Игорь Семёнович Кон
Памяти Г.С. Васильченко
Случайно узнал, что прошлым летом умер профессор Георгий Степанович Васильченко, благодаря которому в СССР появилась медицинская сексология (сексопатология). Ни некролога, ни даже заметки в Интернете… Страна, которая уверяет, что гордится своим славным прошлым, элементарно не помнит даже ученых, по чьим книгам учатся сегодняшние студенты. Всем все до лампочки…

Васильченко не был первым российским ученым, который заинтересовался проблемами человеческой сексуальности. До 1917 года русские исследования в этой области знания ничем не уступали европейским, но в 1930-х годах все было запрещено и вытоптано. В середине 1960-х все пришлось начинать с нуля. Однако условия были трудными. К тому же урологи, гинекологи, эндокринологи и психиатры практически ни о чем не могли договориться друг с другом. Невропатолог Васильченко первым поставил вопрос о необходимости создания междисциплинарного раздела медицины, превратил скромное отделение сексопатологии Московского НИИ психиатрии во Всесоюзный научно-методический центр, написал первые советские руководства для врачей «Общая сексопатология» (1977) и «Частная сексопатология» (1983) и добился создания в стране хоть какой-то службы сексологической помощи.

Если бы Георгий Степанович был человеком более дипломатичным и энергичным, он, вероятно, мог бы добиться и большего, прежде всего – создания медицинского сексологического образования. Но дипломатичный деловой человек никогда не стал бы заниматься столь неблагодарным делом. Когда Васильченко показал своим коллегам по Институту психиатрии привезенные из Дании, где он работал во Всемирной организации здравоохранения, школьные учебники, его обвинили в распространении порнографии. Против институционализации сексопатологии категорически возражали влиятельные урологи, убежденные в том, если «органом» занимаются они, то все остальное – от лукавого. Попробуйте спорить с докторами, имеющими непосредственный доступ к телам престарелых членов Политбюро…

У Г.С. был тяжелый характер. Как часто бывает с учеными, он переоценивал значение собственной концепции, не умел слушать оппонентов, без знания дела ругал психоанализ. Но он был подвижником своего дела. В отличие от некоторых современных медиков, превративших сексологию в доходный промысел, Г.С. Васильченко видел в ней серьезную науку. В истории отечественной сексуальной медицины ему по праву принадлежит важное место.

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org