Комсомольская правда, 16 июля 1991
Игорь Семёнович Кон
"Секс имеет значение!"
Под таким девизом в Амстердаме прошел Х Всемирный конгресс по сексологии

Амстердам, как известно, - настоящая Мекка проституции. Вдоль знаменитой "красной линии" - ряды стеклянных дверей и окон, за которыми сидят или прохаживаются жрицы любви.

Голландцы не боятся секса. Здесь самый низкий в мире уровень абортов и беременностей среди девушек-подростков. Объясняют это Тремя факторами: широкой доступностью разнообразных и высококачественных контрацептивов, которые, за исключением презервативов, бесплатны; общим открытым и терпимым отношением населения к сексуальности и наличием серьезного, доброкачественного сексуального просвещения подростков.

По мнению голландских педагогов, нужно не столько давать подросткам ценные руководящие указания, сколько помогать им разумно регулировать собственную жизнь. В стране существует разветвленная сеть сексологических консультаций, специальные телефоны доверия для жертв изнасилования, для подростков, для гомосексуалистов и многое другое. Иная картина в США ...Сексуальная революция 1960 - 1970-х годов была связана с общими процессами индивидуализации общественной жизни и эмансипацией женщин и с тем, что благодаря достижениям медицины люди освободились от страха перед венерическими заболеваниями и нежелательными беременностями. Но за реформацией всегда следует контрреформация! Так, эпидемия СПИДа в США была истолкована консервативными кругами как "божья кара", а неизбежные трудности перестройки сексуальной морали в условиях расширившейся личной свободы - как доказательство необходимости возврата в тому, что было раньше.

Расписывая опасности порнографии, консерваторы добиваются введения или расширения моральной цензуры, запрещения абортов, толкуют о массовом совращении детей.

Для Соединенных Штатов такая ситуация не нова. В конце 1960-х годов, когда во всех цивилизованных странах интенсивно внедряли в школах сексуальное просвещение, американские "ультра" заблокировали этот процесс. Один из крайне правых лидеров Р. Уэлч говорил тогда, что половое просвещение в школах - "грязный коммунистический заговор для подрыва морального здоровья американской молодежи".

Огромные сдвиги в реальном поведении людей, в сущности, не изменили унаследованных от прошлого взглядов, в свете которых всякий секс представляется грязным, низменным и опасным. Старые иррациональные страхи сегодня просто вытеснены в область подсознания. Любые испытания и издержки, связанные с новой сексуальной свободой (скажем, СПИД или порнография), предполагающей повышенный уровень индивидуальной моральной ответственности, активизируют эти страхи. Они порождают желание отказаться от свободы, вернуться назад, где этих проблем не было.

Консервативные силы используют эти тревоги. Между тем сексуальный плюрализм - такая же необходимость для современного постиндустриального общества, как политическая демократия, которая тоже не свободна от издержек. Сексуальный плюрализм вовсе не исключает моральных оценок, но вместо догматического следования норме он предполагает сознательный моральный выбор.

В 1920-х годах в России происходила примерно та же сексуальная революция, что и на Западе, и с теми же, а, возможно, и большими, издержками. В начале 30-х годов большевистская партия насильственно прервала этот процесс, полностью ликвидировав и сексологические исследования, и сексуальное просвещение, и эротическое искусство. Политический "смысл пуританства, насаждаемого партией", прекрасно объяснил еще Джордж Оруэлл в книге "1984":

"Дело не только в том, что половой инстинкт творит свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть по возможности уничтожен. Еще важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно преобразовать в военное неистовство и в поклонение вождю... Как еще разогреть до нужного градуса ненависть, страх и кретинскую доверчивость, если не закупорив наглухо какой-то могучий инстинкт, дабы он превратился в топливо? Половое влечение было опасно для партии, и партия поставила его себе на службу".

Сексуальная культура была выкорчевана радикально. Когда с ослаблением цензурных рогаток десятилетиями отрицаемый ("у нас секса нет!") и заклинаемый советский секс вдруг явился на яркий свет, он поверг общество в состояние растерянности и моральной паники, ибо оказался таким же диким, агрессивным и бескультурным, как и прочие аспекты нашего бытия и быта.

Партийные публицисты, а также просто социологически наивные люди продолжают винить "проклятую вседозволенность" и влияние растлененного Запада: дескать, "там" сексуальная революция закончилась, а мы, лишившись мудрого партийного руководства, по недомыслию внедряем у себя то, от чего другие уже отказались. Но социологические исследования показывают, что дело обстоит иначе: поведенческие результаты сексуальной революции необратимы. Даже угроза СПИДа не может заставить "тамошних" людей отказаться от права самостоятельно определять стиль своего сексуального поведения. Другое дело, что их сознание, как и наше, часто раздирают, противоречия.

...Отечественная "сексуальная революция" происходит на фоне общего кризиса социальных и культурных ценностей, от которых сексуальность неотделима. Практически нигде в мире нет такого низкого уровня сексуальной культуры. Поэтому, как и в социально-экономической жизни, в области секса свобода приносит нам прежде всего издержки.

Пока у нас в основном умеют только "держать и не пущать". Вместо заботы о развитии сексуальной культуры ищут способы усовершенствования цензуры, вместо просвещения создается полиция нравов. Постановление Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости" содержит только перечень репрессивных и ограничительных мер. И - ни намека на конструктивные действия.

Профессионалы - эксперты, обсуждавшие проект этого постановления, предупреждали, что "вследствие акцепта на запретительных мерах" оно "может способствовать расширению несанкционированного издания и распространения порнографической продукции, вовлечению в противоправную деятельность подростков и молодежи, росту сексуальных и насильственных преступлений среди лиц с психическими аномалиями". Но когда у нас слушали специалистов?

При отсутствии реальной государственной помощи главную работу по формированию нашей сексуальной культуры взяли на себя добровольные общественные организации. Ассоциации "Семья и здоровье" занимается пропагандой противозачаточных средств, Ассоциация по борьбе со СПИДом издает популярную газету "СПИД-инфо", недавно создана сексологическая ассоциация "Культура и здоровье".

При благоприятном раскледе советская сексологическая ассоциация сможет улучшить практическую помощь населению. Эта работа вполне может быть самоокупаемой и даже прибыльной. Но фундаментальная наука таким образом развиваться не может, а без нее и прикладная сексология будет малоэффективной.

Сексологические теория и практика требуют широкой междисциплинарной кооперации. С этим трудно везде, что и подтвердил амстердамский конгресс. В СССР же, где нет ни серьезных научных центров, ни специальных журналов, ни профессионального сексологического образования, дело обстоит совсем плохо. Многие люди, занятые практической сексологией, не владеют материалом даже в объеме современных западных учебников. Да и где их взять, учебники? Но дело это хлебное и, увы, все больше привлекает к себе шарлатанов.

Сексология сегодня . тоже ищет спонсоров. Некоторые вещи, вроде производства предметов сексуальной гигиены и обихода, где предпринимателям определенно понадобятся профессиональные консультации, - потенциально прибыльны. Другие нуждаются в благотворительности. Например, в Институте социологии АН СССР подготовлены профессиональные анкеты для изучения сексуального поведения и установок подростков и молодежи. Вряд ли нужно объяснять, как важно знать, что на самом деле у нас творится. Но денег на проведение опроса нет. Может быть, кто-то поможет?

Секс-таки имеет значение...

Статьи и другие публикации

 
www.pseudology.org