Вильгельм Райх
Анализ личности
Глава 14. Выразительный язык живого организма
Функция эмоции в оргонной терапии
 
Концепция "оргонной терапии" включает в себя все медицинские и педа гогические техники, использующие биологическую энергию  оргон. Косми ческая оргонная энергия, из которой происходит концепция "оргонной тера пии", была открыта в 1939 году. Еще задолго до этого открытия, целью анализа характера считалось освобождение "психической энергии" от панциря характе ра и мышечного панциря и формирование оргазмической потенции. Сведущие в оргонной биофизике знакомы с развитием анализа характера в "вегетотера пию". Последовательное применение естественнонаучной концепции энер гии к процессам психической жизни сделало необходимым создание новых концепций для новых техник. Тот факт, что именно сексуальноэкономически ориентированная психи атрия сделала космическую энергию доступной, может, по моему мнению, рассматриваться как великий триумф оргонного функционализма. Существуют обоснованные причины, не противоречащие тому факту, что в случае оргона мы имеем дело со строго физической формой энергии, хотя она была открыта психиатрами, а не физиками. Логика этого открытия в области биопсихиатрии диктуется ее развитием, которое я описал в моей книге "Открытие оргона" (том 1: Функция оргазма). Когда в 1935 году был открыт рефлекс оргазма, акцент в лечении был смещен от характера к телу. Термин "вегетотерапия" был придуман, чтобы при нять во внимание этот сдвиг, так как с этого момента аналитическая техника воздействовала на невроз характера в физиологической области. Таким образом, мы говорили о "характероаналитической вегетотерапии" для того, чтобы объединить в одной концепции работу с психикой и с физическим аппаратом. Для названия одного явления термин, однако, был слишком длинным. Кроме того, он содержит слово "вегетативный", что напоминает слово "овощи" [vegetables англ.].
 
Последним, но не менее важным было то, что этот термин сохранял психофизическую дихотомию, которая противоречила концепции однородно сти организма. Открытие оргона положило конец этим терминологическим трудностям. Космическая оргонная энергия функционирует в живых организмах как особая биологическая энергия. Она управляет всем организмом и задействована как в эмоциях, так и в чисто биофизических движениях органов. Таким образом, с момента открытия оргона психиатры еще раз убедились в необходимости изу чения объективных, естественнонаучных процессов. Это требует более под робного объяснения. До открытия оргона психиатрия должна была заимствовать средства у неорганической физики, когда она пыталась доказать свои психологические ут верждения объективно и количественно. Ни изучение физикохимических про цессов организма, ни мозговая локализация ощущений и мыслей не дали удов летворительного объяснения эмоциональных процессов.
 
В противоположность этому, оргонная биофизика с самого начала касалась основной проблемы всей психиатрии, эмоций. Слово "эмоция" буквально означает "выталкивание наружу". Таким образом, мы не только можем, но и должны буквально воспринимать слово "эмоция" при разговоре об ощущениях и движениях. Наблюдение с помощью микроскопа за живой амебой, подвергающейся малому электриче скому разряду, безошибочно определило смысл концепции "эмоции". В основ ном, эмоция есть не что иное, как плазматическое движение. Стимул удоволь ствия осуществляет "эмоцию" протоплазмы от центра к периферии. Стимул неудовольствия, наоборот, осуществляет "эмоцию" протоплазмы от периферии к центру.
 
Эти два основных направления биофизического потока плазмы соот ветствуют двум основным аффектам психического аппарата: удовольствию и страху. Физическое движение плазмы и ощущение, соответствующее этому, являются, как мы обнаружили в экспериментах с осциллографом, полностью идентичными.
 
Они не могут быть отделены друг от друга
 
Однако, как мы знаем, они не только функционально едины, но в то же самое время противо положны: биофизическое возбуждение плазмы передает ощущение, а ощуще ние выражается в движении плазмы. Сегодня эти факты являются фундамен тальным основанием оргонной биофизики. Независимо от того. реактивируем ли мы эмоции из панциря характера посредством анализа или освобождаем их от мышечного панциря посредством вегетотерапии, в обоих случаях мы продуцируем плазматические возбуждения и движения. В этих процессах движущей силой является не что иное, как оргон ная энергия, содержащаяся в жидкостях тела. Таким образом, мобилизация плаз матических потоков и эмоций в организме идентична мобилизации оргонной энер гии.
 
Клинические показатели этой мобилизации достаточно очевидны в изме нениях вазомоторных функций. В любом случае поэтому, вызываем ли мы воспоминания, прорываем защитные механизмы или устраняем мышечные на пряжения, мы всегда работаем с оргонной энергией организма. Теперь достаточно ясно, почему я предлагаю включить в термин "оргонная терапия" как анализ характера, так и вегетотерапию.* Общий элемент отража ется в терапевтической цели  мобилизации плазматических потоков пациен та. Другими словами, если мы действительно принимаем единую концепцию организма, то совершенно излишне разделять организм на черты характера здесь, мускулы там и функции плазмы гдето еще. В оргонной терапии наша работа концентрируется на биологической глуби не, системе плазмы, или, как мы выражаем это технически, биологическом ядре
-----------------
* Чисто физиологическая оргонная терапия посредством оргонных аккумуляторов изложена в моей книге "Открытие оргона" (том II: Раковая биопатия организма. Это, как легко убедиться, решающий шаг, так как это означает, что мы покинули сферу "глубинной" психологии и вошли в область протоплазмати ческих функций, находящуюся даже за пределами психологии нервов и муску лов. Это  очень серьезный шаг; он влечет за собой далеко идущие последст вия, так как приводит к фундаментальным изменениям в нашей биопсихиатри ческой практике. Мы работаем теперь не просто с личностными конфликтами и особыми формированиями панциря, а с самим живым организмом. По мере того как мы учимся понимать живой организм и влиять на него, в нашу работу автоматически включаются чисто психологические и физиологические функ ции. Схематическая специализация больше невозможна.
 
Плазматическое выразительное движение и его эмоциональное выражение
 
Трудно определить живой организм в строгом функциональном смысле слова. Идеи ортодоксальной и глубинной психологии скованы словообразова ниями. Однако функции живого организма находятся вне всяких вербальных идей и концепций. Человеческая речь, биологическая форма выражения на высшей стадии развития, не является специфическим атрибутом живого орга низма, чьи функции существовали задолго до языка и вербальных представле ний. Таким образом, глубинная психология работает с функцией жизни, кото рая появилась на относительно поздней стадии биологического развития. Мно гие животные выражают себя с помощью звуков. Но живой организм способен функционировать в окружающем его мире вне использования звуков как фор мы выражения. Язык сам по себе дает ключ к проблеме того, как живой организм выражает себя. Очевидно, язык возникает из ощущений, испытываемых органами тела. К примеру, немецкое слово Ausdruck (выражение) и его английский эквивалент expression точно описывают язык живого организма: живой организм выражает себя в движениях; поэтому мы говорим о выразительных движениях. Вырази тельное движение есть изначальная характеристика протоплазмы, которая от деляет живой организм от всех неживых систем. Физиологический процесс эмоции или выразительного движения неразрывно связан с непосредственно понимаемым смыслом, который мы обычно называем "эмоциональным выра жением".
 
Таким образом, движение протоплазмы выражает эмоцию, а эмоция, или выражение организма, заключается в движении. Вторая часть этого пред ложения требует некоторой модификации, так как мы знаем из оргонной тера пии, что некоторые процессы в человеческом организме выражаются в непод вижности и ригидности. Мы не играем со словами. Язык происходит из восприятия внутренних движений и ощущений органов, а слова, которые описывают эмоциональные состояния, непосредственно отражают соответствующее выразительное движе ние живого организма. Несмотря на то, что язык прямо отражает плазматическое эмоциональное состояние, все еще не удается проникнуть в само состояние. Причина заключа ется в том, что начало жизненного функционирования лежит гораздо глубже языка и вне его. Кроме того, живой организм имеет свои собственные способы выразительных движений, которые просто не могут быть выражены в словах. Каждый любящий музыку человек знаком с эмоциональным состоянием, вы зываемым великой музыкой. Однако если попытаться перевести эти эмоциональные переживания в слова, то музыкальное восприятие восстанет. Музыка бессловесна и хочет оставаться таковой. Кроме того, музыка дает выражение внутреннему движению живого организма и ее слушание вызывает "ощуще ние" некоторого "внутреннего возбуждения". Бессловесность музыки обычно описывается одним из двух способов:
 
(1) как знак мистической духовности,
(2) как глубочайшее выражение чувств, которые нельзя выразить словами.
 
Естественнонаучная точка зрения присоединяется к мнению, что музыкальное выражение связно с глубинами живого организма. Таким образом, то, что рас сматривается как духовность великой музыки, есть просто другой способ выра жения того, что глубокое чувство идентично с организацией контакта с живым организмом за пределами ограничений языка. До сих пор наука не может сказать ничего определенного о природе выра зительного движения музыки. Несомненно, сам художник говорит с нами в форме бессловесных выражений движения из глубины функции жизни, но он был бы так же, как и мы, неспособен вложить в слова то, что он выражает в своих картинах или в своей музыке. Истинный художник всегда резко возража ет против любых попыток перевести язык искусства на язык слов. Он придает большую важность чистоте своего выражения. Следовательно, он подтверждает оргонобиофизическое утверждение, что живой организм владеет своим собст венным языком выражения до. вне и независимо от языка слов. Давайте по смотрим, что говорит оргонная терапия об этой проблеме.
 
Пациенты приходят к оргонному терапевту, полные страданий
 
Тренированный глаз может заметить эти страдания непосредственно из выразительных движений и эмоционального выражения тела пациента. Если аналитик позво ляет пациенту говорить все, что он захочет, он обнаруживает, что пациент стре мится обойти свои страдания, т.е. скрыть их тем или иным способом. Если аналитик хочет достичь правильной оценки своего пациента, он должен снача ла попросить пациента не говорить. Эта мера оказывается весьма плодотвор ной, поскольку как только пациент прекращает говорить, эмоциональные вы ражения его тела становятся острее. После нескольких минут молчания аналитик обычно схватывает самую заметную черту характера или, точнее, понимает эмоциональное выражение плазматического движения. Если пациент дружески засмеется во время разговора, а затем вдруг внезапно замолчит, то его веселое лицо может превратиться в пустой оскал, маскоподобный характер которого пациент должен осознать сам. Если пациент говорит о своей жизни со сдер жанной серьезностью, выражение подавленного гнева может легко проявиться в движениях его подбородка и шеи во время молчания.
 
Этих примеров достаточно, чтобы еще раз подчеркнуть, что кроме функ ции общения человеческий язык часто выполняет также функцию защиты. Про изнесенное слово скрывает выразительный язык биологического ядра. Во мно гих случаях функция речи ухудшается до такой степени, что слова вообще ни чего не выражают и просто демонстрируют продолжительную активность мышц шеи и органов речи. На основе большого опыта у меня сложилось мнение, что во многих психоанализах, проводимых годами, лечение увязало в патологиче ском использовании языка. Этот клинический опыт может быть применен к социальной сфере. Бесконечное число речей, публикаций, политических деба тов не проникают в суть важных вопросов жизни, а топят ее в пустословии. оргонная терапия, как противостоящая всем остальным формам терапии, пытается повлиять на организм не через использование человеческого языка, а позволяя пациенту выразить себя биологически.
 
Этот подход ведет его в глуби ну, которой он постоянно избегает. оргонный терапевт изучает язык живого организма. Едва ли можно получить первичный язык выражения живой прото плазмы в "чистой" форме. Если способ выражения пациента был биологически "чистым", у него не должно быть причин искать помощи у оргонного терапев та. Мы должны рассмотреть множество патологических, неестественных дви жений (т.е. движений, не свойственных здоровому живому организму), чтобы достигнуть истинно биологического способа выражения. Человеческая биопа тология в действительности есть не что иное, как суммарная совокупность всех искажений естественных способов самовыражения живого организма. Путем раскрытия патологических способов выражения мы распознаем человеческую биопатологию на глубине, недоступной методам лечения, оперирующим чело веческим языком. Это не должно приписываться к недостаткам этих методов; они адекватны в своей собственной области. Вследствие искаженного выраже ния жизни, биопатология лежит вне сферы языка и мыслей. Следовательно, оргонотерапевтическая работа с человеческой биопатией лежит, в основном, вне сферы человеческого языка. Естественно, мы также используем слова, но они приспособлены не к каждодневным понятия ч, а к ощущениям органов. Вообще нет необходимости добиваться понимания паци ентом своего состояния в психологической терминологии.
 
Мы не говорим ему: "Ваши жевательные органы находятся в состоянии хронического сокращения. поэтому ваш подбородок не двигается, когда вы говорите: поэтому ваш голос монотонен: поэтому вы не можете кричать, вы должны постоянно глотать, что бы отразить импульсы крика" и так далее. Это имело бы смысл для лучшего понимания пациентом методов анализа, но не позволило бы ему достичь како голибо изменения в своем состоянии. Мы работаем на биологически более глубоком уровне понимания. Для нас вообще не является необходимым указывать, какие в точности отдельные мыш цы сокращены. Было бы бесцельным, к примеру, оказывать давление на жева тельные мышцы, так как, кроме обычной боли, это не вызвало бы никакой реакции. Мы работаем с языком выражения лица и тела. Только когда мы ощу тили выражение лица пациента, мы способны к его пониманию. Здесь мы используем слово "понимание" в смысле выяснения того, какая эмоция при этом выражается. И нет разницы, то ли это подвижная и активная эмоция, то ли неподвижная и подавленная. Мы должны научиться распознавать различие между подвижной и подавленной эмоцией. Мы оперируем с первичными биологическими функциями, когда мы ощу щаем у пациента "выразительное движение".
 
Когда в стае воробьев отдельный воробей становится тревожным и, чувствуя
опасность, улетает, вся стая следует за ним, независимо от того, заметили ли остальные птицы причину тревоги
 
 Паническая реакция у животных основана на непроизвольном воспроизведе нии движения, выражающего страх. Любое количество людей можно заставить остановиться на тротуаре и посмотреть в небо, если ктото просто сделает вид, что он заметил что-то интересное высоко в небе. Давайте удовлетворимся эти ми примерами. Выразительные движения пациента непроизвольно осуществляют подра жание в нашем собственном организме. Подражая этим движениям, мы "ощу щаем" и понимаем появляющееся выражение у нас самих и, следовательно, у пациента. Так как каждое движение выражает биологическое состояние, т. е. открывает эмоциональное состояние протоплазмы, то язык выражения лица и тела становится необходимым средством общения с эмоциями пациента. Как я уже указал, человеческий язык сталкивается с языком лица и тела. Когда мы используем термин "установка характера", мы имеем в виду общее выражение организма. Это буквально то же самое, что и общее впечатление, которое какой либо организм производит на нас. Существуют значительные вариации во внешнем выражении внутренних эмоциональных состояний. Нет двух людей с абсолютно одинаковой речью, манерами или походкой. Тем не менее существует множество универсальных, четко различимых способов выражения. В глубинной психологии мы вводим фундаментальное различие между невротичным характером и генитальным ха рактером на основе формирования мышечного панциря и панциря характера.
 
Мы говорим о невротичном характере, когда организм управляется таким мощ ным ригидным панцирем, что человек не может по своей воле изменить или устранить его. Мы говорим о генитальном характере, когда эмоциональные реакции не управляются ригидным автоматизмом, когда личность способна реагировать на особую ситуацию биологическим способом. Эти два основных типа характера также могут быть довольно четко отделены друг от друга в области биологического функционирования. Формирование панциря, его природа, степень его ригидности и сдержива ние эмоционального языка тела может быть легко определено, как только ана литик стал понимать язык биологического выражения. Общее выражение по крытого панцирем организма  это выражение сдержанности. Смысл этого выражения достаточно буквальный: тело выражает, что оно сдерживается. От веденные плечи, впалая грудная клетка, отрывистое дыхание, лордоз, непод вижный таз, сниженная подвижность ног  вот существенные установки и механизмы общей сдержанности. Клинически, эта основная установка тела со стороны невротического ха рактера наиболее четко выражена в опистотонусе кататонического оцепенения. Основная установка организма, покрытого панцирем, не создается созна тельно, а является автономной. Человек не знает о своем панцире как таковом. Если делается попытка описать ему это словами, он обычно не понимает, о чем идет речь.
 
Он ощущает не сам панцирь, а лишь нарушение своего внутреннего восприятия жизни. Он описывает себя как апатичного, ригидного, замкнутого, опустошенного или жалуется на болезненное сердцебиение, запор, бессонни цу, нервное беспокойство, тошноту и так далее. Если панцирь существовал долго и уже затронул ткани органов, пациент приходит к нам с язвой желудка, ревматизмом, артритом, астмой или раком. Я удовлетворюсь этими примерами и лишь еще раз подчеркну, что крайне важно проникнуть в важнейшие биоло гические функции и вывести из них функционирование живого организма. Покрытый панцирем организм не способен разрушить свой собственный панцирь. Но он в равной степени не способен и к выражению своих основных биологических эмоций. Он знаком с ощущением щекотания, но никогда не испытывает оргонное наслаждение. Покрытая панцирем личность не может испустить вздох наслаждения или имитировать его. Когда он пытается это сде лать, в результате получается стон, подавленный, сдержанный рев или даже позыв к тошноте. Он неспособен излить свой гнев или ударить кулаком в ими тации гнева. Он не может глубоко дышать. Его диафрагма слишком зажата в своих движениях. (В этом можно легко удостовериться при рентгеновском ис следовании).  Он не способен двигать таз вперед. Если его попросить так сде лать, то человек, покрытый панцирем, часто не понимает, чего от него хотят, или он выполняет неправильные движения, т.е. движения, характерные для сдерживания. Чрезмерное напряжение периферических мышц и нервной сис темы порождают острую чувствительность покрытого панцирем организма к давлению.
 
Невозможно прикоснуться к такому организму в некоторых частях тела, не вызвав проявление острого страха или нервозности. Весьма вероятно, что то, что широко известно как нервозность, может быть сведено к гиперчув ствительности перенапряженных мускулов. Неспособность к плазматической пульсации и конвульсии в сексуальном акте, т.е. оргазмическая импотенция, является результатом общего воздержа ния. Это, в свою очередь, создает застой сексуальной энергии, и из этого сек суального застоя следует все, что я включаю в понятие "биопатология". Основной задачей оргонной терапии является разрушение панциря, други ми словами, восстановление свободного движения плазмы в теле. В покрытом панцирем организме пульсация всех органов нарушена в большей или мень шей степени. Задача оргонной терапии заключается в возрождении полной спо собности к пульсации, которое происходит тогда, когда механизм воздержания разрушен. Результатом идеальной оргонной терапии будет появление рефлекса оргазма.
 
Не считая дыхания, это, как мы знаем, важнейшее проявление движения у животных
 
В момент оргазма организм полностью "отдается" ощущениям своих органов и непроизвольным пульсациям тела. Это объясняет близкую связь между движением рефлекса оргазма и движением "отдачи". Те, кто знакомы с нашей работой, знают, что мы не принуждаем пациента "отдаться". В любом случае, это было бы бесцельным, так как он не смог бы это сделать. Не сущест вует техники, способной к сознательному продуцированию непроизвольной ус тановки отдачи. Живой организм функционирует автономно, вне сферы языка, интеллекта и воли. Он функционирует в соответствии с определенными зако нами природы, и именно эти законы мы будем здесь исследовать. Рефлекс оргазма является ключом к пониманию фундаментальных процессов природы. Следовательно, те, кто хочет извлечь пользу из дальнейшего обсуждения этих явлений, должны приготовиться к глубокому проникновению в область косми ческой энергии. Мы уже полностью изучили функции оргазма в психологии и физиологии, поэтому теперь можем сконцентрироваться исключительно на фундаменталь ном природном явлении оргазма. При оргазме, как это ни странно, организм пытается свести вместе две эмбриологически важные зоны: рот и анус. Выше я утверждал, что установка, из которой выводится рефлекс оргазма, идентична с движением, выражающим "отдачу". Человек отдается своим плаз матическим возбуждениям и ощущениям текучести; затем он целиком отдается партнеру в сексуальных объятиях.
 
Перестают действовать все формы ограниче ния, воздержания или формирования панциря. Вся биологическая активность сокращается до основной функции плазматической пульсации. У человека пре кращается всякая мыслительная активность и активность фантазии. Движение, выражающее эмоциональную отдачу, понятно. Непонятна функ ция оргазмической пульсации. Эта пульсация заключается в чередующихся сокращениях и расширениях плазмы всего тела. Какую функцию выполняет сведе ние двух частей туловища в оргазмической пульсации .Первое впечатление состо ит в том, что оно вообще не имеет смысла. Мы говорили, что каждое движение организма имеет понятное выражение. Но это утверждение неверно в случае оргазмических пульсаций. Мы не можем найти в организме постижимого вы ражения, т.е. такого, которое может быть переведено на человеческий язык. В ходе наших дальнейших исследований мы придем к удивительному, но неоспоримому ответу на основной вопрос функции жизни. Но сначала мы должны собрать и научиться выделять большое число биологических явлений.
 
Стремление живых существ к оргазму не только самое глубочайшее стремле ние, но. в значительной степени, стремление космическое. Конечно, обшеизве стно, что организм это часть космоса, но до сих пор не было известно, как это выражается. Давайте вернемся к клиническим опытам оргонной терапии. В терминах оргонной биофизики, наша задача  дать возможность челове ческому организму отказаться от своего механизма сдерживания и позволить поддаться ему. Другими словами, до тех пор, пока два эмбриональных конца тела удаляются друг от друга вместо того, чтобы сближаться, организм будет не в состоянии поддаться любому воздействию. Поскольку мышечный панцирь пре пятствует любой форме отдачи и создает биопатологические ограничения жиз ненной функции, наша основная задача  разрушить панцирь. Только устра нением мышечной ригидности можно достичь отдачи. Этого нельзя достичь иными способами, будь то психоаналитическое убеждение или внушение, мо литва или гимнастика. Не обязательно говорить пациенту о нашей цели. Мно гочисленные опыты показали, что полный рефлекс оргазма будет восстановлен только тогда, когда нам удастся разрушить его мышечный панцирь. Наши опы ты убедительно доказали, что основной функцией мышечного панциря является подавление рефлекса оргазма. А теперь перейдем к рассмотрению механизмов действия мышечного пан циря на уровне самых элементарных жизненных функций. Соответствующие наблюдения проводились в течение длительного времени, и у меня нет ни ма лейших сомнений в важности этих наблюдений и их значении в области био физики.
 
Сегментарное устройство панциря
 
Психиатрам давно известно, что физические нарушения, например такие. как истерия, не управляются анатомическими и физиологическими процесса ми мышц, нервов и тканей в целом: они определяются определенными, эмо ционально важными органами. Патологический румянец обычно ограничива ется лицом и шеей, несмотря на то что кровеносные сосуды проходят через весь организм. Аналогично, сенсорные нарушения при истерии не распростра нены вдоль тракта нервной системы, а ограничиваются эмоционально важны ми областями тела. Индивидуальные мышечные блоки не соответствуют развитию мышцы или нерва; в целом, они независимы от анатомических процессов. В ходе внима тельного изучения типичных случаев различных заболеваний, пытаясь найти законы, управляющие этими блоками, я обнаружил, что мышечный панцирь ор ганизован в виде сегментов. Биологически, такое сегментарное устройство представляет собой прими тивную форму живого функционирования. Простейшим примером сегментарного функционирования являются кольчатые черви и биологические системы, относящиеся к ним. У высших позвоночных сегментарную структуру имеют только позвоночник, окончания нерва, соответствующего сегментам позвоноч ного столба, и нервные узлы автономной нервной системы, что указывает на происхождение позвоночных от сегментарно структурированных организмов. В последующем изложении я попытаюсь дать только грубый набросок сег ментарного устройства мышечного панциря. Это представление основано на наблюдениях за реакциями панциря на протяжении большого периода времени. Поскольку тело пациента сдерживается и поскольку цель оргонной тера пии  восстановить плазматический поток в области таза, логически необхо димо начать работу по разрушению панциря в частях тела, наиболее удаленных от таза.
 
В голове человека имеются по крайней мере два отчетливо различимых, сегментарно организованных формирования панциря: один сегмент содержит лоб, глаза и область скул; другой сегмент охватывает губы, подбородок и челю сти. Когда я говорю, что панцирь организован сегментарно, это означает, что он функционирует по кругу: спереди, по бокам и сзади. Давайте считать первый сегмент панциря глазным, а второй  стоматиче ским. В глазном сегменте панциря мы находим сокращенными и лишенными движения почти все мышцы глазных яблок, века. лба, слезной железы и так далее. Жесткий лоб и веки, невыразительные глаза или выпуклые глазные яб локи, выражение лица, подобное маске, и неподвижность обеих сторон носа представляют собой основные характеристики этого сегмента панциря. Глаза смотрят как будто из жесткой маски. Пациент не может широко открыть свои глаза, словно имитируя страх. У шизофреников выражение глаз отсутствует, как будто они смотрят в пространство. Это вызвано сокращением мышц глаз ного яблока. Многие пациенты потеряли способность плакать. Зачастую имеют место близорукость, астигматизм и так далее. Ослабление глазного сегмента панциря вызывается путем открывания глаз широко, как при испуге: это заставляет веки и лоб двигаться и выражать эмо ции. Обычно это также вызывает ослабление верхних мышц щек. особенно когда пациенту предложено делать гримасы. Когда шеки натянуты, результа том является то, что появляется своеобразная усмешка, выражающая дерзость или злобное раздражение. Сегментарный характер этой группы мышц подтверждается тем. что каж дое эмоциональное воздействие в этой области влияет на горизонтальные смеж ные области, но не переходит в стоматический сегмент. При этом верно и то, что широко открытые глаза, как при испуге, могут привести в движение лоб или породить усмешку в верхней части щек, но не могут спровоцировать резкие импульсы, которые сжимали бы подбородок. Сегменты панциря содержат те органы и группы мышц, которые имеют функциональный контакт друг с другом и которые могут действовать совместно в эмоционально выразительном движении. В терминах биофизики, один сегмент заканчивается, а другой начинается, когда первый прекращает влиять на вто рой в его эмоциональных воздействиях.
 
Сегменты панциря тела имеют горизонтальную структуру, за исключением сегментов рук и ног, панцирь которых действует совместно с прилегающими сегментами панциря корпуса: для рук это сегмент, содержащий плечи, а для ног  тазовый сегмент. Мы хотим обратить особое внимание на эту особен ность. Она станет понятней в определенном биофизическом контексте. Второй, стоматический, сегмент панциря содержит мускулатуру подбород ка, глотки и затылочную мускулатуру, включая челюстные мышцы. Они функционально связаны друг с другом; например, ослабление панциря подбородка приводит к спазмам в мускулатуре губ и связанным с этим эмоциями плача или желания сосать. Способы выражения эмоций: плач, вопли, сосания, различные гримасы зависят в этом сегменте от степени подвижности глазного сегмента. Даже после того, как два самых верхних сегмента панциря будут разрушены, нелегко вы свободить импульс крика до тех пор, пока третий и четвертый сегменты ниже, в грудной клетке, остаются в состоянии спазматического сокращения. Эта труд ность в освобождении эмоций дает нам понимание чрезвычайно важных поло жений биофизики:
 
1. Сегменты панциря имеют круговую структуру, расположенную под пря мым углом к позвоночнику.
2. Плазматический поток и эмоциональные возбуждения текут параллель но оси тела.
 
В этой связи следует отметить, что
 
(1) оргонные потоки сливаются в рефлексе оргазма только тогда, когда они беспрепятственно проходят вдоль всего организма; и
(2) формирования панциря организованы в сегментах крестооб разно по отношению к этим потокам (см. рисунок).
 
Следовательно, оргазмическая пульсация может происходить только после того, как сегментарные кольца панциря ослаблены. Ощущения каждого органа тела могут слиться в общее ощущение только тогда, когда начались первые оргазмические конвуль сии. Они предвосхищают разрушение мышечного панциря. оргонный поток, который прорывается через каждое следующее ослабленное кольцо панциря, оказывается колоссальным подспорьем в работе по разрушению панциря в целом. То, что происходит, можно описать приблизительно так: освобожден ная энергия тела спонтанно пытается течь вдоль тела. Она течет к еще не разрушенным крестообразным соединениям и дает пациенту безошибочное ощущение "блока"; ощущение, которое было очень слабым или вообще отсут ствовало до тех пор, пока не было свободного течения плазматического потока по всему телу. рис. Направление оргонного потока перпендикулярно сегментам панциря Читателю, конечно же, известен тот факт, что эти процессы представляют собой первичные функции плазматической системы.
 
Они не только глубже, чем весь человеческий язык, но, кроме того, являются центральными по отно шению к функционированию жизненной установки. В сегментарном устройст ве мышечного панциря, выражаясь фигурально, мы встречаем червя в человеке. Движения круглого червя управляются волнами возбуждения, которые бе гут от окончания хвоста вдоль оси туловища вперед к голове. Волны возбужде ния передаются непрерывно от сегмента к сегменту, прежде чем достигнут го ловы. Сокращение и расширение сегментов чередуются ритмично и регулярно. У червя функция движения неразрывно связана с этим плазматическим волнообразным движением. Логично будет заключить, что именно биологическая энер гия, а не что-либо другое, заключена в этих волнообразных движениях. Это утвер ждение подкрепляется обследованиями внутренних движений бионов. Волно образное движение оргона тела  медленное, и оно полностью соответствует в темпе и выраженности эмоциональным возбуждениям, которые мы испытыва ем как удовольствие. В покрытом панцирем человеческом организме энергия оргона заторможена хроническим сокращением мышц. Телесный оргон не начнет течь свободно, пока сегменты панциря не ослаблены. Первой реакцией является клоническое дрожание в сочетании с ощущением покалывания. Клинически, эта реакция указывает на то, что панцирь уступает и телесный оргон освобождается.
 
На стоящие ощущения плазматических волн возбуждения начинают испытываться только тогда, когда целая группа элементов панциря, (например, мышечные блоки в области глаз, рта, горла, груди и диафрагмы) будет разрушена. После этого отмеченные волнообразные пульсации испытываются в освобожденных частях тела, двигаясь вверх по направлению к голове и вниз по направлению к половым органам. Зачастую организм реагирует на эти начальные пульсации новыми наслоениями панциря. Спазмы во внутренней мускулатуре горла, ре версальная перистальтика пищевода, диафрагменные тики и так далее свиде тельствуют о борьбе между текущим импульсом и блоками панциря. Поскольку спазмы блокируют плазматический поток в самых разных частях тела, у паци ента развивается резкое беспокойство. Эти явления, которые легко могут быть вызваны оргонным терапевтом, имеющим некоторый опыт и технические навыки, подтверждают концепцию оргонной биофизики об антитезе между эмоцией удовольствия и беспокойства. Однако я должен сказать несколько слов о явлении, которое до сих пор все еще не описано достаточно полно. Как только первые блоки панциря будут разрушены, движение, выражаю щее "отдачу", ощущается все больше и больше в совокупности с оргонным потоком и ощущениями. Его полному раскрытию препятствуют те блоки пан циря, которые еще не были аннулированы. Проявление начальной отдачи трансформируется в ненависть.
 
 Этот процесс типичен и заслуживает специального внимания
 
Когда, например, стоматический панцирь достаточно ослаблен для того, чтобы высвободить подавленный импульс крика, в то время как шейные и грудные панцири попрежнему сильны, нижняя мускулатура лица принимает выражение готовности кричать, но не может трансформировать его в крик. Это выражение в области рта и подбородка выливается в усмешку ненависти, кото рая представляет собой проявление отчаяния, крайнего разочарования. Все это может быть выражено формулой: Как только движению, выражающему отдачу, создается препятствие блоком панциря, импульс отдачи трансформируется в деструктивную ярость.
 
Я буду вынужден вернуться к данной трансформации импульса после того, как опишу проявления других сегментов панциря. Третий сегмент панциря сковывает всю глубинную мускулатуру шеи. Спаз матическое сокращение сегмента шеи захватывает также и язык. В терминах анатомии, это вполне объяснимо. По существу, мускулатура языка присоеди нена к шейной костной системе, а не к нижним лицевым костям. Это объясняет, почему спазмы в мускулатуре языка функционально связаны с придавливанием кадыка и сокращением мускулатуры горла. Наблюдая за движениями кадыка, можно сказать, когда аффект ярости пациента или импульс крика бессознателен и буквально проглатывается. Чрезвычайно сложно устранить эту манеру подавления эмоций. Наилучший способ устранить "глотание"  это освобо дить "рефлекс кляпа".
 
В "рефлексе кляпа" волна возбуждения в пищеводе про тивоположна волне возбуждения, которая проявляется в "глотании" слез или ярости. Если "рефлекс кляпа" начинает проявлять себя или даже заходит так далеко, что вызывает у пациента рвоту, те эмоции, которые сдерживались пан цирем шеи, высвобождаются. В результате увеличивается продольное течение эмоционального возбужде ния. "Рефлекс кляпа" сопровождается расширением диафрагмы, т.е. поднятием диафрагмы и выдыханием. Работа над сегментом панциря шеи посредством рефлекса кляпа влечет за собой ослабление четвертого и пятого сегментов пан циря. Другими словами, мы не устраняем один сегмент панциря за другим механическим и жестким образом. Но ослабление сегмента панциря высвобож дает энергию, которая, в свою очередь, помогает устранить блоки панциря на различных уровнях.
 
Поэтому невозможно привести точное описание каждого процесса, используемого для уничтожения мышечного панциря. Перейдем к четвертому, грудному сегменту. Поскольку функции панциря данного сегмента могут быть подразделены, удобнее рассматривать грудь как целое. Формирование грудного сегмента панциря проявляется в виде подъема ко стной структуры, хронической позиции вдыхания, поверхностного дыхания и неподвижности грудной клетки. Мы уже знаем, что позиция вдыхания пред ставляет собой самый важный инструмент в подавлении любых эмоций. Чет вертый сегмент является наиболее критическим не только потому, что он пред ставляет основную часть панциря организма в целом, но и потому, что биопа тологические симптомы в этой области имеют особенно опасный характер.
 
Все межреберные мышцы, грудные мышцы, мышцы плеча (дельтовидные мышцы) и группа мышц лопаток включены в грудной сегмент панциря. Пози ции "самоконтроля", "сдержанности", "погруженности в себя" представляют собой основные проявления грудного панциря. Вместе с сегментом шеи груд ной сегмент выражает также проявление подавленного упрямства, жесткой недоступности. Когда грудь не покрыта панцирем, из-за отсутствия четверто го сегмента проявления аналогичны "свободно текущим чувствам". Когда же она покрыта панцирем, проявления аналогичны "неподвижности" или "рав нодушию". Хроническое расширение грудной клетки сопровождается склонностью к повышенному кровяному давлению, сердцебиением и беспокойством; в тяже лых, хронических случаях наблюдается даже склонность к увеличению сердца. Различные сердечные дефекты происходят непосредственно из этого расшире ния или косвенно из синдрома тревоги. Легочная эмфизема представляет собой прямой результат хронического расширения грудной полости.
 
Я склонен считать, что предрасположенность к пневмонии и туберкулезу также нужно искать здесь
 
Яростный гнев, горький плач, рыдание и невыносимое желание являются необходимыми естественными эмоциями, которые чужды покрытому панцирю организму. Гнев покрытого панцирем человека "холоден"; он видит в плаче лишь впадание в детство, проявление слабости и бесхарактерности. Он рас сматривает желание как признак слабого характера. Большая часть эмоционально выраженных движений рук и особенно кис тей также зависит от плазматических эмоций органов груди.
 
У художника, ко торый может свободно раскрыть свои замыслы, эмоция груди переходит в синхронизированные выразительные движения рук и кистей. Это в равной мере верно и для виртуозаскрипача, и для пианиста, и для живописца. "Неловкость" рук и, вероятно, отсутствие музыкального слуха у человека также объясняется наличием грудного панциря. Он в значительной степени ответственен за проявления "жесткости" и "недоступности". У некоторых больных мы находим целую серию жизненных проблем, кото рые связаны с грудным панцирем. Обычно эти больные жалуются на "узел" в груди. Это ощущение органа приводит нас к мысли, что пищевод является спастическим. Сложно сказать, включена ли сюда трахея, но это весьма вероят но. В процессе ослабления этого внутреннего "узла" в груди, мы узнаем, что в нем сосредоточены ярость и беспокойство.
 
Торможение внутренних органов груди обычно вызывает торможение тех движений рук, которые выражают "же лание", "объятие" или "стремление к чемулибо". Это не означает, что эти больные испытывают механические затруднения. Они свободно могут двигать руками. Однако, как только движение рук становится связанным с томлением или желанием, появляется торможение. Иногда это торможение настолько силь ное, что ладони и особенно пальцы теряют свой оргонный заряд, становятся холодными и липкими. Весьма вероятно, что омертвение пальцев, исследован ное Рейнодом, основано на этой специфической аноргонии. Во многих таких случаях импульс, который отвечает за вазомоторное сокращение пальцев, "за давлен" панцирем в лопатках и в кистях.
 
Жизненные трудности таких пациентов, включая общее торможение ини циативы и неудачи в работе, вызваны их неспособностью свободно пользовать ся кистями. Иногда формирование грудного панциря у женщин идет парал лельно с отсутствием чувствительности сосков. Расстройство сексуального удо вольствия и чувство отвращения к кормлению грудью ребенка появляются в результате возникновения этого панциря. Между лопатками имеются две болезненные мышечные связки в области трапецевидных мышц. Покрытие их панцирем приводит к поведению, которое лучше всего может быть описано словами: "Я ничего делать не буду". Когда грудь покрыта панцирем, межреберные мышцы выражают острую чувствительность к щекотке. То, что это не просто боязнь щекотки, а биопато логическое нарастание возбудимости, доказывается тем фактом, что она исче зает, когда грудной панцирь разрушен. Характерная поза неприступности у многих пациентов очень часто сопровождается словами: "Не трогай меня! Мне щекотно".
 
Я вовсе не стремлюсь поднять на смех эти характерные проявления
 
Про сто мы видим их такими, какие они есть, т.е. не как воплощения "высших" и "благородных" свойств характера, а как проявления именно биофизических условий. Генерал может представлять собой "высокоавторитетную" личность, а может и не представлять. Мы не хотим ни восхвалять, ни осуждать его. Однако мы не лишаем себя права рассматривать его как животное, у которого имеется особый вид панциря. Меня бы нисколько не задело, если бы другой ученый захотел свести мою жажду знания к биологической функции щенка, который идет, принюхиваясь ко всему. Напротив, мне доставило бы удовольствие быть сравненным в биологическом плане с живым и милым щенком. Мне не хочется отделять себя от животного мира. Итак, не должно быть и мысли об установившемся энергетическом потен циале до тех пор, пока не разрушен грудной сегмент панциря и эмоции ярости, тоски и подлинная скорбь не высвобождены.
 
По существу, функция отдачи связана с движением плазматического потока в груди и шее. Выше я уже обращал внимание читателя на то, что грудной сегмент состав ляет центральную часть мышечного панциря в целом. Исторически, это может быть прослежено к важнейшим и наиболее конфликтным поворотным этапам в жизни ребенка, наиболее вероятно к моменту, в значительной мере предше ствующему возникновению панциря таза. В связи с этим неудивительно, что воспоминания о всякого рода травмирующем дурном обращении, разочарова нии в любви и несбывшихся надеждах формируют личность ребенка. Я уже объяснял, почему зафиксированный травмирующий опыт не существенен для оргонной терапии. Он оказывается полезным разве что только в сопровожде нии соответствующей эмоции. Эмоции, выраженной в движении, более чем достаточно, чтобы сделать беды пациента понятными, но воспоминания про являют себя только тогда, когда терапевт работает правильно. Что остается за гадкой, так это то, каким образом функции бессознательной памяти могут за висеть от условий плазматического возбуждения, иначе говоря, как память мо жет быть сохранена в плазматическом понимании. А сейчас перейдем к пятому, диафрагменному сегменту.
 
Сегмент, содержа щий диафрагму и нижележащие органы, независим от сегмента груди. Это под тверждается уже тем фактом, что даже после того, как сегмент груди разрушен и ярость и слезы вырвались, диафрагменный сегмент остается незатронутым. Несложно заметить неподвижность диафрагмы с помощью рентгеновского ап парата. Причем верно и то, что из-за вынужденного дыхания подвижность диа фрагмы больше, чем до разрушения панциря груди; верно также и то, что до тех пор, пока диафрагменный сегмент не устранен, отсутствует самопроиз вольная диафрагменная пульсация. В процессе разрушения диафрагменного сег мента имеются два этапа.
 
Разрушая грудной сегмент панциря, мы заставляем пациента дышать более глубоко и свободно. В результате диафрагма двигается широко, но не самопро извольно. Как только это вынужденное дыхание прекращается, движение диа фрагмы и, вместе с ним, дыхательное движение полости груди также прекра щаются. Мы должны обратить внимание на выразительное движение мышц диа фрагмы для того, чтобы выполнить второй шаг, приводящий к самопроизвольной диафрагменной пульсации. Это вновь подтверждает тот факт, что механиче ские средства нельзя применить для реактивации биологических эмоциональ ных функций. Можно аннулировать сегмент панциря только с помощью био логических выразительных движений. Пятый мышечный сегмент образует кольцо сокращения, которое прости рается выше наджелудочной области, нижней части груди, далее вдоль самых нижних ребер по направлению к задним вставкам диафрагмы, т.е. к десятому, одиннадцатому и двенадцатому грудным позвонкам.
 
По существу, он содержит диафрагму, живот, солнечное сплетение, включая поджелудочную железу, ко торая лежит в передней его части, печень, и узлы двух выпуклых мышц, про стирающихся вдоль нижних грудных позвонков. Очевидным проявлением этого панциря является лордоз позвоночника. Обычно терапевт может просунуть свою руку между спиной пациента и кушет кой. Нижний передний край ребра сдвинут вперед и выпячен. Нелегко, или даже невозможно, согнуть позвоночник далее. С помощью флюорографии мож но увидеть, что диафрагма неподвижна при обычных условиях и что она дви жется, но незначительно, при вынужденном дыхании. Если попросить пациен та дышать сознательно, он обязательно вдохнет. Выдох в качестве самопроиз вольного действия ему несвойственен. Если его попросят выдохнуть, он будет вынужден сделать немалое усилие. Если ему удается выдохнуть, его тело автомагически принимает определенную позицию. Голова движется вперед, лопат ки выгнуты назад, а руки крепко прижаты к верхней части тела. Тазовая муску латура напряжена, и спина жестко изогнута.
 
Диафрагменный сегмент повинен в нарушении многих функций человеческого организма
 
Разрушение данного сегмента  одна из основных задач терапии. Уничтожение диафрагменного сегмента панциря влечет за собой преодоле ние многих трудностей. Почему это так? Организм пациента противостоит сво бодному расширению и сжатию диафрагмы. Однако если верхние сегменты должным образом были расслаблены, может понадобиться много времени, пре жде чем мышцы диафрагмы также расслабятся. Например, вынужденное дыха ние в сегменте груди или повторяющееся освобождение рефлекса кляпа может продвигать организм по направлению к энергетической пульсации. Раздраже ние мышц плеча с помощью щипка может иметь тот же эффект. Теоретически понятно, почему сопротивление пациента полной пульсации диафрагмы так сильно: организм защищает себя от ощущений удовольствия или тревоги, которые неизбежно вызываются диафрагменным движением. Та кое объяснение предполагает, что организм "думает" и "совещается" рационально, примерно следующим образом: "Этот скрупулезный психиатр требует, чтобы я позволил расширять и сжимать диафрагму свободно. Если я уступлю, я испытаю ощущения тревоги и удовольствия, которое я ощущал, когда мои ро дители наказали меня за наслаждение самим собой. Я примирился с такой действительностью. Поэтому я не уступлю".
 
Живой организм не думает и не совещается в рациональном понятии. Он функционирует в гармонии с изначальными плазматическими эмоциями, которые имеют функцию удовлетворения биологического напряжения и по требностей. Практически невозможно перевести язык живого организма непо средственно на словесный язык. Чрезвычайно важно понять это, поскольку рациональному мышлению, сформированному механистической цивилизацией человека, свойственно душить и гасить наше представление об отличающемся коренным образом языке живого организма. Здесь мне хотелось бы сослаться на особенно ясный клинический случай, чтобы проиллюстрировать новизну имеющих здесь место явлений. Пациента, который имел ясное представление об оргонной терапии и уже достиг успехов в уничтожении существенной части панциря верхней части те ла, попросили сделать усилие и прорвать диафрагменный сегмент. Пациент согласился выполнить это задание. Однако как только в панцире диафрагмы появился небольшой разрыв, корпус пациента, от диафрагмы к тазу, начал дви гаться в сторону.
 
Мягко говоря, это было весьма неожиданно. И потребовалось немалое усилие, чтобы понять, что должно было выражать данное движение. В своем движении в сторону нижняя часть корпуса выразила решительное НЕТ. Можно выдвинуть гипотезу, что плазматическая система, за пределами сло весного языка, ответила категорическим НЕТ тому, на что были согласны "кора" и словесный язык. Но такая гипотеза неверна, и она не выведет нас на ступень, более близкую к пониманию живого организма и его выразительного языка. Брюшная полость пациента и таз не "обсуждали" требование, которое получил организм. Они не "решали" отказываться уступить. Шел другой процесс, имею щий здесь место, который соответствовал выразительному языку жизни. Как уже отмечалось, плазматические движения червя направлены вдоль оси тела. Когда оргонные волны возбуждения двигают тело червя вперед, у нас создается впечатление, что червь действует намеренно, т.е. "по собственной воле". Выразительное движение живого организма червя может быть переведе но на словесный язык приблизительно как "хотящий чего-либо", "согласный на что-либо" и так далее.
 
Если теперь взять щипцы и сжать червя где-нибудь посередине, так чтобы оргонное возбуждение было прервано как бы мышеч ным блоком, единое объединяющее движение вперед и, вместе с тем, вырази тельное движение "хотящего чего-либо" и "согласного на что-либо" мгновенно прекратятся. Эти движения будут заменены другими, а именно продольными извивающимися движениями передней или задней части тела, в то время как средняя часть заторможена. Впечатления, выраженные этими колебаниями те ла из стороны в сторону, выражают боль и неистовое "Нет, не делай этого, я этого не вынесу". Не следует забывать, что здесь мы говорим о нашем впечатле нии, т.е. интерпретации наших наблюдений за червем. Однако мы вели бы себя подобно червю, если бы ктото обвязал наш корпус веревкой.
 
Мы бы непроизвольно втянули голову в плечи и стали бы двигать тазом и ногами
 
Подобное понимание процесса не означает, что мы сближаемся с субъективистами, которые утверждают, что мы не ощущаем "ничего, кроме наших собственных ощущений", и что ощущения не соответствуют действительности. В принципе, все живое функционально тождественно. Отсюда следует, что ре акция червя на щипцы аналогична нашей реакции в той же самой ситуации. Реакция боли и усилия по ее преодолению также аналогичны. Эта функцио нальная тождественность между человеком и червем дает нам возможность пра вильного понимания выразительных движений извивающегося червя. Фактически, нескрываемая выразительность червя показывает, что почувствуем мы в аналогичной ситуации.
 
Однако непосредственно мы не чувствуем боль червя и не слышим его крика НЕТ; мы просто воспринимаем выразительное движение, которое, при любых обстоятельствах, отождествлялось бы с выразительным дви жением нашей собственной плазматической системы в аналогичной болезнен ной ситуации. Отсюда следует, что мы понимаем выразительные движения и эмоциональ ное выражение другого живого организма на основе тождественности наших собственных эмоций и эмоций всех живых существ. Мы непосредственно понимаем язык живых организмов, исходя из функ циональной идентичности биологических эмоций. После того как мы воспри няли это на биологическом выразительном языке, переводим это на словесный язык. И всетаки слово "нет" имеет такой же смысл, фактически весьма незна чительный, чтобы оперировать с выразительным языком живого организма, как и слово "кот" для того, чтобы описать жирного кота, который переходит улицу на наших глазах. На самом деле слово "кот" и специфическая оргонная плазматическая система, которая движется перед нами, мало соответствуют друг другу.
 
Поскольку слово "кот" ассоциируется с большим количеством качеств, то они просто теряются, произвольно подменяют качества, заложенные в кон кретное явление, его движения, эмоции и так далее. Обычный человек, не склонный к естественной философии, отложит в сто рону эту книгу, посчитав, что она не освобождает его от тягот горькой реально сти. Читатель, придерживающийся такой позиции, глубоко ошибается. В даль нейшем я продемонстрирую, насколько важно думать правильно и использовать все концепции и слова правильно. Давайте вернемся к так называемому движению "нетнет" нашего пациен та. Его значение таково: когда плазматический поток не может двигаться вдоль по телу, поскольку он ограничивается поперечными мышечными блоками, то его продольное движение вызывает реакцию, которую на наш язык можно пе ревести как НЕТ. "Нет" на человеческом языке соответствует "нет" языку движений живого организма. "Нет" не обязательно может быть выражено отрицательным кивком головы, так же как "да"  положительным кивком. "Нет", которое наш паци ент выразил продольными колебаниями таза, исчезло только после того, как блок диафрагмы был расслаблен. И оно регулярно вновь появлялось, когда этот блок возвращался. Эти факты играют огромную роль в понимании языка тела.
 
Общее отношение нашего пациента к жизни имело также негативную природу
 
НЕТ пред ставляйте собой основную черту его характера. Несмотря на то, что он страдал и боролся против этой черты своего характера, он не мог избавиться от нее. Не важно, насколько сильно он хотел сказать "да", чтобы быть положительным, его характер постоянно говорил НЕТ. И исторические и биопсихологические функции этого "нет" со стороны его характера были легко объяснимы. Как и многим другим маленьким детям, его мать постоянно ставила ему клизму. По добно другим детям, он реагировал на это насилие ужасом и внутренней яро стью. Чтобы уменьшить степень своей ярости, он делал над собой усилие: опи рался на основание таза, изрядно сокращал дыхание, в общем выражал протест положением тела "нетнет". Все живое в нем хотело (но ему не позволялось) крикнуть НЕТ этому насилию. С тех пор открытая выразительность его жиз ненной системы стала по существу отрицать все и всех. И хотя эта отрицатель ная черта характера представляла собой острый симптом, это было в то же время выражением сильнейшей самозащиты, которая первоначально была ра циональна и обоснованна. Но эта самозащита, рационально мотивированная вначале, отразилась на функции мышц, которые постоянно стали напрягаться при любом раздражении. Я уже объяснял, что опыт детства имеет свойство "влияния прошлого" толь ко лишь в том случае, если это отражается в жестком панцире и в настоящее время.
 
В случае нашего пациента рационально мотивированное "нетнет" про шло через годы и трансформировалось в невротическое и иррациональное "нет нет". Другими словами, оно превратилось в постоянное состояние мышц, ко торое было готово выразить это. Выражение "нетнет" исчезло с расслаблением мышц в процессе лечения. Таким образом, историческое событие в виде по ступка матери потеряло свое патологическое значение. С точки зрения глубинной психологии, правильным было бы сказать, что в случае этого пациента аффект защиты был подавлен. С другой стороны, рас смотренное с позиции биологического ядра, это "подавление" не дает организму способности сказать ДА.
 
Положительная, утвердительная позиция в жизни воз можна только тогда, когда функции организма едины, когда плазматические возбуждения вместе с эмоциями, относящимися к ним, могут пройти через все органы и ткани беспрепятственно; короче, когда экспрессивные потоки плаз мы могут двигаться свободно. Если хотя бы один сегмент панциря ограничивает данную функцию, то выразительное движение утверждения нарушено. Маленькие дети в этом слу чае не могут полностью погрузиться в игры, подростки безобразничают на ра боте или в школе, взрослые действуют подобно движущемуся автомобилю с включенным тормозом. У воспитателя, учителя или технического руководителя создается впечатление, что этот человек ленив, непокорен и ни к чему не спо собен. Заблокированный человек, в свою очередь, везде ощущает провалы, "не смотря на все свое старание". Этот процесс можно перевести на язык живого организма: организм всегда действует биологически правильно, однако при проходе через него органных возбуждений, функционирование замедляется и выражение "я получаю удовольствие в действии" автоматически переводится в бессознательное "я не буду" или "я не хочу." Короче говоря, организм не отвечает за собственный аварийный режим. Этот процесс имеет всеобъемлющую важность.
 
Я умышленно выбрал клинические примеры, которые имеют общую применимость
 
На основе этих ог раничений в функционировании человека мы придем к более глубокому и все стороннему пониманию целой серии непонятных общественных явлений, ко торые останутся невыясненными без их биофизической предпосылки. После этого длинного, но необходимого отступления вернемся к пятому сегменту мышечного панциря. Мы уже говорили о выразительных движениях, которые проявляются при наличии первых четырех сегментов. Торможе ние мышц глаза выражает "пустые" или "печальные" глаза, твердо сжатая че люсть  "подавленную ярость". Плач или рев вырывается на свободу из "узла в груди". Язык тела без труда переводится на словесный язык, и выразительное дви жение сразу становится понятным, когда мы работаем на четырех сегментах. Ситуация усложняется, когда мы работаем на диафрагменном. Как только диа фрагменный сегмент панциря уничтожен, мы больше не в состоянии перевести язык движения на словесный язык.
 
Это требует подробного пояснения. Открытая выразительность, которая следует после того, как мы разрушили диафрагмен ный сегмент, ведет нас к непониманию глубины жизненной функции. Здесь мы сталкиваемся с новой проблемой: каким именно образом человеческое су щество связано с примитивным животным миром и с космической функцией энергии? Мы достигаем цели в разрушении диафрагменного сегмента, освобождая пациента многократно от "рефлекса кляпа", причем строго следя за тем, чтобы он не задерживал дыхание во время возникновения тошноты, а продолжал с силой вдыхать и выдыхать. Неоднократное освобождение от "рефлекса кляпа" неизбежно приводит к уничтожению диафрагменного сегмента панциря. Одна ко имеется предварительное условие: панцирь верхних сегментов должен быть уничтожен до этого, т.е. оргонный поток в области головы, шеи и груди должен течь совершенно свободно.
 
Как только диафрагма расширяется и сжимается свободно, т.е. дыхание функционирует полностью и самопроизвольно, корпус стремится, с каждым выдохом, согнуться в верхней области брюшной полости. Средняя часть брюш ной полости сокращена. Это и есть картина рефлекса оргазма. (Это всетаки искаженная картина, т. к. таз еще не в полной мере расслаблен).  Дальнейшее сгибание корпуса, сопровождающееся наклоном головы назад, выражает "отда чу". Понять это выражение не так уж и сложно. Сложности начинаются тогда, когда в движении появляются конвульсии. Выражение конвульсий в рефлексе оргазма не может быть переведено на словесный язык. Сложность возникает по определенной причине. Мы вынуждены предполагать, что имеется некоторое существенное различие между выразительными движениями, с которыми мы знакомились до сих пор, и экспрессивным движением всего корпуса, которое проявляется, когда функции диафрагмы свободны. Начиная с этого момента, я хотел бы попросить читателя следовать за мной с предельным терпением и не отказывать в доверии преждевременно.
 
Его терпение будет с лихвой вознаграждено результатами, которых мы достигнем. Мо гу заверить читателя, что я сам должен был набраться огромного терпения в течение многих лет, и полученные за эти годы данные я собираюсь описать. Раз за разом я отчаивался постичь рефлекс оргазма; казалось совершенно не возможным сделать этот основной биологический рефлекс доступным челове ческому пониманию. И всетаки я решил не сдаваться, я ни за что не хотел признать, что живой организм, который имеет понятный язык во всех осталь ных сферах, не в состоянии ничего выразить именно в центральной сфере, реф лексе оргазма. Это казалось столь противоречивым, столь нелепым, что я про сто не мог принять этого. Неоднократно я говорил себе, что я был единствен ным, кто утверждал, что живой организм просто функционирует, что это не имеет никакого "значения". Казалось правильным предположить, что "невыра зительность" или "бессмысленность" энергетических конвульсий указывали на следующее: в своей основной функции живой организм не обнаруживает про извольного значения. Однако позиция окружения, которая проявляется в реф лексе оргазма, является как выразительной, так и многозначительной. Несо мненно, энергетические конвульсии сами по себе полны выразительности.
 
Я должен был сказать себе, что естественная наука просто еще не постигла эту очень расплывчатую, а на самом деле универсальную, эмоциональную вырази тельность живого организма. Короче, внутреннее выразительное движение без внешнего эмоционального выражения казалась мне нелепостью. Рвота представляет собой один из подходов к проблеме, потому что паци ента зачастую рвет, когда диафрагменный сегмент панциря уничтожен. Когда у пациента нет способности кричать, то отсутствует и способность рвоты. Дан ное отсутствие не трудно осмыслить с помощью понятий оргонной биофизики. Вместе с сегментами панциря, лежащими наверху, диафрагменный блок меша ет перистальтическому волнообразному движению энергии тела вверх от живо та ко рту. В то же время "узел" в груди и "глотание," вместе с сокращением мышц глаза, мешают плачу. В других случаях диафрагменных блоков, имеется, в дополнение к неспособности к рвоте, постоянная тошнота. Там не может быть сомнений в том, что жалобы на "возбужденный живот" представляют со бой непосредственное следствие панциря в данной области, хотя мы все еще не слишком ясно представляли себе связь между ними. Рвота представляет собой биологическое выразительное движение, в чьи функции входит: судорожное изрыгание содержимого тела. Оно базируется на перистальтическом движении живота и пищевода в направлении, противопо ложном направлению его нормального функционирования, а именно по на правлению ко рту.
 
Рефлекс кляпа расслабляет диафрагменный сегмент радикально и быстро
 
Рвота сопровождается конвульсиями тела, резким сгибанием в области живота, шеи и резкими движениями таза. У маленьких детей рвота часто сопровождается поносом. В терминах энергии, сильные возбуждающие волны идут от центра тела вверх по направлению к рту и вниз по направлению к анусу. Эмо циональная выразительность в этом случае разговаривает на простейшем язы ке, который имеет несомненно глубокую биологическую природу. Нужно лишь понять ее. Общее движение, которое захватывает корпус в рвоте, является чисто фи зиологическим (а не эмоциональным), так же как и в случае рефлекса оргазма. Это подтверждено клиническими исследованиями: разрушение диафрагменно го блока приводит к первым конвульсиям корпуса, которые впоследствии раз виваются в рефлекс оргазма. Эти конвульсии сопровождаются глубоким выдо хом и волной возбуждения, которая распространяется вверх от диафрагмы по направлению к голове и вниз  по направлению к половым органам.
 
Известно, что разрушение верхних сегментов панциря является обязательным предварительным условием для появления обшей конвульсии корпуса. Двигаясь по на правлению к тазу. оргонное возбуждение неизбежно проходит через блок в середине брюшной полости, и поэтому или средняя часть брюшной полости резко и быстро сокращается, или таз движется назад и судорожно колеблется в этом положении. Это сокращение в середине брюшной полости представляет шестой само стоятельно функционирующий сегмент панциря. Спазм самой большой брюш ной мышцы сопровождается спастическим сокращением двух боковых мышц, которые пролегают от нижних ребер к верхнему краю таза.
 
Они легко могут пальпироваться как очень болезненные шнуры мышц. Более низкие мышцы спины, пролегающие вдоль позвоночника (Lafissimus dorsi, sacrospinalis и так да лее), соответствуют этому сегменту. Эти мышцы также могут быть пропальпи рованы как очень болезненные шнуры. Разрушить шестой сегмент панциря гораздо легче, чем другие сегменты. После того как он аннулирован, легко перейти к седьмому сегменту панциря тазовому. В большинстве случаев тазовый сегмент содержит почти все мышцы таза. Таз целиком сжимается. Анальная мышца сфинктера сжата, анус напряжен. Таз "мертв" и невыразителен. Эта "невыразительность" представляет собой "вы ражение" бесполости. Полностью отсутствуют какиелибо ощущения или воз буждения. С другой стороны, симптомов множество: запор, различные наросты в прямой кишке, воспаление яичников, полипы матки, доброкачественные и злокачественные опухоли. Раздражение мочевого пузыря, анестезия влагалища и поверхности полового члена со сверхчувствительностью мочеиспускательно го канала  также симптомы наличия тазового панциря.
 
У мужчин результатом аноргонии таза становится невозможность достичь эрекции или страх сверх возбудимости, приводящей к преждевременной эякуляции. У женщин наблю дается полная анестезия влагалища или спазм мышц влагалища. Существует специфический "тазовый страх" и специфическая "тазовая ярость". Оргазмическая импотенция приводит к вторичным импульсам, которые побуждают к достижению полового удовлетворения силой. Неважно, как долго сдерживается биологический принцип удовольствия,  импульсы акта любви могут начаться, результатом чего обязательно будет удовольствие. Но поскольку панцирь не позволяет конвульсиям пройти через тазовый сегмент, ощущения удо вольствия немедленно превращаются в импульсы ярости. Результатом является мучительное чувство "получить, несмотря ни на что", которое не может быть названо иначе как садистским.
 
В тазе, как и в других частях живого организма, заторможенное удовольствие преобразуется в ярость, а заторможенная ярость преобразуется в мышечные спазмы. Это без труда может быть подтверждено клинически. Ощущения удовольствия в тазе не могут появиться до тех пор, пока тазовые мышцы не будут освобождены от ярости. В тазовом сегменте, как и во всех остальных мышечных сегментах, "пуль сация" или "прорыв" возникает посредством сильных резких передних движе ний. Внешняя выразительность этих движений целенаправленна и весьма оче видна. Наряду с выражением ярости также отчетливо очевидно выражение пре зрения, презрение к половому акту и особенно презрение к партнеру, с которым этот акт совершен. Ярость, которая подавляет первоначальные порывы любви, ненависть и садизм являются частью и предпосылкой презрения современного человека к сексу. Я не говорю о тех случаях, когда половой акт приводит к получению выгоды или средств к существованию. Я говорю о большинстве людей всех слоев общества. Ярость и презрение, которые так исказили выразительные движения сексуальной любви, выражаются распространенными не пристойными словами. Я дал тщательное описание полученных данных в пер вом томе моей книги "Открытие органа". Поэтому здесь я не буду вдаваться в детали.
 
Эмоциональное выражение рефлекса оргазма и полового наложения
 
Немаловажным для нашей основной темы представляется факт, что тазо вый панцирь имеет выразительность, которую без труда можно перевести на словесный язык, и что освобожденные эмоции говорят на понятном языке. Но это верно только для эмоций панциря. Это неверно для выразительных движений, которые регулярно появляются после уничтожения страха и ярости. Эти движе ния заключаются в мягких перемещениях таза вперед и вверх, отчетливо выра жающих желание. Ктото инстинктивно может провести параллель с колеба тельным движением кончика туловища насекомых, например, ос, пчел, стре коз и бабочек, во время полового акта.
 
Основная форма этого движения показана на рисунке. Наш субъективный осязательный орган говорит нам, что любое стремле ние к отдаче сопровождается страстным желанием. Страстным желанием чего? И в чем заключается отдача? Словесный язык выражает цель страстного желания и функции отдачи сле дующим образом: поскольку организм развивает рефлекс оргазма, требование удовлетворения появляется страстно и непреодолимо. Требование удовлетво рения отчетливо сфокусировано на половом акте. Собственно, в половом акте каждый "поглощен" ощущением собственного удовольствия; хотя каждый "от дает себя партнеру".
 
Необходимость в словесном языке появляется, когда нужно объяснить однозначно этот природный феномен. Я говорю: требование появляется. По скольку словесный язык  это всего лишь перевод с выразительного языка живого организма, мы не знаем, действительно ли слова "страстное желание" и "удовлетворение" выражаются рефлексом оргазма. Мы уже установили, что выразительное движение оргазмических конвульсий не может быть переведено на словесный язык. Давайте сделаем еще один шаг в направлении сомнений в способности словесного языка немедленно сделать естественные явления понятными.
 
Читатель придет в замешательство от нашего следующего вопроса
 
Однако если он задумается хоть на мгновение, он признает, что слова зачастую могут увести нас от ясного понимания процессов. Вот наш вопрос: Откуда берется чрезвычайная роль полового влечения? Ни у кого нет со мнений в его изначальной и инстинктивной силе. Никто не может избежать этого; все живые создания подвержены ему. В самом деле, спаривание и биологические функции связаны с ним основной функцией живого орга низма  это функция продолжения его рода. Спаривание представляет собой основную функцию "плазмы микроба", как утверждал Вейсман; оно бессмерт но в прямом смысле слова. Homo sapiens (человек разумный  лат).  просто отрицал, но никоим образом не устранял эту могущественную силу приро ды. Мы знаем ужасные человеческие трагедии, которые следовали из этого отрицания. Существование живого организма представлено наложением двух оргон ных систем различного пола. Мы вынуждены признать, что у нас нет ответа на простейшие вопросы: Откуда происходит функция наложения двух созданий раз личного пола? Какова его важность? Что оно "обозначает"? Почему течение живой природы представлено именно в этой форме движения, а не в какойлибо другой? Самая общая форма движения, представленного половым наложением, по казана на рисунке. Половое наложение происходит вместе с оргонным свечением ячеек тела и слиянием двух оргонных энергий системы в функциональную единицу.
 
Две оргонных системы, ставшие одной, выплескивают свою энергию на вершине возбуждения в мышечные конвульсии. В данном процессе энергетически силь но заряженные субстанции, т.е. клетки спермы, эякулированы и, в свою оче редь, продолжают осуществлять функцию наложения, проникновения, слия ния и выделения энергии. Словесный язык не способен полностью объяснить этот процесс. Концеп ции, сформированные словесным языком вокруг процесса полового наложе ния, сами по себе происходят от ощущений органа, который представляет, сопутствует и следует за наложением. "Страстное желание", "понуждение", "спаривание", "удовлетворение" и так далее  просто отражения естественного процесса, который не может быть объяснен с помощью слов. Чтобы постичь этот естественный процесс, мы вынуждены искать другие первичные естест венные процессы, которые имеют более общее значение, чем половое наложе ние организма, и более глубоки, чем ощущения органа, которому соответству ют концепции словесного языка. Несомненно, что рефлекс оргазма функционирует согласно естественным законам. Это становится очевидным при каждом успешном лечении, когда сегментарный панцирь, ранее чинивший препятствия его ходу, полностью раз рушен.
 
Аналогично не должно возникать сомнений в том, что половое нало жение соответствует естественным законам природы, когда рефлекс оргазма функционирует свободно и никакие социальные препятствия не стоят на его пути. Мы вынуждены сделать отступление и объединить большое число естест венных феноменов для того, чтобы постичь выразительный язык живого орга низма в рефлексе оргазма и в наложении. Слабость словесного языка в этом случае указывает на функцию природы за пределами сферы живого. Здесь мы используем слово "за пределами" не в сверхъестественном, мистическом значе нии, а в смысле функционального отношения между живой и неживой природой. Пока что мы должны признать, что словесный язык способен описать толь ко те явления жизни, которые можно постичь с помощью ощущений органа и соответствующих выразительных движений, например, движений, выражаю щих ярость, удовольствие, тревогу, раздражение, разочарование, скорбь, отдачу и так далее. Однако ощущения органа и выразительные движения не являются окончательными критериями. С определенной точки зрения, естественный за кон неживого вещества должен с необходимостью влиять на живой организм и выражать себя в нем.
 
Это верно, если живое является следствием неживого и возвращается к нему
 
Ощущения органа, которые по своей специфике соответ ствуют живому организму, могут быть интерпретированы словами. Но мы не можем вложить в слова выразительные движения организма, который по своей специфике не принадлежит живому, но спроецирован в сферу живого из сферы неживого. Поскольку живое происходит от неживого, а неживое происходит из космической энергии, мы имеем подтверждение тому, что в живом есть функ ции и космической энергии. В связи с этим весьма возможно, что непереводимые выразительные движения рефлекса оргазма в половом наложении объясняются действием космических оргонных функций. Я прекрасно осознаю важность этой рабочей гипотезы. Клинически уста новлено, что оргазмическое сильное влечение, т.е. желание наложения, всегда происходит вместе с космическим влечением и космическими ощущениями.
 
Мистические идеи бесчисленных религий, вера в Высшее, доктрина переселе ния души, и так далее, возникают, все без исключения, из космического влече ния; и, функционально, космическое томление отражается в выразительных движениях рефлекса оргазма. При оргазме живой организм является не чем иным, как частью пульсирующей природы. Идея, что человек и животные в общем пред ставляют собой "часть природы" известна и широко распространена. Однако легче сказать, чем понять, в строго научном смысле, где конкретно существует функциональная идентичность живого вещества и природы.
 
Можно сказать, что принцип локомотива функционально тождественен аналогичному принци пу в случае простой тачки. Но локомотив существенно отличается от тачки, и мы должны уметь объяснить, как локомотив развивался от тачки на протяже нии веков. Мы видим, что проблема выразительного языка живого организма значи тельно сложнее, чем может показаться поначалу. Давайте попытаемся пойти дальше и поищем сходства, которые объединяют более высоко развитые фор мы жизни с менее развитыми. Техника оргонной терапии показала, что червь все еще действует в челове ческом организме. Сегментарное строение панциря явственно подтверждает это.
 
Разрушение этого сегментарного панциря высвобождает выразительные дви жения и плазматический поток, независимый от анатомического строения нер вов и мышц у позвоночных. Они очень хорошо согласуются с перистальтиче скими движениями кишечника, червя или простейшего одноклеточного. Несмотря на свое происхождение от филогенетически старших форм жиз ни, человек все еще рассматривается преимущественно как оригинальное соз дание вне связи с формами, от которых он произошел. Сегментарная характе ристика и, таким образом, характеристика биологической системы стержня от четливо проявляются в сегментах позвоночника и нервных узлов.
 
Однако такая стержневая система сегментарна не только в морфологической, т.е. жесткой, форме. оргонные функции также представляют собой функциональные сег менты, т.е. функции, имеющие особо современную важность. Они не являют ся остатками мертвого прошлого в живом настоящем. оргонные функции и кольца панциря представляют собой самые активные и наиболее важные эле менты функционального аппарата настоящего, стержня всех биологических функций человеческого организма. Биологически важные ощущения органа и эмоции удовольствия, тревоги и ярости происходят из сегментарных функций человеческого организма. В то же время расширение и сокращение как функ ции удовольствия и тревоги присутствовали в живом организме на всем пути от амебы до человека. Когда ктонибудь счастлив, он держит голову высоко; когда ктонибудь испуган, он сжимается, подобно тому, как червь втягивает свою голову.
 
Если амеба и червь в человеческом организме продолжают действовать в качестве стержневых элементов его эмоционального функционирования, тогда наши усилия связать и, тем самым, свести основной биологический рефлекс оргазмического наложения к простейшим плазматическим функциям совер шенно оправданны. Выше мы утверждали, что разрушение диафрагменного сегмента неизбеж но приводит к первым оргазмическим конвульсиям тела. Мы также подчеркну ли, что конечности были просто продолжениями двух сегментов груди и таза.
 
Самые крупные и наиболее важные нервные узлы находятся в середине корпуса, возле спины
 
Теперь же мы хотим совершить мысленный прыжок, который, на первый взгляд, является "антинаучным", "необоснованным" и действительно "сума сшедшим". Впоследствии мы сможем оглянуться и посмотреть, не испортили ли мы чтонибудь. Каждый из нас видел кошку с выгнутой спиной. Мягкое тело кошки напряжено, голова и задние лапы слабо подрагивают. В реальной жизни можно представить себе любое животное, в том числе и человека, в таком же положении. Не легко прочитать внешнюю выразитель ность этого особого положения напрямую. Если наблюдать его внимательно в течение некоторого времени, создается впечатление медузы с щупальцами.
 
Биофизике предстоит научиться читать формы движения с помощью формы тела и формы выразительности, исходя из форм движения. В дальнейшем мы к этому еще вернемся. Здесь же наблюдается явное сходство положения с пози цией медузы с щупальцами. Мы можем развить аналогию. Когда медуза двига ется, щупальца сближаются и расходятся в ритмичном чередовании. Это эври стическая субстанция нашего мысленного прыжка: выразительные движения в рефлексе оргазма, рассмотренные в терминах тождественности функции,  точ но такие же, как у живой плавающей медузы. В обоих случаях концы тела ритмично движутся по направлению друг к другу, как будто хотят дотронуться друг до друга. Когда они сближаются, мы имеем состояние сокращения.
 
Когда они далеки, насколько это возможно, мы имеем состояние расширения или релаксации оргонной системы. Это крайне примитивная форма биологической пульсации. Если эта пульсация ускорена, если наблюдается клоническая форма, то мы имеем выразительное движение оргазмической конвульсии. Выделение икры у рыбы и спермы у животных связано с этой плазматической конвульсией тела в целом. Оргазмическая конвульсия сопровождается вы сокой степенью возбуждения, которое мы испытываем в качестве удовольствия в "высшей точке". Короче говоря, выразительное движение рефлекса оргазма представляет весьма немаловажную, современную мобилизацию биологической формы движения, которая идет еще со стадии амебы.
 
Взгляните на рисунок, иллюстрирующий движение медузы. При тщательном изучении функциональная тождественность движения ме дузы и оргазмической конвульсии оказывается значительно менее странной, чем это могло показаться поначалу. Ввиду того, что в сегментарном устройстве панциря и в сфере эмоций червь "продолжает функционировать" в человеке, нет ничего особенного в том, что функция медузы выражена в конвульсии тела в целом. Мы должны будем смириться с мыслью, что мы имеем здесь дело не с атавизмами нашего филогенетического прошлого, а с современными биоэнерге тически важными функциями в высокоразвитом организме.
 
Самые примитивные и самые развитые плазматические функции существуют бок о бок и функционируют, как если бы они были соединены друг с другом. Развитие более сложных функций в организме (функций, которые мы называем "высшими") не влияет на существование и функцию "медузы в человеке". Именно эта медуза в человеке представляет его единство с менее развитым животным миром. Точно так же как теория Дарвина выводит происхождение человека от низших позвоночных на основе морфологии человека, оргонная биофизика прослежи вает эмоциональные функции человека гораздо дальше  к формам движения моллюсков и простейших. Функциональная идентичность жизненных функций человека с функция ми примитивных органических форм движения простирается гораздо дальше сравнения с медузой.
 
Таким образом, то, что мы называем "природой в человеке", может быть переведено из сферы мистики и поэтической фантазии в конкретный, объек тивный и практический мир естественной науки. Здесь мы имеем дело не с метафорическими аналогиями, и еще меньше с сентиментальным восприятием; мы имеем дело с осязаемыми, видимыми и управляемыми процессами живого организма.

Оглавление

Психология

 
www.pseudology.org