Фатех Вергасов

"ДЕЛО ГАНЕЦКОГО". КТО ФИНАНСИРОВАЛ ЛЕНИНА?
Подлинные документы ЦК публикуются впервые
СЛЕВА:Яков Ганецкий (Фюрстенберг) фото из архива
CПРАВА: Александр Гельфанд-Парвус, Лейба Бронштейн-Троцкий, старейший революционер Лев Дейч.
фото сделано в месте заключения этих лиц (Петропавловская крепость)

От редакции. Личность Якова Ганецкого (Фюрстенберга) на первый взгляд может показаться вполне заурядной среди прочего множества различных "революционных" и "советских государственных" деятелей.

Член коммунистической партии с 1896 г., участник революции 1905-1907 гг., член ЦК и Заграничного бюро ленинской РСДРП, с 1917 г. — сотрудник Наркомфина, Внешторга, Наркомата иностранных дел, а с 1935 г. — директор Музея революции СССР.

В 1937 г. революционная деятельность Ганецкого, как и многих других большевиков-ленинцев, оборвалась в застенках НКВД от пули своих же "товарищей по партии". Спустя годы та же самая партия реабилитировала его и объявила "необоснованно репрессированным".

Вот, пожалуй и всё, что известно выдающегося о биографии Ганецкого из общедоступной информации

При этом, однако, за редчайшим исключением, ни разу не упоминается тот факт, что именно Ганецкий-Фюрстенберг с 1915 г. был личным казначеем
Ульянова-Бланка-Ленина, а также доверенным лицом финансового гения большевиков Гельфанда-Парвуса.

И что именно через этих трёх людей, являвшихся одновременно агентами германского Генштаба, проходили колоссальные суммы денег, направленные на уничтожение Самодержавия и разрушение России. Кроме того, никто иные как Парвус и Ганецкий посодействовали возвращению в Россию Ленина с его ближайшими приспешниками, прибывшими в запломбированном вагоне через Германию и на немецкие деньги буквально взорвавшие изнутри Российскую Империю. Так что, ставить точку в данной истории и реабилитировать очередную "невинную жертву" сталинских чисток в лице Якова Ганецкого пока ещё слишком преждевременно.

Свидетельство тому — архивные документы из спецфонда ЦК ВКП(б), составляющие так называемое «Дело Ганецкого». Печатая их, редакция газеты «ПАМЯТЬ» продолжает серию разоблачительных публикаций о тайных страницах отечественной истории, безпощадно обличающих преступную суть большевизма. (В тексте сохранены орфография и пунктуация оригиналов).

1. Письмо Дзержинского Сталину от 13.05.1920 г. Р.С.Ф.С.Р 13 мая 1920 г.
Всероссийская СТРОГО СЕКРЕТНО
Чрезвычайная Комиссия Секретарю ЦК РКП (б)
Председатель тов. СТАЛИНУ И. В.
исх. №14200/Д
Эрих ЛюдендорфВ Германии опубликованы воспоминания известного государственного и политического деятеля Эриха Людендорфа. Он описывает взаимоотношения германского генерального штаба и министерства иностранных дел с Лениным, который, как это следует из воспоминаний Людендорфа, использовался в качестве провакатора для срыва сепаратного мира с Россией и победы Германии в войне (здесь и далее двойной чертой выделены слова, подчеркнутые лично Сталиным — Ред.).

Он в частности пишет: "Оказывая не безвозмездную помощь Ленину в переезде в Россию наше правительство осозновало особую ответственность. Это предприятие было оправдано "лишь с военной точки зрения. Россию было нужно повалить..."
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ: ДЗЕРЖИНСКИЙ Ф.

На письме имеется подпись Сталина от 14 мая того же года и резолюция неизвестного лица: "Ук. тов. Сталина. К п/б (Политбюро ЦК — Ред.) на 20.05.20 постараться, чтобы все книги были в одном месте. 13.05".

2. Выписка из протокола решения Политбюро ЦК РКП(б) от 20.05.1920 г.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь
тов. СТАЛИНУ И. В. СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ ПОЛИТБЮРО
ЦК РКП (б) от 20.05.1920 г. №12998/П
п. 14. — о воспоминаниях Людендорфа.
(докладчик тов. Сталин)
Решили: перевести и напечатать лишь те места книги, которые относятся к брестским переговорам.

Рекомендовать всем честным гражданам не верить грязным клеветам и темным слухам.
Присутствовали: тов. тов. Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Томский, Преображенский.
На документе имеется подпись Сталина от 20 мая 1920 г. и резолюция неизвестного лица:

"Указание тов. Сталина все имеющиеся в наличии брошюры хранить в с/ф (спецфонде — Ред.), подготовить перевод всей книги, но не сдавать в печать. 21.05 (подпись)".

3. Письмо Дзержинского Сталину от 25.12.1922 г. (на семи листах).
НКВД РСФСР 25 декабря 1922 г.
ГПУ СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)
№14270 тов. И. В.СТАЛИНУ
Известно, что "Кузьмич" (одна из партийных кличек Ленина — Ред.) был действительно завербован представителем германского, генерального штаба (в 1915 году) Гельфандом Александром Лазаревичем (он же Парвус, он же Александр Москвич), урожденный в семье еврейского ремесленника в местечке Березино Минской губернии. Обучался в Одессе, окончил Базельский университет. Доктор философии.

Ганецкий Яков Станиславович  - ПарвусПарвус встречался с "Кузьмичем" в мае 1915 года и письменно оформил все формальности. Для того, чтобы "Кузьмич" получал деньги была написана расписка, автобиография, дадена подписка о сотрудничестве, присвоен псевдоним "зершторенманн". Все встречи, организованные Парвусом с "Кузьмичем" носили конспиративный, тайный характер.

Парвус был на службе в министерстве иностранных дел Германии и состоял на должности в генеральном штабе. Был вхож в семью германского канцлера Бетмана-Гольвега, являлся помощником Эриха Людендорфа (военный мозг Германии). Людендорф описал в своей книге о сотрудничестве большевистских вождей с германским правительством. Сейчас Людендорф заявляет, что большевистское правительство "существует по нашей милости".

Известно, что Парвус через подставных лиц и лично передавал "Кузьмичу" крупные суммы денег о расходовании которых он не ставил в известность ЦК и близких товарищей. Сподручным Парвуса являлся Фюстенберг Яков Станиславович (он же Борель, Ганецкий, Гендричек, Францишек, Куба, Келлер) бывший Член Польской Соц. дем. партии, делегат II, IV, VI съездов РСДРП, член ЦК и загранбюро ЦК, личный казначей "Кузьмича" с 1915 г. Был доверенным лицом Парвуса в финансовых делах, платным агентом генерального штаба Германии, значившимся под псевдонимом "Мириан".

Вербовочная операция Парвусом готовилась тщательно на протяжении многих лет, с 1906-1907 годов. Для контактов Парвус посылал в Копенгаген Ганецкого. Несмотря на конспиративную обставенность встреч и придания им секретного характера, "Кузьмич", однако разбалтывал об этом Инессе Арманд, во время отдыха в Зеренберге, в мае 1915 года. "Кузьмич" рассказывал, что для того, чтобы получать деньги ему необходимо было пойти на политические уступки германским властям.

Екатерина Горман также свидетельствует, что она приезжала в Швейцарию вместе с Парвусом и Ганецким

Они разместились в одной из шикарных и дорогих гостиниц и через неё Парвус распределил около 20 миллионов немецких марок среди нуждающихся русских эмигрантов, среди которых, кроме обозначенных были также: Троцкий, Бухарин и др. Ей были известны связи Парвуса с германским правительством, которое требовало отчета за использование денег. Поэтому Парвус всегда отбирал расписки с тех, кому выдавались деньги.

Еще раньше Каспаров и Арманд рассказывали о встрече Парвуса с "Кузьмичем" в 1906 году. Парвус забрал из ресторана "Кузьмича" и Крупскую к себе на квартиру, где беседовали до позднего вечера

Во время проживания "Кузьмича" в Мюнхене Парвус специально проживал от него в нескольких минутах ходьбы для удобства переодических встреч. Парвус: владелец издательства "Ди Глоне", увлекается журналистикой. Редактор издания "Молодая Турция", периодически публикуется в газете "Танин", "Берлинер тагблат", является корреспондентом "Форвертс" (изд-во Герм. Соц. дем. партии), высоко эрудирован.

Отличается незаурядным умом, предвидением. Им было предсказано в статье "Война и революция" в 1904 году о поражении России в войне с Японией и неизбежность революции. К журналистскому труду его привлек Каутский. Парвус играл заметную роль в революции 1905 года, вместе с Л. Бронштейном (Троцким). Оба были арестованы в Петербурге и сосланы в Сибирь. Оба бежали. Сначала в Петербург, затем за границу.

Парвус издал книгу "В русской Бастилии во время революции", где описывает свое заключение в Петропавловской крепости после революции 1905 года. Революционная активность Парвуса менялась предприимчивостью и предпринимательством в части торговли и посредничества. Являясь денежным агентом Горького поимел с ним конфликт из-за того, что обманул его (Горького) и присвоил деньги в сумме 100 тысяч немецких марок, потратив их в путешествии по Италии с женщиной.

Эти деньги полагались Горькому с постановок пьесы "На дне"

Горький обратился в ЦК немецкой Соц. дем. партии. Цеткин, Бебель и Каутский осудили Парвуса, после чего он выехал в Константинополь. Был советником в правительстве младотурок и занимался посредничеством между Германий и Турцией в области торговли. За этот период времени он неслыханно разбогател. Как правило связь между большевиками и русскими эмигрантами поддерживал по поручению Парвуса Ганецкий. Как стоит полагать ими были завербованы Чудновский, Зурабов, Урицкий, Бухарин, Зиновьев и многие другие.

Известно, что в Сибирский банк в Петербурге, Парвус и Ганецкий на счета, родственницы Ганецкого Евгении Маврикиевны Суменсон и известного Михаила Юрьевича Козловского (члена исполкома Петроградского совета) переводились очень большие суммы через Ниабанк в Стокгольме, куда деньги. поступали из Берлина при посредничестве Ганецкого.

Известно, что в 1916 году в Берлине был создан специальный отдел "Стокгольм" под председательством Траутмана. На него через Парвуса и посредничестве Ганецкого "замыкались" Бухарин, Радек, Зиновьев. В тот период времени Парвус и Ганецкий осуществляли торговлю с Россией через Скандинавию. Они не брезговали торговать даже противозачаточными средствами. Такие торговые операции являлись ничто иным как прикрытием финансовых связей.

Политическая деятельность Парвуса и Ганецкого опиралась на спекуляции международного, масштаба

Парвус имел крупные коммерческие сделки в России, Турции, Болгарии, Румынии, Дании с зерном и продовольствием, медикаментами, углем, спекуляции на контрактах по фрахтованию в Скандинавии. Это принесло Парвусу капитал в несколько десятков миллионов, который он разместил в цюрихские банки, "Кузьмич" как стоит полагать был причастен к этим сделкам.

Такие грузы как: амидобихлоратум, салол, термигросы, карандаши, дамские чулки переправлялись через Стокгольм в Петроград. После реализации продукции Суменсон переводила деньги в банк. Эти торговые операции являлись основным источником существования семьи "Кузьмича" и его круга. По имеющимся данным через счета Суменсон прошли около 2500000 зол. рублей.

Ганецкий (Фюстенберг) Яков (Якуб) Станиславович, 1879-1937Ганецкий по указанию Парвуса руководил "переправкой" "Кузьмича" в Россию, известно, что в операции принимали участие не только германский генеральный штаб и министерство иностранных дел, но и сам кайзер Вильгельм II. "Кузьмич" был отправлен в Россию в дипломатическом вагоне при личном поваре и в сопровождении 35 соратников, среди которых были: Крупская, Зиновьев, Лилина, Арманд, Сокольников, Радек и другие.

В конце января 1921 года Бернштейн пользуясь покровительством германского правительства опубликовал в прессе материалы о причастности Ленина и большей части правительства к деятельности германского генерального штаба. Он вызывал своих оппонентов для разбирательства в суд, считая себя пламенным революционером.

В берлинской газете "Форверст" было опубликовано следующее: "известно, и лишь недавно это вновь было подтверждено генералом Гофманом, что правительство кайзера по требованию немецкого генерального штаба разрешило Ленину и его товарищам проезд через Германию в Россию в запломбированных салон-вагонах, с тем чтобы, они могли в России вести свою агитацию. Ленин и его товарищи получили от правительства кайзера огромные суммы денег на ведение своей разрушительной агитации.

Об этом я узнал еще в декабре 1917 года

Через одного моего приятеля я запросил об этом одно лицо, которое благодаря тому посту, который оно занимало, должно было быть осведомлено, верно ли это. И я получил утвердительный ответ. Но я тогда не мог узнать как велики были эти суммы денег и кто был или кто были посредником или посредниками (между правительством кайзера и Лениным)...

Теперь я абсолютно достоверно выяснил, что речь шла об очень большой, почти невероятной сумме, несомненно больше пятидесяти миллионов золотых марок, о такой громадной сумме, что у Ленина и его товарищей не могло быть никакого сомнения насчет того, из каких источников эти деньги шли.

Одним из результатов этого был Брест-Литовский договор. Генерал Гофман, который там вел переговоры с Троцким и другими членами большевистской делегацией о мире, в двояком смысле держал большевиков в своих руках и он это сильно давал им чувствовать...

Лишь тогда, когда большевики начали получать от нас постоянный приток фондов через разные каналы и под различными ярлыками, они стали в состоянии поставить на ноги их главный орган "Правду", вести энергичную пропаганду и значительно расширить первоначально узкий базис своей партии. Всецело в наших интересах использовать период, пока они у власти, который может быть коротким, для того чтобы добиться прежде всего перемирия, а потом, если возможно, мира. Заключение сепаратного мира означало бы достижение желанной военной цели, а именно — разрыв между Россией и ее союзниками..."

Известно, что и Парвус через Радека в Стокгольме просил "Кузьмича" о рассмотрении его кандидатуры в правительстве

После последовавшего отказа Парвус высказал угрозы, что придаст гласности неопровержимые улики шпионской деятельности руководства большевистской партии против собственного государства. Вскоре Парвусу было выплачена за молчание сумма в размере 2,000,000 золотых немецких марок.

Другим источником поступления денег от германского правительства непосредственно "Кузьмичу" следует отнести Карла Моора. Он является высокооплачиваемым агентом Берлина. (Псевдоним "Байер", он же "Тернер"). Моор осуществлял параллельную работу от Парвуса со стороны генерального штаба Германии и одновременно осуществлял контроль за деятельностью группы Парвуса.

В сентябре 1917 года Моор изъявил желание передать ЦК крупную сумму денег, полагая войти в доверие к высшему руководству партии и правительства. Первоначально происхождение денег вызвало сомнение, а в последующем, после октябрьских событий, несмотря на сомнительность происхождения деньги Моора, были приняты и он попрежнему регулярно информирует Берлин об обстановке в ЦК и правительстве. Фактически мы имеем нахального и ничего не стесняющегося агента Берлина, пользующегося покровительством "Кузьмича" и других членов правительства.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ НКВД РСФСР: (ДЗЕРЖИНСКИЙ)

4. Письмо Белобородова Сталину от 20.12.1924 г.
ОГПУ СЕКРЕТНО
при СНК РСФСР 20 декабря 1924 г.
№19888/5 Товарищу СТАЛИНУ
Сообщаю, что в Берлине 17 декабря 1924 г. от внезапной остановки сердца скончался Парвус.
ПРЕДССЕДАТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ СНК СОЮЗА ССР: (БЕЛОБОРОДОВ)
На письме, напротив сообщения о смерти Парвуса, стоит резолюция Сталина: "Отлично! И. Ст. 20/
XII.", а в конце документа имеется приписка неизвестного лица: "Приобщить в дело Ганецкого. 21.12.".

5. Письмо Менжинского Сталину от 10.10.1933 г.
ОГПУ СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
при СНК РСФСР 10 октября 1933 г.
№12789/1 Секретарю ЦК ВКП (б)
тов. СТАЛИНУ И. В.
Докладываю, что по сведениям полученным от сотрудников иностранного отдела ОГПУ, закрепленных за ФЮРСТЕНБЕРГОМ Я. С. (Ганецким), откомандированным по линии ЦК ВКП (б) в Польшу установлено, что в период 21-25 сентября 1933 года, он в Варшаве трижды имел не служебные контакты с офицерами 2-го разведывательного отдела польского генерального штаба.
Пред. ОГПУ при СНК Союза ССР: (МЕНЖИНСКИЙ)
На письме стоит резолюция Сталина: "Т. Шапошникову т. Молотову нужно взять на контроль! 10.10.33. И. Сталин".
В конце документа две приписки неизвестных лиц: "Тов. Менжинскому доложено (подпись) 10.10" и "Дать указание ОГПУ по поручению тов. Сталина, чтобы до особого указания прекратили мероприятия по Ганецкому, пусть временно его оставят в покое. 12.10.33 (подпись)".

6. Письмо Ежова Сталину от 19.07.1937 г. (на двух листах).
Союз Советских Социалистических Республик 19 июля 1937 г.
Народный Комиссариат СЕКРЕТНО
Внутренних Дел Секретарю ЦК ВКП (б)
№908/Е тов. СТАЛИНУ И. В.
Докладываю, что сотрудниками ГУГБ НКВД СССР 18 июля 1937 года были арестованы: директор Государственного музея Революции ГАНЕЦКИЙ Яков Станиславович (он же Фюрстенберг), его жена Гиза Адольфовна (домохозяйка) и сын Станислав (слушатель военакадемии). При обыске на квартире Ганецкого были обнаружены и изъяты книги и брошюры Троцого, Зиновьева, Каменева, Радека, Бухарина, Шляпникова, всего 78 работ.

В ходе допроса Ганецкий сознался, что является немецким и польским шпионом. Допрошенный в качестве свидетеля Валецкий М. Т. показал, что Ганецкий являлся высокооплачиваемым немецким шпионом и ближайшим помощником Парвуса. В ходе очной ставки бывший подчиненный Ганецкого Петермейер показал, что во время поездки в Берлин по поручению Ганецкого он получал для него крупные денежные суммы в немецких марках от господина Сеньора.

В ходе проведения следствия Ганецкий, желая смягчить свою участь, то и дело продолжает ссылаться на то, что выполнял поручения высшего руководства партии.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР (Н. ЕЖОВ)

На письме, напротив фамилии Ганецкого, стоит резолюция Сталина: "Ликвидировать! И. Ст. 19/VII" и подпись Молотова(?). В конце первого листа приписки неизвестных

7. Письмо Ежова Сталину от 27.11.1937 г.

Союз Советских Социалистических Республик
Народный Комиссариат Внутренних Дел
27 ноября 1937 г. №1227/Е СЕКРЕТНО
26 ноября 1937 г. Военной Коллегией Верховного суда Союза ССР под председательством НИКИТЧЕНКО Ганецкий (он же Фюрстенберг) и члены его семьи: жена — Ганецкая Г. А. и сын Ганецкий С. Я. Были признаны виновными в государственной измене. Ганецкий Я. С. виновным себя не признал. В качестве наказания определена высшая мера — расстрел. В тот же день в отношении всех троих приговор приведен в исполнение.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР (Н. ЕЖОВ)
На письме резолюция Сталина: "Отлично! И. Ст. 27/
XI" и приписка неизвестного лица: "Приобщить в дело Ганецкого, дело закрыть. 28.11.37.".


www.pseudology.org