Игорь Семёнович Кон
Синтаксис погрома
Мой старый друг, известный детский психиатр и психотерапевт профессор Виктор Ефимович Каган любезно разрешил мне опубликовать его новую статью, предназначенную для одной из московских газет. Эта статья кажется мне очень интересной. Рекомендую всем ее прочитать.

 
Погромные генеральские крики чуть ли не сразу стали объяснять якобы извиняющими психическими особенностями генерала. Оно, конечно, не без этого - каждый из нас не без особенностей. Но у пьяного, дурака и сумасшедшего на языке часто то, что у общества на уме. Поэтому не стоит утешаться констатацией состояния психического здоровья кричащих - оно не так плохо, как, может быть, хочется думать.
 
Не в них дело. Они были, есть и будут. Но здоровый организм культуры на появление таких заноз реагирует десантом лейкоцитов, осумковывающих занозу. Здоровая культура не потому здорова, что в ней нет ни одного погромщика (и в семье не без урода, и нет собаки, на которой нельзя наловить блох, и вообще - каждой твари по паре), а потому здорова, что погромов не допускает. Но это - здоровая. Нездоровая - иначе: без приказа Верховного Лейкоцита все остальные в лучшем случае просто не пошевелятся, а Верховному требуется месяц на то, чтобы отреагировать на генеральские призывы к погрому.
 
Вообще, возмущение генеральской неприличностью странно. Будто первый раз. Будто на экраны телевизоров с празднования победы над августовским путчем 91-го не врывалось не поддающееся микшированию "Бей жидов!". Будто "Память" зарделась румянцем стыда и самораспустилась - напротив, распускается. Будто в Москве и Санкт-Петербурге (Господи, при чем здесь святость?!) характерная "кавказская" внешность не стала чем-то вроде природой нашитой желтой Звезды Давида. Будто нет "Нашего современника", а тов. Зюганов либо не читает этот замечательный революционно-патриотический журнал, либо читает и разделяет объявляемый в нем подход к интернационализму: "Выхожу один я на дорогу. Ночь темна. В руках моих топор. Говорят, жидов стране не много, а по мне один - уж перебор". Будто под теплыми юбками российской Фемиды не греются десятки других изданий, чьи речения дают изрядную фору генеральским.
 
Будто РНЕ, этот военизированный вариант КПРФ, всего лишь галлюцинация демократов. Будто межпарламентская ассамблея не встречает аплодисментами Шешеля - сторонника вычерпывания глаз у хорватов ложками, но только непременно ржавыми - чтоб заражение крови было. Будто вообще один только генерал и кричит. А что ему не кричать? Что он брошюр своего партийного лидера, распространявшихся в глубинке перед выборами 96-го года, не читал? Что же такое получается - генсеку можно, ассамблее можно, губернаторам можно, писателям можно, да вообще - всем можно, а ему - нет? Несправедливо! Недемократично!

Однако, давно уже не до шуток. Да, конечно, антисемитизм - интернациональная форма шовинизма, объединяющий шовинистов всех стран призыв. Когда этот симптом налицо, о диагнозе уже нечего спорить - он ясен. Но сводить все к одному симптому, а тем более лечить этот симптом вместо самой болезни - все равно, что твердый шанкр зеленкой мазать, дабы нос не провалился. Синдром культурного иммунодефицита (СКИД) - так называется эта болезнь. И у нее далеко не один симптом.

СКИД возникает в периоды социальных и культурных кризисов, что прекрасно описано и исследовано на примере, скажем, средневековья, 80 лет XX столетия в России, Германии 30-х годов и теперь вот доступно живому наблюдению в настоящем. На крутых поворотах развития общества, когда привычные устои и стереотипы разрушаются или перестают работать, возникает вполне понятная тревога. Моя тревога поддерживает тревогу всех, а тревога всех - мою. Сегодня в России повышенный уровень тревоги отмечается вместо 10-15% людей, как обычно, у 65-70%. Тревога обращается в агрессию против тех и того, кто и что воспринимается как отнимающая привычный покой (пусть даже стылый-распостылый покой раба, набившего брюхо брюквой) новизна. Спасти может только борьба с врагом и высшие силы. Врагом становится новое или носители нового.
 
Когда есть враг - я уже не боюсь, я уже борец. Но для этого враг должен быть неуловимой метафорой. И - вглядитесь в образ врага: он чрезвычайно хитер, злоумышлен, малочислен, затаен, замаскирован. Он таится под личинами друга, Веры, благополучия, литературы, искусства, школьной программы: "Все вы говорите хорошие слова, а думаете другое, стремитесь к другому - нас разрушить, растлить, подорвать, убить, подавить". Здесь-то и начинается суд не по делам, и даже не по словам, а по тайным, неизвестным и самому подсудимому, но хорошо известным судьям мыслям и умыслам. С ведьмами знался, сама ведьма или планировал прокопать тоннель от Лондона до Дели - не так уж важно: под давлением собственного страха и стадного чувства или пыточных дел мастеров сознаются. А не сознается - тем хуже для него или для них. Запах чужого паленого мяса оказывается ароматом своей сохраненной жизни. А потом, когда костры и печи погаснут, запах паленой человечины забывается, а чувство животной удовлетворенности остается: не было ГУЛАГА, не было Освенцима и Дахау, не было Холокоста, не депортировал Великий Отец целые народы - все было так хорошо и весело!

Погромное мышление всегда провозглашает чистоту исключительно своих крови, веры и нравственности, стремится уничтожить обладателей других крови, веры и нравственности или, на худой конец, навязать свое видение всем прочим. И если исходить из определения свободы М. Мамардашвили: "Свобода - это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием", то оно и есть первая и главная угроза любой свободе, любой возможности людей быть и становиться самими собой. Ничью свободу не иметь своим условием и быть свободным освобождаться всеми способами от чужих свобод - вот логика и синтаксис погрома.

Мы давно уже живем посреди погрома. С какой яростно-озлобленной нетерпимостью обрушиваются на непривычные религии и конфессии! На них навешиваются ярлыки "иностранных" (будто вера не избираемое человеком убеждение, а шоколадка или кроссовки), "тоталитарных", "деструктивных", "нетрадиционных". Их обвиняют в "зомбировании", "подрыве нравственного здоровья нации", просто в сведении людей с ума и, вообще, во всем, в чем возможно и невозможно обвинить. Получается, что если ты православный шизофреник - это беда, а если баптистский или, там, мормонский шизофреник - то уже жертва происков злоумышленной западной секты, сведшей тебя с ума. Если ребенка крестили по православному обряду младенцем - это хорошо, а если в 13 лет, но по обряду Свидетелей Иеговы - то вовлечение малолетних в секту и насилие над личностью. Хочешь - не хочешь, а вспомнишь Эзопа: "Волк увидел как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел к ним и сказал: "Представляю себе - какой вы бы шум подняли, если бы это делал я" - если бы, к примеру, адвентисты седьмого дня занимались беспошлинным импортом табака и водки! Казалось бы, такая логика - предмет для психиатрического анализа.
 
Однако, нет - вот уж сколько лет ряд психиатров, а вместе с ними и ряд чиновников Минздрава, в жизни не видевших ни одного человека, у кого душевное заболевание было бы вызвано религией, усиленно исповедуют ту же самую логику погрома, навязывая представление о "не нашей" религии как причине психических расстройств. "Наше" и "не наше". Если 99 из 100 "наших" делают дурно - это исключение из хорошего правила. Если 1 из 100 "не наших" - это доказательство дурного правила, обосновывающее требование немедленного запрета, высылки и проч. Разве не на этом настоян Закон о свободе совести и вероисповедания, принятый в 1997 году и ставший постыдным пятном в биографии России? Безумствующее торжество принципа Вышинского, презумпции виновности. Недавно в одном таком собрании я вслушался в гудение зала: "Россия - для русских православных. А чего эти все ходют и ходют? Пусть убираются отсюда!". Вот и вся логика. Логика злобы и погрома.

В конце 80-х - начале 90-х г.г. в России ожила логика комиссии Маккарти начала 50-х, полагавшей, что сексуальное просвещение - происки красных, стремящихся растлить нравственную американскую молодежь. Теперь у нас объявившаяся на волне демократизации правоэкстремистская организация "Pro Life" объявляет планирование семьи и сексуальное просвещение происками Запада (хоть название на русское сменили бы, что ли?!) и на заседании комиссии по безопасности Госдумы, специально посвященном половому воспитанию (!!!) доказывает это тем, что в Англии под влиянием полового воспитания мальчики в 9 лет начинают онанировать и в итоге к 11-ти годам становятся полными импотентами (так вот! Не больше и не меньше). Слово "презерватив" люди должны узнавать по достижении возраста, дающего право голосовать - и не раньше! Семью нечего планировать - она сама планируется естественным способом. И наплевать, что у нас сифилис и СПИД выходят на эпидемическую дорогу, а на разлагающем нас и пользующемся презервативами Западе СПИД замедляет рост, а количество больных сифилисом снижается, например, в США за последние 7 лет - на 84%. Нет, лучше чистоту нравов соблюдем с проваленным носом и нашим самым прогрессивным параличом. И будем гордиться тем, что у нас ни одного публичного дома нет, хотя вся страна превратилась в "панель".

Ни за что на свете не отдадим в западную семью наших золотых сироток из наших замечательных детских домов! Российские законы позволяют и регламентируют такое усыновление, но российское жлобство - против. Из соображений самых что ни на есть патриотических. Верящие этому лукавству когда-нибудь заглядывали в наши детские учреждения для сирот, и тем более - для детей физически или психически нездоровых, которых как раз и рвутся эти проклятые иностранцы взять в свои гнилые семьи. А между тем, попадающие в зарубежные семьи дети годами лечатся от нажитого в наших детских домах расстройства привязанности - расстройства, возникающего лишь в дурных условиях содержания. Это никому ни о чем не говорит? Да шут с ними, с детьми - пусть хоть все перемрут, но ИМ не отдадим! Мы вместо этого будем, как было сказано в приветствии Госдумы конференции по защите прав ребенка, проводившейся при поддержке Академии Национальной Безопасности, будем воспитывать "ребенка безопасного типа". Вот и вся логика!

Можно ли всерьез говорить об этом на фоне того, что происходит в сегодняшней России? Подумаешь - еврея обидели, у кавказца лишний раз паспорт спросили, каких-то там "сектантов" в угол задвинули, уроков полового воспитания не будет ...Но это и есть то, что происходит. Реакция всегда выбирала прежде всего национализм, религиозный экстремизм, сексофобию для агитации за себя. Эта троица реакции неразделима. И если не говорить об этом, то говорить вообще не о чем - надо просто поднять руки ... и сдаться красно-коричневым. Фашизм приходит к власти там, где большая часть людей заболевает СКИДом. Там, где в день гибели Галины Старовойтовой ТВ продолжает греметь разухабистой рекламой. Где мы продолжаем здороваться с мерзавцем. Где делаем брезгливую гримасу, услышав о другом способе веры. Где начинаем искать здравый политический смысл в изрыгаемой кучкой экстремистов грязи. И тогда эта кучка становится могучей кучей. Но тогда уже некому жаловаться и не у кого искать защиты. Тогда остается набраться мужества и сознаться себе в том, что эта кучка, которую мы считали такой маленькой, жалкой и глупой, о которой так умно рассуждали, мол - это они от страха и так далее, что кучка эта на самом деле воплощала то, с чем мы не справились в самих себе - с вирусом СКИДа.
 
Он живет не в обществе, не в культуре вообще. Он живет во мне, в вас, в нем, в ней. Он лишает меня, вас, его, ее защитных сил, культурного иммунитета. И тогда мы начинаем оправдывать московский расизм по отношению к "лицам кавказской национальности" ситуацией на московских рынках, антисемитизм - банкирскими традициями евреев и словарем Пушкина и Достоевского, тогда начинаем влезать в сапогах атеистического мышления в души верующих и вершить "мирской суд в духовной брани", сомневаться в целесообразности отмены смертной казни и введения альтернативной службы ... Есть очень много маленьких, вроде бы безобидных прорывов в поведение того неосознанного, что полностью определяет поведение погромщиков. Это и есть первые симптомы СКИДа. Если я отмечаю их у себя - я могу им противостоять. И вы, и он, и она, и каждый. Если хочет замечать и способен заметить эти первые симптомы.

Могу представить - как все сказанное будет истолковано национал-патриотами: ну, что от него, от такого ждать, кроме ненависти к России и русскому?! Это будет вполне в их духе, но правдой не будет. Есть в России охотнорядец (о нем я и говорил выше), но есть и - вне зависимости от уровня образования - интеллигент, которого Алексей Симонов точно определил как "человека, чей гуманизм (т.е. уважение к инакомыслию, инакочувствию и инакожитию) шире, чем его собственные убеждения". Сколько этого интеллигента во мне - ровно столько у меня шансов не заболеть СПИДом. Сколько окажется среди нас интеллигентов в этом симоновском понимании - столько шансов у России не стать Четвертым Рейхом.
В. Каган

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org