Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
Семьеведение
Глава VII. Национальные модели семейной культуры
§ 7. Семейная культура русских

Бабы маются, девки замуж собираются
(Русская поговорка)

На просторах Русской равнины матриархат крепчал и ширился. Кошмар всех матерей и юношей последних лет Советской власти – «дедовщина» – не идет ни в какое сравнение с ужасами традиционной русской «бабовщины». Ее жертвами были дочери, снохи, не уделявшие достаточного внимания обожаемым сынам и внукам.

Отцы и дети. Древнерусское государство управлялось одной большой семейной общиной Рюриковичей. Как и водится в семейных отношениях, братья непрерывно воевали. Из-за многочисленности потомства младшие члены семьи получали в княжение не уделы, а одни слезы, так что бытовала поговорка “На семь князей – один воин”.

Андрей Боголюбский сделал первый шаг к служилому государству. Он отменил систему уделов, княжил единовластно и не давал городов ни братьям, ни сыновьям. Северорусская колонизация обеспечивала свободный фонд земель, которые предоставлялись на условиях службы. Служилые отношения стимулировали присоединение новых территорий и подчинили себе родовые отношения князей.

Важную роль в трансформации семейно-родовых отношений сыграл институт духовных отцов и детей. В древнерусских семьях преобладало “любовное небрежение к детям”. Духовные отцы, возглавлявшие покаянные семьи , проповедовали идеалы многочадия, благочестивого родительства, материнской любви. За попытку матери избавиться от детей духовные отцы давали от 5 до 15 лет поста и покаяния. Неустанная регламентация интимной жизни супругов со стороны духовников привела к тому, что отсутствие детей стало считаться большим горем.

Подлинным горем отсутствие детей стало в служилом государстве. По вотчинному праву вотчина передавалась от отца к сыну. И отсутствие по какой-либо причине престолонаследника ставило служилое государство на грань смуты, которая каждый раз отбрасывала служилое государство назад, так как родовые интересы и счеты выходили на первый план.
Если детей у служилого человека было много, то проблема их содержания решалась испомещением, т.е. поступлением на государеву службу с предоставлением поместья для кормления. Поместье отличалось от вотчины примерно так же, как служебная квартира отличается от частного дома. Поскольку служить приходилось в различных землях, то и поместья предоставлялись по текущему месту службы.

На государевой службе зависимость от физического отца ослаблялась, так как кормление предоставлял государь. По обычному праву, кто окормляет, тот и считается отцом — социальным отцом. Для служилого человека настоящим социальным и духовным отцом был государь: он и кормил и прощал повинившихся и покаявшихся. Уже в XII в. Даниил Заточник называл великого князя отцом. В 1721 г. в Троицком соборе Петр I официально принимает титул Отца Отечества.

Почему Иванушка плачет
 
А как же ему не плакать? Сын он младший. Слезы – детское состояние души. В бескрайних просторах русских равнин все мужчины становятся как малые дети. Невольно приходится ребячиться, чтобы безграничные пространства не давили, не сводили с ума.

Поэтому заплакал Иванушка, запечалился, сел на камень и уснул. В сказках других народов мужчины не плачут. На Руси плачут иванушки-дурачки, царевичи, солдаты, богатыри, видные государственные деятели. Плачут, когда ума не хватает. Плачут, пока не появляется волшебный помощник. По большей части сказочная женщина (т.е. Баба-Яга), которая никогда не плачет. Плакать ей просто некогда.
Укладывает сказочная женщина своего богатыря спать. Засыпает герой доверчиво сном младенца, нисколько не сомневаясь, что его суженая не подведет, потрудится всю ночь. Девушке не могла себе позволить себе полениться или даже просто чуть-чуть разнежиться: так в девках останешься. Замужем та, кто работает, не покладая рук.

За кого бы ни выйти, лишь бы выйти. Суженого русская женщина любит за его недостатки. Она жалеет своего Иванушку, постоянного жалуется на него, чтобы завистницы на добро ее не позарились.
Старуха-процентщица или золотая рыбка? Забота о малолетнем наследнике вела к повышению роли женщины в семье служилого человека. Из-за длительных служебных отлучек мужей хозяйство оставалось на бабушках, матерях, старших сестрах, женах, которые занимались также устройством служебных дел своих мужчин.

У истоков русской государственности стоит княгиня Ольга, которая, занимаясь делами своего мужа, ввела административно-территориальное деление, сформировала стабильную финансовую систему, назначила сборщиков дани, начала строительство крепостей, установила охрану границ. Она вела переговоры с византийским императором Константином, но не приняла его руку. От него приняла христианство. “Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою” (Н.К. Карамзин).

Так, в служилом государстве установился не всегда заметный матримониальный контроль, открытым проявлением которого был российский матриархат XVIII века. Мужчину почитали, но слова не давали. В сказочной паре «старик и старуха» нет у старика своих желаний, он ничего не хочет. Все желания – только у старухи (женщины в статусе). Сила и влияние бабки – не только в сказке. “Теперь все будет как при бабке”, – первый указ Александра I.

Оборотной стороной женского влияния на различные стороны общественности стала забота женщины о всестороннем развитии собственной личности. Необходимость осваиваться в незнакомой обстановке, необходимость учить язык, изучать нравы и обычаи русского народа, необходимость принимать решения в отсутствие мужа стимулировала духовный рост иноземных царевен. Молодая Екатерина II – наглядный пример потребности учиться, учиться и учиться.

Баба-яга, амазонка сарматского происхождения и инвалид неведомых войн, настолько образованна, что руководит возмужанием Иванушек, по-матерински поучает, карает, помогает, дает сложнейшие задания. Баба-яга владеет табунами коней, у нее целая дюжина дочек, все “ягишны”, воинственны и отважны. Вместе они готовы как сокрушить, так и любить все и вся на своем пути. Поэтому эмансипация женщин в России опередила эмансипацию мужчин.

Дворянки освободились от затворничества раньше, чем дворяне добились освобождения от обязательной службы по указу 1762 г. о вольностях дворянства. Женская свобода материализовалась в мире изменчивой моды, распространение которой среди низших сословий имело последствием бурное развитие мануфактурного производства в России.

Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” своему ошеломляющему успеху во многом обязан тем, что в нём доказан следующий тезис: женщина по многим признакам является более высоким, развитым человеческим типом. Жизнестойкость, адаптивность, желание красоты выгодно отличают женщин от мужчин. Поэтому только женская красота спасет мир.

“Четвертый сон Веры Павловны” содержит картину всемирно-исторического развития отношений половых классов. Равноправие женщин устанавливается в процессе обожествления их красоты. Ответ на вопрос “Что делать?” лишь в последнюю очередь касается товарищеской организации труда. Главное для мужчины: “Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: “Я недовольна тобою, прочь от меня...”

“Свободная” любовь формирует не только новый тип семьи , но и новый тип человека, в котором снимается противоположность мужа и жены: “Мы один человек”. Кратковременная разлука высвобождает громадную энергию любви, которая поглощается в “сердечной святыне любимого труда”. Интеграция свободной любви и праздничного труда – такова суть “царства будущего”, которое “светло и прекрасно”.

Коллективизм в любви
 
Как отмечали исследователи творчества Ф.М. Достоевского, в его романах любовные отношения связывали не двоих, а троих. Эта ситуация автобиографична: такие отношения сложились у Достоевского с Марией Исаевой и Вергуновым. Любовник необходим как гарант любовного союза. Принцип тройственности любви устанавливается Достоевским как закон любовных отношений.

В тройственных любовных союзах находились такие выдающиеся люди России как Герцен, Огарев, Чернышевский, Шелгунов, Софья Ковалевская, Зинаида Гиппиус, Ленин, Маяковский. Формирование таких союзов связывается с отличающими “лишнего человека” чувствами бессилия, слабости и нерешительность, душевной холодности, апатии и бесчувственности, отсутствия страсти, сильных чувств, слабоволием. Чувство неполноценности побуждает искать невесту, чье положение улучшилось бы благодаря браку. Брак предпринимается для спасения падшей или освобождения угнетенной женщины. Выбор невесты с моральным дефектом означал, что у “лишнего человека” есть некоторое внешнее обязательство, избавляющее его от необходимости свободного выбора. Брак как бы неизбежность, взятое по необходимости моральное обязательство.

Не всем суждено любить, быть любимым и жениться по любви. Ключ к счастью – присутствие посредника в каждой паре. Несколько человек дополняют друг друга и составляют единое целое. Любовь, опосредованное чувство, имеет, по своему существу, коллективистскую природу. Посредничество позволяет разделить любовный опыт, т.е. испытать опосредованные чувства. Открыть другу свое сердце и сделать участником своей супружеской жизни.

В романе “Что делать?” Вера Павловна и Лопухов, несмотря на более чем скромный доход, живут в отдельных комнатах, двери которых выходят в общую гостиную. Собственная комната давала женщине ощущение личной свободы. Практика раздельных спален стимулировала заложенное в фиктивном браке безбрачие. Негласный кодекс чести предписывал “новым людям” воздерживаться от супружеских отношений.

Такое поведение мотивировано перспективой утверждения Царства Божия на земле, что положит конец рождениям, оправдав тем самым разделение спален. Роман Якобсон, близкий друг Владимира Маяковского и четы Бриков, отмечал неприязнь поэта к ребенку, неугасимую вражду к “любвишке наседок”. Самое выразительное поэтическое признание Маяковского в неприязни к детям – это его “я люблю смотреть, как умирают дети”.

Маяковский и Брики выработали свой подход к семейной жизни, что отразилось в их тройственном союзе, сознательно проецируемом на Чернышевского. По словам Лили Брик, роман “Что делать?” был их требником. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку, а “Что делать?” – последняя книга, которую он читал перед смертью. Даже предсмертное письмо Маяковского говорит: “Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская”.

В чем же заключается смысл такой любви? По православному учению, пребывать в половой раздельности – пребывать на пути к смерти. Бессмертным может быть только целый человек. Поэтому ближайшая задача любви: создать истинного человека как единство мужского и женского начала. Восстановить, интегрировать человека в целостность.

Русский философ В.С. Соловьев заметил, что размножение рода и половая любовь находятся в обратном отношении. Особенно сильная любовь – неразделенная и несчастная. Но как действительное упразднение эгоизма любовь есть оправдание и спасение индивидуальности. В чувстве любви мы утверждаем абсолютную ценность другой индивидуальности, а через это – абсолютную ценность собственной индивидуальности. Семейный эгоизм лучше, чем эгоизм в одиночку, но рассвет любви открывает иные горизонты.

Любовь – высшее проявление индивидуальной жизни, находящей в соединении с другим существом свою собственную бесконечность. Весь мировой процесс проявляется как процесс реализации и воплощения Вечной женственности в великом многообразии форм и степеней. Обожание – взрослое состояние души. Поэтому требуется терпение до конца. Нужно взять крест свой. Истинная любовь – нравственный подвиг. Супружеский венец приравнивается к венцам святых мучеников.

Задания и упражнения:

1) Как оценивают мужчины-мусульмане положение женщины в русской семье ?
2) Раскройте содержание образа старухи (бабки, свекрови) в русской литературе.
3) Тщательно проанализируйте отношения отцов и детей в романе Н.И. Тургенева “Отцы и дети”.
4) Сделайте сообщение о биографии Л. Брик.
5) Согласно ритуалу венчания, кто же является мучеником в русской семье ?

Рекомендуемая литература:

1. “А се грехи злые смертные…”: Любовь, эротика и сексуальная этика в дореволюционной России (IX – первая половина XIX века). М., 1999.
2. Аргудяева Ю.В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы ХIХ в. – начало ХХ в.). М., 1997.
3. Громыко М.А. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.
4. Корчагина И. Парадоксы души русской женщины. М., 1997.
5. Крюкова С.С. Русская крестьянская семья во второй половине XIX в. М., 1994.
6. Носова Г.А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). М., 1999.
7. Пушкарева Л.Н. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М., 1998.
8. Русские. М., 1998.
9. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
10. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1995.

Содержание

Sex

 
www.pseudology.org