Михайлов М.А.

Об истории преподавания криминалистических знаний
в крымском регионе
Симферополь. Архитектор Николай Петрович Краснов. Дом красноделевщика Николая Чернитенко, теперь школа милиции. На переднем плане - речка Славянка, ныне забранная в трубуКриминалистика сравнительно молодая научная дисциплина. Сформировавшись в отдельную отрасль знаний во второй половине XIX в в Западной Европе, она сразу обратила на себя внимание юристов-преподавателей.
 
В 1896 года на конгрессе в австрийском Линце по инициативе основоположника европейской криминалистики Ганса Гросса было рекомендовано включить криминалистику в программу подготовки студентов на юридических факультетах университетов [1, c.115].
 
Уже в те годы отмечалось, что обучение криминалистике - задача непосильная для рядового классического юриста. Являясь специфической прикладной дисциплиной, криминалистика требовала от преподавателя основательных знаний не только в сфере права, но и в других областях человеческой деятельности: физике, химии, биологии, медицине, психологии, а также опыта работы с уликами на месте происшествия, навыков обращения с техникой и реактивами, умения проводить допросы и обыски.
 
Чтобы развивать у обучаемых необходимые криминалисту качества: наблюдательность и аккуратность, умение мыслить логически и ставить себя на место оппонента. Педагог и сам должен отличаться подобными чертами.
 
Мы считаем, что преподавателям криминалистики во все времена должны были быть присущи широкий кругозор, склонность к творчеству и, конечно же, любовь и преданность криминалистике, стремление передать эти качества своим учащимся. Желание отыскать таких людей в крымской истории и сохранить память о них и стало мотивом для нашего небольшого исследования.
 
Наиболее ранним упоминанием о внедрении криминалистических знаний в работу практических органов стали, обнаруженные в Государственном Архиве Автономной Республики Крым документы – циркуляры Департамента полиции Российской империи, датированные первым десятилетием ХХ в.
 
2
 
В них, препровождая «Правила по охранению обнаруженных при дознаниях и осмотрах следов оттисков пальцев», составленные по книге Начальника Лондонской полиции Э. Генри и другим авторитетным источникам, жандармским начальникам Таврической губернии московское руководство предписывало «сделать распоряжение об ознакомлении полицейских, жандармских и охранных чинов с приемами сохранения дактилоскопических оттисков на предмет приобщения таковых в качестве вещественных доказательств к дознаниям и следственным производствам, а равно для наведения по ним справок в таких учреждениях, где в настоящее время уже применяется дактилоскопия» [2].
 
Нам не удалось отыскать сведения о том, как проводилось это обучение, но не трудно догадаться, что это происходило в рамках служебной подготовки сотрудников полиции. Сомнительно, чтобы эти инструкции просто зачитывались начальником перед своими подчиненными. Наверняка проведение таких занятий поручалось специалистам, уже в те годы работавшим в правоохранительных органах. Мы не располагаем персональной информацией об этих людях, но наши поиски продолжаются.

2004 год. Симферополь. Архитектор Николай Петрович Краснов. Дом красноделевщика Николая Чернитенко, с 1930 года школа милицииНадежда отыскать ученых и педагогов, занимавшихся преподаванием криминалистики, не покидала нас и при изучении периода образования Таврического университета. В 1918-1920 гг. благодаря стечению ряда обстоятельств целая плеяда московских и петроградских ученых, в том числе и юристов с мировым именем, оказалась в Крыму, спасаясь от беспорядков и голода Советской России.
 
Врангелевский режим, крымское изобилие и низкие цены на продукты, вызванные хорошим урожаем, и изолированностью от континента привлекли столичную профессуру, которая обосновалась на живописном участке алуштинского побережья, который и сегодня называют «профессорским уголком». Но среди этих людей криминалистов не было. Справочник «Профессоры Таврического Университета" не упоминает ни об одном из ученых, биография которого, имела хоть какое-нибудь отношение к криминалистике [3].
 
Начиная изучение советского периода, мы столкнулись с неожиданной находкой. В одной из вступительных статей к роману «Человек-амфибия» цитировались воспоминания его автора - известного писателя-фантаста Александра Беляева «…представьте, мне пришлось поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же – фотограф, снимающий преступников, я же – лектор, читающий курс права, и «приватный» юрисконсульт…» [4,с.4].
 
Биографы писателя прямо утверждают, что в 1922 году, он работал инспектором по делам несовершеннолетних в ялтинском угрозыске [5]. Мы попытались предположить, что можем отнести его к числу интересующих нас преподавателей. Однако продолжение поисков не подтвердило эту гипотезу.
 
Беляев имел отношение к криминалистике, у него было юридическое образование, он увлекался фотографией и производил опознавательную съемку задержанных. Но лекции он читал по административному и уголовному праву. Тем не менее, факт работы писателя в Крымских правоохранительных органах интересен и эта тема ждет своих исследователей.

Первым из преподавателей криминалистики в Крыму, о ком удалось получить более или менее полную информацию стал Николай Дмитриевич Вороновский (1900-1981) – один из организаторов научно-технической службы в милиции[6,с.39]. Мы знаем о Вороновском, как о практике, милицейском эксперте, ученом, авторе ряда руководств и пособий.
 
3
 
В архиве ГУ МВД Украины в АРК сохранилось личное дело полковника Вороновского. Материалы дела свидетельствуют о непростой судьбе и профессиональной карьере этого человека. Являясь сыном священника, и прослужив несколько месяцев в армии Врангеля, Вороновский постоянно проверялся бдительными кадровиками вплоть, до ухода в отставку в середине 50-х годов [7].
 
Крым. Подполковник милиции, криминалист Николай Дмитриевич Вороновский, 1900-1981. Снято после Великой Отечественной войныНо нас среди документов дела заинтересовали сведения о педагогической деятельности этого крымского криминалиста. Вороновский не просто преподавал по совместительству в школе подготовки начальствующего состава рабоче-крестьянской милиции Крымской АССР, педагогическая деятельность была его вторым призванием.
 
Об этом свидетельствует не только характеристика «приватного преподавателя Вороновского», подписанная начальником школы Малым (кстати, мы пытались отыскать информацию об этом человеке в архивах главка, но безуспешно), но и сведения о том, что Вороновский по своей инициативе оборудовал в школе специальный кабинет оперативной техники (читай криминалистики), хорошо оснащенный учебно-наглядными пособиями.

Опубликовав результаты поисков, мы обратились ко всем, кто мог знать этого человека, надеясь узнать об этом практике и педагоге от его учеников [8;9]. Однако откликнулись лишь знакомые Николая Дмитриевича, которые охарактеризовали его как очень эрудированного, общительного человека, старавшегося всегда быть среди молодежи, являвшегося сторонником всего нового и прогрессивного.
 
Написал нам и профессор Р.С. Белкин, который в свое время искал информацию о Н.Д. Вороновском для своей «Криминалистической энциклопедии». Нам была приятна похвала патриарха отечественной криминалистики за сохранение памяти о Вороновском – этом «достойном человеке и незаурядном криминалисте».
 
О Вороновском упоминается и на одном из стендов музея милиции Севастополя. Но фото криминалиста и короткая подпись не дали нам представления о его педагогической деятельности. Музей Крымской милиции к нашему стыду прекратил свое существование после смерти его хранителя - бывшего сотрудника угрозыска П. И. Качуры, и большая часть его фондов была утрачена.
 
К счастью уцелел фотоальбом «Школа подготовки среднего начсостава рабоче-крестьянской милиции Крымской АССР.1933 год», переданный музею Н.Д. Вороновским, с коротким комментарием. Это было большой находкой, потому как на его фотографиях изображены и сам приватный преподаватель и плоды его педагогической деятельности.
 
Так интерьер кабинета криминалистики(видимо тот, что упоминается в личном деле Вороновского) содержит стенды с обстоятельной информацией о правилах составления словесного портрета, дактилоскопической регистрации преступников, о методике борьбы с карманными кражами, мошенничеством, детской беспризорностью, богатые коллекции оружия, отмычек и орудий взлома.
 
На фотоснимке занятий в летнем учебном центре школы милиции, мы видим преподавателя Вороновского в палатке-аудитории на занятиях по дактилоскопии. Схема пальцевого узора, мелом выполненная преподавателем, с разметкой всех потоков и особенностей, свидетельствует о высоком профессионализме ее автора. Казалось бы это излишества для уровня подготовки младших милицейских командиров.
 
Однако и другие источники свидетельствуют о том, внимании, которое уделялось преподаванию криминалистики уже в те годы. Учебный курс криминалистики в школах милиции составлял 525 часов из которых только судебной фотографии и судебной химии отводилось по 88 часов.
 
Сам Вороновский, не удовлетворившись качеством имеющихся учебных пособий и обеспеченностью ими курсантов, написал собственный труд «Уголовная техника. Начальный курс», который в 1931 году был рекомендован НКВД в качестве учебника во всех школах милиции и погранохраны СССР. [7,л.д.355]
 
Впоследствии ими были изданы также «Судебная фотография. Краткое руководство» и пособие для студентов заочников» [10]. Нам удалось отыскать в библиотеках Киева, лишь последний источник. Другие из-за грифа «Только для работников НКВД» в общие фонды не попали.
 
Неизвестна и судьба шести тетрадей с воспоминаниями Н.Д. Вороновского, которые, судя по записям в Главной книге музея крымской милиции, были от него получены. Николай Дмитриевич скончался в январе 1981 года, и мы обязаны сохранить память об этом ученом, практике и преподавателе криминалистики.

4
 
Послевоенные годы характеризуются новой волной внедрения научно-технических методов в деятельность по раскрытию и расследованию преступлений. Научно-технические подразделения ОВД не только комплектуются специально-подготовленными кадрами, но и обязаны обучать работников правоохранительных органов криминалистическим знаниям, объяснять им возможности экспертиз, технологию работы с вещественными доказательствами, использование технико-криминалистических средств при производстве следственных действий.
 
Крым. Школа милиции. Методический кабинет. Стенд, рассказывает о расследовании убийства сторожа ОльшанскогоБольшую работу в этом направлении в те годы проводил Александр Васильевич Бахорин, руководивший научно-техническим(оперативно-техническим) отделом Крымского УВД с 1948 по 1976 год [11]. В этом подразделении был создан музей, стенды которого содержали общую информацию об ученых криминалистах (Е.Ф. Буринском, С.М.Потапове), об отраслях криминалистической техники (трасологии, баллистике). Но особую гордость создателей музея представляли стенды, посвященные успешному использованию криминалистики в раскрытии и расследовании резонансных преступлений в крымском регионе.
 
Тщательное выверенные макеты реальных мест происшествий в уменьшенном размере, фотоснимки большого формата, позволяли использовать тематические материалы «Убийство сторожа Ольшанского», «Симуляция кражи», «Убийство Кузнецова», «Аферисты» для занятий по обучению сотрудников. Фотоснимки из альбома, изготовленного в НТО УВД Крыма, запечатлели А.В. Бахорина при проведении занятий с сотрудниками уголовного розыска, как в стенах учебного музея, так и на местности.

Дальнейшее совершенствование подготовки сотрудников милиции приводит к необходимости чтения курса «Основы криминалистики» в межобластной школе подготовки младшего начальствующего состава (о ней мы упоминали выше) будущим инспекторам дорожно-патрульной службы ГАИ и патрульно-постовой службы. Курсанты школы изучают основы трасологии, получают навыки дактилоскопирования задержанных, выявления подделок документов.
 
Патрульно-постовые милиционеры и инспекторы ДПС нередко первыми оказываются на месте происшествия и от их умелых действий порою зависит сохранность следов преступления, установление свидетелей и очевидцев, задержание преступника, в общем, судьба всего дальнейшего расследования.
 
В связи с этим в учебный курс «Основ криминалистики» вводится специальная тема: «Действия сотрудника милиции на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы», предусматривающая проведение целого ряда практических занятий.

Курс «Основы криминалистики» в Межобластной школе младшего начсостава(впоследствии Учебный центр УВД Крымского облисполкома) читали опытные практики Минаев Анатолий Михайлович, Сидоренко Григорий Андреевич и Лютый Виктор Николаевич. Этих людей еще помнят старожилы нашего учебного заведения.
 
Минаев Анатолий Михайлович - сибиряк, после окончания Волгоградской Высшей следственной школы МВД СССР работал следователем в  Новосибирске, а в 1980 году переехал в Крым, где продолжал трудиться на следственной работе в УВД Симферопольского горисполкома.
 
В октябре 1984 года перешел на должность преподавателя оперативно-служебных дисциплин межобластной школы милиции, где и трудился до ноября 1991 года, после чего был уволен в запас. К сожалению, тяжелая болезнь стала причиной его скорой смерти и нам удалось узнать подробности его деятельности только по рассказам вдовы и документам [12].

Виктор Николаевич Лютый после окончания Одесской средней специальной школы милиции работал в должности старшего эксперта Красноперекопского РОВД Крыма, затем успешно закончил Киевскую высшую школу МВД СССР и продолжил службу в крымской милиции. В 1985 году Лютый поступает на службу в межобластную школу милиции, где проходит путь от командира взвода курсантов до старшего преподавателя [13].
 
Методическая литература по криминалистикеПреподаватели цикла оперативно-служебных дисциплин понимают, что подготовка курсантов невозможна без использования учебно-наглядных пособий, лабораторных работ, учений на местности.
 
С этой целью в школе создается учебный кабинет криминалистики, который оборудуется техническими средствами обучения, электрифицированными стендами, с размещенными на них фотоиллюстрациями, объемными объектами, коллекцией пуль, гильз и орудий взлома.
 
На специальном вращающемся столе был изготовлен макет местности парка Салгирка г. Симферополя, где произошло резонансное убийство.
 
На обратной стороне стенда был прикреплен муляж трупа в натуральную величину. Стол преподавателя представлял собой пульт, с которого можно было, управлять освещением стендов, закрывать шторы на окнах, включать, телевизор, магнитофон и диапроектор. Кабинет криминалистики был гордостью учебного центра, и в нем проходили не только занятия с курсантами, но и проводились экскурсии для рабочих и служащих.
 
Благодаря творческому энтузиазму преподавателей, поддержке руководства школы и УВД Крымского облисполкома, а школа многим обязана начальнику УВД генерал-майору милиции Жоричу А.П., для проведения занятий был построен учебный полигон.
 
Полигон представлял собой павильон с аудиторией на 25 мест, имитацию магазина смешанных товаров для производства учебного осмотра места происшествия и однокомнатной квартиры, в которых курсанты учились тактике обыска. Кстати, последний тайник в этой квартире мы отыскали лишь в 1996 году на занятиях с курсантами уже Симферопольского училища милиции.
 
В записке, датированной 1971 годом, содержались пожелания успехов будущим сыщикам. Во дворе полигона была сооружена небольшая полоса для работы со следами обуви и автомототранспортных средств. Для занятий по теме «Криминалистическая фотография» в подвале клуба была оборудована фотолаборатория на 20 мест, а в учебном корпусе еще одна, уже на шесть мест.
 
Все эти возможности затем успешно использовались в Симферопольском училище милиции. Преподавание криминалистики было неплохо обеспечено учебными пособиями, технико-криминалистическими средствами, расходными материалами. До сих пор в запасниках кафедры хранятся фотоаппараты и кинокамеры тех лет.

Учебно-методическое обеспечение также было также достаточно высокого уровня. Использовавшиеся в те годы диафильмы «Криминалистическая баллистика» и «Словесный портрет» и в настоящее время уже в оцифрованном виде служат делу обучения курсантов.
 
Кафедра уголовного процесса и криминалистики Крымского юридического института вуза с благодарностью вспоминает преподавателей, стоявших у истоков преподавания нашей дисциплины и считает своим долгом хранить память о них и о их учебно-педагогической деятельности.

Список использованных источников:

1. Клименко Н.И., Кириченко А.А. Криминалистика как наука и учебная дисциплина: Монография.- Днепропетровск: Изд-во ДДУ,1994.-200 с.
2. ГААРК Ф.706. оп. 1. д.1.
3. Профессора Таврического Национального Университета им. В.И. Вернадского (1918-1920). Київ „Либідь” 2000.150 с.
4. Беляев А.Р. Человек-амфибия; Повести/ Вступ. ст. М.А. Соколовой.- М.: Правда, 1985.
5. Электронный ресурс «Геосинхрония. Александр Романович Беляев, Биографический указатель». www.hrono.ru от 12 марта 2004 года. Редактор Вячеслав Румянцев.
6. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Издательство БЕК, 1997.- 342 с.
7. Архив ГУ МВД Украины в АРК личное дело Вороновского Николая Дмитриевича №17654.
8. Михайлов М., Грачев Э. Криминалист// Весы Фемиды.-1998.-№1.- С.57-58
9. Михайлов М. А. Н.Д. Вороновский – ученый, практик и преподаватель криминалистики // 350-річчя відрождення української державності: Минуле та сучасне: Всеукр. наук. конф.: Доп. І повідом. – 1998.- С.31-33.
10. Вороновский Н.Д. Судебная фотография. Практикум для заочников. Под ред. Проф. Н.В. Терзиева.М.:1948. –16с.
11. Сальков М.А. А.В. Бахорин–первый руководитель экспертно-криминалистической службы Крымской милиции// Матеріали I звітної науково-практичної конференції професорсько-викладацького та курсантського складу.- Сімферополь:Таврія-Плюс, 1999. с.63-66.
12. Архив ГУ МВД Украины в АРК личное дело Минаева Анатолия Михайловича №.684.
13. Архив Отдела по работе с персоналом Крымского юридического института. Служебная карточка Лютого В.Н.

Иллюстрации:

Здание школы среднего начальствующего состава Рабоче-крестьянской милиции Крымской АССР в пер. Эскадронный г. Симферополя (ныне пер. Маяковского). Архитектор Н.П. Краснов
---------------
Опубликовано на украинском языке в сборнике «Актуальные проблемы современной науки в исследованиях молодых ученых» - Симферополь: 2004.Вып.5. С.149-154. М.А. Михайлов, к.ю.н. ,доцент

www.pseudology.org