Оглавление тома "Советская Республика и капиталистический мир. Часть II".

Л. Троцкий.
ГОРЕ НЕ ДОВОДЯЩИМ ДО КОНЦА!

Наше положение на Польском фронте сейчас вполне благоприятно. На юге мы вырвали из рук врага Киев. Обобранный, изуродованный, полуразрушенный - он теперь наш. Здесь красные войска продвигаются вперед. На севере контрнаступление противника в данный момент приостановлено. Будем надеяться, что и здесь инициатива вернется к нам.

Приветствуя эти успехи нашей Красной Армии, мы должны, однако, рассматривать их только в связи с той грандиозной задачей, которая стоит перед нами: разбить, разгромить, сокрушить последний натиск последних резервов мирового империализма на Советскую Россию и Украину.

Часть панской армии потрепана и весьма значительно. Но только часть. Основная масса белогвардейских войск Польши еще существует и сохраняет боеспособность.

Врангель, под защитой дипломатических нот Керзона, разговоров Ллойд-Джорджа и, главное, при содействии снарядов Черчилля, развивает наступление на юге Украины, стремясь выйти в тыл нашим войскам, преследующим отступающее правое крыло поляков*144.

Именно пример Врангеля показывает, как опасно не доводить дело до конца. В несколько приемов, при помощи чрезвычайных усилий, мы разгромили Деникина. В Крыму осталось небольшое охвостье могущественных белогвардейских сил юга России. Если бы мы продолжали наше движение на юг, по горячим следам отступающего врага, мы бы его смяли и уничтожили без боя. Но в наших операциях, когда оставалось только закончить их, наступила заминка. Армия устала после величайшего напряжения, а тыл успокоился, решив, что дело сделано, и что Врангеля там уже "как-нибудь" докончат. Этим самым дана была возможность Врангелю разбухнуть в довольно злокачественный нарыв на теле Украины. Теперь нам придется затратить втрое больше силы, чтобы очистить Крым. Горе не доводящим до конца!

Сейчас наше положение на Польском фронте в общем благоприятно. Но, для того чтобы мы могли развивать наше наступление, необходимо, чтобы фронт непрерывно питался, обновлялся, возрождался. Нужно, чтобы каждые сутки приносили армиям Западного и Юго-Западного фронтов необходимое снабжение, необходимые пополнения и необходимый заряд революционной энергии в виде добровольческих батальонов и коммунистических групп. Если частная неудача на одном месте складывается с другой такой же частной неудачей в другом месте, сливается с ней и углубляется - это может привести к катастрофе. Необходимо, чтобы каждая ранка немедленно залечивалась, каждая брешь немедленно заполнялась. Тогда частные неудачи, промахи и поражения не только не подорвут фронта, но даже не задержат надолго его победоносного движения вперед.

Нужно довести дело до конца - не только на юге, но и на западе. Это можно сделать только сосредоточением всех наших сил на этой задаче. Не разбрасываться, не рассеивать внимания. Нам нужны не полумеры, а действия исключительной решительности и широчайшего масштаба.

Все силы и средства против шляхетской Польши и ее наемника Врангеля - таков лозунг, под которым собирается очередная сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

16 июня 1920 г.

"Правда" N 130,
17 июня 1920 г.
 


*144 После разгрома Деникина и сосредоточения в Крыму всех белогвардейских войск юга России под командованием генерала Врангеля Англия предприняла ряд попыток для сохранения этой последней базы российской контрреволюции. С целью оттянуть время и дать войскам Врангеля возможность оправиться, английское правительство начинает длительную дипломатическую переписку с НКИД, выступая в качестве посредника-примирителя между Врангелем и Советской Россией.

11 апреля 1920 г. Керзон, британский мининдел, обратился в НКИД с нотой, в которой писал:

"Я использовал все мое влияние на генерала Деникина для того, чтобы побудить его отказаться от военной борьбы, обещав ему при этом приложить все свои усилия, чтобы добиться заключения мира между его войсками и вашими и обеспечить безопасность всех его сторонников и населения Крыма. Ген. Деникин решил последовать этому совету и покинул Россию, передав командование ген. Врангелю. Поэтому я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы вы, в интересах России и гуманности, распорядились о прекращении враждебных действий и объявили всеобщую амнистию, при условии расформирования добровольческой армии... Если вы пожелаете обсудить справедливые условия для соглашения, то я очень буду рад узнать, каковы эти условия и каковы те способы, посредством которых они могут быть проведены в жизнь".

14 апреля советское правительство ответило согласием начать переговоры об условиях капитуляции Врангеля, при чем, выдвигая для обсуждения и ряд других вопросов (например, о судьбе бывших венгерских народных комиссаров), предложило приступить к общим переговорам с английским правительством в Лондоне. Несмотря на этот ответ, НКИД 18 апреля получил от Керзона следующую телеграмму:

"Меня разочаровало неполучение до сих пор хотя бы предварительного ответа на мою телеграмму от 11 апреля... В случае неполучения от вас быстрого ответа, свидетельствующего о вашей готовности принять мое посредничество и прекратить дальнейшее наступление на юг, которое вы, может быть, имеете в виду, правительство его величества не будет иметь иного исхода, как дать приказ судам его величества в Черном море оказать всемерную защиту армии в Крыму* и сохранить для нее найденное там ею убежище, предотвратив вторжение советских войск".
/* Армии Врангеля. - Ред.

На эти угрозы Наркоминдел ответил 20 апреля следующей телеграммой:

"...Наш ответ отправлен был 14 апреля и получен британским генеральным консулом в Ревеле 15 апреля, между тем как радио-станция Карнарвон в это время, в течение 4-х дней, отказывалась отвечать на призывы Московской станции. Следовательно, причины, вследствие которых ответ этот не был получен британским мининделом до 18 апреля, лежат вне сферы нашего влияния... Не склоняясь перед угрозами, Советская Россия не уклоняется от своей неизменно мирной политики; мы по-прежнему поддерживаем мирные предложения, изложенные нами в нашем сообщении от 14 апреля".

4 мая английское правительство, изменив свои позиции, пишет в своей ноте, что, в то время как Советская Республика думает о сдаче Врангеля, Англия предполагает только перемирие, для осуществления которого предлагает российскому правительству обратиться к Врангелю. С своей стороны Англия дает согласие на участие в этих переговорах английского офицера. И на это предложение Советская Республика ответила согласием. Тем не менее переговоры о перемирии, как известно, не начались. Обмен нотами длился еще некоторое время. А между тем Врангель, воспользовавшись передышкой и получив из Англии большое количество военных припасов, привел свои боевые силы в порядок и в начале июня перешел в наступление из Крыма на север.


Оглавление тома "Советская Республика и капиталистический мир. Часть II".