Фатех Вергасов

Так почему же Готовальня названа архитектурной?

David Mackenzie Ogilvy 1913-1999
 
Потребитель - не идиот; это - ваша жена.
Вы оскорбляете ее интеллект, если Вы предполагаете,
что простой лозунг и несколько пресных
прилагательных убедят ее покупать что - нибудь
 
Дэвид Огилви

Пришла пора поделиться впечатлениями и размышлениями, накопленными от использования Готовальни (AutoDesk Architectural Desktop). Об этой линейке изделий фирмы AutoDesk я уже писал ранее.

В моих прежних обзорах я уже не раз высказывал недоумение по поводу претензии AutoDesk  называть свою Готовальню (AutoDesk Architectural Desktop),  именно архитектурной. C этим вопросом я не прекращал и не прекращаю разбираться всесторонне, в том числе и в первую очередь, на идеологическом уровне, т.е. на уровне авторского замысла: анонсируемого и декларируемого, а также фактически воплощённого. Делаю я это хотя и вполне заинтересованно, но с осторожной осмотрительностью, памятуя об известных фокусах.

Участвуя в различных Интернетовских Автокадовских специализированных "тусовках", в том числе и в этой, претендующей быть основной, я почти не обнаруживал там архитекторов. Найденные же архитекторы, как правило, это индивидуальные владельцы микроскопических фирм-мастерских, профессиональную тему проектирования как такового обходят молчанием. Коммерческая тайна, наверное.

Они здесь обсуждают отдельные проблемы только чертёжников (драфтеров). Их вопросы, в конечном итоге, сводятся к тому, как начертить тот или иной элемент, создать тот или иной вид (разрез, план и т.п.), как скомпоновать чертёжный лист и как вывести его на печать, и т.д. и т.п.

Источником всех этих проблем, по существу, является новизна самого продукта, недостаточные знания о нём, а также наличие у народа многих и различных версий этой Готовальни (AutoDesk Architectural Desktop). Много в таких тусовках и студенческой молодёжи.

Но всё же главный источкик проблем - идеологический

Фирма AutoDesk, что становится всё более рельефно очевидным, оказалась не на уровне собственно архитектурных задач, на решение которых она замахнулась. По смыслу своих идеологических построений, о чём я могу судить по самой Готовальне, наблюдая за её развитием, фирма так и осталась преимущественно компъютерной.

Ей бы обзавестись собственным архитектурным бизнесом, как полигоном для обкатки идей. Тогда б получилось полноценное научно-производственное объединение. Теория без практики мертва, практика без теории слепа.

Подписка и встроенные библиотеки

Бросается в глаза вопиющая бедность библиотек стилей, встроенных в Готовальню (AutoDesk Architectural Desktop). Попытка AutoDesk (через свой же Point A) заработать ещё и на пополнении библиотек выглядит отталкивающе привлекательной.

Почему? Дело в том, что так называемые стили (styles) фирма хранит у себя на сервере, куда предоставляет доступ только по годовой подписке, которая совсем не дешёвая. Подписка закончилась, и good-bye!

Стили - это не что иное, как трёхмерные (3D) "умные объекты" типа стен, дверей, окон, плит покрытий и перекрытий, свай, колонн и других. Основной недостаток стилей заключается в том, что они не дают никакой информации о таких своих показателях, как размер, периметр и площадь. Конечно же это можно измерить и вычислить, но зачем тратить время на то, что может быть легко автоматизировано?

Список стилей весьма и весьма беден. Неожиданно беден, хотя при анонсировании продукта наличие таких стилей преподносилось как главный инструмент существенного сокращения рабочего времени.

Правда, у пользователя в архиве со временем накапливаются чертежи с разными стилями. И при помощи встроенного менеджера стилей (Style manager), стили можно легко перетаскивать из чертежа в чертёж. Нетрудно и обзавестись неким мененджером архива чертежей, которого почему-то нет в Готовальне.

Я пошёл другим путём. Чтобы поддерживать свою библиотеку в актуальном состоянии, я на всякий случай просто создал специальный пустой файл-чертёж и накачиваю его постоянно всеми имеющимися на фирменном сервере стилями. Чтобы потом не рыться в архиве чертежей, чтобы выискать понадобившийся стиль. А так все стили в одном месте и всегда под руками. Успевай только перетаскивать, куда нужно.

Готовальня позволяет и самому создавать стили. Но это уже совсем другое направление деятельности. Я могу и карандаши дома изготавливать и линейки с резинками. Но зачем?

По началу развелось много фирмулек, которые пытались торговать стилями. Но дело быстро выдохлось. Оказалось, что особо предложить нечего. Мебель, кухонные шкафы, кухоные агрегаты типа газовых плит, духовок и раковин и т.п. Попадаются малые архитектурные формы и прочая несущественная мелочёвка.

Пространственный идиотизм

Очень вяло развивает AutoDesk свой же новый интересный подход к проектированию - от трёхмерной (3D) модели к двухмерным (2D) чертежам. Новизна здесь в том, что архитектору предложено сосредоточиться на том, что и составляет суть, содержание и смысл его специальности, а именно - создании 3D архитектоники сооружения или комплекса сооружений.

Почему обязательно 3D? Дело в том, что многие люди страдают отсуствием пространственного мышления и воображения. И было бы пол беды, если бы этим страдало бы только одно начальство. Для них уже давно научились делать макеты и лепить из них гидроэлектростанции, фабрики и заводы, здания и сооружения, микрорайоны и даже целые города.

По словам самих архитекторов - это их профессиональное заболевание, которое они никому не уступят, называется "пространственный идиотизм". Непосредственным результатом этого являются многие и многие архитектурные ошибки и "неувязки" в чертежах, когда не стыкуются отдельные конструкции, не сходятся крыши, когда технологические каналы, а в них трубы и кабели, невозможно проложить, когда оборудование теряет опору и как бы "повисает в воздухе", когда помещениям не хватает нормативного объема и т.д. и т.п.

Свободы без контроля не бывает

Пространственный идиотизм вольно или невольно культивируется там и тогда, когда проектная организация слишком увлекается дроблением (специализацией) отдельных технологических переделов (этапов и форм) проектных работ, что правильно с точки зрения организации проектировочного конвейера. Это очень правильно перспективно с точки зрения организации работы надомниками. При работе в сети - всё равно, где в киберпространстве физически находятся испонители.

Но технологическое дробление нужно обязательно сопровождать глобальным и глубоким администрированием типа некой технологической  диспетчеризации, которую обычно осуществляют технологические надзиратели за внутренними стандартами проектной фирмы. Современные компъютерные сети легко позволяют решать такую задачу.

И конечно же процветанию "пространственного идиотизма" способствует запаздывание с обновлением наличного парка вычислительной техники архитекторов. Я вот совсем недавно построил себе рабочую станцию, которая позволяет создавать проект в одном единственном большом файле, что обеспечивает возможность "крутить" и рассматривать этот проектируемый объект с разных точек зрения. При этом легко и быстро выявляются обычно неочевидные ошибки проекта.

Проблемы встраивания

Если архитектор творит не на целине или там на просторах Сибири и Дальнего Востока, то ему приходится "встраивать" своё нетленное произведение в существующий архитектурный ландшафт, где очень часто проживает некий социум, т.е. ему придётся интегрироваться в потревоженный муравейник.

Здесь как в хоккее - вроде на площадке взрослые, прилично и привлекательно разодетые люди, но стоит вбросить шайбу и понеслось....

Это извечный конфликт между агрессивным новым и консервативным сложившимся. Как известно, сама по себе принадлежность к новому или консервативному не означает предустановленной и предопределённой правоты или там прогрессивности.

Чтобы жизнь продолжалась и тем и другим приходится поступаться не только принципами. В нашем случае важно отметить, что приходится поступаться пространством, которое по определению трёхмерно (3D). Процесс встраивания - типичный процесс гармонизации интересов.

И коль скоро мы говорим об архитектуре, то ведущими действующими лицами здесь выступают именно архитекторы. Как же AutoDesk помогает архитекторам решать эту задачу? А никак, точнее, почти никак. Давайте рассмотрим сами задачи, на которые собственно и распадается процесс гармонизации интересов.

Аквариумы и измерительные инструменты и шаблоны

Задача № 1. Создать трёхмерную модель местности на основании материалов геодезической съемки и инженерно-геологических изысканий. Такая модель в простейшем виде может быть представлена некой плитой, верхняя часть которой представляет из себя рельфную карту местности.

Более сложная модель показыват геологическое строение - своеобразный слоеный пирог, где представлены все слагающие "пирог" грунты, а также подземные воды. Это можно смоделировать на основании материалов инженерно геологических изысканий.

Наиболее сложной и наиболее приближенной к реальности будет модель, которая покажет пространственное положение всего подземного хозяйства: инженерных коммуникаций, тоннелей, корней больших и охраняемых деревьев и т.п.

Средствами Готовальни это сделать невозможно. Нет такого стандартного инструмента, заточенного под решение именно этой задачи. Правда, AutoDesk, предлагает для этого другие свои очень недешёвые пакеты. Но зачем тогда называть Готовальню архитектурной?

Задача № 2. Встроить предлагаемое сооружение в законодательно определённый и пространственно ограниченный "строительный конверт", который представляет из себя некое геометрическое полое тело типа параллепипеда, усечённой призмы и т.п. Кстати об "усечённой призме". Среди стандартного набора 3D примитивов нет ни одного усеченного. Их можно построить, парирует фирма.

Повторить создание можно прямо от сотворения мира, но зачем тратить время и жизнь на повторение банального? А если серьезно, то для этого существует простой автокад, а совсем не тот, который претенциозно был наименован архитектурным. т.е. снабжённым специализированным инструментарием, предназначенным специально для архитекторов.

По замыслу городских (муниципальных) законодателей внутри "строительного конверта" и должно поместится предлагаемое сооружение. Я в своих прежних обзорах назвал такой инструмент "аквариумом".

Из общения с местными архитекторами у меня сложилось устойчивое представление о том, что их подавляющее большинство не знает о существовании такой задачи вообще. Хотя такая задача является вполне тривиальной для густонаселенных мест, где давно уже нельзя игнорировать наличие соседей, аэропортов с их воздушным пространством, Города с их подземным хозяйством и т.д. и т.п.

Законодательные ограничения по "строительному конверту" допускают множество исключений, т.е. разрешают прорываться (protrude) за рамки конверта. Такие прорывы и выступы нормативно ограничиваются и по длине, и по высоте. Можно ли оперативно контролировать такие прорывы? Как же можно, пожмёте плечами вы, если самого аквариума нет в Готовальне?

Стандартного инструмента - аквариум - нет, и его каждый исхитряется построить сам, используя 3D модели и их группы. Но дальше стоп. Готовальня не даёт такой возможности. Так почему же она назывется архитектурной?

Задача 3. Очень похожа на проблемы Задачи № 2. Речь здесь идёт о реализации концепции - сооружение и окружающая географическая (ландшафтная),  геологическая (в собственном смысле этого понятия).

Но ещё и инженерно-геологическая (подземные коммуникации и другое хозяйство) - есть единый комплекс, проблемы взаимодействия которого на протяжении жизненного цикла сооружения нужно решать соответственно, т.е. тоже комплексно.

При таком подходе совсем не обойтись без подземного аквариума. Повторюсь. Стандартного инструмента - аквариум - нет, и его каждый исхитряется построить сам, используя 3D модели и их группы.

Но дальше опять стоп. Готовальня не даёт такой возможности. Так почему же она назывется архитектурной?

Задача № 4. Попробуйте, например, измерить трёхмерный габарит винтовой лестницы. когда нужно обеспечить нормативную высоту потолка над головой. Или другие трёхмерные габариты.

Придётся изрядно попотеть. Как без 3D инструментария контролировать объемно-планировочные решения в условиях нормативных ограничений по высотам, габаритам, объему, строительному конверту?

Общий просчёт фирмы в области трёхмерного моделирования - отсуствие соответствующих трехмерных (3D) же измерительных и поверочных инструментов типа мерительных скоб и пробок, как в машиностроении.

Такого инструмента нет ни в одной программе фирмы, которая снабжена способностью оперировать трёхмерными моделями.

Задача № 5. Ограничения на рубку ветвей охраняемых деревьев может заставить в корне пересмотреть всю концепциию здания.

Более сложное положение с корневой системой, скрытой в толще грунтов. Её конфигурация и пространственное положение, а также перспектива развития, могут и осложняют принятие решений по подземной части здания вообще и по технологии его сооружения в частности.

Нужно ещё не забывать, что повреждённая корневая система может не только привести к гибели дерева, что хотя и драматично, но совсем не трагично. К счастью, флора принадлежит к возобновляемым ресурсам.

Но ослабленное дерево может и часто падает на само сооружение, со всеми вытекающими из этого факта последствиями и для самого сооружения и для жизней его обитателей.

Следует отметить, что относительно важности больших и охраняемых деревьев, на фирме нет чёткого понимания. Чем другим можно объяснить бедность библиотеки моделей деревьев?

Чем ещё объяснить отсуствие у имеющихся моделей механизмов подстройки моделей. И кроны деревьев, и их корневой системы. Похоже на фирме никогда не видели ярких представителей "партии зелёных". Счастливые люди!

Противниками часто становятся те, кого забыли пригласить в союзники

Переход на новую концепцию проектирования - от трёхмерной (3D) модели к двухмерным (2D) чертежам - позволяет четко отграничить собственно архитектурные задачи от задач черчения-драфтинга, т.е. создания двухмерных (2D) бумажных чертежей, которые легко можно получить из 3D модели на любом этапе жизни этой модели.

Примечательно ещё одно свойство 3D модели сооружения - она позволяет начать обсуждение замысла практически с самого начала. Это очень экономит время. Известно, что массу времени архитекторы "варятся в собственном соку", "ковыряются в носу и рассматривают извлечённую оттуда козу" и часто "выдают на гора" нечто несусветное. Либо бесхитростно повторяют самих себя. Здесь творчеством и не пахло.

Собственно, специально подобранная группа из представителей проектантов, Заказчика, Города, общественных организаций соседей и экологов и т.п. методом мозгового штурма (дельфийский метод) вполне может создать такую модель прямо по ходу обсуждения.

Технически и технологически - это совсем не фантастика. Достаточно обзавестись специально оборудованным залом. Благо, с техникой проблем нет. Игра стоит свеч. Вовлечение в обсуждение на самых ранних этапах проектирования снимет многие проблемы будущих согласований.

А главное поможет успокоить невольно потревоженный людской муравейник

Академические вопросы архитектуры, которые роднят её с искусством, в условиях Городов перестают быть неплодотворными упражнениями на тему идеальной и отвлеченной эстетики Прекрасного прошлого.

А становятся вполне реальными и прикладными, обладающими собственной красотой, "поверенной не только алгеброй", как нравится цитировать технократам, но и мнением социума.

Поучительный пример - архитекторы Нью-Йорка, как само собой разумеющееся, предствавили на суд общественности несколько архитектурных концепций сооружений, которые планируется возвести на месте небоскрёбов, погибших 11 сентября 2001 года.

Общественность сказала своё слово. Большинство концептуальных предложений "закопали" тут же на месте. Пока осталось два. Но общественность ещё не раз вернётся к этому вопросу. Примечательно, что организовывает эту общественность не кто иной, как сам Город, избираемая администрация которого кровно заинтересована в социальном мире.

Архитектурная красота открывается, к счастью, не только посвященным. Выверенность линий, сбалансированность пропорций, верность избранному стилю, палитра цветовой гаммы, гармония с природным комплексом, качество строительных работ и т.п. подобно музыке вызыет чувство восхищения даже у тех, кто никогда специально не обучался архитектуре и не знает всех перипетий и интриг согласовательных баталий, сопровождавших утверждение проекта.

Жители же Города, которые в курсе всех дел вокруг сооружаемого объекта. проникаются чувством сопричастности, из которого произрастает чувство законной гордости за архитектуру собственного Города, края, страны. На этом фундаменте и зиждется настоящий некрикливый и непоказной патриотизм.

Готовы ли архитекторы и те, кто их пытается оснащать компъютерными программами, к переходу на новую 3D концепцию проектирования?


www.pseudology.org