При исполнении

Я кладу в чемодан книгу. Непременно беру с собой книгу, Какую? Нет, не просто для чтения, хотя и это неплохо. Для работы. Принцип подбора книг может быть разный. Отправляешься, к примеру, на Дальний Восток, почему бы не взять с собой чеховский «Саха­лин»? Едешь писать об ударничестве — и берешь то­мик В.И. Ленина со статьей «Как организовать сорев­нование». Путь газетчика в колонию для несовершен­нолетних — и в чемодан ложится «Трудная книга» Г. Медынского или «Записки из Мертвого дома» Ф. Достоевского.
 
Командировка на БАМ — очень кстати будет «Мужество» В. Кетлинской. Едешь разби­раться в конфликте или писать о каком-нибудь труд­ном деле, связанном с чьей-то безнравственностью или даже преступлением, то что поможет тебе со­хранить холодное перо при горячих мыслях? Что даст душевное равновесие и умерит твой пыл в изложении обстоятельств дела, подскажет верную то­нальность — и в статье, и в поведении на месте? Мне лично — тургеневские «Записки охотника» или «Вечное безмолвие» Д. Лондона.

Журналист, собирающий материал, — это ищейка, идущая по следу. След может вывести и на положи­тельный материал, и на негативный, не в том воп­рос; состояние газетчика — всегда в напряжении, зрение обострено, слух насторожен, затраты умственной и физической энергии повышенные. Короче говоря — стресс. А. Шпеер, четверть века отдавший следственной работе, в документальной повести «Уголовное дело» прекрасно описывает это состоя­ние.
 
Следователь выезжает на место совершения преступления, положим, убийства: он едет в автобу­се, прижав портфельчик к груди, ему наступают на ноги, толкают, поругивают, и никто не видит, что едет следователь. И вот дом, где случилось несчас­тье. Взволнованная толпа, с трудом сдерживаемая милиционером. Появляется человек с портфельчи­ком, прижатым к груди. Как, по каким приметам и признакам люди догадываются, что прибыл самый главный представитель власти?
 
Следователь и слова никому не успел сказать, ни жеста не сделал, глаза­ми не повел, а толпа мгновенно расступается, обра­зуя коридор для прохода, и милиционер уже держит под козырек, и следователь принимает все это как должное, потому что находится «при исполнении служебных обязанностей».

С нами, журналистами, происходит нечто подоб­ное. Час или сутки назад мы шли по коридору собственной редакции, никем не замеченные, нас по­следними словами ругали на планерке, мы униженно одалживали друг у друга трешки, мы были такими, «как все». Но вот, оформив командировку, мы оказы­ваемся в дороге, и что-то меняется в нашей психоло­гии, в голосе, в походке, во взгляде, и окружающие это прекрасно чувствуют. И нам ничего не стоит одернуть любого хама, решительно вмешаться в уличный конфликт, потребовать в гостинице тишины, выступить на совещании в присутствии любого мест­ного начальства, защитить женщину от хулигана, на­вести порядок на дискотеке, словно у нас диплома­тическая неприкосновенность.

Мы тоже находимся «при исполнении», что дает нам дополнительные силы и решительность. Командировочное удостоверение, лежащее в боковом кар­мане пиджака, как золотой червонец, гарантировано всем достоянием печатного органа. И, конечно же, не сами по себе мы становимся сильными, мы сильны газетой, которую представляем. Но и сколько до­полнительной ответственности тяжелым грузом ло­жится на наши плечи! Мы не можем позволить себе в командировке ни одного глупого слова, ни одного необдуманного поступка, никаких фривольных или сом­нительных знакомств, ни вспышек злобы, ни вспы­шек радости.

Постоянное ощущение взнузданности, пришпоренности. Живем, как под стеклянным колпаком. Возможностей — тысяча, но и отвечать — за все!

Каким образом сбрасывать лишнее напряжение?
Я, например, достаю в таких случаях томик стихов:

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавески до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка...

... Теперь, кажется, можно с головой хоть в омут
-----------------------------

[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 351.
[2] Комсомольская правда. 1967. 3 марта.
[3] Белинский В. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1955, С. 59—60.
[4] Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т 5. С. 191
 
Оглавление