2010
Фатех Вергасов
Клубничка на березке: сексуальная культура в России
Предисловие к третьему изданию
Давно пора, ядрена мать,
Умом Россию понимать

Игорь Губерман

Предлагаемая вниманию читателя книга – мой четвертый ( и последний) подход к истории русской сексуальной культуры. Первый подход, осуществленный во время моего пребывания в Русском центре Гарвардского университета, - книга "Сексуальная революция в России" (Kon 1995), которой предшествовал ряд статей и сборник "Секс и русское общество" (Sex and Russian Society 1993), был сфокусирован на том, как советская власть пыталась запретить сексуальность и чем эта попытка закончилась. Кроме того, мне хотелось развеять созданный некоторыми российскими и западными публикациями миф, изображающий Советский Союз и постсоветскую Россию как какой-то зверинец, населенный странными экзотическими животными, которые нигде больше не встречаются. В действительно большая часть наших проблем, включая и сексуальные, - лишь гротескное преувеличение того, что совсем еще недавно было (а кое-где и остается) нормой для многих культур и обществ.

Как пишет проницательная Ольга Балла, "экзотизация" советского, на самом деле, тоже еще – взгляд изнутри того опыта, от которого предлагается освободиться. Она – желание убедить себя, что освобождение уже произошло. Но нарочитость этой экзотизации упорно наводит на мысль, что не так всё просто. Хотя бы уже потому, что в этой позиции очень недостаёт спокойствия. Того самого, которое – условие всякой объективности" (Балла, 2009).

Западному читателю эта книга была интересна прежде всего как сводка фактов о малоизвестной стороне советско-российской жизни. "Кон написал очень увлекательную книгу об ужасающем предмете" (Hekma, 1999). Наиболее вдумчивые рецензенты увидели в книге и предостережение: "Кон убеждает нас, что подавление сексуальности возможно, и показывает, как и почему… "Сексуальная революция в России" Кона звучит как предостережение об опасности подчинения секса авторитарному контролю и рас-культуриванию" (Fowlkes, 1996).

Однако моя "историческая прелюдия", посвященная дореволюционной России, была весьма поверхностной. В следующей книге "Сексуальная культура в России. Клубничка на березке" (Кон, 1997), написанной по гранту Российского гуманитарного научного фонда (проект № 95-06-17325) и прекрасно изданной издательством О.Г.И. я пытался рассмотреть уже не только постсоветскую сексуальную революцию, но историю русской сексуальной культуры в целом, причем меня интересовали не столько отдельные красочные детали, сколько общая логика исторического развития, ключ к которой я нашел в трудах В.О. Ключевского.

Но историку нужны факты, а их в то время было явно недостаточно. В XIX в. из-за цензурных запретов русские эротические материалы публиковались преимущественно в Западной Европе. Составленный Владимиром Далем сборник "Русские заветные пословицы и поговорки" впервые опубликован в 1972 г. в Гааге. Знаменитый сборник эротических сказок "Русские заветные сказки" Александра Афанасьева составитель сам переправил в Женеву, он регулярно переиздавался на Западе, но это — только малая часть афанасьевской коллекции. Большая рукопись Афанасьева "Народные русские сказки. Не для печати. Из собрания А.Н. Афанасьева. 1857-1862", хранящаяся в рукописном отделе Пушкинского дома, впервые опубликована полностью в 1997 году (см. Бессмертных 1997).

В советское время цензура была еще более жесткой. Хотя изучение русской, да и мировой, сексуальной культуры невозможно представить себе без таких имен как В.Я. Пропп, М.М. Бахтин, О.М.Фрейденберг, Д.К. Зеленин, очень многие темы оставались наглухо закрытыми. Дело было не только в цензуре, но и в практическом отсутствии социальной истории и истории повседневности. Даже написанные в России относящиеся к русскому сексу работы нередко приходили к нам с Запада. Например, исследование русского мата выдающегося московского лингвиста Б.А. Успенского было напечатано в 1983-1987 гг. в венгерском журнале "Studia Slavica Hungarica", широкому отечественному читателю она стало доступно лишь много позже.

Некоторые сюжеты вообще могли изучать только западные слависты или эмигранты. Первая в мире монография-альбом по истории русского эротического искусства Алекса Флегона "Эротизм в русском искусстве" вышла в Лондоне (Flegon 1976). Первая монография о сексуальной жизни православных славян, включая Древнюю Русь, американского историка Ив Левин (у нас ее также называют Евой Левиной) опубликована издательством Корнеллского университета (Levin 1989). Там же вышла и монография профессора истории Принстонского университета Лоры Энгельштейн о русской сексуальной культуре конца XIX века (Engelstein 1992). Пионером изучения истории однополой любви и ее отражения в русской художественной литературе стал американский литературовед русского происхождения Семен Карлинский, дело которого продолжил американский же историк, бывший ленинградец, Александр Познанский. Этот список можно продолжить. У западных ученых больше средств и меньше запретных тем.

В 1990-х годах положение стало меняться. Хотя исследования пола и сексуальности остаются в отечественной науке маргинальными и не имеют достаточной моральной и материальной поддержки, они стали возможными. Появление русских переводов некоторых важнейших западных исследований стимулировало развитие теоретической мысли. Появилась и собственная научная литература по истории русской сексуальной культуры.

Прежде всего, необходимо назвать многотомную книжную серию "Русская потаенная литература", выпускаемую научно-издательским центром "ЛАДОМИР" с 1992 г. "с целью систематической научной публикации материалов, так или иначе связанных с маргинальной русской культурой, публичным и приватным в частной жизни русского человека, от седой древности до наших дней. Поскольку маргинальность обычно прямо связана с табуированностью, преодолением писаных и неписаных запретов, норм и правил поведения, в серии печатаются тексты (как литературного свойства, так и фольклорные), производившие в момент появления, а порой и продолжающие производить эпатирующее впечатление. Некоторые тома серии "Русская потаенная литература" посвящены темам, о которых "не принято говорить".

Серьезные работы по разным аспектам сексуальной культуры в контексте истории повседневности и антропологии телесности регулярно публикует журнал "Новое литературное обозрение". Эту проблематику успешно разрабатывают такие известные фольклористы, этнографы и антропологи как Т.А. Агапкина, Г.И. Кабакова, А.Г. Козинцев, А.А.Панченко, А.Л.Топорков и другие. В сфере социальной истории, особенно истории женщин, следует отметить многочисленные новаторские труды Н.Л.Пушкаревой. Стали обсуждаться историко-философские проблемы любви и сексуальности (Л.В. Жаров, В.П. Шестаков и др.) Интересны и информативны историко-культурологические исследования А.М.Эткинда. Не могу не упомянуть публикаций крупнейшего знатока истории русской эротической культуры Л.В. Бессмертных.

Весомый вклад в изучение современной сексуальной культуры вносят социологи. До конца 1980-х годов ключевой и едва ли не единственной фигурой в проведении сексуальных опросов был С.И. Голод. В 1990-х гг. к нему присоединились другие ученые. Несколько репрезентативных национальных опросов провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ); с 2004 г. эта команда успешно продолжает свою деятельность как Аналитический центр Юрия Левады. Во второй половине 1990-х в России было проведено несколько крупных профессиональных опросов, посвященных сексуальным ценностям и поведению молодежи и подростков (В.В.Червяков, В.Д.Шапиро и И.С. Кон).
 
В начале 2000-х годов эту работу продолжил В.С.Собкин и его сотрудники. В 1996 г. петербургские социологи Е.А.Здравомыслова и А.А.Темкина совместно с финляндскими коллегами провели репрезентативный сексологический опрос взрослого населения Санкт-Петербурга, причем анкетные данные были дополнены анализом нескольких десятков сексуальных историй жизни. В начале нового века эта работа была продолжена сравнительно-историческими исследованиями сексуальных сценариев, бытовой культуры и репродуктивного здоровья. Проблемы сексуальности, с применением биографического метода, дискурсивного анализа и других качественных процедур, широко обсуждаются в гендерных исследованиях и исследованиях молодежных субкультур (Е.Л. Омельченко, Т.Б.Щепанская и др.). Появились работы о сексуальной культуре военнослужащих (Е.А.Кащенко). Частично утратила запретность и стала рассматриваться не только в биомедицинском, но и в социокультурном ключе тема однополой любви (М.Л.Бутовская, Л.С Клейн, К.К. Ротиков и др.). По некоторым сюжетам, которые раньше казались абсолютно экзотическими, вроде сект хлыстов и скопцов, появились даже взаимоисключающие теории.

Расширение круга источников и увеличение числа исследователей неизбежно влечет за собой уточнение старых и появление новых, более сложных и дифференцированных вопросов, особенно тех, которые затрагивают современность. На основе массовых опросов стало возможно проследить историческую динамику сексуальных ценностей и поведения россиян не только в краткосрочной перспективе, но в масштабе трех поколений, сравнив этот процесс с тем, что происходило в это время на Западе.

Новые научные данные позволили мне не только обогатить выпущенное в 2005 г. издательством Айрис-пресс второе издание этой книги ранее неизвестными мне (а может быть и не только мне) фактами, но и пересмотреть некоторые прежние суждения. При этом я опирался и на собственные исследования, посвященные общим закономерностям развития сексуальной культуры , подростковой и юношеской сексуальности, однополой любви, мужскому телесному канону, истории и теории маскулинности. Применительно к советскому и постсоветскому времени я мог опираться также на свои воспоминания, - я был не только современником, но и участником многих описываемых событий.

Кроме того, изменилась моя точка отсчета. Первая половина 1990-х была временем идейного разброда, когда преобладал пафос разрушения советского мира. Мы знали, откуда идем, но плохо представляли себе – куда. Для долгосрочных прогнозов было мало времени и данных, одним их заменяли страхи, другим – надежды. К началу ХХ1 века связь времен несколько прояснилась. В обществе в полный голос зазвучали "реставрационные" мотивы, желание вернуться "к истокам". Во втором издании книги я пытался не только описать историю отечественной сексуальной культуры, но и ответить на вопросы, каково на самом деле то "прошлое, которое мы потеряли", насколько оно однозначно, не является ли оно продуктом нашего собственного воображения, стоит ли к нему возвращаться, даже если бы это было возможно, и к чему могут привести такие попытки?

Несмотря на отсутствие рекламы, второе издание книги, как и первое, была распродано, не удовлетворив спроса. Но наш мир быстро меняется. Готовя настоящее издание книги, я снова существенно обновил и дополнил ее. Первый, исторический раздел не претерпел радикальных изменений, я лишь исправил замеченные ошибки и неточности и учел результаты новейших (или прозеванных мною) исторических и филологических исследований. Зато последний раздел, посвященный современности, фактически написан заново. За счет сокращения некоторых устаревших и второстепенных материалов, существенно обновлена его фактическая база. Но главное не в этом.

Консервативно-охранительные тенденции, которые в 2001-2003 гг. только намечались, в последующие годы расцвели махровым цветом. Для социолога и историка, сексуальная контрреволюция - сюжет не менее увлекательный, чем сексуальная революция. В 1994 г. в докладе "Сексуальная революция в России" я сформулировал прогноз, по каким вариантам будет (может) развиваться сексуальная культура в России. Прошло пятнадцать лет, пора посмотреть, оправдались ли мои предсказания, и если да, как произошедшие перемены сказываются на сексуальном здоровье, нормативной культуре и повседневной жизни и чего россияне могут ожидать в предвидимом будущем?
Игорь Кон
Январь 2010
---------------------
1 Название, подсказанное Дмитрием Ицковичем, парадоксально сочетает два главных растительных символа русской сексуальности: невинную, нежную березку и соблазнительно-порочную клубничку. Оба символа женские, но за ними явно стоит мужской субъект. Опасаясь, что книга с таким названием войдет в компьютерные каталоги по разделу ботаники, в первых двух изданиях я использовал этот образ как подзаголовок. Теперь, когда читатель уже привык к этому словосочетанию, я рискую их переставить.

Клубничка на березке: сексуальная культура в России
 
www.pseudology.org