Реальная гимназия, реальное училище в России
 
Cреднее общеобразовательное учебное заведение, в учебном плане которого ведущее место было отведено предметам естественно-математического цикла и вместо классических (греческий и латынь) изучались живые иностранные языки.
 
По ныне действующему (с изменениями) уставу 15 мая 1872, Р. училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний
 
Как тип среднего учебного заведения сложилась в середине 19 в. Реальная гимназия (7-классная) учреждена Уставом 1864 наряду с классической гимназией.
 
Выпускники Реальной гимназии допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но в университет не допускались.
 
В 1872 вместо реальных гимназий учреждены реальные училища, являвшиеся неполноправными, в сравнении с гимназией, средними учебными заведениями
 
Реальные училища, (от Realschule, основанной Земмлером 1706 в Галле), в России развились из Р. классов при других учебных заведениях, с 1839 для "временного преподавания технических наук". 19 ноября 1864 был утвержден устав о Р. гимназиях, переименованных 1871 в Р. училища. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (от лат. realis - действительный, вещественный), тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р.о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 в., гл.о. в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706; основатель этой школы Х. Землер и предложил название "Realschule" - реальная школа).
 
В России принципы Р.о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Р.о. получила по положению МНП 1839: для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели "промышленного знания". Важным этапом в развитии Р.о. стала школьная реформа 1864, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах. Школьный устав 1864 вызвал широкую общественную полемику о целях и методах гимназического образования (см. также в ст. Гимназии).
 
Мн. сторонники Р.о., рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактический подход к содержанию учебного курса. В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческой культуры. Практика реальных гимназий 60-х гг. 19 в. показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим учебным заведениям, они не давали и полноценного профессионального образования.
 
В результате школьной реформы 1871-72, направленной на усиление классического направления в общем среднем образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, программы которых переориентировались с учётом интересов торговли и промышленности. Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Был также учреждён дополнительный класс для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
 
В конце 80-х - начале 90-х гг. вновь остро встала проблема развития Р.о. В 1888 были изменены учебные планы реальных училищ, которые стали давать общее образование. Однако с целью сократить поступление "реалистов" в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнительный класс и предписало направлять выпускников на государственную службу. На 2-м съезде по техническому и профессиональному образованию (1895-96) состояние Р.о. было признано неудовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных училищ, выдавать аттестаты только по окончании дополнительного класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высшему образованию.
 
Распространению Р.о. содействовали также создававшиеся в середине 90-х гг. коммерческие училища. В 1913 в России было 276 реальных учебных заведений (ок. 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После 1917 реальные училища как тип учебного заведения были ликвидированы.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в. как большая станица.

"Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано "вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.

С 1867 г. строительство ведется по таким основным направлениям, как сооружение гражданских объектов (в основном, частных особняков); зданий административного характера; торгово-промышленных предприятий и зданий общественно-культурного предназначения. На смену глине в качестве строительного материала приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

2

Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

При Кубанском Александровском реальном училище (1875 г.) была Сергиевская домовая церковь, службу в ней нес протоиерей отец Григорий (Виноградов). Училище занимало весь квартал по улице Красной от нынешних улиц Ленина до Гимназической. (На этом месте сейчас здание правительства Краснодарского края, ул. Красная, 35

В Ейске в начале XX в. имелось пять церквей: Михайло-Архангельский собор (построен в 1865 г.), каменный пятиглавый; Пантелеймоновская церковь (1890 г.); Ново-Покровская церковь (1890 г.); пятиглавая Покровская церковь (построена в 1907 г. взамен Старо-Покровской); Николаевская церковь (1865 г.) и пять так называемых домовых церквей (одна при богадельне и остальные при гимназии и училищах).

В пореформенное время в кубанской архитектуре преобладает эклектизм, сочетавший в себе элементы разных архитектурно-художественных направлений. Он проявился как в городском строительстве (дом купцов Богарсуковых и здание 1-й мужской гимназии в Екатеринодаре, здание отделения Азово-Донского коммерческого банка в Ейске), так и в некоторых станицах (здание станичного правления в станице Полтавской).

С 1907-1908 гг. в гражданское строительство проникает модерн (здание Зимнего театра, 2-ю общественного собрания в Екатеринодаре и др.). Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также неорусский стиль (церковь во имя Св. Троицы в Екатеринодаре, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в станице Пашковской).

В начале XX в- центры городов Новороссийска и Ейска обогатились интересными с архитектурной точки зрения сооружениями. В Новороссийске сохранились такие памятники архитектуры, как Внешнеторговый банк (1906 г.), жилой дом (1913 г., по ул. Маркса, 20), в Ейске - Русский для внешней торговли банк (1910 г.) и Азово-Донской коммерческий банк конца XIX в.

3

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX -начала XX в. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского юродского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта. Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых построек.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, Летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невскою в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др. Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает Летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г, он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

4

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки, был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Источник