Москва 29 сентября 1998
Игорь Семёнович Кон
Ответ Генпрокуратуре
о телепередаче "Про это"
И.о. заместителя начальника
управления по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов
Генеральной прокуратуры РФ

М.А. Лозиной

Уважаемая госпожа Лозина!

На Ваш запрос об оценке присланных мне 6 видеозаписей программы "Про это", "имеются ли в них признаки порнографии, эротики, либо развратных действий", сообщаю следующее.

1) В Вашем письме, как и в российских политических дебатах на эти темы, неправомерно смешиваются разные понятия.

Эротикой, без которой не может существовать ни человеческая сексуальность, ни культура, называются сексуальные чувства, фантазии и переживания, а также стимулирующие их литературные, видео, аудио и прочие материалы. Люди, воспитанные в пуританском духе, воспринимают слова "эротика" и "эротизм" как бранные выражения, обозначающие нечто "животное", низменное. На самом деле животные как раз не знают эротики и не умеют разнообразить свой сексуальный репертуар. Способность чувственно реагировать на эротические знаки и образы и сознательно создавать их, объективируя в них свою фантазию, – исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен.

Эротические образы выполняют четыре главные функции. 1) Отражая и фиксируя сексуально-значимые свойства и переживания, они являются средствами познания. 2) Они служат своего рода афродизиаками, стимуляторами сексуального возбуждения. 3) Они расширяют рамки и возможности сексуального удовлетворения, обогащая репертуар нашего сексуального поведения и дополняя его новыми нюансами. 4) Эротическое воображение позволяет людям преодолевать жесткие границы реальности и испытывать переживания, которые им физически недоступны.

Эротические материалы чрезвычайно разнообразны. Они различаются:

- по своему содержанию: какие именно сексуальные потребности или действия они удовлетворяют, стимулируют или изображают (эротика может быть гетеро= или гомосексуальной, садомазохистской и т.п.);

- по степени своей откровенности и детализации: так называемая жесткая эротика (или жесткое порно) включает подробное изображение гениталий или полового акта, тогда как мягкая эротика (или мягкое порно) скорее соблазняет и намекает на сексуальные действия, нежели показывает их;

- по своему этическому и эстетическому уровню: сексуально-эротические описания и образы, которые представляются обществу или отдельным индивидам социально приемлемыми, отвечающими их нравственно-эстетическим критериям, обычно называют "эротическим искусством", а те, которые кажутся вульгарными, низменными, оскорбляющими человеческое достоинство, называются порнографическими, "непристойными".

Хотя эти различия существенны, их критерии являются культурно-историческими и зависят от индивидуальных вкусов. В массовой культуре эти границы еще более размыты. Популярный американский учебник сексологии супругов Альгайер определяет эротику как "сексуально-ориентированный материал, приемлемый для зрителя", а порнографию - как "сексуально-ориентированный материал, неприемлемый для зрителя". Поэтому правовое регулирование этой сферы общественной жизни представляет большие трудности. Недавние думские дебаты эти вопросы еще больше запутали. Подробнее об этом можно прочитать в моих книгах "Вкус запретного плода. Сексология для всех" (Москва., "Семья и школа", 1998) и "Сексуальная культура в России: клубничка на березке" (Москва, Объединенное гуманитарное издательство, 1997)

2) Программа "Про это" - единственная в России программа, в которой люди свободно обсуждают острые, наболевшие вопросы своей сексуальной жизни, а затем их мнения комментируют специалисты-сексологи. Поскольку программа рассчитана на взрослых людей, она свободна от оскорбительной нравоучительности и категоричности, однако эксперты, как правило, находят возможность поправить возникшие в ходе дискуссии ошибочные и крайние мнения.

Психологически и сексологически такая программа полезна и необходима. Поскольку это ток шоу, никаких "развратных" и вообще сексуальных действий программа не демонстрирует. Порнографических, даже при самом расширительном толковании этого понятия, сцен, равно как и ненормативной лексики, в ней также нет. Ее участники просто разговаривают, спорят, делятся опытом. Иногда это интересно, а иногда вульгарно и бестактно. Свое мнение об этом я не раз высказывал на страницах печати (см., например, журнал "Мегаполис", 1998, № 1, стр. 33-38). Просмотренные мною кассеты эти впечатления подтвердили.

Передача "Первый сексуальный опыт" хорошо показывает его разнообразие и влияние на последующую сексуальную жизнь мужчин и женщин. С социально-педагогической точки зрения особенно ценен рассказ о том, как страшно влияет на женщин изнасилование, которое очень распространено в нашей стране и опасные последствия которого многие люди недооценивают. Представленный в передаче живой человеческий опыт такого рода имеет большее воспитательное значение, чем десятки газетных статей. Рассказы "героев" удачно комментирует С.Т. Агарков. Активное участие женщин - одно из общих достоинств программы.

Передача "Женский оргазм" посвящена одной из самых важных и трудных проблем сексологии. Как известно, не все женщины испытывают оргазм, к тому же мужчины и женщины часто не понимают друг друга. Откровенный обмен жизненным опытом поможет участникам передачи и телезрителям более разумно строить свои интимные взаимоотношения. Комментарий Татьяны Агарковой просто великолепен.

Передача "Проституция" впервые раскрывает эту сложную проблему изнутри, сквозь призму жизненного опыта как самих сексуальных работниц, так и их клиентов. Эксперты (Агарков и А.П. Дьяченко) дополняют их рассказы указаниями на эпидемиологическую и социальную опасность этого вида деятельности. К сожалению, социологические и правовые аспекты темы остались за рамками передачи.

Передача "Гомофобия", посвященная чрезвычайно актуальной теме отношения общества к сексуальным меньшинствам, показалась мне поверхностной и неудачной, а итоговый вывод С.Т.Агаркова, что гомофобия - прежде всего реакция на агрессивное поведение геев и лесбиянок, - неверным по существу и политически некорректным. Это то же самое, что сказать, будто антисемитизм и расизм - реакция на нехорошее поведение евреев и негров. Однако живой обмен мнениями и особенно интеллектуальная беспомощность главного "гомофоба", который не смог привести в защиту своей позиции ни одного реального аргумента, возможно, заставит телезрителей задуматься над вопросом поглубже.

Передача "Самоудовлетворение", в которой я сам участвовал, посвящена теме мастурбации, которая все еще вызывает у россиян много необоснованных страхов. Откровенность, с которой молодые люди говорили об этом, поразительна. Программа предоставила слово и известному "борцу с онанизмом" писателю Б. Камову, вздорные утверждения которого наносят большой вред духовному и физическому здоровью молодежи. Однако аудитория, даже без помощи экспертов, по достоинству оценила его идеи.

Интересна и передача "Оральный секс". Эта практика широко распространена среди молодежи, но вызывает протест у некоторых людей старшего возраста. Откровенное обсуждение недавно еще запретной темы позволяет людям лучше осознать свои сексуально-эротические предпочтения и, что особенно важно, учит думать не только о своих собственных удовольствиях, но и об интересах партнера.

Особой поддержки и одобрения заслуживает передача о сексуальной жизни инвалидов, переданная 26 сентября. Впервые в истории России было публично сказано, что парализованные люди тоже имеют право на сексуальную жизнь и нуждаются для этого в специальной реабилитации. Я очень надеюсь, что медицинские власти обратят внимание на эту передачу.

Разумеется, программа "Про это" далеко не идеальна. Я вижу в ней ряд существенных недостатков.

Программа не имеет продуманной стратегии, авторы зачастую не знают, что именно они хотят сказать. В первых передачах чувствовалась погоня за сенсацией, которая придала программе скандальную известность. Хотя в дальнейшем тематика и способ подачи материала стали спокойнее, не все телезрители это заметили.

Программа называется "О любви и сексе", но о любви в ней почти ничего не говорится, а сексуальность часто сводится к тому, что происходит ниже пояса. Физиологизация сексуальных переживаний ошибочна по существу и воспринимается некоторыми телезрителями как оскорбительная. Телевизионное ток шоу - не репортаж из сексологической консультации. О сексуальной технике говорить можно и нужно, но только в определенном психологическом, личностном контексте. Это гораздо труднее.

Некоторые "герои" и "героини" программы явно страдают склонностью к эксгибиционизму и другим психосексуальным комплексам. Их готовность рассказывать перед камерой о своих самых интимных переживаниях воспринимается многими телезрителями как нечто странное, экзотическое и подчас циничное. Это снижает информационную ценность передачи, тем более, что эксперты не имеют ни времени, ни возможности прокомментировать такое поведение (врач или психолог не может позволить себе публично унизить или причинить боль человеку, даже если тот сам "подставляется"). Между прочим, некоторые из этих людей потом имеют сложности на работе или в отношениях со своими близкими.

Наиболее массовые и тонкие проблемы сексуальности, включая супружеские отношения, не могут быть "раскручены" исключительно с помощью такого рода "исповедей". Тут нужны другие приемы. Не обязательно говорить от первого лица, иногда достаточно поставить перед аудиторией значимые проблемы. Почему бы не дополнить обсуждение индивидуальных случаев выведенными на экран данными социальной и медицинской статистики, как это делает В. Познер? Люди смотрят программу не только ради развлечения, но и для того, чтобы что-то узнать.

Программа не должна уклоняться от обсуждения социальных, правовых и культурных аспектов сексуальности. Среди ее консультантов должны быть не только сексологи, но и психологи, социологи, историки, антропологи.

Однако все эти и подобные вопросы не входят в компетенцию органов прокуратуры. Программа "Про это" может нравиться или не нравиться, но в ней нет ничего противоправного. Кому она не нравится, может ее не смотреть, тем более, что идет она в ночное время. Нападки на нее со стороны клерикальных и коммунистических кругов продиктованы прежде всего политическими целями, стремлением восстановить в стране цензуру и ограничить свободу информации.

Правоохранительные органы не должны идти на поводу у подобных настроений. В условиях тотальной криминализации страны, множества нераскрытых заказных убийств и экономических преступлений, самый факт проверки Генпрокуратурой "законности" безобидной телевизионной программы выглядит мрачным анекдотом. Невольно задаешь себе вопрос: неужели им больше делать нечего?

И.С. Кон
Доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН,
академик Российской Академии образования

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org