Издательство ACT – Олимп, М., 2003. ISBN 5-17-015194-2, 5-8195-0836-Х
Игорь Семёнович Кон
Лунный свет на заре
Часть 1. 1.2. Влечения и комплексы
Гомосексуальность, несомненно, не преимущество, но в ней нет
и ничего постыдного, это не порок и не унижение; нельзя считать
её и болезнью; мы считаем её разновидностью сексуальной функции,
вызванною известной приостановкой сексуального развития. Многие
лица древних и новых времен, достойные высокого уважения, были
гомосексуалами, среди них - ряд величайших людей... Преследование
гомосексуальности как преступления - большая несправедливость и
к тому же жестокость.
Зигмунд Фрейд

Самой влиятельной теорией гомо=, как и вообще сексуальности, первой половины ХХ века был, несомненно, фрейдизм.

Теория Фрейда

В отличие от своих предшественников и современников, для которых проблематичной была только гомосексуальность, Фрейд подчеркивал, что с точки зрения психоанализа, исключительный сексуальный интерес к лицам противоположного пола - не самоочевидный факт, а такая же требующая изучения проблема, как и однополая любовь.

Однополая любовь покоится на тех же самых психофизиологических основаниях, что и разнополая. Все люди по природе изначально бисексуальны, итоговое соотношение гомо= и гетеросексуального влечения определяется только в ходе индивидуального развития, под влиянием среды и воспитания, и хотя различия в результатах могут иметь качественный характер, анализ показывает, что различие между их детерминантами только количественное (Фрейд, 1989, с.130)

Фрейд в принципе не исключал, что когда-нибудь в будущем наука сведет все зигзаги и сложности человеческой сексуальности к простым химическим формулам, но пока это не сделано, нужно пользоваться тем, что может предложить психоанализ. Теория Фрейда - не биология и даже не психология, а скорее мифология (он сам охотно пользовался этим термином) и поэтика сексуальности. Недаром он говорил не о половом "инстинкте", подразумевающем прежде всего спаривание и размножение, а о "влечении", которое проявляется также в разных несексуальных формах, например, альтруизме или романтической дружбе.

Для понимания гомосексуальности (позже Фрейд стал пользоваться предложенным Шандором Ференци термином "гомоэротизм"), неосознаваемые психические процессы особенно важны. В силу врожденной бисексуальности, все люди "способны на выбор объекта одинакового с собой пола и проделывают этот выбор в своем бессознательном. Больше того, привязанности либидонозных чувств к лицам своего пола играют как факторы нормальной душевной жизни не меньшую, а как движущие силы заболевания большую роль, чем относящиеся к противоположному полу" (Фрейд, 1989, с.129-130). Однако эта скрытая, латентная гомосексуальность большей частью остается нереализованной и даже неосознанной. ( Фрейд знал это и по собственному опыту: его дружба с Вильгельмом Флиссом имела определенные гомоэротические тона, и признание этого факта было для благонамеренного викторианца Фрейда трудным и мучительным).

Первоначальный выбор сексуального объекта, предмета любви и привязанности вообще не зависит от пола. "По мнению психоанализа, исключительный сексуальный интерес мужчины к женщине является проблемой, нуждающейся в объяснении, а не чем-то само собой понятным, что имеет своим основанием химическое притяжение. Решающий момент в отношении окончательного полового выбора наступает только после наступления половой зрелости и является результатом целого ряда не поддающихся еще учету факторов, частью конституциональных, частью привходящих по своей природе" (Фрейд, 1989, 130).

Это не значит, что гомо= и гетероэротизм равноправны и одинаково "нормальны". гомоэротизм, по Фрейду, - извращение, перверсия сексуального влечения, возникающее в ходе нормального психосексуального развития в результате психической травмы. Фрейд различает два типа таких психических травм.

Первая травма связана с детским нарциссизмом. Ребенок изначально имеет два сексуальных объекта: самого себя и свою мать. Чтобы разорвать нити, связывающие его с матерью, маленький, моложе трех лет, мальчик остро нуждается в какой-то другой значимой фигуре, какой обычно бывает отец. Если мужской фигуры, с которой мальчик мог бы идентифицироваться, нет, он бессознательно компенсирует это обращением к собственному Я, гипертрофирует любовь к себе, нарциссизм. Одно из проявлений детского нарциссизма - нескончаемый поиск собственного подобия. У мальчика это принимает форму любовного влечения к другому мужчине, а у девочки - к женщине. Созданные в ходе этого поиска идеализированные образы человека собственного пола наделяются всеми возможными и невозможными достоинствами, тогда как реальное Я ребенка, напротив, принижается, окрашивается чувствами ненависти к себе, стыда, вины и унижения. В дальнейшем детский нарциссизм превращается в постоянную погоню за недостижимым фантомом идеального существа собственного пола. Как и все наши эмоциональные образования, этот идеальный образ в дальнейшем эротизируется, что и дает однополую любовь.

Вторая возможность гомосексуальной аберрации возникает несколько позже. Адекватная половая идентификация предполагает, что мальчик должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс) и идентифицироваться с отцом, а девочка - преодолеть влечение к отцу (комплекс Электры) и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у неё полового члена, пениса, и идентифицироваться с матерью. Если этого вовремя не происходит, сексуальное влечение фиксируется на неподходящим объекте и становится патогенным.

У одних фиксация является отрицательной, негативной. Влечение такого мужчины к другому мужчине на самом деле - бегство от женщин: ни одна из них не может сравниться с идеализированным образом собственной матери, а сексуальная связь с женщиной воспринимается как запретный инцест. В этом случае главный психический процесс - не гомоэротическое влечение, а бессознательное отталкивание и подавление гетеросексуальных чувств и образов.

У других людей однополая фиксация является позитивной, положительной. Это бегство не "от", а "к". Такой мужчина не боится женщин и вполне может поддерживать сексуальные отношения с ними, но мужские образы возбуждают и привлекают его сильнее женских.

"Во всех исследованных случаях мы установили, что инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т.е. исходя из нарциссизма, ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать. Далее мы постоянно находили, что кажущиеся инвертированными никоим образом не были нечувствительными к прелестям женщины, а постоянно переносили на мужские объекты вызванное женщинами возбуждение. Таким образом, они всю жизнь воспроизводят механизм, благодаря которому появилась их инверсия. Их навязчивое стремление к мужчине оказалось обусловленным их тревожным бегством от женщины" (Фрейд, 1989, с.129).

Поскольку гомосексуальность возникает из множества разных причин, существуют и разные типы гомосексуалов. Тонкая, диалектичная мысль Фрейда открыла богатейшие возможности для описания и понимания многообразных форм гомосексуальности, но в своей клинической практике Фрейд не мог реализовать всех возможностей собственного подхода. По условиям того времени, пациенты Фрейда были вынуждены подавлять или скрывать свое гомосексуальное желание, их переживания окрашивались в мрачные, болезненные тона. Поэтому, а также в силу своей медицинской ориентации, Фрейд больше интересовался подавленной, неосознанной, не принятой и в силу этого неизбежно болезненной гомосексуальностью, нежели открытой и осознанной. На таком материале невозможно понять, были ли открывающиеся в психоанализе психические проблемы и свойства - пониженное самоуважение, невротизм, острое недовольство собой, влечение к смерти и т.п. - имманентными, всеобщими свойствами самой гомосексуальности или гомосексуальной личности, или же это - последствия насильственного блокирования сексуального влечения и связанного с этим обеднения эмоциональной жизни. Фрейд чувствовал ограниченность своей теории, подчеркивая, что описываемые им формы сексуальной инверсии не являются универсальными и единственно возможными. "То, что по соображениям практического порядка называется гомосексуальностью, может возникать из множества разных психосексуальных тормозных процессов; выделенный нами частный процесс может быть только один из многих и, возможно, он связан только с одним типом гомосексуальности" (Freud, 1957а, p.101).

При внимательном чтении Фрейда, у него можно найти не одну, а несколько разных теорий гомосексуальности, которые зачастую противоречат друг другу. С одной стороны, он трактует гомоэротизм как универсальную стадию психосексуального развития, однажды пройдя которую, индивид к ней больше не возвращается. С другой стороны, он говорит о скрытой, латентной гомосексуальности, которая не ограничена определенными возрастными рамками и может проявиться когда угодно. Что же такое латентная гомосексуальность - просто абстрактная возможность аберрации, возвращения к пройденной фазе развития или дожидающаяся своего часа скрытая, дремлющая сила?

Достаточно противоречивы и указания Фрейда на семейные факторы, способствующие развитию гомосексуальности. В одном случае, неблагоприятным фактором развития является властная, авторитарная мать и слабый отец, то есть дефицит мужского начала, мальчику не с кем идентифицироваться. В другом случае, наоборот, слишком сильный и жесткий отец, подавляющий и сексуально запугивающий ребенка, вызывает у мальчика эффект отталкивания и психологическую феминизацию. Практически возможны оба варианта. Но может быть названные Фрейдом обстоятельства - не причины, а только сопутствующие факторы гомосексуальности?

Психоанализ хорошо ретроспективно объясняет уже сложившиеся синдромы, но имеет очень низкую предсказательную ценность. Противоречива фрейдистская теория женской гомосексуальности. Хотя клинические истории лесбиянок у Фрейда разнообразны и диалектичны, психоаналитическая теория женской сексуальности, придающая особое значение подавленной "зависти к пенису", абсолютизировала и оправдывала зависимое положение и сексуальное угнетение женщин. По мнению Фрейда, "либидо всегда - и закономерно по природе своей - мужское, независимо от того, встречается ли оно у мужчины или женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина" (Фрейд, 1989, с.183). Современные сексуально раскованные и активные женщины показались бы Фрейду, как и любому викторианцу, чем-то ужасным и болезненным. В свете этих фаллоцентрических установок, лесбийская любовь не может быть нормальной и счастливой. женщина, которая любит женщину, должна либо быть мужчиной, либо походить на мужчину, либо желать быть мужчиной, а отношения между двумя женщинами всегда будут неполноценными; по сравнению с гетеросексуальными отношениями, лесбийская любовь является незрелой и неудовлетворительной

Психоаналитики называют разные причины возникновения у женщины гомосексуальных чувств: вызванное завистью к пенису на эдиповой стадии развития расстройство объектного влечения, порождающее отвращение к гетеросексуальным отношениям; идентификацию дочери с отцом, вместо установления с ним объектных отношений; неудачу идентификации с матерью из-за того, что мать завидует дочери или страдает нарциссизмом; расстройство детских объектных отношений с матерью, связанное с мазохизмом или трудностями отделения и индивидуализации; преждевременное пробуждение сексуальности и т.д. Но все эти процессы и их последствия классический психоанализ считает патогенными.

Что конкретно предлагает гомосексуалам психоанализ? Фрейд никогда не называл гомосексуальность болезнью и даже считал сублимированный гомоэротизм важным источником и компонентом дружеских отношений, альтруизма и любви к человечеству: "Именно явные гомосексуалы и среди них в первую очередь те, кто не позволяет себе выхода в чувственных актах, отличаются особенно активным участием в общих интересах человечества, интересах, которые сами возникли из сублимации эротических инстинктов" (Freud, 1957b, p.61).

Но, признавая правомерность и даже социальную благодетельность сублимированного гомоэротизма, Фрейд не видел счастливого исхода для реализованной гомоэротики. Отвечая на письмо одной американской матери по поводу предполагаемой гомосексуальности её сына, Фрейд писал: "Спрашивая меня, могу ли я помочь, думаю, что Вы имеете в виду, в состоянии ли я устранить гомосексуальность и заменить её нормальной гетеросексуальностью. Отвечу, что в общем мы не можем этого обещать. В ряде случаев нам удается развить захиревшие было зародыши гетеросексуальных устремлений, имеющихся у каждого гомосексуала. В большинстве же случаев это уже более невозможно. Это - вопрос свойств и возраста пациента. Результат лечения предсказать нельзя. Что же касается пользы, которую психоанализ может принести Вашему сыну, то это другое дело. Если он несчастен, нервозен, раздираем конфликтами, затруднен в отношениях с другими людьми, психоанализ может дать ему гармонию, душевное спокойствие, полную эффективность, независимо от того, останется ли он гомосексуалом или изменится" (Фрейд, 1969, с.346-347).

То есть Фрейд не берется изменить сексуальную ориентацию пациента, но считает возможным преодолеть его невротические симптомы, помочь ему принять себя и свою гомосексуальность. Такая позиция вполне соответствует установкам современной гуманистической психотерапии, в том числе и психоаналитической. Однако большинство учеников и последователей Фрейда пошли по пути отождествления однополой любви с неврозами и прочими личностными расстройствами, зачастую рассматривая гомосексуальность как их причину.

Эволюция психоанализа

Некоторые ближайшие ученики Фрейда относились к гомосексуальности откровенно враждебно. Основатель "глубинной психологии" Карл Густав Юнг (1875-1961), который мальчиком сам подвергся гомосексуальному покушению, относился к гомосексуальности с отвращением и специально её не изучал, считая врожденной. Сейчас взгляды Юнга стали популярными у некоторых американских геев-психоаналитиков, но они берут у него не эти высказывания, а теорию архетипов (Hopcke , 1989).

Острую ненависть к гомосексуалам питал "фрейдомарксист" Вильгельм Райх (1897-1957), у которого личные чувства осложнялись политическими установками: "Мы, марксисты, вообще не склонны к морализации, но мы против гомосексуальности, потому что 1 / гомосексуальное сношение никогда не бывает таким удовлетворительным и счастливым, как гетеросексуальное, 2/ гомосексуал, когда он вне своего "мужского союза", в современном обществе находится в особенно неблагоприятных условиях, и 3 / гомосексуальность создает чрезвычайно сильную психическую предрасположенность к фашистской идеологии". (цит по Bahnen, 1993, S.192). Первое утверждение бездоказательно: как можно сравнивать переживания, которых ты не испытывал? Второе утверждение справедливо, но разве гомосексуалы виноваты в том, что их дискриминируют? С тем же основанием можно посоветовать людям не быть евреями или цветными. К третьему вопросу я вернусь позже.

Альфред Адлер (1870-1937) считал гомосексуальность извращением и неврозом, однако, отличие от Юнга, выводил её прежде всего из неудачного опыта детского общения со сверстниками. Особенно вредной он считал половую сегрегацию в школах и детских учреждениях. Осуждая уголовное преследование гомосексуалов, Адлер вместе с тем считал возможным подвергать их принудительной психотерапии. Другие последователи Фрейда были значительно терпимее, но они медикализировали его концепцию, подчеркивая главным образом болезненные свойства гомосексуальности и разрабатывая признаки, по которым можно её диагностировать.

Шандор Ференци (1873-1933) и Отто Фенихель (1897-1946) изучая происхождение мужской гомосексуальности (Ференци называл её гомоэротикой), особо акцентировали различие её "активной" и "пассивной" форм. "Активный" гомосексуал, по Ференци, энергичен и агрессивен, чувствует себя во всех отношениях мужчиной, в его психике и телесном облике нет ничего женственного, а привлекают его, как правило, мальчики и юные мужчины с женственными чертами, к которым он относится нежно и покровительственно. Напротив, пассивный, "инвертированный" гомосексуал отличается феминизированной внешностью и поведением; в своих сексуальных отношениях с мужчинами он также чувствует себя женщиной, поэтому его привлекают более зрелые и сильные мужчины. В первом случае происходит инверсия объекта, а во втором - субъекта сексуального влечения. "Субъектные" (пассивные, феминизированные) гомосексуалы принимают свое состояние, с которым они сталкиваются уже в детстве, спокойно, как нечто само собой разумеющееся, и не обращаются к врачу, тогда как "объектные" испытывают чувство вины, страдают и ищут медицинской помощи.
Некоторые психоаналитики отвергли идею Фрейда о всеобщей бисексуальности и связанное с ней понятие латентной гомосексуальности. По мнению Шандора Радо, гомосексуальность возникает в процессе индивидуального развития только под влиянием определенных патогенных факторов - страха перед противоположным полом, временного отсутствия гетеросексуальных партнеров или "желания избыточного разнообразия". “Человек - единственное животное, которое не учится на опыте, а подводит под свои ошибки рациональное обоснование… гомосексуальность - это несовершенная адаптация, развиваемая организмом в ответ на собственную повышенную реактивность и отсутствие контроля в чрезвычайных обстоятельствах” (Rado, 1969, p.213). Поэтому она принципиально излечима.
Лайонел Овзи разграничил “действительную гомосексуальность”, стремление к сексуальной близости с человеком своего пола, и "псевдогомосексуальность", в основе которой лежат житейские обстоятельства, ошибочно истолковываемые субъектом как сексуальные (Ovesey.& Woods, 1980).

Американский психоаналитик Ирвинг Бибер ( Bieber et al., 1962) пытался подтвердить психоаналитическую теорию статистически, сравнив жизненный путь и личные свойства 106 находившихся на психоаналитическом лечении мужчин-гомосексуалов с контрольной группой из 100 гетеросексуалов. 63 % гомосексуалов и только 39 % гетеросексуалов сказали, что были любимцами своих матерей. 65 % первой и лишь 36 % второй группы сказали, что их матери, в свою очередь, хотели быть в центре всей жизни сыновей. Маскулинные установки и занятия поощряли только 18 % матерей гомосексуалов, против 47 % в контрольной группе. 66 % гомосексуалов и только 48 % контрольной группы отметили пуританский характер своих матерей, которые вмешивались в их сексуальную жизнь и строго контролировали её. Сексуальную информацию они также получали от матерей. Три четверти обследованных гомосексуалов в детстве боялись телесных травм, четыре пятых избегали соревновательных игр и ситуаций, девять десятых избегали драк, две трети чувствовали себя одинокими и т.д. По мнению Бибера, это подтверждает теорию Радо, что гомосексуальная адаптация - результат тайных, но могущественных страхов перед противоположным полом и перед гетеросексуальностью. Оказалось также, что, вопреки Фрейду, гомосексуальность поддается психоналитическому лечению. 27 % пациентов Бибера в результате длительного анализа стали исключительно гетеросексуалами. Из 72 исключительных гомосексуалов полностью вылечились 14 (19%), а из 30 бисексуалов - половина.
Но радость оказалась преждевременной. Выборка Бибера была чисто клинической, а оценка успешности терапии основывалась не на объективно проверенных фактах или хотя бы самоотчетах, а на впечатлениях врача. Неизвестно, насколько прочным и длительным был результат психотерапии, не вернулись ли некоторые из "излеченных" пациентов к своей гомосексуальной практике и не испытывают ли они по-прежнему гомоэротических желаний? Столь же ненадежными оказались оптимистические сообщения других психоаналитиков. Хотя им удавалось временно снять или уменьшить внутреннее напряжение пациента, рано или поздно он снова сталкивался с теми же проблемами.

Когда в 1960-х годах развернулось освободительное движение геев и лесбиянок и стало ясно, что многие, если не все, их психологические трудности коренятся не в самой их сексуальной ориентации, а в той общественной стигме и дискриминации, которой они подвергаются, охранительный характер психоанализа, “помогающего” индивиду приспособиться к заведомо враждебным ему социальным условиям, стал очевиден. Утверждения Эдмунда Берглера и Чарлза Сокаридеса, что все гомосексуалы отличаются пониженным самоуважением, несут в себе "бессознательное желание страдать (психический мазохизм)" и “живут на грани самоуничтожительной личной катастрофы", в этих условиях стали звучать пародийно и оскорбительно.

Теоретическая переориентация психологии и
психиатрии затронула и психоаналитическую теорию
 
Хотя некоторые психоаналитики, во главе с Сокаридесом (Socarides, 1978), по прежнему считают гомосексуальность психической болезнью и скорбят по поводу выросшей общественной терпимости к ней, большинство предпочитают идти в ногу с временем (Friedman and Lilling, 1996). Современный психоанализ чувствительнее классического к индивидуальным и типологическим различиям в этиологии и проявлениях гомосексуальности, признавая, что гомосексуальное желание имеет "множественные корни" и не является само по себе болезненным. Кроме того, он уделяет гораздо больше внимания социальным факторам, выводя традиционно приписываемые гомосексуалам и подчас реально существующие болезненные свойства (пониженное самоуважение, ненависть к себе, склонность к самоубийству) не из самой гомосексуальности, а из той стигмы, которой подвергаются геи и лесбиянки.

Согласно теории известного швейцарского психоаналитика Фрица Моргенталера (1919-1984), любое сексуальное влечение может быть искажено, извращено и сделано болезненным неблагоприятными условиями развития, которые в конечном счете производны от свойств культуры. Для изучения этих процессов Моргенталер создал собственную школу этнопсихоанализа и посвятил ряд исследований культуре и ментальности народов Западной Африки (Morgenthaler, 1994). Ученик и соавтор Моргенталера Поль Парен (р. 1916), обсуждая психические механизмы взаимодействия сексуальности и власти, показал, что некоторые антигомосексуальные установки традиционного психоанализа сами были защитными механизмами личности и т.д.

Немецкие сексологи Мартин Даннекер и Раймут Райхе подвергли философской критике фрейдовское понятие "влечения" и пришли к выводу, что трудности гомосексуального желания коренятся не в индивидуальной, а в коллективной психопатологии (Dannecker und Reiche, 1974). Чтобы понять психологические проблемы сексуального меньшинства, надо начинать не с него, а с господствующего большинства. Отождествление сексуальности с гетеросексуальностью, которое ребенок усваивает с раннего детства, автоматически предполагает подавление и вытеснение гомоэротических чувств. Это не только обедняет эмоциональные отношения ребенка со сверстниками, но и порождает у него страх и тревогу по поводу своей реальной или мнимой гомосексуальности, внешне проявляющуюся в виде ненависти к гомосексуалам: "Настоящий мужчина должен ненавидеть гомиков!"
 
Именно в этой ненависти, а не в их собственном сексуальном поведении, коренятся негативные стереотипы и образы гомосексуалов в массовом сознании. Нездоровая, извращенная, агрессивная гетеросексуальность патологизируюет также и сознание и самосознание гомосексуалов, рождая у них оборонительные защитные механизмы, пониженное самоуважение и другие болезненные симптомы и синдромы, которые затем психиатрическая клиника интерпретирует как имманентные, врожденные свойства гомосексуальности. Этот порочный круг может быть разорван только на уровне общественного, а не индивидуального сознания, и для этого нужно не приспособление к господствующему обществу и его нравам, а борьба за их преобразование. Во взглядах Даннекера и Райхе ощущается сильное влияние марксистской теории классовой борьбы и звучат отзвуки студенческой революции 1968 г., активными участниками которой они были.

Американский психоаналитик Ричард Фридман (Friedman, 1988) дополняет психоанализ феминистскими теориями. Отказываясь от понимания гомосексуальности как болезни, он связывает развитие эротического воображения личности прежде всего с процессами половой дифференциации и различиями в социальном статусе мужчин и женщин. Работа бессознательного, по Фридману, первоначально обусловлена половой дифференциацией и только потом - дифференциацией сексуальной фантазии. Гомосексуальные и гетеросексуальные мальчики проходят один и тот же процесс дифференциации, после завершения которого большинство гетеросексуальных мужчин уже не подвержены бессознательной гомосексуальности, а большинство исключительно гомосексуальных мужчин подвержены бессознательной гетеросексуальности. Однако нарушение привычной половой стратификации, будь то проигрыш в соревновательной борьбе более сильному мужчине или сексуальная неудача с женщиной, вызывающие чувство стыда и потери мужского самоуважения, могут провоцировать подобные фантазии. Один из пациентов сказал Фридману, что после того, как его оскорбил начальник, он “почувствовал себя так, будто он выпорол меня, и ушел с этой встречи с поджатым хвостом". А ночью ему приснилось, что его изнасиловала группа хулиганов, и от этого ему стало еще стыднее, потому что наяву он никогда не испытывал возбуждения от гомоэротических образов.

В отличие от классического психоанализа, который, при всех вариациях, считал целью анализа изменение сексуальной ориентации пациентов на гетеросексуальную или их приспособление к жизни во враждебном им обществе, "утверждающая динамическая психотерапия" (Isay, 1989; Cornett, 1993) считает, что осознание своей сексуальной ориентации нужно гею не для того, чтобы от неё избавиться, а чтобы преодолеть связанные с нею переживания депрессии, гнева, стыда, вины и тревожности. Это совершенно другой подход, и, если вспомнить письмо Фрейда американской матери, он гораздо ближе к его взглядам, чем идеи Сокаридеса.

Многие идеи Фрейда так прочно вошли в общенаучный и общекультурный оборот, что уже не ассоциируются с именем автора. Если не превращать их в догму, их эвристическая ценность и по сей день очень велика. Но чтобы понять действительные масштабы и социальные факторы однополой любви, наука должна была выйти за пределы клиники и индивидуальных биографий.

Содержание

 
www.pseudology.org