М. Семья  и школа, 1997. -464 с. ISBN 5-88539-036-3
Игорь Семёнович Кон
Вкус запретного плода: сексология для всех
Сексуальная ориентация
Любовь, не смеющая назвать себя
 
гомосексуализм, несомненно, не преимущество, но в нём
нет и ничего постыдного, это не порок и не унижение;
нельзя считать его и болезнью; мы считаем его разновидностью
сексуальной функции, вызванною известной приостановкой сексуального развития,..
Преследование гомосексуализма как преступления -
большая несправедливость и к тому же жестокость.
Зигмунд Фрейд

"Я прочитал вашу статью в "Литературной газете" и не могу не написать вам. Увы, я отношусь к тем, про кого эта статья... Я не могу больше сдерживать в себе все то, что наболело, и должен высказаться, хотя бы на бумаге...

Да, я так называемый "голубой", и вы первый человек, которому я говорю это. Мне 23 года, окончил институт, живу с родителями. Это началось где-то в 13-14 лет. Я пробовал отвлечься (занятия различными видами спорта, всевозможные коллекционирования, музыка, чтение и т. п.), но ничего не помогало. Везде я встречал тех, кто мне нравился (юноши моего возраста и младше). Но я никогда не делал попыток осуществить свое желание. Мне было очень стыдно, я в душе презирал себя, но ничего не мог поделать. Это выше моих сил. Я заставлял себя встречаться с девушками, довольно часто попадал в интимные ситуации, но никогда у меня не возникало желание, я постонно заставлял себя, и ничего хорошего, конечно, не получалось. Ни одна девушка не способна вызвать у меня такую сладостную дрожь, которая бывала, когда я случайно прикасался к понравившемуся парню. Но повторю, и поныне я не вступал ни разу в половой контакт с юношами. Я просто не представляю, как это сделать. Все мои друзья и родители считают меня абсолютно нормальным и ни о чем даже не подозревают. Но так жить я больше не в силах. Я десять лет боролся с собой и больше не могу. Ночи у меня - это сплошной кошмар.

Раньше я думал, как это страшно - лишить себя жизни. Но сейчас при мыслях о самоубийстве у меня уже нет страха перед смертью. Не знаю, смогу ли я решиться. Только, ради Бога, не уверяйте меня, что это не лучший выход. Это - единственный выход.

За последние 2-3 года у меня пропал интерес к чему бы то ни было. Я двигаюсь, говорю, делаю что-нибудь, и все это - как во сне".

Таким писем - десятки. И за каждым - человеческая трагедия.

Историко-этнографические данные свидетельствуют: однополая любовь, сексуально-Эротическое влечение к лицам собственного пола (женская гомосексуальность называется лесбиянством, по имени острова Лесбос, где жила знаменитая древнегреческая поэтесса Сафо) существовали и во всех человеческих обществах во все времена.

Она широко представлена в мифологии, литературе и искусстве. Древнегреческая лирика, драма или философская проза (например, "Пир" Платона) вовсе непонятны без гомоэротических мотивов. Важное место занимают они и в искусстве нового времени. Лесбийская любовь описана в стихах Шарля Бодлера, новеллах Теофиля Готье ("Мадмуазель де Мопен"), Ги де Мопассана ("Любовница Поля"), романах Эмиля Золя ("Нана") и т.д. Гомоэротические переживания мужчин нашли свое художественное воплощение в произведениях Стефана Цвейга (рассказ "Смятение чувств"), Томаса Манна (повесть "смерть в Венеции", послужившая основой одноименного кинофильма Лукино Висконти), Джеймса Болдуина ("Другая страна", "Комната Джованни"), Андре Жида ("Имморалист", "Коридон", "Фальшивомонетчики"), Жан-Поля Сартра ("Дороги свободы"), Шервуда Андерсона (рассказ "Руки"), Германа Гессе ("Нарцисс и Гольдмунд"), Хулио Кортасара, Трумэна Капоте, Томаса Вулфа, Генри Миллера и многих других авторов.

Однако объясняют это явление по-разному.

Ветхий завет называет мужеложство "мерзостью", которая должна караться смертью; впрочем, так же сурово карались тогда и многие другие грехи, например, прелюбодеяние и ростовщичество. Отрицательно оценивает гомосексуальность и Коран, хотя практически любовь к мальчикам играла важную роль в мусульманских культурах, достаточно перечитать сказки "Тысячи и одной ночи".

Если взять всю совокупность историко-этнографических данных, свыше половины всех обследованных обществ признавали какие-то формы гомосексуального поведения в той или иной степени нормальными и социально приемлемыми.

Одни культуры допускают сексуальные отношения между мужчинами для отдельных категорий людей или ситуаций как нечто временное, вынужденное или несущественное. Иногда их считают необходимым аспектом более или менее продолжительного социального процесса, например, социализации подростков.

А кое-где гомосексуальность символизируется как особый стиль жизни которому соответствует отдельная социальная роль/идентичность. Ясно, что это совершенно разные явления. В первом случае культура просто принимает к сведению некоторые не зависящие от неё особенности психосексуального развития. Например, многие общества допускают сексуальные связи между подростками и юношами одного возраста; такая практика известна у жителей острова Малекула, африканцев кавирондо, лау (острова Фиджи), дагомейцев, манус (Самоа), нама (Южная Африка), нгонде (Африка), гондов (Центральная Индия) и др. Сексуальные связи между подростками одного пола считается допустимыми, пока мужчина не созрел и не вступил в брак. Такую же терпимость проявляют многие архаические культуры к отношениям, складывающимся между мальчиками и старшими мужчинами, совместно проживающими в домах холостяков или мужских домах. Иногда эти отношения даже институционализируются. Например, у аранда (Центральная Австралия) молодой инициированный мужчина мог временно, до женитьбы, взять "в жёны" десяти-двенадцатилетнего мальчика. У сиванов (Ливия) отцы отдавали своих сыновей за плату другим мужчинам.

Нередко сексуальные контакты между людьми одного пола были элементом определенных ритуальных действий, например, обряда инициации. Многие первобытные народы верили, что вместе с семенем мужчина передает мальчику-подростку свои наиболее ценные свойства - смелость, мужество и т.д. Поэтому обряд инициации включал в себя орально- или анально-генитальный контакт, в котором мальчик выполняет рецептивную, женскую роль. Например, у малекула (Новые Гебриды) отец мальчика, которому предстояло обрезание, выбирал для него взрослого опекуна, вступавшего с мальчиком в сексуальную связь. Считалось, что это способствует росту мальчиков и что таким путем им передается мужская сила. Сходная символика и обряды существовали и у многих других народов, включая индоевропейцев. Символической основой ритуала была идея одухотворения через оплодотворение. Эротические склонности участников особого значения при этом не имели, в остальное время они вели обычную гстеросексуальную жизнь.

В некоторых обществах сексуальные отношения между мальчиками-подростками считались нормальными и даже обязательными на протяжении всего переходного возраста. Вот как это выглядит (по сей день) у папуасов самбия (Новая Гвинея), описанных Г. Хердтом. Когда мальчики этого маленького воинственного племени достигают семи-восьми лет, их отбирают у матерей, и они живут в замкнутом мужском мире. Самбия верят, что необходимым условием роста и развития мальчика является регулярное питье семени. До начала полового созревания мальчики должны отсасывать (фелляция) старших подростков и юношей, а затем их самих начинают обслуживать новички. Юноши и молодые мужчины брачного возраста в течение некоторого времени ведут бисексуальную жизнь. Став отцом, мужчина прекращает однополые контакты, полностью переключаясь на женщин. Символической основой этой своеобразной социализации является желание "возвысить" и "очистить" мужское начало жизни, "освободив" мальчиков от фемининных элементов. Соответствующие обряды хранятся в строгой тайне от женщин и возводятся к образу мифического прародителя - Намбулью, цементируя тем самым мужскую солидарность. Первоначальная сексуальная социализация мальчиков принудительна, партнер не выбирается, а назначается старшими. Позже на первый план выступают индивидуальные эмоционально-эротические предпочтения, но отношения всегда остаются иерархическими: старший не может осуществлять фелляцию с младшим, а между близкими друзьями фелляция вообще не принята.

Этот социализационный контекст важен и для понимания древнегреческой педерастии, тесно связанной с идеей однополой дружбы. Как известно, греки допускали и даже одобряли гомосексуальные отношения, но при двух условиях; 1) это должны быть отношения между свободными людьми; 2) между взрослым мужчиной и мальчиком-подростком.

Древнейшие формы таких отношений были связаны с воинским обучением. Мальчик был для мужчины-воина не просто эротическим объектом, но учеником, за которого он нес полную ответственность перед обществом. На древнем Крите и в Коринфе VII века до нашей эры существовал обычай похищения мальчика взрослым мужчиной, который вводил подростка в свой мужской союз; сексуальная инициация сочеталась с воинским обучением, после чего мальчик, снабженный оружием, возвращался домой. В древней Спарте каждый мальчик между двенадцатью и шестнадцатью годами должен был иметь взрослого покровителя, воинская слава которого распространялась и на мальчика. Такой союз рассматривался как брачный и продолжался, пока у юноши не вырастали борода и волосы на теле. Если юноша проявлял трусость на поле боя, за это наказывали его любовника. В Фивах существовал особый "священный отряд", составленный из любовников и считавшийся непобедимым, ибо, как писал Ксенофонт, "нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов".

Позже в Афинах классического периода, когда традиции древних мужских союзов и воинского братства были уже подорваны, на первый план выступают другие ценности, в частности, эмоциональная близость. Почему потребность в интимности реализуется как гомоэротическая - вопрос особый. Историки объясняют это гипертрофией мужского начала в древнегреческой культуре и зависимым положением женщины. Идеал однополой дружбы-любви у Сократа и Платона тесно связан с идеей воспитания и передачи мальчику жизненного опыта старшего мужчины. Этот "педагогический Эрос" придавал особый нравственный смысл таким отношениям, позволяя некоторым античным философам ставить их выше гетеросексуальной любви. Когда эта мотивация ослабевает или выясняется её иллюзорность, однополая любовь утрачивает привилегированное положение и начинает рассматриваться - в поздней античности - просто как одна из разновидностей эротизма.

Отношение каждого данного общества к однополой любви зависит, с одной стороны, оттого, как именно она символизируется, а с другой стороны, от уровня общей социальной терпимости. Чем больше страхов и тревог вызывает у людей сексуальность как таковая, тем враждебнее они относятся к гомосексуальности.

Хотя христианство всегда осуждало гомосексуальность, в раннем средневековье ей уделяли сравнительно мало внимания. Во второй половине XII и особенно в XIII-XIV веках, параллельно росту религиозной и прочей нетерпимости, связанной с развитием в Западной Европе городской культуры и ослаблением идеологической монополии церкви, гонения усились. "Содомский грех" стал все чаще отождествляться с ересью, приписываться иноверцам и инородцам.

Во второй половине XIII века почти во всех европейских государствах "содомия" каралась смертью; значительно реже, но столь же сурово обходились с лесбиянством. Таким образом "порок" стал сначала "ересью", а затем - уголовным преступлением.

В XIX веке законы и нравы постепенно смягчаются. Кодекс Наполеона признает сексуальный контакт между взрослыми людьми одного пола преступлением только в том случае, если применяется насилие или если акт происходит публично, оскорбляя общественную мораль. Аналогичное законодательство было введено в Бельгии и Голландии. В других странах, включая

Россию, содомия по-прежнему оставалась уголовным преступлением и "неназываемым пороком".

Однако медицинская сексология, считавшая влечение к лицам своего пола неизлечимой болезнью, уже в середине XIX века поднимает вопрос: справедливо ли привлекать к уголовной ответственности людей, оказавшихся невольной жертвой ошибки природы? В конце XIX - начале XX века в борьбу за реформу уголовного права включились многие видные представители интеллигенции. В Германии составленную М. Хиршфельдом петицию "Научно-гуманитарного комитета" об отмене соответствующей статьи имперского уголовного кодекса в разное время подписали Август Бебель, Карл Каутский, Альберт Эйнштейн, Мартин Бубер, Карл Ясперс, Альфред Деблин, Герхардт Гауптман, Герман Гессе, Генрих и Томас Манн, Райнер Мария Рильке, Стефан Цвейг и многие другие выдающиеся деятели культуры.

Эта борьба дала свои результаты. В 1964 году за отмену уголовного преследования гомосексуальных контактов между взрослыми людьми по добровольному согласию высказался IX Международный конгресс по уголовному праву. Значительно терпимее стало и общественное мнение, что позволило гомосексуалам не только выйти из подполья, но и создать многочисленные собственные, в том числе, политические организации для борьбы против дискриминации и защиты своих гражданских и человеческих прав и интересов. Однополая любовь перестала быть позорной и "неназываемой", гетто превратилось в общину с достаточно развитой и сложной субкультурой, а самосознательное "сексуальное меньшинство" в некоторых странах стало заметной политической силой (хотя предубеждение и какие-то, большей частью скрытые, формы социальной дискриминации гомосексуалов сохраняются, эпидемии СПИДа их усилила).

Кстати, как правильнее называть это меньшинство? Отрицательное отношение к определенным категориям людей часто закладывается ещё в детстве, с усвоения названий и слов, содержащих в себе предубеждение или пренебрежение. Ребенок мог ни разу в жизни не видеть еврея, финна или узбека, но если он усвоил, что на свете существуют "жиды", "чухны" и "чучмеки", он заранее настроен к ним враждебно. Негативно заряженное название во многом предопределяет личное восприятие. Точно так же обстоит дело с "голубыми".

Психологи из Гетеборгского университета С. Иннала и К. Эрнульф, опросив две группы шведских и гавайских студентов, как они обычно называют таких людей, нашли, что те, кто с детства оперирует такими словами, как "гомики" и "педики", относятся к ним гораздо враждебнее, чем те, кто пользуется нейтральными терминами. Однако и некоторые общепринятые слова несут в себе порой дискриминацию.

Например, в русском языке общеупотребительны слова "гомосексуализм" и "гомосексуалист", тогда как слов "гетеросексуализм" и "гетеросексуалист" нет. Этой языковой дискриминации легко избежать, если заменить подозрительный "изм" действительно нейтральным словом "гомосексуальность", имеющим аналог в "гетеросексуальности", а носителей этого свойства называть "гомосексуалами", в отличие от гетеросексуалов, которых голубые мужчины называют "натуралами".

Впрочем, "гомо"-термины по своему происхождению и смыслу слишком тесно связаны с медициной и ассоицируются преимущественно или исключительно с сексуальным поведением. Вне профессионального, научно-медицинского контекста лучше всего называть людей так, как они сами себя называют - геями или лесбиянками.

Происхождение слова "гей" (gay), которое широко употребляется в английском, французском, голландском, датском, шведском и японском языках, не совсем ясно. В провансальском языке XIII-XIV веков оно обозначало "искусство поэзии", "любовника" и человека с явными гомосексуальными наклонностями. В нескольких европейских языках оно обозначало также сексуальную распущенность. Современное его значение подразумевает прежде всего определенный стиль жизни, сознательное социосексуальное самоопределение и эротическую ориентацию. В русском языке его эквивалентом, по-видимому, является слово "голубой"; все остальные названия, употребляемые в разговорной речи, являются жаргонными и имеют обидный, оскорбительный смысл. Происхождение этого названия - "голубой" - не совсем ясно. Одни авторы связывают его с обращением "голубчик", другие - с аристократической "голубой" кровью.

Вообще цветовой символизм сексуальной ориентации неоднозначен. В императорском Риме символами женственности, изнеженности и гомосексуальности считались пурпурно-красные и лиловые тона. Позже специфическим цветом гомосексуалов стал считаться зеленый. В гитлеровских концлагерях заключенные гомосексуалы должны были носить на одежде розовый треугольник. В начале 1970-х годов американские борцы за права гомосексуалов сделали этот знак (розовый треугольник) символом своего сопротивления и солидарности. Вместе с греческой буквой "ламбда" розовый треугольник стал всемирной эмблемой освободительного движения гомосексуалов. Слова "роза" и "розовый" также часто употребляются в этом контексте.

По единодушному мнению старых и современных историков, включая С. М. Соловьева, отношение к гомосексуальности в Древней Руси было значительно более терпимым, чем в Западной Европе. Хотя такое поведение всегда считалось греховным и сурово осуждалось церковью - её особенно тревожило распространение гомосексуальных отношений в монастырях - в быту на такие вещи смотрели сквозь пальцы; они не только не были "неназываемыми", но служили частым предметом шуток. Это весьма удивляло иностранных дипломатов и путешественников XVI-XVII веков.

Первые светские законы против "содомии" появляются только в петровских воинских уставах 1706-го и 1716-го годов, составленных по шведским образцам, причём первоначальное сожжение Петр вскоре заменил телесными наказаниями, смертная казнь полагалась только за изнасилование, да и это касалось только солдат, а не гражданского населения. В уголовном кодексе 1832 года, составленном по немецким образцам, появилась статья 995, карающая за "мужеложство" (имелись в виду исключительно анальные контакты) лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на 4-5 лет; изнасилование или совращение малолетних наказывалось каторжными работами на срок от 10 до 20 лет. Новое уголовное уложение, принятое в 1903 году, эти наказания смягчило. По статье 516 мужеложство наказывалось тюремным заключением на срок не ниже 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - от 3 до 8 лет. Однако это законодательство применялось крайне редко. Многие аристократы, включая нескольких членов императорской фамилии, и видные представители русской интеллигенции XIX - начала XX века открыто вели гомо- или бисексуальный образ жизни. В начале XX века появляется русская гомоэротическая беллетристика (Михаил Кузмин, Лидия Зиновьева-Аннибал) и живопись. Один из основателей кадетской партии, В. В. Набоков (отец писателя), в 1903 году опубликовал специальную статью о правовом положении гомосексуалов в России. После февральской революции две политические партии - анархисты и кадеты - официально предложили отменить антигомосексуальное законодательство.

В уголовных кодексах РСФСР 1922 и 1926 годов статей об ответственности за так называемые "противоестественные пороки" (скотоложство, ненасильственный гомосексуализм, кровосмешение и т. д.) не было. В первом издании Большой Советской Энциклопедии (т. 17, с. 593-594) это обосновывалось следующим образом: "Советское законодательство не знает так называемых преступлений, направленных против нравственности. Наше законодательство, исходя из принципа защиты общества, предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом интереса гомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние... Понимая неправильность развития гомосексуалистов, общество нс возлагает и не может возлагать вину за неё на носителя этих особенностей... Подчеркивая значение истоков, откуда такая аномалия растет, наше общество рядом профилактических и оздоровительных мер создает все необходимые условия к тому, чтобы жизненные столкновения гомосексуалистов были возможно безболезненнее и чтобы отчужденность, свойственная им, рассосалась в новом коллективе".

Однако 7 марта 1934 года неожиданно, без какого бы то ни было обсуждения, появилось постановление Президиума ЦИК СССР "Об уголовной ответственности за мужеложство", которое установило за него более жестокие наказания, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Позже эта норма вошла в уголовный кодекс РСФСР. Согласно ст. 121 мужеложство каралось лишением свободы на срок до 5 лет, а в случае применения физического насилия, угроз или в отношении несовершеннолетнего, либо с использованием зависимого положения потерпевшего, на срок до 8 лет.

Никакого научного обоснования этот закон не имел. В январе 1936 года нарком юстиции Н.В. Крыленко заявил, что гомосексуализм - продукт разложения эксплуататорских классов, которые не знают, что делать; в социалистическом обществе, основанном на здоровых принципах, таким людям, по словам Крыленко, не должно быть места. гомосексуализм был прямо "увязан" с контрреволюционной деятельностью. Позже советские юристы говорили о нём преимущественно как о проявлении "морального разложения", дословно повторяя аргументацию идеологов германского фашизма (интересно, что именно тоталитарные режимы больше всего пекутся о морали).

Жертвами этого закона стали десятки тысяч людей. Только в 1987 году в СССР, по официальным данным, был осужден за это преступление 831 человек. В прежние годы жертв было больше. Известно немало случаев, когда статья 121 использовалась также для расправы с инакомыслящими, увеличения лагерных сроков и т.д.

Некоторые советские юристы сознавали абсурдность и вредность такого законодательства, спрашивали, почему мужеложство карается, а лесбиянство - нет. Однако статья 121 была очень удобной для карательных органов. Поэтому предложения ряда ученых пересмотреть её успеха не имели.

По новому уголовному кодексу России, вошедшему в силу с 1997 года, однополая любовь перестала быть преступлением. Статья 132 наказывает только за "насильственные действия сексуального характера", не делая в этом отношении разницы между мужеложством, лесбиянством и иными действиями сексуального характера с применением силы или с угрозой её применения к потерпевшему (потерпевшей) либо с использованием беспомощного состояния жертвы. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет, так же, как изнасилование. При отягчающих обстоятельствах - например, если жертвой является заведомо несовершеннолетний или если они совершены группой лиц, или неоднократно, или с особой жестокостью, или если они повлекли заражение потерпевшего венерическим заболеванием, - срок лишения свободы составляет от четырех до десяти лет. Если же эти действия повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или причинение большего вреда его здоровью или совершены в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста, то они наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Однако во всех этих случаях карается не однополый секс как таковой, а сексуальное насилие.

Как и все прочие социальные группы, сексуальные меньшинства имеют законное право на создание собственных правозащитных, культурно-просветительных и иных общественных организаций. Все люди ищут общества себе подобных. Если 95-процентное большинство населения нуждается в службе знакомств, как может обойтись без неё презираемое и загнанное в подполье 5-процентное меньшинство? Наконец, проблема профилактики СПИДа. Все международные организации по борьбе со СПИДом активно сотрудничают с соответствующими геевскими ассоциациями, многие правительства ассигнуют на это специальные средства, это даже координируется в масштабах Европейского сообщества. С 1990 г. российские геи и лесбиянки несколько раз создавали собственные политические и правозащитные организации, но до сих пор все они распадались из-за отсутствия средств, внутренних распрей и незаконных преследований властей. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге существуют "голубые" кафе, клубы и дискотеки, издается несколько газет - "1/10", "РИСК" ("Равенство. Искренность. Свобода. Компромисс"), иллюстрированный гомоэротический журнал "АРГО". Соответствующие сюжеты часто обсуждаются на страницах массовых газет и на экранах ТВ.

Какова природа однополой любви по данным Науки?

Спор идет по двум основным линиям: 1) является ли однополая любовь или предрасположенность к ней врожденной, биологически обусловленной или она возникает в процессе индивидуального развития, под влиянием определенной среды и воспитания? 2) является ли она половым извращением, следствием болезненных нарушений в развитии организма и личности или же одним из вариантов нормальной человеческой сексуальности?

Тезис о биологической природе гомосексуальности был подробно разработан уже Хиршфельдом. По его мнению, истинная гомосексуальность возникает спонтанно, независимо от личного опыта и социальных влияний и проявляется задолго до полового созревания. Решающее значение имеют здесь гормональные процессы и связанная с ними пренатальная дифференциация мозга. В связи с этим Хиршфельд обращал особое внимание на генетические, семейные факторы гомосексуальности.

Фрейд, напротив, утверждал, что однополая любовь покоится на тех же самых психофизиологических основаниях, что и разнополая. Поскольку человек по своей природе бисексуален, в его воображении обычно присутствуют как гетеро-, так и гомоэротические компоненты; их "баланс" определяется только в процессе индивидуального развития. У большинства людей латентная гомосексуальность подавляется, вытесняется в сферу бессознательного, у других же, вследствие особенностей их развития и воспитания (Фрейд придавал решающее значение взаимоотношениям ребенка с родителями), она выходит на поверхность и определяет их сексуальное поведение. Бессознательный страх кастрации побуждает мальчика избегать женщин, влечение к которым для него запретно (Эдипов комплекс). Чрезмерная идентификация с матерью оборачивается потребностью сексуально подчиняться мужчине, а идентификация с отцом - стремлением сексуально овладевать мужчиной. Что касается подавленной, вытесненной гомосексуальности, то она выполняет функцию психологической защиты: люди, испытывающие наибольший страх и отвращение к гомосексуалам (так называемая гомофобия), проецируют на других собственные неосознаваемые и морально неприемлемые влечения. "Излечение" гомосексуализма Фрейд считал принципиально невозможным, предлагая помогать таким людям приспосабливаться к своей жизненной ситуации путем её осознания и принятия.

Но насколько строго разграничиваются гомо- и гетеросексуальность? Чтобы ответить на этот вопрос, Кинзи сконструировал шестибалльную шкалу, на одном полюсе которой - исключительно гетеросексуальные индивиды, никогда не имевшие гомосексуальных контактов, на другом - исключительно гомосексуальные, не вступавшие ни в какие гетеросексуальные связи, а посредине - индивиды, имеющие как те, так и другие контакты. Другая такая же шкала измеряла уже не поведение (сексуальные контакты), а эротические чувства (гомо/гетероэротизм) испытуемых.

Выяснилось, что однополые сексуальные контакты - явление довольно распространенное, а гомоэротические чувства тем более, причём сексуальное поведение и эротические переживания часто не совпадают.

Среди опрошенных Кинзи мужчин 48 процентов имели в своём жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт, в том числе 37 процентов - до оргазма. 25 процентов пережили несколько таких контактов между 16 и 55 годами, 18 процентов имели, по крайней мере, в течение трех лет приблизительно равное число гомо- и гетеросексуальных контактов, 10 процентов вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а 4 процента всю жизнь. Из обследованных Кинзи женщин 25 процентов признали, что хотя бы однажды испытывали эротические чувства к другим женщинам; 19 процентов к 40 годам имели хотя бы один фактический гомосексуальный контакт (13 процентов - до оргазма); исключительно гомосексуальную жизнь вели 1 процент женщин.

В свете работы Кинзи стало ясно, что сексуальное поведение и эротические предпочтения людей далеко не всегда совпадают и что сексуальная ориентация личности не сводится к механической сумме её поступков. Сексуальная ориентация, то есть устойчивый выбор партнеров противоположного, своего или обоего пола, - явление чрезвычайно сложное и многогранное.

Американский сексолог Фред Клайн предложил более сложную решетку сексуальной ориентации, включающую 7 автономных параметров.
Решетка сексуальной ориентации Клайна
Качество
Прошлое
Настоящее
Идеал
Сексуальное влечение
 
 
 
Сексуальное поведение
 
 
 
Сексуальные фантазии
 
 
 
Эмоциональное предпочтение
 
 
 
Социальное предпочтение
 
 
 
Стиль жизни
 
 
 
Самоидентификация


1) Сексуально-Эротическое влечение: кто вас возбуждает, привлекает в качестве реального или возможного сексуального партнера?

2) Сексуальное поведение - поцелуи, петтинг, половой акт: кто ваши сексуальные партнеры?

3) Сексуальные фантазии: кого вы воображаете в эротических мечтах или во время мастурбации?

4) Эмоциональное предпочтение: с кем вы предпочитаете дружить, устанавливать тесные эмоциональные связи, изливать душу?

5) Социальные предпочтения: с лицами какого пола вы предпочитаете общаться, проводить время?

6) Жизненный стиль: проводите ли вы время преимущественно с людьми, которые считают себя гетеро-, гомо- или бисексуалами?

7) Самоидентификация: кем вы считаете себя в терминах сексуальной ориентации по шкале Кинзи?

Каждое из этих качеств фиксируется в трех временных измерениях - прошлом, настоящем и идеальном будущем.

Если вы хотите измерить свою сексуальную ориентацию, скопируйте решетку Клайна и заполните каждую из 21 графы цифрами от 0 до 6. О означает, что ваше сексуальное влечение, поведение, фантазии и т.д. были, есть или должны быть в идеале направлены исключительно на лиц другого пола; 1 - что они направлены главным образом на лиц другого пола, но иногда и на лиц своего пола; 2 - что в вашем эротическом воображении и т.п. преобладают лица другого пола, но представители своего пола там также играют важную роль; 3 - что ваши влечения, сексуальные контакты и т.п. разделены примерно поровну между лицами другого и своего пола; 4 - что в них преобладают лица своего пола, но представители другого пола также играют важную роль; 5 - прямая противоположность 1; 6 - что ваши влечения, поведение и т.п. направлены исключительно на лиц собственного пола. Поскольку шкала Кинзи не предусматривает асексуальности (нет никаких сексуальных влечений, поведения или фантазий), обозначьте этот случай пробелом [-] в соответствующей графе. Разумеется, ваши показатели в разных рубриках будут разными, вы можете подсчитать их отдельно, сложив свои баллы по 3 колонкам и затем разделив итог на 3. Чтобы вычислить свой общий балл, сложите все показатели по всем графам и разделите итог на число заполненных граф (21 или меньше). Помните, что эти категории условны и не поддаются строгому разграничению.

Многомерность сексуальной ориентации означает, что на вопрос - сколько мужчин и женщин являются гетеро-, гомо- и бисексуальными? - нельзя ответить однозначно не только из-за недостатка эмпирических данных, но и в силу многозначности самих этих понятий, которые далеко не всегда являются взаимоисключающими.

В опросе, проведенном в начале 1990-х гг. супругами Сэмюелем и Синтией Джанус, наличие какого-то, хотя бы разового, гомосексуального опыта, признали 22 процента американских мужчин и 17 процентов женщин; однако гомосексуалами считают себя только 4 процента мужчин и 2 процента женщин, а бисексуалами - соответственно 5 и 3 процента.

В методически более тщательном Национальном исследовании 1993 г., гомосексуалами признали себя 2,8 процента мужчин и 1,4 процента женщин; однако при более широкой постановке вопроса, о наличии сексуальных контактов или физического влечения к представителям собственного пола после периода полового созревания, цифры повышаются до 10,1 процента у мужчин и 8,6 процента у женщин. Многое зависит и от географии; в 12 самых больших городах США гомосексуальный опыт имеют свыше 9 процентов опрошенных мужчин, в предместьях - 3-4 процента, а в сельской местности - меньше 1 процента.

По данным Национального французского обследования 1990 г., гомосексуальные контакты в течение жизни имели 4,1 процента мужчин и 2,6 процента женщин, но в течение последнего года перед опросом их имели только 1 процент. Среди опрошенных в 1993 массовым мужским журналом голландцев гомосексуальные контакты имели 5 процентов и т.д.

Обобщив все имеющиеся мировые статистические исследования, известный американский ученый Милтон Даймонд (1993) пришел к выводу, что доля людей, которых сексуально привлекают преимущественно или исключительно представители собственного пола, составляет 5-6 процентов среди мужчин и 2-3 процента среди женщин. Количество людей, считающих себя бисексуалами, значительно меньше. Но, в конце концов, разве дело в цифрах?

Современная Наука не имеет единой теории происхождения гомосексуальности и разные дисциплины подходят к этой проблеме с разных сторон. Какие-то формы сексуальных контактов между особями одного и того же пола существуют во всех без исключения человеческих обществах и зафиксированы у большинства видов млекопитающих. Следовательно, говорят ученые, это поведение не является биологически случайным и выполняет какие-то адаптивные, приспособительные функции. Но каковы эти функции и одинаковы ли они у разных видов и популяций?

Не менее сложен вопрос почему^. В последние годы большой шаг вперед в этом плане сделала генетика. Сравнительное исследование пар однояйцевых, монозиготных, развившихся из одной яйцеклетки, и двухяйцевых, дизиготных близнецов показало, что гомосексуальность, как у мужчин, так у женщин, находится под определенным генетическим контролем, который позволяет предсказать до 60 процентов индивидуальных вариаций (Майкл Бейли и Ричард Пиллард). Молекулярные генетики (Дин Хеймер и др.) заговорили даже об открытии "гена гомосексуальности", а нейроанатомы - о влиянии на сексуальную ориентацию особых полодиморфических мозговых структур (Дик Своб, Саймон Левэ). Однако биологи подчеркивают, что хотя гены, возможно, играют важную роль в формировании сексуальной ориентации, речь не идет о жестком предопределении. По мнению Хеймера, даже если существование открытых им генных структур гипоталамуса подтвердят другие исследователи, их носителями окажутся не больше одной десятой общего числа геев и лесбиянок, у остальных однополая любовь обусловлена другими обстоятельствами.

Так же осторожна в своих выводах и эндокринология. Проблема влияния половых гормонов на формирование сексуальной ориентации сводится практически к трем вопросам: 1) имеют ли гомосексуалы какие-либо характерные гормональные аномалии? 2) обнаруживают ли люди с определенными эндокринными синдромами повышенную склонность к гомосексуальности? 3) вызывает ли гормонотерапия изменения в сексуальной ориентации? На все три вопроса ответ дается в основном отрицательный. Уровень тестостерона в плазме крови мужчин-гомосексуалов находится в общем в пределах нормы, сравнения их по этому показателю с гетеросексуальными мужчинами дают противоречивые результаты. Считается весьма маловероятным, чтобы уровень и производство тестостерона у взрослых мужчин были ответственны за развитие гомосексуальности, хотя не исключено, что дефицит тестостерона может прямо или косвенно (например, через менее маскулинный тип телосложения) содействовать или сопутствовать этому. Аналогично выглядит картина у женщин.

Более многообещающей казалась нейроэндокринная теория, связывающая возникновение гомосексуальности с нарушениями половой дифференциации мозга под влиянием гормональных отклонений в критический период эмбрионального развития. Доказано, что нарушение гормонального баланса в критический период половой дифференциации мозга вызывает у животных необратимые нарушения полоролевого поведения, включая сексуальные ориентации. Сходные тенденции обнаруживают дети с некоторыми гормональными заболеваниями. Исходя из этого, немецкий эндокринолог Гунтер Дернер считает, что человеческие сексуальные ориентации зависят прежде всего от соотношения мужских и женских половых гормонов в критический период дифференциации мозга. Однако эта позиция подверглась серьезной теоретической критике, а экспериментальные данные Дернера не подтвердились.

Биологические теории видят в гомосексуальности некую более или менее стабильную, жесткую, всегда и везде одинаковую сущность. Социологи и психологи, напротив, подчеркивают изменчивость и историчность сексуальных сценариев. Гомосексуальное поведение, как и всякое другое, можно понять лишь в контексте определенных социальных и межличностных отношений. При этом очень важны ярлыки, термины, с помощью которых люди обозначают сексуальную ориентацию, социальные стереотипы, процессы самоопределения, а также варианты и способы включения в гомосексуальную субкультуру.

В свете теорий Джона Гэньона, Мишеля Фуко, Джеффри Уикса гомосексуальность может опираться на какие-то биологические предпосылки, индивидуальные предрасположения и т.д. Однако её важнейшие свойства и соответствующая идентификация себя в качестве гея или лесбиянки зависят прежде всего от культуры общества, к которому они принадлежат и с которой осознанно или неосознанно соотносятся все психосексуальные установки и ценности личности. В любом обществе и при любом воспитании у гетеросексуала-мужчины эрекция происходит при виде обнаженного женского тела, а у гомосексуала - мужского. Но стиль жизнь, включая сексуальное поведение человека, гораздо больше зависит от того, является ли он уважаемым гражданином, членом гей-сообщества или презренным отщепенцем, удовлетворяющим свои "извращенные потребности" в каком-то грязном притоне.

Сочетание биомедицинской и социально-психологической перспективы особенно необходимо при изучении процессов формирования сексуальной ориентации. Мы видели, что в подростковом и раннем юношеском возрасте гомоэротизм и гомосексуальное поведение встречаются часто, однако у одних людей это потом проходит, а у других закрепляется. Почему?

Психологи, как и медики, обычно апеллируют к более ранним стадиям развития ребенка и процессам полоролевой дифференциации.

Вопреки распространенному стереотипу ни телосложение, ни поведение взрослых мужчин-гомосексуалов не является более женственным (фемининным), чем у остальных мужчин. Но американский исследователь Чарлз Уитэм задал 206 мужчинам-гомосвксуалам и 78 гетеросексуалам несколько вопросов, относившихся к их детству: 1) интересовались ли они куклами, вышиванием и другими девчоночьими играми и занятиями; 2) любили ли они переодеваться в женскую одежду; 3) предпочитали ли они общество девочек обществу мальчиков; 4) дразнили ли их сверстники женскими кличками; 5) предпочитали ли они в детстве сексуальные игры с мальчиками или с девочками. Разница между крайними группами (исключительно гомо- и исключительно гетеросексуальных) мужчин оказалась огромной. В девчоночьи игры играли 46,7 процента будущих гомосексуалов и ни один гетеросексуал; женскую одежду примеряли 44 процента гомо- и ни один гетеросексуал. Сходную картину рисуют и другие исследователи, причём опросы проводились в разных странах.

Ещё важнее данные американского психиатра Ричарда Грина, который много лет наблюдал группу мальчиков с атипичным полоролевым поведением, а когда эти мальчики достигли 19-23 лет, замерил по шкале Кинзи их сексуальные ориентации. Большинство оказалось гомо- или бисексуальными; особенно тесная связь обнаружилась между взрослой гомосексуальностью и детской игрой в куклы и выполнением женских ролей в игре. Иными словами, синдром "маменькиного сынка" до некоторой степени, хотя далеко не всегда, предсказывает гомосексуальность взрослого мужчины.

Но в таком случае, почему признаков феминизации нет у взрослых гомосексуалов? Дело, видимо, в том, что все мальчики переживают в детстве, под давлением взрослых и сверстников, процесс дефеминизации, преодолевая и изживая психологические свойства, не отвечающие стереотипу маскулинности. Мальчики с нарушениями полоролевого поведения испытывают особенно сильное давление в этом направлении и многое преодолевают. Анализ ответов 1500 взрослых мужчин-гомосексуалов на вопрос, насколько типичны были для них в детстве, юности и в настоящее время некоторые немужские черты (кличка "неженка", чувство одиночества, желание быть девочкой, общение больше с девочками, переодевание в женскую одежду и т. п.), показал, что с возрастом эти признаки убывают. Точно такой же процесс дефеминизации происходил и у контрольной группы гетеросексуалов, но исходный уровень "фемининных" показателей был у них гораздо ниже. Например, среди гомосексуалов в детстве считались "неженками" 47, а среди гетеросексуалов - 11 процентов, быть девочками хотели соответственно 34 и 5 процентов, надевали женское платье 44 и 5 процентов. С возрастом эта разница уменьшается или сходит на нет, но её психологические последствия остаются.

Формирование мужской половой идентичности и соответствующего поведения всегда требует каких-то дополнительных усилий (принцип Адама), и на мальчиков оказывается сильное давление в направлении психологической и поведенческой дефеминизации. Большинство с этой задачей справляется, но у тех, кому это дается труднее и у кого процесс дефеминизации затягивается, по-видимому, остаются какие-то сомнения в своей полоролевой адекватности. Такие мальчики, подростки и юноши легче чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают напряженный интерес и тяготение к маскулинному началу, которое кажется им недостижимым идеалом. В период полового созревания эти интересы и контакты нередко эротизируются и складываются в более или менее устойчивую систему. Одних влечет при этом к более сильным, старшим, физически развитым мальчикам, общение с которыми, необязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной маскулинности, дефицит которой в себе они остро ощущают (так лирически нежный Тонио Крёгер из одноименной повести Томаса Манна безответно любит белокурого, сильного и жизнерадостного Ганса Гансена). Другие, напротив, тяготеют к младшим, более слабым и нежным мальчикам, в общении с которыми они чувствуют себя увереннее и маскулиннее, чем среди ровесников.

Соотношение гомо/гетсросоциальности, гомо/гетерофилии и гомо/гетероэротизма зависит не только от возраста и стадии психосексуального развития, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Недаром одни авторы связывают распространение гомосексуальности среди подростков с жесткой половой сегрегацией, а другие, напротив, с разнополым общением. Эти факторы, как и возраст появления эротических интересов, являются, по-видимому, не детерминантами сексуальной ориентации, а лишь условиями, способствующими её формированию. Причём этот процесс можно объяснить и без ссылки на гипотетические скрытые биологические факторы, вроде нарушения гормонального баланса в критической фазе зародышевого развития.

То, что разные Науки по-разному объясняют природу гомосексуальности, неудивительно. Если внимательно присмотреться, легко' заметить, что они говорят о разных вещах. Эволюционную биологию и антропологию интересуют объективные функции гомосексуальности, причины её распространенности. Генетики и эндокринологи ищут её органические истоки. Обществоведы прослеживают связь сексуальной ориентации с нормами культуры. Психологи стремятся понять мотивы гомоэротизма и его связь с развитием личности.

Сексуальная ориентация и общество
 
Затравленность и замученность ведь вовсе не требуют
травителей и мучителей, для них достаточно самых простых нас,
если только перед нами - не свой, негр, дикий зверь,
марсиянин, поэт, призрак, Несвой рождён затравленным.
Марина Цветаева

Каковы бы ни были причины сексуальной ориентации отдельного индивида, его поведение и психологическое состояние больше всего зависят от отношения окружающих. А это, в свою очередь, определяется культурой.

Многие убеждены в том, что мужчину-гомосексуала легко узнать по женственной внешности, телосложению, походке, голосу, манере держаться и т.д. На самом деле феминизированные мужчины составляют среди "голубых" меньшинство, не превышающее 15 процентов. Что же до специфических манер, речи, одежды и т. п., то они зависят главным образом от норм соответствующей субкультуры, облегчая "маркирование" и распознание "своих".

Люди думают, что в мужских и женских однополых парах всегда существует четкое и стабильное разделение ролей; один партнер играет активную, доминантную, "мужскую" роль, в другой - пассивную, "женскую", причём это распространяется и на сексуальные, и на бытовые отношения. На самом деле такое разделение ролей, когда один партнер даже называют себя "мужем", а другой - "женой", существует лишь у некоторых пар. Гораздо чаще однополые отношения строятся на принципах равенства и взаимодополнительности. Это касается и их сексуальной техники.

Гомосексуальная техника почти так же богата и многообразна, как гетеросексуальная (анально-генитальные и орально-генитальные контакты, взаимная мастурбация, всевозможные сексуальные игры). В культурах, основанных на принципе мужской гегемонии, на сей счет существует определенная иерархия: тот, кто выполняет "мужскую" роль, пользуется большим престижем, чем его партнер. Иногда эти роли называют "активными" и "пассивными", хотя на самом деле тот, кто осуществляет фелляцию, даже более активен, чем его партнер. Как и в гетеросексуальном варианте, это партнерские отношения.

Возводить сексуально-ролевые предпочтения в ранг личностных классификаций, как это делают старые психиатрические понятия "активных" и "пассивных" гомосексуалов, методологически так же наивно, как классифицировать гетеросексуальных мужчин и женщин по их отношению к позиции "женщина сверху". Хотя отдельные индивиды могут предпочитать одну позицию другой, дело это сугубо индивидуальное, партнеры могут меняться ролями и т.д. Глубинных свойств личности это не определяет и не выражает.

Страх перед гомосексуальностью нередко побуждает людей приписывать гомосексуалам особую агрессивность, склонность к насильственным действиям и т.д. При этом ссылаются на факты изнасилования детей и "лагерную" практику. На самом деле гомосексуалы по всем психологическим тестам менее агрессивны, чем гетеросексуалы. В повседневной жизни они гораздо чаще бывают жертвами насилия, чем его виновниками. Сексуальное изнасилование мужчин в тюрьмах и лагерях осуществляется большей частью гетеросексуальными мужчинами. О "лагерных" отношениях мы будем говорить позже, в другой связи.

Говорят, что "голубой" секс является исключительно экстенсивным, отчужденным, безлюбовным, лишенным психологической интимности. Действительно, некоторые мужчины-гомосексуалы имеют множество одноразовых, случайных, анонимных связей, число их сексуальных партнеров исчисляется многими десятками, а иногда и сотнями. Отчасти это вынужденное поведение: люди избегают индивидуализированных контактов, боясь шантажа и разоблачения. Отчасти здесь проявляется одно из наиболее общих свойств мужской сексуальности - тяготение к отчужденным, деиндивидуализированным формам, которое я выше назвал "принципом вала". лесбиянкам такое поведение несвойственно. Существуют стабильные пары и у голубых мужчин.

Никакого общего, единого для всех "голубых" стиля сексуальной жизни не существует. Американские ученые Алан Белл и Мартин Вайнберг, обследовав в 1970-1972 годах около 1000 гомосексуалов в Сан-Франциско, нашли, что стили жизни 71 процента мужчин (485 человек) и трех четвертей женщин (211 человек) распределились по пяти типам.

Первая группа (67 мужчин и 81 женщина) - люди, живующие устойчивыми, тесными парами, напоминающими гетеросексуальный брак. Эти пары связаны друг с другом узами не только сексуальной, но и психологической близости. Они удовлетворены своей сексуальной жизнью, не ищут случайных, временных партнеров, хорошо социально и психологически приспособлены, отличаются более высоким самоуважением и реже, чем другие геи, страдают от одиночества.

Вторая группа (120 мужчин и 51 женщина) - это "открытые пары", также живущие вместе, но не вполне удовлетворенные своим партнерством; они чаще ищут сексуальных развлечений на стороне, переживая в связи с этим разнообразные тревоги. Уровень их социальной и психологической адаптации несколько ниже, чем у первой группы, но выше, чем у остальных гомосексуалов.

Третья группа (102 мужчины и 30 женщин) похожа на гетеросексуальных холостяков, жизнь которых строится вокруг сексуальных похождений. Их сексуальная активность выше, а число партнеров - больше, чем у всех остальных групп, но их сексуальные связи большей частью лишены эмоциональной вовлеченности, экстенсивны и безличны. Эти люди реже других сожалеют о своей гомосексуальности, активно участвуют в гейсубкультуре. У них меньше всего психосоматических расстройств, но нередки конфликты с законом и полицией. В целом это энергичные, жизнерадостные люди, но степень их социально-психологической адаптации все-таки ниже, чем у первой группы, они чаще испытывают напряженность, одиночество и т.д.

Четвертая группа (66 мужчин и 16 женщин) - несчастные, страдающие люди, которые не могут ни принять свою сексуальную ориентацию, ни подавить её. Несмотря на большое число сексуальных связей, они жалуются на недостаточную удовлетворенность, трудности нахождения партнера, физиологические и психологические проблемы, часто считают себя сексуально непривлекательными и страдают от различных внутренних конфликтов.

Последняя, пятая группа - "асексуалы" (110 мужчин и 33 женщины) отличается самым низким уровнем сексуальной активности, отсутствием эмоционально-значимых контактов и множеством сексуальных проблем. Эти люди сплошь и рядом не считают себя гомосексуалами, менее откровенны в этих вопросах, имеют меньше друзей своего пола. Свой досуг они проводят в одиночестве, считают себя несчастными, чаще других обращаются к врачам и совершают самоубийства.

Ещё до эпидемии СПИДа психиатр Дэвид Мак-Виртер и психолог Эндрю Маттисон детально изучили 156 американских мужских пар. Средняя продолжительность этих союзов была 8,9 года, а 8 пар прожили совместно 30 и более лет. Как и гетеросексуальный брак, однополое сожительство знает свои стадии развития, кризисы, трудности, измены. Тем не менее оно существует и приносит людям эмоциональное удовлетворение. По наблюдениям Мастерса и Джонсон, стабильные однополые пары имеют даже более высокий уровень эмпатии (способность понять и предугадать переживания и потребности партнера), чем разнополые.

Самое серьезное обвинение против гомосексуалов -.то, что они совращают детей и подростков. В действительности, как уже говорилось, "совращение" взрослыми - дело сравнительно редкое, большинство подростков проходит сексуальную инициацию в собственной возрастной группе. Неверно и то, что "голубые" охотятся исключительно за <a href="../Glossary.htm">детьми</a>. Достоверно установлено, что количество потенциальных педофилов среди гомосексуалов практически такое же, что и среди гетеросексуальных мужчин. гомосексуальность и педофилия - явления разные. И дело не только в страхе перед законом. Гомосексуалов, живущих с взрослыми партнерами, маленькие мальчики сексуально не возбуждают, так же, как большинство гетеросексуальных мужчин эротически равнодушны к девочкам. О педофилии и проблемах правовой защиты несовершеннолетних мы ещё будем говорить дальше, связывать этот вопрос только с сексуальной ориентацией нет никаких оснований.

Наконец, последнее. Гомосексуалов считают главными виновниками СПИДа и других заболеваний, распространяемых половым путем. Они и в самом деле оказались первой жертвой и вместе с тем - группой повышенного риска смертельной эпидемии. Причиной этого была, однако, не сама по себе сексуальная ориентация, а специфический, нездоровый образ жизни: большое число и частая сменяемость сексуальных партнеров; рецептивные анальные сношения и связанные с этим частые травмы прямой кишки; использование для сексуальных контактов бань и саун; частое заражение венерическими болезнями (гонорея, сифилис) и кишечными паразитами; использование в качестве возбуждающих средств нитритов, подавляющих иммунную систему организма. Понеся страшные потери на первых стадиях эпидемии, гей-сообщества на Западе энергично взялись за профилактические меры и разъяснение своим собратьям грозящей опасности. Это принесло свои плоды. Разумеется, гомосексуалы не отказались от сексуальных радостей и не перешли к моногамным отношениям. Однако количество и сменяемость сексуальных партнеров у них заметно сократились, а главное - изменилась сексуальная техника. Многие стали воздерживаться от анальных контактов, ограничиваясь постоянными партнерами, либо пользоваться презервативами. Оральный секс (фелляция) стал чаще практиковаться без проглатывания семени, с применением презервативов. Появились и другие меры предосторожности. Поэтому, хотя гомосексуалы статистически остаются самой многочисленной группой риска, её значение неуклонно снижается.

Самый трудный вопрос нашей темы - психологические последствия гомосексуальности. Обыденное сознание привыкло считать её патологическим явлением, ассоциируя с неврозами и различными личностными расстройствами. В начале XX века так считали большинство психиатров. Однако к середине столетия выяснилось, что часто наблюдавшиеся у гомосексуалов невротические симптомы вытекают не из их сексуальной ориентации, а из трудностей их социального положения. В самом деле, легко ли сохранить душевное здоровье и психическое равновесие человеку, который все время должен что-то подавлять, скрывать, бояться разоблачения и, разделяя мнение большинства, считать себя неполноценным?

В 1970-х годах и эта точка зрения была признана односторонней. Массовые исследования с использованием психологических тестов показали, что невротизм - необязательный спутник гомосексуальности. Будет ли гомосексуал невротиком или нет, зависит, с одной стороны, от социальных условий (чем сильнее стигматизация и социальный гнет, тем вероятнее появление у его жертв невротических реакций), а с другой - от свойств его собственной личности, коммуникативных качеств, уровня самоуважения, способности принять и защищать свою индивидуальность и т.д. В 1973 году Американская психиатрическая ассоциация вообще исключила гомосексуальность из официального списка психических заболеваний, отметив, что гомосексуалы имеют разные характеры, которым могут соответствовать разные неврозы (или никакие). Несколько позже эту точку зрения приняла и Всемирная организация здравоохранения. Российские психиатры, которые продолжают считать однополую любовь аномалией и приписывают её носителям всевозможные психические расстройства и заболевания, вроде "инфантилизма" и расстройства деятельности центральной нервной системы, не имеют поддержки в мировом научном сообществе. Эти взгляды там справедливо воспринимаются как пережитки советской репрессивной психиатрии, помогавшей загонять в психушки инакомыслящих.

Массовые социологические исследования, в частности, работы Белла, Вайнберга и Хаммерсмит (1981), показывают, что поведение родителей и характер взаимоотношений ребенка с родителями не оказывают решающего влияния на его будущую сексуальную ориентацию. Не подтвердилось и мнение, что гомосексуальность - следствие совращения ребенка старшими лицами своего пола или результат отрицательного гетеросексуального опыта. Глубинные основы сексуальной ориентации формируются, по-видимому, до полового созревания, пубертатный опыт лишь выводит это на поверхность.

Но если нет единой причины гомосексуальности, то можно ли вообще считать её единым явлением? Не лучше ли говорить не о гомосексуальности, а о гомосексуальностях? Это мнение сегодня разделяют многие ученые.

Для понимания природы гомосексуальности очень важно систематическое сопоставление мужской и женской гомосексуальности. Если бы сексуальная ориентация сама по себе детерминировала основные поведенческие и психические свойства личности, то лесбиянки были бы и психологически и по типу своего сексуального поведения ближе к гомосексуальным мужчинам, чем к гетеросексуальным женщинам. Однако это не так. В поведении и чувствах лесбиянок больше гетеросексуальных элементов, чем у мужчин-гомосексуалов. лесбиянки чаще ведут бисексуальный образ жизни, состоят в гетеросексуальном браке и т.д. Их сексуальная активность значительно ниже, чем у мужчин, они имеют значительно (в 15 раз) меньше сексуальных партнеров. Иначе говоря, в поведении гомосексуальных мужчин и женщин обнаруживаются те же самые полоролевые различия, что и у гетеросексуальных людей.

Характерно, что ни один из существующих психологических тестов не позволяет отличить гомосексуальных индивидов от гетеросексуальных.

В отличие от гетеросексуального брака, стабильность которого поддерживается наличием детей и целым рядом социальных условий, однополый союз лишен подпорок, он остается эмоционально-чувственным, новые увлечения легко разрушают его. Неудивительно, что устойчивые однополые пары встречаются гораздо реже гетеросексуальных. Это делает "голубых" мужчин и женщин более одинокими, особенно с возрастом, после 40 лет.

Тем не менее, стабильные однополые пары существуют, геи и лесбиянки добиваются их законодательного оформления. Первой узаконила однополые союзы Дания, её примеру последовали Норвегия и Швеция, теперь это обсуждают в других странах. На первый взгляд, это выглядит излишеством: зачем регистрировать сожительства, в которых нет детей? Даже многие гетеро-сексуальные пары предпочитают в подобных случаях обходиться без вмешательства государства. Однако регистрация брака дает паре значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества и т.д. Да и можно ли упрекать людей в сексуальной распущенности и одновременно отказывать им в праве узаконить свои отношения? Многие геи и лесбиянки имеют детей от прежних браков и являются вполне нормальными родителями, а их дети, как правило, вырастают гетеросексуальными.

Прошедшая в Москве в июне 1994 г. международная научно-практическая конференция "семья на пороге 3-го тысячелетия" единодушно рекомендовала российским законодателям тоже подумать над этим вопросом. К сожалению, Госдума это мнение проигнорировала; по новому российскому семейно-брачному кодексу брак возможен только между мужчиной и женщиной.

Наряду с "гомо" и "гетеро" существует "би". В силу своей "промежуточности" эта категория до недавних пор привлекала к себе мало внимания.

В рамках традиционного жесткого противопоставления гомо- и гетеросексуальности склонность индивида к сексуальным контактам с представителями обоих полов казалась скорее недоразумением, следствием незавершенности психосексуальной идентификации или даже средством мимикрии, желания гомосексуала "сойти за своего" в гетеросексуальном мире. По-видимому, бисексуальное поведение не образует единого явления.

Бисексуальность часто наблюдается в переходном возрасте, когда подросток ещё не определил своих эротических предпочтений и экспериментирует в обоих направлениях, хотя, вероятно, уже в это время гомо- и гетеросексуальные переживания и связи имеют для него разный личностный смысл.

Иногда гетеро- и гомосексуальное поведение индивида чередуется за счет двух качественно разных сексуальных сценариев. Например, "хаслеры", молодые мужчины-проститутки, позволяют за деньги мастурбировать или отсасывать себя, но при этом не считают себя гомоссксуалами, презирают своих клиентов и поддерживают гетеросексуальные отношения. Насколько серьезно такое разграничение сценариев ("гомо" - за деньги, "гетеро" - для себя) - вопрос открытый.

Ситуационно обусловлена бисексуальность, например, в условиях вынужденной половой сегрегации (тюрьма, концентрационные лагеря, закрытые военные училища и т. д.) Гомосексуальная активность служит здесь как бы временной заменой гетеросексуальных связей. Нередко это сопровождается насилием и символизируется в понятиях господства и подчинения.

Параллельное гомо- и гетеросексуальное поведение, например, официальный гетеросексуальный брак совмещается с тайными гомосексуальными привязанностями и связями. Иногда это следствие поздней сексуальной идентификации, когда индивид вдруг обнаруживает, что его действительные эротические предпочтения лежат в другом направлении. Но бывает и постоянное совмещение обоих типов отношений, позволяющее субъекту попеременно чувствовать себя более маскулинным или более фемининным.

Наконец, бисексуальность может быть следствием равнодушия к полу партнера. Это бывает в ситуациях группового секса, когда тела как бы утрачивают свои половые различия, или если человек целиком сосредоточен на собственных сексуальных переживаниях.

Каковы бы ни были мотивы бисексуального поведения, оно встречается чаще, чем принято думать, и с точки зрения распространения СПИДа оно наиболее опасно.

Какой же должна быть социальная политика по отношению к гомо- и бисексуалам? Существуют три альтернативы: 1) запрещать и карать, 2) лечить и предупреждать, 3) понимать и помогать.

Теоретическая и политическая несостоятельность административно-карательной стратегии очевидна. Во-первых, она негуманна, ведь речь идет о судьбе миллионов людей, сексуальная ориентация которых от их собственной воли практически не зависит. Во-вторых, опыт истории показывает, что драконовские законы против гомосексуалов не только малоэффективны, но и порождают множество отрицательных последствий.

При отсутствии правовых санкций человек может удовлетворять свои сексуальные потребности, оставаясь полноправным, активно функционирующим членом общества. Напротив, клеймо и страх наказания вызывают социальное и психологическое отчуждение, которое одинаково невыгодно и для общества (растрата человеческих ресурсов), и для индивида.

Каковы бы ни были возможные причины гомосексуальности у отдельного индивида, социальной патологией его делает только стигматизация.

Греческое слово "стигма" означало телесные знаки, позволяющие якобы распознать нечто необычное в характере человека. В современной психологии стигматизацией называется процесс, в результате которого некоторая группа людей получает устойчивую отрицательную "этикетку", определяющую отношение к ним окружающих, а отчасти - и их собственную самооценку. Социально-психологические закономерности стигматизации лучше всего изучены на примере расовых и национальных меньшинств. Они действуют и в сексуальной сфере.

Человек, которого окружающие воспринимают и оценивают прежде всего и даже исключительно по его сексуальной ориентации, сплошь и рядом сам начинает категоризировать себя таким же образом. Это очуждает его от общества, снижает самоуважение и порождает множество болезненных явлений (невротизм, гипертрофированную озабоченность сексуальными проблемами и т. п.), которые затем ошибочно приписывают его сексуальной ориентации.

Жесткие табу и карательные меры имеют своей сознательной целью уничтожение гомосексуальности. Фактически они только усиливают тревогу и опасения людей насчет "правильности" их сексуальных ориентации, и этот страх сам становится мощным патогенным фактором, причём не только индивидуально-психологически, но и социально. Люди, не принятые обществом, ищут поддержки у себе подобных. Включение в эту субкультуру уменьшает внутреннее напряжение личности, облегчая ей самораскрытие и общение с другими. Психологическое состояние людей, которые принимают и открыто признают свою гомосексуальность, значительно лучше тех, кто боится признаться себе и другим. Но "голубое" сообщество ещё долго несет в себе традиции гетто, а гомофобия всюду и везде неразрывно связана с авторитаризмом и воинствующей нетерпимостью.

Отмена не только уголовного преследования, но и всех иных форм социально-политической дискриминации сексуальных меньшинств - необходимый аспект демократизации и становления правового государства.

Не выдерживает критики и "медицинская" стратегия. Здесь встают три вопроса: 1) возможно ли успешное долговременное изменение сексуальной ориентации, 2) насколько это необходимо и 3) кто принимает соответствующие решения - врач или сам индивид?

Поскольку гомосексуальность не является болезнью, говорить о её "лечении" и "профилактике" бессмысленно. Как было показано выше, сексуальная ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно.

Много лет назад видный американский сексолог публично обещал крупную денежную премию тому, кто продемонстрирует достоверный случай смены сексуальной ориентации у взрослого гомосексуала. Эти деньги никто до сих пор не востребовал...

Пытаясь без достаточных шансов на успех изменить сексуальную ориентацию клиента, врач рискует, в случае неудачи, расшатать его душевное равновесие, снизить самоуважение и укрепить взгляд на себя как на больного. Другое дело, что профессионально подготовленный психолог или сексолог может помочь своему клиенту разобраться в его жизненной ситуации, выяснить реальный баланс своей гомо/гетеросексуальности (люди, особенно молодые, под влиянием страха или некомпетентных суждений окружающих, часто принимают на сей счет ошибочные решения, чреватые тяжелыми последствиями: например, мальчик, которого сверстники по каким-то причинам дразнят "голубым", может и в самом деле стать таковым) и выработать оптимальную стратегию поведения. Однако никакой нажим или принуждение в этих случаях недопустимы.

Несмотря на трудности своего стиля жизни, большинство гомосексуалов не хотят от него отказываться и предпочитают бороться за свои гражданские права.

Единственная социальная политика, соответствующая духу демократического общества, - политика терпимости к индивидуально-групповым различиям и меньшинствам. Это очень трудная стратегия. Отмена уголовно-правовых санкций не уничтожила древних стереотипов и предубеждений против гомосексуалов. А поскольку, выйдя из подполья, они стали более видимыми и слышимыми, это может порождать острые кризисные ситуации. Поэтому очень важно, не сбиваясь на пропаганду гомосексуальности, объяснять населению сущность этого явления и как к нему нужно относиться. "Голубые", в свою очередь, должны считаться с нравственно-эстетическими ценностями большинства.

Превращение гомосексуального подполья в "голубую субкультуру" со своими формами групповой жизни - длинный и сложный процесс, требующий активного участия социологов и общественных работников. В ряде стран такой опыт уже имеется, на него можно и нужно опираться.

Массовые социологические опросы последних лет показывают, что хотя предубеждения против геев и лесбиянок в России очень сильны и некоторые политики сознательно разжигают их, люди постепенно становятся терпимее. Эта терпимость прямо зависит от возраста, уровня образования, местожительства (город/деревня) и степени демократичности общего мировоззрения человека.

Даже подростки и юноши, для которых это очень больной вопрос - не дай Бог, запозорят! - в анонимной анкете 1995 г. высказались по-разному. 49 процентов юношей и 21 процент девушек сказали, что относятся к гомоссксуалам с отвращением и только 2,6 и 9,3 процента - с сочувствием и пониманием. Но 19 процентов юношей и 32,5 процентов девушек сказали, что относятся терпимо, не видят в этом ничего особенного, а 29 и 37 процентов не имеют никакой позиции, никогда не задумывались над этим. Эти цифры гораздо хуже, чем в Голландии, но лучше, чем в США, где при аналогичном опросе 89 процентов 15-19-летних юношей назвали однополый секс "отвратительным" и только 12 процентов сказали, что могли бы подружиться с геем.

Впрочем, как здесь, так и там, самые предубежденные люди с объектами своей неприязни лично не встречались. Личное знакомство уменьшает враждебность, показывая, что голубые - такие же обыкновенные и такие же разные люди, как и все остальные. Не все ли равно, кто что ест, кто как одевается и кто с кем спит, если этот человек не навязывает своих вкусов другим?

Психологическое состояние подростков и юношей, осознающих необычность своей сексуальной ориентации, зависит прежде всего от того, могут ли они открыться родителям и какова будет родительская реакция. Надо учить родителей спокойно и сочувственно воспринимать такие исповеди. Не должны пугаться её и учителя. подросток должен иметь возможность поделиться своими переживаниями с профессиональным психологом или врачом в специальной консультации. Профессиональная сексологическая, но ещё больше - психологическая помощь необходима и взрослым. Вероятно, со временем у нас, как и на Западе, "голубая община" сама организует такие консультации.

Содержание

Индекс

 
www.pseudology.org