А.Г. Пять вызовов нового века./ Избранные демографические труды, т.2, М.Наука 2005, с.220 -243.
Корхова И.В. Гендерные аспекты здоровья. //Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал. 2000. № 2. С. 70-79.
Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. Отв. редактор А.Г.Вишневский. М 2004
Неравенство и смертность в России. Московский Центр Карнеги. Коллективная монография. Под ред. В.Школьникова, Е.Андреева и Т.Малевой. М.: Сигналъ 2000.
Основные демографические показатели по всем странам мира в 2005 году// Демоскоп Weekly № 215-216, 26 сентября – 6 октября 2005
Урланис Б. Берегите мужчин! //"Литературная газета" 26 июля 1968 г
Шилова Л.С. Трансформация мужской и женской моделей самосохранения в условиях реформ.// Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М.: ИэиА РАН, 1999 т.1, с.83-98
Addis, M.E., & Mahalik, J.R. Men, masculinity, and the contexts of help seeking. //American Psychologist, 2003, vol. 58(1), 5-14.
Arnett, J. J.. Sensation seeking, aggressiveness, and adolescent reckless behavior. //Personality and Individual Differences, 1996, vol. 20, 693-702.
Buzwell S. and Rosenthal D. Constructing a sexual self: adolescents’ sexual self-perceptions and sexual risk-taking // Journal of Research on Adolescence, 1996,.vol. 6, N 4, pp.489-513
Courtenay, W.H.. Constructions of masculinity and their influence on men's well-being: A theory of gender and health.// Social Science and Medicine, 2000, vol.50, 1385-1401.
DHHS, 1998 - Department of Health and Human Services. (1998). Health, United States, with socioeconomic status and health chartbook. Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics.
Feldman S.S., Rosenthal D.A, Brown N.L., Canning R.D. Predicting sexual experience in adolescent boys from peer acceptance and rejection during childhood.// Journal of Research in Adolescence, 1995 vol. 5, pp.387-412
Good, G.E., & Wood, P.K. Male gender role conflict, depression and help-seeking: Do college men face double jeopardy? //Journal of Counseling and Development, 1995, vol. 74, 70-75.
Mansfield, A. K., Addis, M. E., Mahalik James R."Why won't he go to the doctor?": The psychology of men's help seeking //International Journal of Men's Health, May, 2003 Men’s Health Facts//www.menshealthnerwork.org
NVSR 1998 National Vital Statistics Report Volume 48 N 11 -http//www.cdc.gov/nchs/data/nv48_11pdf
Shapiro J. The Russian mortality crisis and its causes //Economic Reform at Risk. Ed. A.Lsund. London 1995, pp.149-178
Wills T.A., Windle M., Cleary S.D., Temperament and novelty seeking in adolescent substance use: Convergence and dimensions of temperament with constructs from Cloninger’s theory // Journal of Personality and Social Psychology, 1998. vol. 74, # 2, pp.387-406
Zuckerman M. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking. NY: Cambridge University Press 1994

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org