Эдуард Фальц-Фейн

«Вы чудные люди, но вы все путаете...»

Так начал разговор с Любой Гуровой старейший участник конгресса – живущий в столице Лихтенштейна Вадуце легендарный 90-летний барон Эдуард Фальц-Фейн.

живущий в столице Лихтенштейна Вадуце легендарный 90-летний барон Эдуард Фальц-Фейн   – Вы говорили, что знали семью Набоковых в Берлине...

   – Что значит знал! Они – мои родственники! Пожалуйста, не путайте! Вы чудные люди, но вы все путаете. Вот он напутал, меня представил, что я с 34-го года – представитель ТАСС. А я стал с ТАСС работать только в последние 30 лет. Тогда же еще не было ИТАР-ТАСС, в 34-м году. Я же был маленький 20-летний мальчик, журналист, здесь, в Берлине, но представлял французскую прессу, так как я во Франции учился...

Да, Набоковы. Я их не знал, но они мои родственники, мы же вместе выехали, пять больших семей России – Набоковы, фон Шлиппе, Епанчины, Скадовские, Фальц-Фейны. И последний Скадовский живет еще в Берлине, я завтра его встречаю.
   Завтра, нет, в воскресенье, я повсюду поеду, и на кладбище, и помолюсь. Какой еще вопросик?

   – Часто ли вы бываете в Берлине?

   – Да никогда. Вот я первый раз после 30 лет попал опять сюда. Я бываю очень часто в Москве, в Украине, те места где я родился и где мои предки творили чудеса – в Аскания – Нова, я, конечно, часто туда езжу, но к сожалению, там все в пух и прах, и еле-еле они там раскручиваются.

   – А с Берлином у вас связаны скорее неприятные воспоминания?

   – Нет. Это когда-то было, что ж поделаешь, 85 лет тому назад. Но это было, вы себе не можете представить – сюда наехало около 100 тысяч русских эмигрантов. Почему они выбрали Берлин как первый иностранный город – я до сих пор не понимаю. Но все попали сперва в Берлин. И мы здесь жили три-четыре года. А потом поехали дальше в Америку, во Францию, в Швейцарию. А я попал на юг Франции, потому что папа был умница, он в 1905 году поехал на юг Франции, и как раз первая революция, которая не вышла – и он купил себе домик там, и это спасло нас, потому что мы приехали сюда в рубашке, у нас ничего не было, ничего мы не привезли, но так как папа умер здесь, мама забрала меня, поехали в Ниццу, продали дом, и этих денег хватило до тех пор, как я начал сам зарабатывать деньги как журналист во французской прессе.
   Вот приблизительно то, что вы хотели узнать, и я вам ответил, хорошо?

   – Спасибо

Источник


Набоков

www.pseudology.org