Речь товарища Носова.

(Заседание седьмое 29 января 1934 г., вечернее)

 

Председательствующий. Слово имеет товарищ Носов.

Носов (Ивановская область). Товарищи, итоги, которые мы с вами подводим на XVII съезде нашей партии, несомненно, колоссальнейшие. Мы имеем колоссальные успехи во всех областях нашего хозяйства и культурного роста нашей страны. Эти успехи признаем не только мы с вами, рабочие, колхозники и весь международный пролетариат, но эти успехи вынуждены признать и наши враги. Тот факт, что Америка через 16 лет вынуждена была признать нашу Советскую республику, этот факт говорит об очень многом. Ведь не потому нас признали американцы, что мы изменили свою природу большевиков, нет, мы остались верны тому началу, которое мы положили в октябре 1917 г., которое положил Ленин. Мы за эти 16 лет не только не отошли от социализма, мы двинулись гигантскими шагами вперед к социализму, — и в результате этого все же через 16 лет Америка вынуждена была нас признать. Это факт величайшей важности, ибо американская буржуазия великолепно понимает, что советская власть на сегодняшний день стала сильнее, и только благодаря нашей мощи и силе она вынуждена с нами разговаривать.

За время, прошедшее с XVI съезда нашей партии, мы имеем колоссальные успехи во всем нашем хозяйстве, и совершенно ясно, что эти успехи достигнуты благодаря тому, что во главе нашей партии стоит ленинский ЦК, что во главе нашей партии стоит гениальнейший, великий вождь товарищ Сталин. В самом деле, если вы просмотрите выступления товарища Сталина за этот промежуток времени, вы увидите их огромное значение. Возьмите такой факт, как знаменитые шесть условий товарища Сталина. Ведь на них учится строить и укреплять наше хозяйство буквально каждый рабочий, колхозник, каждый член партии. Эти шесть условий товарища Сталина явились действительной программой нашей работы, они явились именно тем лозунгом, вокруг которого и при помощи которого мы мобилизовали массы. Они дали ключ к разрешению актуальнейших вопросов хозяйственной и политической жизни. Это величайший фактор, это программа действий после XVI съезда, программа практической работы всей партии и рабочего класса. Таким же фактором является выступление на первом съезде наших хозяйственников. В этом выступлении товарища Сталина дана была программа дальнейших действий для укрепления нашей промышленности, даны были четкие и ясные директивы.

Возьмем выступления его на январском пленуме, где товарищ Сталин подводил итоги и где он подверг критике недостатки нашей работы в деревне. В этих выступлениях товарищ Сталин для всей партии со всей ясностью раскрыл и то, как сейчас работает классовый враг, как он расставляет сейчас силы, как хочет нам сорвать строительство колхозов.

Речь товарища Сталина о работе в деревне с полной ясностью и четкостью вскрыла сущность той стратегии, которой придерживался классовый враг. И против этой новой стратегии классового врага товарищ Сталин выдвинул такое сильнейшее оружие, как политотделы, сыгравшие решающую роль в нашем сельском хозяйстве.

Вспомните историческое выступление товарища Сталина на первом слете колхозников-ударников. На этом слете товарищ Сталин выдвинул ряд таких замечательнейших лозунгов, как «сделать всех колхозников зажиточными, а колхозы большевистскими», «дать корову каждому колхознику». Все это — такие простые, яркие и конкретные лозунги, вокруг, которых были мобилизованы самые широкие массы колхозников. В результате этих выступлений товарища Сталина нам удалось устранить массу недочетов в нашей работе. Вот, например, у нас в области мы тоже много говорили о корове для колхозника, писали об этом. Но мы не знали, как зацепиться за это дело, кто должен драться за эту корову, кто должен взять и организовать это дело, чтобы поднять тем самым и животноводство. И вот этот лозунг товарища Сталина — дать каждому колхознику по корове — поднял на борьбу за осуществление этого лозунга целую армию, которая и дерется с успехом за это большое дело.

Вспомните, наконец, письмо товарища Сталина в журнал «Пролетарская революция» против контрреволюционной троцкистской контрабанды и фальсификации истории нашей большевистской партии. Ведь это письмо явилось толчком к пересмотру ряда учебников по истории партии, заострило большевистскую бдительность против троцкистской и иной контрабанды не только на историческом, но и на других теоретических фронтах. Это письмо вскрыло путаницу, которая имелась кое у кого по важнейшим вопросам истории партии, и внесло в эти вопросы полную ясность.

Конечно, я привел здесь далеко не полный перечень тех исторических выступлений и указаний товарища Сталина и Центрального комитета, которые были даны в период между XVI и XVII съездами партии и на основе которых партия мобилизовывалась, выковывалась, поднимала свою идейность, на основе которых мы добились величайших успехов и побед.

Я хотел бы далее остановиться на работе Ивановской промышленной областной парторганизации. За период от XVI до XVII съезда Центральный комитет партии дал также нашей парторганизации целый ряд конкретных указаний, дал оценку нашей работы, помог нам исправить грубейшие политические ошибки нашей организации. ЦК в своем письме в 1932 г. писал ивановской парторганизации следующее:

 

«Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации проглядели, что у них под боком осколки контрреволюционных партий эсеров, меньшевиков, а также изгнанные из наших большевистских рядов контрреволюционные троцкисты и бывшие члены «рабочей оппозиции» пытались свить себе гнездо и организовать выступления против партии и советской власти.

В ивановской организации уже в течение длительного периода не было должного большевистского воспитания коммунистов и комсомольцев, не было должной боевой большевистской агитации среди рабочих масс.

Под прикрытием болтовни о верности генеральной линии партии созревал фактический отрыв парторганизаций от рабочих масс и боязнь разъяснить рабочим со всей большевистской прямотой вопросы как успехов, так и трудностей социалистического строительства.

Широкое распространение получили оппортунистические рассуждения о том, что недостатки в рабочем снабжении Ивановской промышленной области зависят не от ивановцев, ибо, дескать, Ивановская область потребительская и для своего прокормления сама почти ничего сделать не может».

 

Вот, товарищи, та оценка работы ивановской парторганизации, которую дал Центральный комитет. Понятно, товарищи, что состояний партийной организации Ивановской промышленной области было далеко неудовлетворительным.

С тех пор как Центральный комитет помог нам исправить эти колоссальнейшие политические ошибки, мы имеем возможность сегодня заявить, что Ивановская промышленная область к XVII съезду пришла уже с другими успехами. Мы в этом году досрочно выполнили план поставок государству по всем видам сельскохозяйственных продуктов: и по хлебу, и по картошке, и по овощам, и по льну и т. д. Мы имеем уже хорошие показатели и в нашей промышленности благодаря только тому, что Центральный комитет своевременно вскрыл сущность всех ошибок, вскрыл все недостатки в работе партийной организации и ее руководства.

Вся страна знает, что Ивановская область — текстильная область, но за эту пятилетку она изменила свое лицо. Если в 1928 г. текстильная промышленность у нас занимала 80% всей валовой продукции, то на 1933 г. она занимает 54%. По удельному весу в валовой продукции текстильная промышленность снизилась на 26%, и в то же время по абсолютным цифрам текстильная промышленность за этот промежуток времени повысила свое производство на 150 млн. руб.

Ивановская область — интересная область сама по себе. Вы посмотрите, что мы производим: автомобили производим, «левиафаны» производим, гребни для машин, шлифовальные зубья, центрифуги, спичечные машины, полиграфические машины, экскаваторы, откидные платформы, сухогрузные баржи, наливные баржи, машины для добычи торфа, катки моторные, катера, кабельные изделия, проволоку, прокатку, снегоочистители, трубы, делаем свой собственный каучук и автопокрышки, асбестовую бумагу, химпластмассы, катонин и т. д. Мы имеем крупнейшие заводы, которые делают сейчас моторы высокого качества.

Постышев. А челноки делаете?

Носов. Тоже делаем, и не плохие челноки. Вопрос с челноками был очень острым вопросом, и нам пришлось писать товарищам на Северный Кавказ, чтобы они дали бук для челноков.

Но все-таки, несмотря на то, что у нас имеются такие крупнейшие заводы, я должен сказать, что основным у нас является наша текстильная промышленность. Вся страна знает, что ивановцы ткут рубашки, что ивановцы являются главными поставщиками мануфактуры. Мы считаем честью для Ивановской области, что она снабжает всю страну мануфактурой. Делом нашей чести будет дать мануфактуру хорошего качества, из хорошего сырья, дать хороший рисунок, хорошо положить краски. А то нас ведь товарищи прорабатывали, указывая, что приходится надевать платье, а на нем спереди трактор, сзади комбайн, и к тому же оно поела стирки так садится, что и не напялишь. Вот в таком платье и ходи.

Много вреда принесла нам функционалка. ЦК партии отменил ее. ЦК, в частности товарищи Каганович и Постышев, сделали исключительно много для того, чтобы разоблачить и искоренить эту гнуснейшую функционалку, которая дезорганизовала работу текстильной промышленности. Но мы и до сих пор не устранили еще как следует всех ее последствий. А ведь наша промышленность на 50% была переведена на функционалку. У нас квалифицированные рабочие все разбежались от этой функционалки, а теперь, когда мы ее ликвидировали, нам нужно создавать новых ткачей, искать и опять собирать разбежавшихся. Эта функционалка нанесла огромный вред нашей работе.

За последнее время и мы сами, и в особенности «Правда», вскрыли такие буржуазные тенденции в текстильной промышленности, как притяжка, как стремление спустить бракованную продукцию, — мол, местный рынок все сожрет. Все это сыграло весьма отрицательную роль в работе промышленности. Вместо того чтобы выковывать рабочих и мастеров, дать продукцию хорошего качества, прикрывались всякими этими притяжками, старались спустить бракованную продукцию на наш рынок.

Вот эти величайшие ошибки, величайшие пробелы мы до сих пор еще не изжили. У нас брак на сегодняшний день еще очень велик: он достигает 32%. Мы стали строго подходить к браку, на борьбе с ним мы мобилизуем и воспитываем наших рабочих, которые теперь в состоянии давать уже настоящую мануфактуру для снабжения рабочих и крестьян.

Последний вопрос, на котором я хотел бы остановиться, это вопрос о наших красителях. Товарищи, с красителями у нас дело обстоит совершенно неудовлетворительно, хотя мы перешли на наши собственные краски. В 1927 г. мы импортировали красок для нашей мануфактуры на 8 млн. руб. золотом, в 1933 г. — только на 550 тыс., — всего 8% в сравнении с 1927 г. Но вся беда заключается в том, что нашими собственными красками мы еще не овладели. Краска наша держится непрочно: начните парить белье — краска линяет.

Вопрос о красителях — важнейший вопрос. Мы должны признать сами, что недостаточно боремся с заводами, которые поставляют нам краски, за качество их продукции. Я считаю, что этот вопрос о красках на сегодняшний день имеет колоссальнейшее значение. Ведь подумайте сами, сколько трудов стоит добыть собственный хлопок, привезти его, выработать, дать хороший материал, а потом все это испортить негодной краской. Так что вопрос о красках для нашей текстильной промышленности является актуальнейшим вопросом.

Я думаю, товарищи, что на основе указаний Центрального комитета мы преодолеем все наши недочеты и справимся со всеми стоящими перед нами задачами!


К начальной странице

К речи товарища Добровой