Речь представителя Компартии Германии товарища Геккерта.

(Заседание 2 февраля 1934 г., вечернее)

 

Постышев (председательствующий). Слово имеет товарищ Геккерт от коммунистической партии Германии.

(Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают. Крики: «Ура!» и «Рот Фронт!»)

Геккерт (говорит по-немецки. Ряд мест в речи товарища Геккерта и конец ее покрываются бурными, продолжительными аплодисментами).

Председательствующий. Для перевода речи товарища Геккерта слово предоставляется товарищу Тивелю.

 

ПЕРЕВОД РЕЧИ ТОВАРИЩА ГЕККЕРТА.

 

По поручению Центрального комитета коммунистической партии Германии и всех моих борющихся братьев по классу в Германии я передаю съезду ведущей партии Коминтерна пламенный братский привет. (Бурные аплодисменты.)

Я пережил на съезде возвышающий момент. Мне было дано видеть ваше единодушие, ваш подъем в борьбе за социализм при заключительном слове товарища Сталина и при голосовании резолюции по его докладу. Где еще во всем мире есть такое движение, которое с такой страстной самоотверженностью может все отдать одному делу, как ленинский Интернационал, борющийся за освобождение человечества от угнетения? Никогда еще не было в истории классовой борьбы такой организации, которую можно было бы сравнить с вашей партией и ее деятельностью.

Наш вождь товарищ Сталин сказал в своем докладе:

«Мы обязаны своими успехами тому, что работали и боролись под знаменем Маркса, Энгельса, Ленина. Отсюда... вывод: быть верными до конца великому знамени Маркса, Энгельса, Ленина».

Эти слова товарища Сталина поистине являются венцом мудрости. Только под этим знаменем пролетариат может завоевать победу только сохраняя верность этому знамени, можем мы осуществить социализм.

Своим докладом, который мы все восприняли с таким большим воодушевлением и который вы единодушно утвердили как основу действия вашей партии, товарищ Сталин дал всему международному рабочему движению новый шедевр. В этом докладе содержатся руководящая линия и ключ ко всем проблемам нашей гигантской борьбы против наших классовых врагов и их добровольных пособников. Величайший из живых марксистов, лучший ученик Ленина и продолжатель его дела говорил в этом докладе как вернейший советчик пролетариев всего мира. Идеи, изложенные в этой речи, станут в руках революционных пролетариев победным мечом, которым они пробьют себе дорогу сквозь фронт врагов.

Мощный подъем Советского Союза под руководством вашей партии, которая сделала отечество всех трудящихся могущественнейшей страной мира, прочным, несокрушимым оплотом нашего Интернационала, — вот главное свидетельство правильности марксова учения. То, что происходит у вас, — это воплощение на наших глазах в жизнь идей великих мыслителей социализма.

Мы, германские пролетарии, которые вследствие гнусного предательства социал-демократической партии стали жертвой системы свирепейшего террора буржуазии, прекрасно понимаем, почему наемники буржуазии с таким бешенством следят за развитием СССР. Разве каждая ваша победа не является призывом к угнетенным и порабощенным во всех странах вступить на путь Октябрьской революции? Разве она не является постоянным побуждением к новым выступлениям против эксплуататоров? Разве каждый день жизни наших товарищей по классу в капиталистических странах не доказывает, что им нечего терять, кроме своих цепей, и разве ваши победы не говорят о том, что они могут завоевать весь мир? Пророческие слова Маркса в «Коммунистическом манифесте» воплощаются вами в живую жизнь.

Бешеная атака на рабочий класс, борющийся за свое существование, поставила на первую линию окопов германский пролетариат.

Сокрушить рабочий класс раз и навсегда — так думает, так хочет враг. Но разве товарищ Сталин не был прав тысячу раз, говоря, что капиталисты не могут уничтожить рабочий класс? Как царь и русская буржуазия не смогли искоренять марксизм, т. е. идею освобождения рабочего класса, так не сможет этого и Гитлер в Германии.

Исполнился год, как в Германии царит открытый фашистский террор. С какими широковещательными фразами пришли фашисты к власти! «Мы уничтожим марксизм, и скоро никто больше не будет о нем говорить» — так клялись их руководители. Они хвалились также «устранить те причины, на почве которых расцветают ядовитые ростки марксизма». Они кричали, что ликвидируют безработицу, спасут от гибели крестьянина, упорядочат государственные финансы. Но они ничего не выполнили и ничего не могли выполнить из этой программы. Они не только не ликвидировали классовых противоречий, которые, по их словам, представляют лишь марксистскую выдумку, но и доводят эти противоречия до невиданных размеров. Они не разрешили ни одной проблемы и своей политикой с каждым днем все больше обостряют все элементы кризиса.

Правда, они бросили в тюрьму отважного вождя нашей партии — Эрнста Тельмана. Правда, они заточили в концентрационных лагерях 180 тыс. рабочих, в том числе 60 тыс. работников нашей партии; правда, они подвергли самым зверским пыткам сотни тысяч людей; правда, они на каждом шагу грозят смертью коммунистическим бойцам. Но разве им это хоть сколько-нибудь помогло? Нет! Разве этим они уничтожили или хотя бы только парализовали нашу партию? Нет и еще раз нет! Компартия Германии живет! Она существует! Она борется и она будет бороться, пока не победит. (Аплодисменты.)

Партия ушла в подполье массовой партией. Несмотря на все потери, руководство сохранено и ведет партию. Наши окружные организации функционируют, ячейки работают. Враг мог убивать членов нашего ЦК, но не сломить их. Его провокации сорвались. Число предателей и трусов в нашей партии было ничтожно.

Какой дух господствует среди членов партии? Там, где враг пробивает брешь в нашем фронте, каждый товарищ считает делом чести заполнить брешь. Поэтому вся партия осталась боеспособной и исполненной волей к борьбе. Почти неизвестны случаи, чтобы низовые партийцы прекращали работу из-за опасений террора. Низовые товарищи жалуются в худшем случае на то, что они не получают должного руководства в работе, когда нарушается связь с высшими органами. Но их собственная инициатива постоянно растет. Каждый, кто только может, составляет листовки и расписывает лозунгами стены домов, провозглашая, что партия живет и борется. Товарищи, еще избегнувшие фашистской чистки с предприятий, используют все возможности для мобилизации сопротивления своих товарищей по работе. Снова и снова появляются на улицах колонны демонстрирующих рабочих. Я хочу особенно подчеркнуть, что большинство выпущенных из концентрационных лагерей товарищей, которые целыми месяцами подвергались пыткам, тотчас же снова приступают к революционной работе.

Вот один из множества примеров, по которым можно судить о боевом духе наших товарищей в эти тяжелые времена: после того как фашисты неоднократно арестовывали членов одного подрайкома, новый политруководитель обратился к рабочему, у которого жена и трое детей, и который еще не лишился работы.

Он сказал ему: «Ты должен взять на себя руководство орготделом подрайкома. Так хочет партия». Рабочий, подумавши, ответил: «Это невозможно, я потеряю работу. Что станет с моей женой и детьми? Кроме того я только год в партии. Я не разбираюсь в сложной работе, — поищи другого». Но едва только прошла ночь, как этот рабочий дождался на углу улицы политрука и сказал ему: «Я передумал. Я принимаю назначение». Затем он со слезами на глазах добавил: «Ведь ты же никому не рассказал, что я вчера проявил такую трусость, я не мог бы больше смотреть в глаза рабочим».

Как удалось партии вопреки всему террору остаться сплоченной и сохранить свою массовую базу?

Это тоже не случайность, как указывал товарищ Сталин. Когда наша партия 15 лет тому назад вступала в жизнь, она не была большевистской партией. Члены ее были исполнены революционного энтузиазма, но их отягощало 60-летнее наследие социал-демократии. Спустя 5 лет после своего возникновения, когда 1923 г. принес новую революционную ситуацию в Германии, наша партия тоже еще не стала большевистской партией, и поэтому не сумела использовать ту ситуацию в интересах рабочего класса. Социал-демократические пережитки нашего прошлого были причиной октябрьского поражения 1923 г.

10 лет назад, когда умер Владимир Ильич Ленин, который своими мудрыми советами так много помог нам, германским пролетариям, в нашей партии царил глубокий кризис, который чуть не стоил ей жизни.

Однако мы преодолели кризис. Этим мы обязаны прежде всего товарищу Сталину Мы видели его стойкость и упорство в борьбе за поставленную цель. Он учил нас, как надо с успехом бороться на два фронта. Мы разбили оппортунистов и сектантов. Мы покончили с примиренчеством. Партия одним ударом справилась с паникерами из группы Неймана. Это принесло партии большую пользу. Величайшие заслуги в этой борьбе оказал товарищ Эрнст Тельман. Он энергичнее всех вел борьбу за большевизацию партии.

Германская партия может гордиться тем, что ее работники не боятся топора палача, что ее бойцы перед смертью восклицают: «Да здравствует наша партия!» Мне думается, что германская партия в 1933 г. выдержала свое испытание огнем.

Враг не смог победить нашу партию, не смог он добиться ни малейшей победы и на других фронтах. В резолюции XII пленума ИККИ говорится: «Германия является слабейшим звеном капиталистического фронта». Такой она и осталась вопреки Гитлеру или, вернее, благодаря ему.

Экономическое положение Германии сейчас чрезвычайно тяжелое. Такое же положение и в области внешней политики. Вопросы Польского коридора, Верхней Силезии, Саара и присоединения Австрии не продвинулись ни на шаг вперед. Австрия стала пороховой бочкой, которой германский фашизм может взорвать на воздух мир в Европе и самого себя.

Фашистские бандиты открыто заявляли, что они хотят завоевать территорию на востоке за счет Советского Союза. Но мы, революционные германские рабочие, оправдаем то, что товарищ Сталин заявил стремящимся к войне державам: война будет происходить также и в тылу, и после такой войны буржуазия не досчитается некоторых правительств.

Когда Гитлер взял власть, революционный пролетариат был изолирован. Гитлер разгромил все массовые рабочие организации и распустил даже буржуазные партии, чтобы установить «полное единение народа» и единство фашистского государства.

Стал ли он благодаря этому сильнее? Нет! Весь рабочий класс исполнен ненависти к нему. Мелкие буржуа и мелкие крестьяне испытывают все большее недовольство и все больше разочаровываются. Идут массовые аресты крестьян в Ольденбурге, Ганновере, Гольштинии. Церковный конфликт, агрессивность монархистов, саботаж многих чиновников — все это серьезные признаки разложения в фашистском лагере.

Но еще живы раскольники в рабочем классе — социал-демократы, продолжающие играть свою роль главной социальной опоры буржуазии. Эта предательская партия, разбитая как партийная организация, продолжает клянчить перед буржуазией, чтобы ей позволили работать и при нынешнем режиме. Она готова заключить мир с фашистами, чтобы получить возможность усилить свою борьбу против коммунистов.

Как правительство оценивает нас, коммунистов, видно из сообщения из Мюнхена от 21 января. Руководитель фашистских защитных отрядов и начальник политической полиции всех областей Германии Гиммлер опубликовал в последнем номере «Фелькишер Беобахтер» предостережение, в котором он говорит:

«Главная деятельность политической полиции по-прежнему направлена против марксистских организаций, которые и находясь в подполье продолжают бороться против нас. Коммунисты несомненно выдвинули новое нелегальное руководство, действующее весьма осторожно и умело».

Фашисты чувствуют, что в рядах рабочего класса что-то такое происходит и что рабочие под руководством коммунистов готовятся вступить в бой против «закона о порядке национального труда». Поэтому теперь фашисты распускают также и «завоеванные» ими профсоюзы и ликвидируют все завоевания германского рабочего движения за 70 лет Рабочего хотят сделать совершенно бесправным и поставить его в полную зависимость от эксплуататоров. Он не должен иметь больше никаких организаций, объединяющих его как класс, дабы, когда затруднения фашистской системы вырастут до размера революционного кризиса, он был бы не в состоянии столкнуть фашизм в пропасть.

Мы идем в Германии навстречу революционному кризису. И товарищ Сталин совершенно прав, говоря, что коммунистам не следует рассчитывать только на стихийные действия масс. Они должны тщательно подготовлять и организовывать бои масс. Только это обеспечит успех.

Компартия Германии не сидит сложа руки. Она не ждет, пока придет решающий момент. Она упорно и неустанно подготовляет день восстания трудящихся масс в Германии. Проникнутая ленинским духом, вдохновляемая Октябрьской революцией, побуждаемая примером товарища Сталина, партия в тягчайших условиях научилась вести революционную работу. Непобедимое знамя Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, которое вело вас к великим триумфам, под сенью которого происходит ваш XVII съезд, будет вести и нас, пока и над Германией не засияет советская звезда, (Бурные, продолжительные аплодисменты, Все встают и приветствуют коммунистическую партию Германии. Крики: «Ура!»)


К начальной странице

К речи представителя Компартии Испании товарища Долорес.