Олег Вахрушев
Игрушки Брежнева
В шикарной автомобильной коллекции генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева было 68 иномарок – концентрированных символов западного упадка. Многие автомобили не принадлежали лично Брежневу, но он беспрепятственно ими пользовался. Любовь к лимузинам зародилась у Ильича II (второго) в 1938 году, когда за первым секретарем Днепропетровского обкома партии закрепили новенький Buick-90 Limited.
 
Спустя много лет госсекретарь США Генри Киссинджер сказал о нем: "Политик никудышный, но водитель — ас". Именно любовь Брежнева к машинам внесла наибольший вклад в "разрядку" международной напряженности 70-х годов, потому что тогдашний американский президент и наш советский лидер были больны хорошими автомобилями.
 
Но начало автомобильной коллекции генсека положили не американцы
 
В 1968 году руководство итальянской компартии подарило Леониду Ильичу Maserati Quattroporte — один из самых дорогих и скоростных 4-дверных седанов в мире. Он имел V-образную "восьмерку" мощностью 290 л. с. и разгонялся до 230 км/ч. В тот же год лучший друг Советского Союза, мультимиллионер Арманд Хаммер, дарит Брежневу Rolls-Royce Silver Shadow 1966 модельного года.
 
"Серебряный призрак" строился с учетом комплекции Ильича и его знаменитой причуды — иногда садиться за руль самому. До сих пор об этом говорит переключатель на приборной панели с двумя позициями: одна подстраивает водительское кресло под фигуру Брежнева, другая — под габариты его водителя. Вообще, машин, подобных этой, было создано пять: одна — для арабского шейха, способная свободно передвигаться по пескам с вмонтированной в салон клеткой для любимого ягуара, другую заказал золотодобытчик с Аляски, которому, наоборот, нужно было передвигаться по снегу. Заказ двух других машин исходил с берегов Амазонки и предполагал особую устойчивость автомобилей к тропическому климату. Пятый же автомобиль должен был сочетать в себе требования всех остальных четырех заказов.
 
Разумеется, без клетки для ягуара, но с партийной скромностью — по требованию заказчика англичане убрали эмблемы с руля и колес, и, по настоянию чекистов, автомобиль не был внесен ни в какие официальные каталоги. Практически целиком сделанный из алюминия корпус, проклепанные, как в авиации, лонжероны, исполненные в единственном экземпляре резиновые и пластмассовые детали, гидроаккумуляторы на всех четырех колесах, двенадцать слоев краски обещали машине долгий век.

Год спустя канцлер ФРГ [Вилли Брандт] дарит Ильичу черный 6-дверный Mercedes 600 с кузовом "пульман-лимузин". Было изготовлено всего семь таких "мерсов", а 6-дверных среди них было всего два, — второй получил в подарок император Японии. Это авто считается самым редким экспонатом коллекции генсека.

Следом за уникальным "мерином" в кремлевскую конюшню в 1972 году въехал Cadillac Eldorado
 
Отметившая в тот год семидесятилетие американская фирма получила самый неординарный за всю свою историю заказ. Посол СССР в США Анатолий Добрынин накануне саммита в Москве приватно сообщил президенту США, что Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок именно этот автомобиль. В мае в Детройт позвонили из Овального кабинета и сообщили, что "одному неординарному и очень взыскательному клиенту" за три дня надо подготовить Cadillac Eldorado с кузовом купе.
 
Высшие менеджеры фирмы выбрали с конвейера черное купе, отправили на трейлере в кузовное отделение Fisher, где обтянули его нутро роскошной красной кожей. Переднеприводной автомобиль с 8-цилиндровым мотором мощностью 236 лошадиных сил разгонялся до 220 км/ч и, благодаря авангардному в то время переднему приводу, был очень устойчив на трассе. Тем же трейлером машину доставили на военно-воздушную базу в Селфридж и погрузили на самолет, перевозивший транспорт президента. Лайнер взял курс на Ходынку. [?]

Когда "Боинг-707" с Никсоном на борту приземлился во Внуково-2, и президентская свита стала рассаживаться по машинам, руководство СССР увидело "Государственный номер 1", — так в США называется лимузин главы государства. В те годы это был удлиненный Lincoln Continental, изготовленный в 1968 году для президента Джонсона.
 
Бронированный лимузин с увеличенной площадью остекления, чтобы граждане могли лицезреть главу сверхдержавы, был оснащен системой спутниковой связи. Себестоимость такого автомобиля около полумиллиона долларов, но руководство правительственного гаража всегда платит за него символическую цену в один доллар. Возможно, поэтому президентские машины меняются нечасто. Увидев лимузин Никсона, Брежнев восхищенно воскликнул: "А можно и мне такой же?" Но потом смущенно добавил: "Только обычный, конечно".
 
Cadillac с кумачовым нутром уже не очень впечатлил Леонида Ильича

В беседе с Никсоном с глазу на глаз Брежнев тогда сказал, что мечтает установить с ним личные дружеские отношения, — этому его научил ас международных переговоров, сталинский министр Вячеслав Молотов. По окончании переговоров, во время которых Брежнев требовал остановить войну во Вьетнаме, генсек сделал Никсону подарок — 8-местный катер на подводных крыльях.

Президент США отдавал предпочтение марке Lincoln. Возвратившись после поездки по СССР, Никсон принимает решение подарить Ильичу свой фаворит. Самый свежий Lincoln 1973 года был провальным с точки зрения дизайна, а нефтяное эмбарго Ближнего Востока арабских стран заставило сделать его и менее мощным. Необходим был автомобиль 1972 года, но деньги на его приобретение в госбюджете не предусматривались, а украсть у народа капиталистам было невдомек.
 
На помощь пришел Арманд Хаммер. Он собрал американских бизнесменов, и те нашли необходимые 10 тысяч долларов для покупки, — доллар в начале 70-х "весил" больше. Сработанный кузовщиками из Hess and Eisenhardt голубой 4-дверный Lincoln Continental 1972 года с синим виниловым верхом и черным велюровым салоном Никсон преподнес Ильичу во время советско-американской встречи на высшем уровне в Кэмп-Дэвиде. В комплектацию входили климатическая установка, электрорегулировка кресел, музыкальный центр. На приборном щитке из орехового дерева красовалась серебряная табличка: "На добрую память. Самые лучшие пожелания".

Брежнев пришел в неописуемый восторг. Он подтолкнул Никсона к передней двери, а сам сел за руль. Киссинджер, называвший Брежнева никудышным политиком, предусмотрительно спрятался за спину охраны. Леонид Ильич вырулил на одну из узких дорог и огромный заднеприводный седан с мотором в 224 лошадиные силы и автоматической коробкой передач разогнал до предела.
 
Дорога была узкой, с крутым спуском, с резким поворотом. Никсон подался вперед, безысходно повторяя: "Опасный спуск!". Но лихой драйвер Ильич его не слушал и после каскада "американских горок" эффектно осадил заокеанского скакуна у группы ожидающих. Поблагодарив сошедшего с лица президента за подарок, генсек сказал: "Это очень хороший автомобиль, он великолепно держит дорогу". В устах такого водителя, как Брежнев, эта похвала значила очень много. Как вспоминают близкие и начальник кремлевской охраны Михаил Докучаев, этот Lincoln стал самым любимым автомобилем Брежнева.

Единственным автомобилем из Страны Восходящего Солнца в коллекции генсека был Nissan President 1973 года
 
Объем двигателя "восточной наложницы" генсека составлял 4,4 литра, а мощность 220 "скакунов", разгонявших двухтонную машину до 195 км/ч. Расход топлива машины с автоматической коробкой передач был сравнительно небольшим для представительского автомобиля — 15 литров на 100 км пути.

Первым владельцем обновленного Nissan President с 4-местным кузовом седан, дизайн которого был явно проамериканским, стал премьер-министр Японии Такэо Фукуда. Автомобиль, как и положено для машины такого класса, изготовили специально под "звездного мальчика" (на тот момент дважды Героя) Брежнева. Салон из серой кожи был отделан деревом дорогих пород, а от непривычной нашему человеку аппаратуры шла кругом голова. Одна опция была создана специально для этого автомобиля: шкала приемника Sony соответствовала советским параметрам УКВ.

Машину сразу отвезли на Лубянку, где ее осмотрели специалисты по аппаратуре. Эти люди чуть не угробили богатое и сложное электрохозяйство Nissan President своим топорным вмешательством. Вечером того же дня начальник личной охраны Брежнев генерал-майор Александр Рябенко перегнал автомобиль с двигателем "000750" и кузовом "000002" (вторая машина второй обновленной серии) его владельцу. Новая "игрушка" очень понравилась 66-летнему "хозяину страны" и заняла достойное место в гараже на даче в Одинцовском районе под Москвой.

Несмотря на возраст и прогрессирующий склероз, Брежнев не хотел отказываться от управления автомобилем. Он не давал застаиваться своим железным коням. Осенью 1980 года генсек ехал из Завидова на тогда уже 13-летнем Роллс-Ройсе и, выжав за 200 и обойдя охрану, лихо повернул влево, через осевую. Черный лимузин влетел прямо под самосвал МАЗ-502. "Серебряную тень", подарок Арманда Хаммера, искорежило в хлам. Водитель МАЗа пропал в подвалах Лубянки, а Леонид Ильич с тех пор не садился за руль. Об аварии, в которой Брежнев погубил коллекционного англичанина, советские СМИ умолчали, а "вражеские голоса" рассказали, что лидер Страны Советов отделался легким насморком.
 
Умели делать безопасные машины…

Искореженная "Тень" попала на склад Московского военного округа, откуда в 1986 году была продана рижским коллекционерам за 3 тысячи 354 рубля 70 копеек. Взамен него из Англии пришел черный Rolls-Royce Silver Wraight-II 1979 года стоимостью 74 тыс. долларов. Но уже не более как экспонат.

Последней в автомобильной коллекции Леонида Ильича стала опять-таки черная, — он всегда тяготел к этому цвету — "Волга" модели 3102, первый экземпляр которой подарили ему на Горьковским автозаводе к 9 мая 1982 года. Машина имела улучшенную отделку, "восьмерку" под капотом, спицованные колесные колпаки, смотревшиеся несколько странно, и номерной знак А 00 01 МО.

С приходом к власти Горбачева автомобили, подаренные Брежневу, разошлись по разным местам. Импозантный 6-дверный "шестисотый" передали ЗИЛу и разбили на полигоне в Дмитрове. Maserati попал в гараж компартии Эстонской ССР. В начале перестройки он оказался в охранной фирме "Доломит", организованной бывшими сотрудниками КГБ республики.
 
В 1990 году с помощью функционеров из клуба реставраторов "УНИК" они вывезли автомобиль в Англию и выставили на аукцион, где его присмотрела Маргарет Тэтчер. Следы голубого Lincoln теряются где-то на Кавказе, разбитый Rolls стал экспонатом рижского музея автомобильных раритетов, — теперь в его руинах сидит восковой муляж вождя. 10 ноября 1982 года, в день смерти Брежнева, Nissan попал в Жуковку, на дачу дочери Галины.

"Брилиантовая леди" предпочитала имя Mercedes, и "японец" вскоре оказался у настоятеля Почаевской Лавры. Позднее President был передан в гараж Патриарха Всея Руси Алексия II. Повидавшее виды авто недавно уступили специалисту по профессиональной звукоусилительной технике, Борису Лахметкину, выполнявшему заказ Патриархии. Перебрав авто, коллекционер заявил, что ходовая, двигатель и электрика в прекрасном состоянии.

Специально собранная и испытанная "Волга" закончила свой век в одном из таксопарков Москвы. И только черный Cadillac Eldorado с кумачовым, теперь темно-красным, интерьером пощадило время, — он хорошо сохранился, его можно увидеть на тусовках клуба "Автоамерика" в Москве
Источник

 
www.pseudology.org