2000
Фатех Вергасов
Блистательной Майе Плисецкой 20 ноября исполнилось 75 лет

«Рыжая, как морковка, вся в веснушках, с голубым бантом в волосах, зелеными глазами и белесыми ресницами» — такой была она в 5 лет. Своевольный ребенок, неслух, незнающий усталости, и действительно, с детства обожавший танцевать.

Мама Плисецкой была киноактрисой — Ра (Рахиль) Мессерер. «Было в ней что-то от древних персидских женщин. Потому и приглашали ее сниматься в кино на роли узбекских женщин...

Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и пр., и пр., — она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет тюрьмы».

Отец Михаил Плисецкий был родом из тихого белорусского пропыленного Гомеля. Худощав, поджарист, строен с пристальными серо-зелеными глазами. Внешность свою Майя унаследовала от отца.

В студенческие годы — весельчак, заводила всех розыгрышей, картежник, азартный бильярдист, имевший прозвище «Веселовский». Не одному ему советская система переломала хребет, сломала судьбу, поменяла характер, лишила жизни.

В 1932 г. Отто Шмидт назначил Плисецкого генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене. Семья отправилась на край света.

В 1937 году Михаила Плисецкого арестовали, в 38-м расстреляли, а в хрущевскую «оттепель» посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления».

2

Так закончилось детство Майи Плисецкой. Вся остальная жизнь — это балет. Впереди — «Умирающий лебедь» Сен-Санса, «Лебединое озеро» Чайковского, Кармен в «Кармен-сюите» Бизе-Щедрина, звание народной артистки СССР, Ленинская премия, но это все впереди. А в 1934 г. она держит экзамен в Московское хореографическое училище.

Заявлений мало, но природная артистичность в особой цене. Судьбу юной Майи решил незатейливый реверанс, отпущенный ею приемной комиссии. Через много-много лет, в июле 1991 года испанский король Хуан Карлос I вручал Плисецкой высший орден Испании. Как вспоминает сама Плисецкая: «Теперь я exsima donna Майя...

Вышколенные придворные, следящие за этикетом двора, загодя пытали меня вопросами — буду ли я держать в ответ благодарную речь? Я пообещала: «Моей речью будет реверанс...» Они недоверчиво согласились. Я сдержала свое слово. Все программы телевизионных новостей несколько дней кряду «цитировали» благодарный спич, все показывали и показывали мой танцевальный поклон Королю, Королеве Софии, высшему свету».

3

Майя Плисецкая гастролировала во многих странах Европы и Америки с неизменным успехом, в последние годы возглавляла труппу Национального балета Испании. Неувядаемой Плисецкой сегодня 75 лет. «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию?

Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Кровожадные революционары, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

Я цитирую Плисецкую из ее же книги. Всемирно известная балерина назвала свою книгу «Я, Майя Плисецкая». Книга вышла в Москве, в 1997 году, в издательстве «Новости» и посвящена мужу — композитору Родиону Щедрину. Это необычная книга — Майя Плисецкая описывает свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела пишет о главной сцене России — Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала клониться к закату. Пишет она талантливо и весьма откровенно, высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Прочтите эту книгу.


Майя Плисецкая - женщина, которая танцует

"Меня спрашивают, как долго я еще буду танцевать? Я танцую ради искусства, а не ради денег. Мне по-прежнему интересно танцевать", - уверяет Майя Плисецкая. И действительно, видя ее танец, понимаешь, что время не властно над примой мирового балета. Родилась Майя Михайловна в 1925 году. Когда будущей приме было семь лет, семья Плисецких переехала на остров Шпицберген, где отец работал начальником советских угольных рудников. В период сталинских репрессий отец Плисецкой был расстрелян, мать - попала в тюрьму.

Майя Плисецкая, дочь актрисы немого кино, тоже избрала безмолвное искусство пластики - балет. Тягу к танцу она испытывала с раннего детства: "В самом младенчестве, стоя на кроватке с сеткой и держась руками за холодную и искривленную палку, я приседала и вытягивалась в такт хриповатому голосу няни Вари...

Не исключено, что, проделывая эти упражнения целыми днями, я здорово укрепила ноги. После колыбели ретиво бегала на высоких полупальцах, выбивая дырки на ботинках. Первый визит в театр я нанесла в пятилетнем возрасте. Пьеса называлась "С любовью не шутят". Театр был драматическим, музыки не было. Танца не было. Я ушла, пораженная прямо в сердце".

Вскоре девочка дебютировала в опере Даргомыжского "Русалка". Вернувшись со Шпицбергена в Москву, 9-летняя Майя поступила в балетное училище. Ее судьбу решил "незатейливый реверанс, отпущенный приемной комиссии". В 1943 г. после окончания Московского хореографического училища Плисецкую взяли в труппу Большого театра. Впервые успех в театре пришел к молодой балерине в "Шопениане". Каждый ее прыжок вызывал гром аплодисментов. К концу войны, когда в Большой вернулись звезды театра, слава Плисецкой уже прочно утвердилась.

В конце 1950-х с гастролями по США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде к русской балерине пришла всемирная известность. Плисецкая была близкой приятельницей Лили Брик. Портрет Плисецкой рисовал Марк Шагал, для нее ставил балеты Морис Бежар</a>, ее приглашали на приемы президенты, премьер-министры и короли. Роберт Кеннеди, узнав, что у Плисецкой день рождения в один день с ним, каждый год неизменно присылал корзину цветов и подарок. Пьер Карден подарил балерине костюмы для "Анны Карениной" и "Чайки".

Майя Плисецкая - не только великая балерина, но и талантливый постановщик. Она участвовала в постановке балетов "Чайка", "Дама с собачкой", а также "Кармен-сюита", "Анна Каренина" на музыку своего мужа Родиона Щедрина. "Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Это - и по счастливой природе независтливого характера своего и благодаря спокойной убежденности в силе своих великих изначальных творческих возможностей", - говорит Плисецкая.

Сама она более амбициозный человек: "Плисецкий стиль", могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экранов телевизора, нет-нет да и увижу свое преломленное отражение - поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу".


После гибели отца и ссылки матери Майю Плисецкую удочерила сестра матери, Суламифь

Майа Михайловна Плисецкая и Родион Константинович ЩедринВ 1943-88 в Большом театре (Одетта-Одиллия - "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, 1947; Китри - "Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса, 1951).
 
Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: "Анна Каренина" (1972, совместно с другими балетмейстерами), "Чайка" (1980) и "Дама с собачкой" (1985).
 
В 1988-90 художественный руководитель балетной труппы "Театро лирико насиональ" (Мадрид), получила дворянское звание от короля Хуана Карлоса.
 
Воспоминания: "Я, Майя Плисецкая", 1994. Ленинская премия (1964).
Муж - Родион Константинович Щедрин

Я, Майя Плисецкая
подготовили: Чернявская О., Бескровная О.

Краткая биография и творчество

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В 1932-1934 гг Майя Плисецкая вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В период сталинских репрессий 1937-1938 гг отец Майи Плисецкой был расстрелян, мать - заключена в тюрьму

В 1934 году Майя Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище и окончила его в 1943 г В апреле этого года Плисецкая была принята в труппу Большого театра Первую главную партию (Маша - в балете П Чайковского "Щелкунчик") исполнила в 1944 г В пластике Плисецкой танцевальное искусство достигло высокой гармонии ("Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса), она нашла новые грани интерпретации музыки Чайковского, Глазунова, Бизе .

Артистической индивидуальности балерины близки и лирические и героические партии Одетто-Одилия ("Лебединое озеро" Чайковского), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" Прокофьева), Раймонда ("Раймонда" Глазунова), Кармен ("Кармен-сюита" Бизе-Щедрина) В октябре 1958 г М Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина

В танце М Плисецкая всегда сочетала лучшие традиции русской хореографической культуры и новаторские устремления современных хореографов

В 1972 г она поставила в Большом театре (совместно с другими балет- мейстерами) балет "Анна Каренина"'на музыку Щедрина и исполнила в нем заглавную роль В 1980 г также в Большом театре поставила балет 'Чайка" Щедрина (по

мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной Плисецкая с большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки В конце 1980-х - начале 1990-х гг Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании .

М Плисецкая награждено советскими и иностранными орденами, ей было присвоено звание Народной артистки СССР (1959) и присуждена Ленинская премия (1964) .

В июле 1991 г король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание .

29 ноября 1995 г на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие .

Детство

Я была ребенком своевольным, неслухом, как все меня обзывали. Спустила по течению ручейка свои первые сандалики вместо корабликов, которые усмотрела на старинной почтовой открытке. Мама долго убивалась. Достать детские туфельки было задачей неразрешимой. Иди побегай по всей Москве. "Трудное время, трудное время", -причитала мама. Так я и слышу с тех пор по сей день - трудное время, трудное время. Бедная моя Родина!..

Какой я была в пять лет? Рыжая, как морковка. Вся в веснушках, с голубым бантом в волосах, с зелеными глазами и белесыми ресницами. Ноги были у меня крепкие, ляжки тугие. В самом младенчестве, стоя на кроватке с сеткой и держась руками за холодную и искривленную палку, я приседала и вытягивалась в такт хриповатому голосу няни Вари:

а я маленькая, аккуратненькая, и что есть на мне, пристаеть ко мне... Не исключено, что, проделывая эти упражнения целыми днями, я здорово укрепила ноги. После колыбели ретиво бегала на высоких полупальцах, выбивая дырки на ботинках. Первый визит в театр я тоже нанесла

в пятилетнем возрасте. Пьеса называлась "С любовью не шутят" Автора я не помню, да и не требуйте этого от маленькой девочки. Театр был драматическим, музыки не было. Танца не было. Но я ушла, пораженная прямо в сердце.

Родственники

Главой семьи был мой дед, московский зубной врач Михаил Борисович Мессерер. Родом он был из Литвы и образование получил в университете г.Вильно. Родным языком в семье был литовский. В Москву дед перебрался со всеми домочадцами - в 1907 году. Шестеро из его детей, включая и мою мать, родились в Вильно.

Рахиль, моя мать - небольшого роста, круглолицая. С огромными карими глазами, маленьким носом-пуговкой. Закончила она ^ институт кинематографии снималась в немых чувствительных фильмах недолго, 4-5 лет, и сыграла с десяток ролей. В титрах фильмов ее величали Ра Мессерер. Жизнь намучала ее предостаточно. Она была и киноактрисой и телефонисткой, и регистраторшей в поликлинике, и массовиком в самодеятельности.

А характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в 38-м году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, face="Times New Roman" - она наотрез отказалась. Случай по тем временам геройский. Ей дали восемь лет тюрьмы.

Отец мой был уроженцем тихого яблоневого, пропыленного города Гомеля. Плисецкие берут истоки из тех, щемящих душу негромкой красотой краев, белорусских криниц. Родился он в самом начале века - 1901 году. А в 1918-м, 17-летним подростком, "записался в коммунисты", вступил в партию. Как и все донкихоты той лихой годины, он исступленно верил в книжную затею - осчастливить все человечество, сделать его бессеребреным и дружелюбным.

За свое легковерие и прожектерство отец заплатил сполна. В 1938 году чекисты расстреляли его, 37-летнего, а в хрущевскую "оттепель" посмертно реабилитировали "за отсутствием состава преступления". Какая банальная заурядная история!..

Судьба

В то время страну еще не успел обуять балетный бум. Это теперь все хотят учиться "на Анну Павлову" у музы Терпсихоры, танцевать "Лебединое" на сцене Большого для американского президента, гастролировать по миру. Вот бы записаться на Трехгорную мануфактуру или Завод Ильича. Так нет тебе, подавай им Рампу.

В 1934 году заявлений в балетное училище было мало. Что-то около 30-ти, если меня не подводит память. Но уж никак не тыща, как теперь. От поступавшего требовались лишь годные физические данные, крепкое здоровье, музыкальность, - непременно - чувство ритма. Мы дансантно ходили под музыку, темпы которой намеренно часто ломали, чтобы определить - слышит ли тело эти перемены. В особой цене была природная артистичность. Мою судьбу решил незатейлевый реверанс, отпущенный мною приемной комиссии.

- Эту девочку мы возьмем.

Судьба моя была решена. Я стала учиться балету.

Любовь

Впервые мы встретились в доме Бриков в 1959 году, когда в Москву приехал Жерар Филипп. В этот осенний французский вечер Щедрин много играл на Бриковском "Бехштейне" своей музыки, которая увлекла присутствующих. Какая-то искра обоюдного интереса пробежала между нами, но тут же затухла. Последующие годы мы несколько раз мимолетно виделись с Щедриным, мило перекидывались шутливыми репликами, но мне казалось, что он сердится на меня...

... Явившийся мне с неба головокружительный роман отвлек от мыслей о Тбилиси и от несостоявшейся поездки во Францию и Бельгию (М.Плисецкая долгое время была "невыездной" - прим. авт.). Поездка-то состоялась, труппа "хорошо" поехала. Я - осталась дома. Мне не привыкать. Но этот удар был не таким болевым. Когда рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее, светлее, брезжит надежда. Найдем выход из катакомб, вдвоем - обязательно найдем!..

На титульных листах четырех балетов Родиона Щедрина стоит мое имя:

"Конек-Горбунок" - Майе Плисецкой.
"Анна Каренина" - Майе Плисецкой, неизменно.
"Чайка" - Майе Плисецкой, всегда.
"Дама с собачкой" - Майе Плисецкой, вечно...

Расхожее жеманство вовсе не остановит меня сказать о музыке мужа своего, что я ощущаю, что чувствую.

Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Это - и по счастливой природе независтливого характера своего и благодаря спокойной убежденности в силе своих великих изначальных творческих возможностей.

Да еще постоянная погруженность в музыку

Елена Михайловна Ильющенко спросила меня однажды, когда я только вышла замуж за Щедрина: "Как можно лечь в постель с человеком, у которого в голове всегда музыка?" "Можно, Елена Михайловна, можно, и совсем неплохо можно!.."

Но, в сущности, непросто, когда два художника живут бок о бок. Кому-то одному день ото дня надо уступать дорогу. Если делать это постоянно, через усилия, стискивая зубы, - мнимое равновесие в конце концов непременно нарушится и... конец союзу.

Есть у Щедрина оригинальное симфоническое сочинение Называется оно "Автопортрет", посвящено самому себе (так помечена начальная страница). Год написания - 1984-й. До перестройки! До начала еще пробуждения от летаргического 70-летнего сна - это сейчас все смелыми, независимыми стали. face="Times New Roman" . . Это - музыкальная исповедь. И если не глухи вы, то разберетесь третейски, сами - кто есть Щедрин, во что он тогда веровал.

Творчество

"Лебединое озеро"

В жизни моей этот балет Чайковского сыграл решающую роль. Я станцевала его более 800 раз и танцевала 30 лет: 1947-1977 гг. Это как годы рождения и смерти на гробовом обелиске. 30 лет - целая жизнь.

...Наверное, я танцевала "Лебединое озеро" несовершенно. Были спектакли удавшиеся, были с огрехами. Но моя манера, принципы, кое-какие танцевальные новшества привились, утвердились. "Плисецкий стиль", могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экранов телевизора, нет-нет да и увижу свое преломленное отражение - поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз.

Я радуюсь этому.

... Я грущу.

Мои балеты.

Премьера Анны Карениной.

Застывший зал взрывается аплодисментами. А зал сегодня - трудный. Вся Москва Верившие в наш замысел. Злоязычные скептики, холодные циники, все и вся наперед знающие. Беспечные, милые иностранцы, читавшие перед началом с переводчицами в програмке сюжет балета чем эта историйка закончится?.. И моя близкая, роднющая, немножко любимая мною московская публика. Моя публика Публика, простоявшая прошлую ночь напролет у касс Большого, чтобы попасть сегодня на галерку... На мою премьеру.

Эпилог

Свое 50-летие я отмечала премьерой бежаровского "Болеро" в Брюсселе.
60-летие - премьерой "Дамы с собачкой".

Как водится, балерины празднуют этот сволочной возраст, горделиво восседая в лучах прожекторов в ближней к сцене драпированной ложе. И каждый из занятых в танцевальном вечере в честь юбилярши Абвгдеж чинно, с манерным поклоном преподносит оной пышные букеты

Мне же в свой вечер предстояло потрудиться вдосталь: "Дама" - 50 минут, "Кармен-сюита" - 46 минут. Я почти все время на сцене. Но - выдержала. Победила. И без пошлой скромности хочу написать об этом.

Я готова. Стою в кулисе на мужской стороне. Фанфарные ликующие звуки "Раймонды" громогласно озаряют театр. За спиной у меня одна из моих "лебедиц" в сороковой раз превстает на пальцы, разминая ступни перед па-де-буре.

Мгновенных пятьдесят лет, долгих, долгих, долгих пятьдесят лет я ожидаю своего выхода в последней кулисе на мужской стороне.

Может, сегодня мой звездный час?..

Литература

Я, Майя Плисецкая /Автобиография/ -М Новости, -1997
Знаменитые евреи (Краткие автобиогра-фии)/Под ред. Э Бройтмана. - М • "Внешсигиа". -1997. -Изд 2, дополненное


Женские истории

Родилась Майя Плисецкая 20 ноября 1925 года в Москве, семимесячной. Однако быстро окрепла, намного раньше других детей встала на ножки. Сызмальства отличалась она неутомимой энергией, пребывала в постоянном движении, не оставляя родителям никаких сомнений в артистическом даровании ребенка. Ей было семь лет, когда отец получил назначение в Норвегию генеральным консулом и начальником угольных рудников. 

Климат Заполярья суров, но ведь в детстве все в радость, в диковинку. Целыми днями каталась на лыжах, а однажды ей предложили сыграть маленькую роль в любительском спектакле. После громкого успеха из дома навсегда ушел покой. Майя танцевала, пела, импровизировала. На семейном совете было решено - по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Училась она с упоением. ...Ей было 11 лет, когда отца, занимавшего высокий пост, исключили из партии, уволили с работы.

2

Рано утром 30 апреля 1937 года в дверь квартиры Плисецких постучали. Арест проходил, как хорошо отрепетированный спектакль: перевернули весь дом, что-то искали. Мать Майи, беременная третьим ребенком, кричала, держась за отца, ревел в колыбели маленький Саша, и Майя, еще не понимавшая весь ужас происходящего, стояла рядом.

Арестом отца дело не закончилось. Мать взяли прямо в Большом театре, куда она пришла вместе с Майей посмотреть свою сестру Суламифь Мессерер, танцующую "Спящую красавицу". Майя так увлеклась происходящим, что не заметила, когда исчезла мама.

После спектакля, поискав ее и не найдя, понесла букет цветов домой к тете Суламифь. Там ей попытались объяснить, что мама с недавно родившимся братиком срочно уехала к отцу... А мать в это время была в Бутырской тюрьме. Суламифь оставила Майю жить у себя. И лишь весной 1941 года благодаря просьбам, ходатайствам Суламифи и АСАФa Мессереров мать с братишкой освободили.

3

Она вернулась в Москву, но тут грянула война. Семья была эвакуирована в Свердловск. Целый год о балете Майя и не помышляла, помогала матери, выстаивала многокилометровые очереди за хлебом. Ей пошел семнадцатый год. Еще немного, и с балетом можно будет попрощаться. Надо ехать в Москву, где половина хореографического училища продолжала заниматься.

Мать была против, но Майя настояла. Поехала без пропуска и все боялась, что в Москву ее не пустят. Но удалось прошмыгнуть мимо патруля. Выпуск семнадцатилетней Майи Плисецкой в 1943 году не был отмечен торжественными мероприятиями. Шла война. Труппа Большого нуждалась в пополнении, поэтому в театр взяли всех. Театр уж полон, ложи блещут

На сцене театра царствовали Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Суламифь Мессерер, Софья Головкина. О том, что пришла новая талантливая балерина, никто даже слушать не хотел. Чтобы не терять форму, Майя стала участвовать в концертах в Домах культуры, где танцевала сольные партии, а потом по стране началась кампания "по выдвижению молодежи", и Майе выпала честь представлять молодое поколение балета.

Она танцевала мазурку в "Шопениане". Успех был оглушительным. За ним последовал следующий - "Раймонда". Она стала ведущей балериной среди молодых солисток. И, наконец, "Лебединое озеро". Впоследствии этот балет станет главным в жизни Майи Плисецкой. А станцевала она его более восьмисот раз на протяжении 30 лет. С ним объехала весь мир.

Невыездная

Но это будет потом, а пока же, в 1953 году, она стала "невыездной": лишнее говорит, вольнодумствует, платье вызывающее надела, не может советская балерина в таком декольте ходить. Ее приглашают на приемы, чтобы показать иностранцам талантливую балерину, и тщательно записывают в личное дело все слова и поступки, выходящие за рамки существующих представлений. Театр едет в Швейцарию, во Францию. Плисецкой в списках нет: в Москве без нее как без рук - скоро новый гость будет в столице, кого же ему еще показывать?

Театр едет в Голландию, Грецию, Швецию, Финляндию. Плисецкая остается. - Почему? - В следующий раз непременно! Иностранцы присылают заявки на Плисецкую, но напрасно - невыездная. Театр попытался вступиться, написали коллективное письмо в защиту балерины Плисецкой, на которой держится весь репертуар. Подписали Уланова, Лавровский, Файер. Поступок по тем временам - геройский, но все напрасно. Глава КГБ И. Серов ее невзлюбил. За каждым ее шагом следят. Знакомые стали ее сторониться. Кому хочется быть рядом с Плисецкой? В миг полетит докладная вверх по инстанциям...

Театр уехал на гастроли в Лондон. Плисецкая осталась. Заболела - объяснили англичанам. Сидеть без дела было нестерпимо, и Майя решила продемонстрировать, как "болеют" советские артисты. Собрав оставшуюся труппу, предложила показать "Лебединое" в Москве. Дирекция, а ее главные лица в это время наслаждались красотами Лондона, согласилась. Молва облетела Москву со скоростью звука: "Пойдет "Лебединое" с невыпущенной Плисецкой". Министр культуры СССР Е. Фурцевой, тогда еще член Политбюро, советовала отказаться от этой идеи, но Майя настояла на своем. Театр был забит. Шутка ли - Плисецкая бросила вызов системе.

2

Следующий спектакль строго запретили, но он состоялся: приехал премьер-министр Японии. Через день снова спектакль: еще один высокий гость изъявил желание посмотреть русский балет. Читатель может возразить, подумаешь, за границу не выпускали. Танцевать-то разрешали, на приемы приглашали, титулами жаловали... Чего еще надо? В своей книге она написала: "Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди мою судьбу решали... Не таить, что думаю - хочу... Голову гнуть не хочу и не буду. Не для этого родилась...".

Я знаю, ты моя награда за годы боли и труда

С Родионом Щедриным Майя встречалась неоднократно. Сначала познакомились в гостях у Лили Брик, потом обменивались случайными фразами, но как-то после "Спартака", где Плисецкая танцевала Эгину, он позвонил ей, наговорил комплиментов и напросился прийти на репетицию в класс. В то время он работал над "Коньком-Горбунком" для Большого театра. Эффектная Майя произвела на него впечатление, и, не откладывая дело в долгий ящик, он тем же вечером пригласил ее на прогулку по Москве. Она приняла приглашение. С того дня они уже более сорока лет вместе.

Театр опять засобирался без нее в Париж, а ей все равно, она отправляется в Карелию, где под Сортавалой в Доме отдыха композиторов ждал ее Родион Щедрин.
Он встречал ее на сортавальском перроне. Загорелый, веснушчатый, рыжий, такой же масти, как и Майя Плисецкая, чем-то на нее похожий. Даже сосед по купе, увидев его, сказал:
- Вон ваш брат с букетом.
Лето было волшебное. Первозданная природа Карелии была на стороне влюбленных. Кончились карельские каникулы, решили поехать на машине в Сочи, а вернувшись в Москву, направились в ЗАГС. Зашли по-товарищески, заполнили анкеты и получили в паспорта фиолетовые печати.

Свадебным подарком от мамы стала выхлопотанная отдельная двухкомнатная крохотная квартира на Кутузовском проспекте. В общем, 1958 год был переломным в судьбе Плисецкой. Известность благодаря опале достигла своего апогея. Любовь удивительного человека укрепила веру в собственные силы. Вдобавок с политической сцены ушел Серов...

2

На титульных листах четырех балетов Родиона Щедрина стоит имя жены. Майе Плисецкой он посвятил: "Конек-Горбунок", "Анну Каренину", "Чайку", "Даму с собачкой". Щедрин всегда находился в тени славы своей блистательной жены, но никогда не страдал от этого. Его гений, любовь и самопожертвование помогают до сих пор ей быть в форме, не терять веры в собственные силы.

"Тайную" операцию по вызволению Плисецкой из гастрольного застоя возглавил Родион Щедрин. Все тщательно от Майи скрывалось. Он записался на прием к заместителю председателя КГБ, и после этой встречи дело сдвинулось: в тридцать три года Плисецкая первый раз в жизни летит с театром на настоящие гастроли в США. Успех был ошеломительный. Америка приняла и полюбила русский балет и Майю Плисецкую как одну из лучших балерин мира.

На второй день гастролей к ней подошел незнакомый человек и передал привет от двоюродных братьев, которые очень хотели бы с ней встретиться. Она согласилась. Потом Майя попала на прием в ее честь в дом своего дяди. Сосчитать всех присутствующих и понять, кто кому и кем доводится, нет никакой возможности. Все смеются, спорят. Но она очень скучала по Родиону и считала дни до окончания гастролей.

Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви

Героини Плисецкой необычайно щедро одарены природой. Их жизнь - духовный подвиг. Они всегда отстаивали право оставаться собой, не примиряясь с обстоятельствами, не страшась смерти. Это она отлично чувствует, потому и сама поступает так, как это свойственно ее героиням. Она в те годы, когда балерины на своих юбилеях сидят в ложах, ставит балеты, танцует специально созданные для нее.

20 ноября у Майи Михайловны юбилей - 75 лет. В этот день она мечтает вновь выйти на сцену своего любимого Большого театра.


Время не властно над примой мирового балета Майей Плисецкой. В 2000 году на юбилейном вечере в Большом театре по случаю своего 75-летия она исполняла мини-балет Мориса Бежара «Ave Майя». В свои 77 лет она всё еще танцует.

Майя Плисецкая родилась в Москве в 1925 году в семье инженера и драматической актрисы. Из двенадцати детей ее деда по матери, Михаила Борисовича Мессерера, некоторые связали свою жизнь с балетом, как
Асаф Михайлович Мессерер — виртуозный танцовщик и превосходный педагог.

Первый сценический дебют Майи в опере Даргомыжского «Русалка» состоялся в 1932 году на острове Шпицберген, где работал в то время ее отец. В 1943 году после окончания Московского хореографического училища Плисецкую взяли в труппу Большого театра. Впервые успех в театре пришел к молодой балерине в «Шопениане». Каждый ее прыжок вызывал гром аплодисментов. К концу войны, когда в Большой вернулись звезды театра, слава Плесецкой уже прочно утвердилась


Начало

 
www.pseudology.org