"Признали мы за благо отречься"
Павел Аптекарь


Внезапная предновогодняя добровольная отставка Бориса Ельцина - исключительное явление в отечественной истории.

Стоит вспомнить, что в январе 1565 года впервые в России от престола отказался Иван IV Грозный. Вместе с семьей, приближенными и охраной он покинул Москву и через некоторое время написал отречение, в котором каялся во всевозможных грехах: "Еще и жив, но Богу скаредными своими делами паче мертвеца смраднейшего и гнучнейшего... сего ради ненавидим есть. Тело изнемогло, болезнует дух, струпья телесные и душевные умножились и утешения не обрел". Это "отречение", впрочем, было хорошо продуманным политическим ходом. Боярская Дума его не приняла и обратилась к царю с верноподданническим посланием. Делегация духовных лиц и бояр поехала в Александровскую слободу, где царь "уступил" настойчивым молениям. Вожди Боярской Думы просили Ивана "сложить с них гнев и править как батюшке годно". Получив такой карт-бланш, Грозный вскоре устроил опричный террор, в ходе которого многие просители сильно пожалели о своем участии в депутации.

* * *

Вряд ли можно признать добровольным отречение от престола Николая II (хотя формально оно таковым и является). Сам Манифест от 2/15 марта 1917 года позволяет увидеть, какая напряженная борьба велась вокруг него. Николай писал: "В эти решительные дни в жизни России почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных... и, в согласии с Государственной Думой, признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную власть... Мы передаем наследие НАШЕ Брату НАШЕМУ Великому Князю МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского... Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним... и помочь ЕМУ вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы благоденствия и славы"...

* * *

Никак нельзя признать добровольным и заявление об освобождении с занимаемой должности первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в октябре 1964 года.

* * *

В зарубежной истории добровольный отказ от власти встречается чаще. В июле 1919 года, подписав новую Конституцию, отказался от должности главы Финляндии генерал Карл Густав Маннергейм; лишь под большим давлением своих соратников он согласился выставить свою кандидатуру на президентских выборах и после поражения надолго ушел из большой политики. Много позже, отстояв независимость Финляндии в критический период осени 1944 года, он в марте 1946 года отказался от президентского поста, сочтя невозможным руководить страной с больничной койки.

Дважды добровольно подписывал прошение об отставке и премьер-министр, а затем президент Франции Шарль де Голль. В январе 1946 года его заявление об отставке с поста председателя правительства было продиктовано желанием предотвратить столкновение между различными политическими силами, в апреле 1969 года его уход был вызван массовыми выступлениями молодежи против не слишком жесткой, но назойливой опеки правительства и всеобщей забастовкой весной и летом 1968 года.

Не раз отказывались от своих полномочий и высшие должностные лица латиноамериканских стран. Яркий пример - отставка в августе 1961 года президента Бразилии Жаниу Куадруса: этим он надеялся снизить политическую напряженность в стране.

В Аргентине похожая ситуация сложилась летом 1973 года: президент Кампоро оказался на этом посту после нескольких лет правления военных. Генералы, не желавшие терять власть, предпринимали попытки дестабилизировать обстановку. В этой ситуации Кампоро нашел в себе силы уйти в отставку и назначить внеочередные выборы в сентябре; тогда победил бывший президент Хуан Перон, который благодаря своей популярности сумел провести ряд мер по демократизации страны.