26 июня 2003
Интервью ведет Алесей Разоренов
Азарий Плисецкий: "С Майей встречаюсь редко"

Азарий Михайлович ПлисецкийАзарий Михайлович Плисецкий, известный хореограф и балетный педагог, уже 25 лет живет за границей. Он работает с труппой Мориса Бежара и преподает в разных странах мира. На днях ему исполнилось 66 лет.

"Yтро": Азарий Михайлович, как же это Вас выпустила советская власть?..

Азарий Плисецкий: Это случилось во время гастролей труппы Мориса Бежара в Москве. В 1978 г. прошли первые, очень громкие, выступления бежаровской труппы. И он пригласил меня работать с его труппой "Балет ХХ века". Конечно, пришлось идти на поклон к тогдашнему министру культуры Демичеву, ходил сам Морис.

Но я ведь не был беженцем, эмигрантом - я просто уехал работать и всегда мог приезжать в Москву.

"Y": И приезжали?

А.П. Конечно. Я работал как хореограф над фильмом-мюзиклом "Мэри Поппинс", о чем вспоминаю с большой теплотой, потому что нашел новых друзей, например, Наташу Андрейченко…

"Y": А где сегодня Ваш дом?

А.П. У меня квартира в Лозанне с садиком, в котором я выращиваю цветы - на берегу Женевского озера. Но летом я в Москве, на даче.

"Y": С Майей Михайловной встречаетесь?

А.П. Редко, потому что мы все время в разных странах, на гастролях. Но она продолжает выступать. Недавно танцевала в Японии в "Послеполуденном отдыхе фавна", поставленном Нижинским еще в начале прошлого века.

"Y": Она поразительная долгожительница в балете. А Алисия Алонсо тоже еще выступает, ведь она, кажется, еще старше?..

А.П. Ну, ее только выводят на сцену. Она очень больна и почти слепая.

"Y": Как проходит Ваш день?

А.П. В трудах по всему миру. Более всего с тремя коллективами Бежара: взрослой труппой, молодым балетом, который недавно приезжал в Москву, а также в его школе "РУДРА", которую некоторое время назад открыл Морис. Недавно я также поставил "Ромео и Джульетту" в Японии и работал с Михаилом Барышниковым в США.

"Y": Говорят, он построил роскошную виллу в Доминиканской Республике…

А.П. Не такую роскошную, как у его соседей, например, у Хулио Иглесиаса… Но места там воистину прекрасные. Миша сейчас строит и Международный балетный центр в Нью-Йорке. Вероятно, он откроется в будущем году.

"Y": Бежара сегодня часто упрекают в популяризаторстве, даже в китчевости его постановок…

А.П. И что?.. Он так много сделал для балета, что может себе позволить делать то, что хочет. Он - новатор. Когда-то первым так использовал свет, звук, национальные ритмы, экраны. Его "Болеро" стало хрестоматийной постановкой, если угодно. Классической в своем роде. В спектакле танцевали и Майя Плисецкая, и Хорхе Донн, и Марсия Хайде. А один из последних его спектаклей - "Свет", посвященный певице Барбаре, которую он знал на протяжении тридцати лет и которой восхищался,- замечательная вещь. Он и сегодня новатор. Посмотрите, что происходит в его школе, где преподавание ведется по методу знаменитой Марты Грэм.

"Y": Эклектизм бежаровских постановок - разве это не разрушение целостного жанра?

А.П. Сегодняшнее искусство - совсем не то, каким оно было, скажем, 30 лет назад. Бежар использует элементы драмы, даже шоу, но делает это удачно. Морис - прирожденный педагог. Он хочет передать то, что когда-то его взволновало, дать почувствовать это зрителю и самим артистам

Источник


Начало

 
www.pseudology.org