Екатерина Крицына

Как живём, так и хороним

Любимая теща говорит любимому зятю: Есть у меня к тебе одна последняя просьба, которую ты должен обязательно выполнить. Короче, крутись как хочешь, но чтобы меня после моей смерти похоронили в Кремлевской стене. Зять: Будет сделано. На следующий день запыхавшийся прибегает к теще и радостным голосом сообщает:  Короче, теща, крутись как хочешь, но завтра похороны.

Вы знаете, куда попадает человек после смерти? Я - нет. Но согласно общепринятому научно непротиворечащему мнению - на кладбище. И как бы "свидетели Иеговы" и прочие знатоки человеческих судеб "не старались" во имя вашего спасения, конечный пункт последнего пути все тот же. Пожалуй, это единственное место, которое каждый в своей жизни обязательно посетит. Разница лишь в том, где это будет: на суше, в пучинах морских или в пресловутом небе.

Самый распространенный вариант - суша. Испокон веков усопших хоронили в земле. И если прибегнуть к математическим подсчетам, то становится жутковато. Неужели мы ходим по останкам наших предков? А ведь ходим же! Во время войны в Донбассе стихийно возникло не одно кладбище. В них хоронили всех:и русских, и украинцев, и немцев, и итальянцев ... После победы они также стихийно и исчезли, претерпев уже не одну застройку.

Всего в Донецке на сегодняшний день насчитывается 29 кладбищ. На первый взгляд кажется - очень много. Но такая уж сложилась в Донбассе жизнь, что строительство очередной шахты сопровождалось воздвижением нового кладбища. Они были неплановые, но чрезвычайно необходимые. Такие кладбища называются стихийными, многие из них сохранились и по сей день. Кстати, они составляют три четверти от всех городских кладбищ. А что же случилось со стихийными кладбищами, возникшими в годы войны?

Верните кости!

Во время второй мировой войны наша земля в свое лоно приняла десятки тысяч солдат: как наших, так и не наших. По подсчетам историков до 60 тысяч захоронений в Донецкой области приходится только на могилы немецких солдат, из которых треть составляли пленные, восстанавливавшие Донбасс.

А сколько итальянцев, австрийцев, венгров полегло в годы войны на нашей земле... Если восстановить по картам и схемам все стихийно возникшие захоронения на нашей территории в то время, можно Донбасс обносить забором и открывать одно большое кладбище. Конечно, это преувеличение, но факт остается фактом: ходим по костям.

Однако, все поправимо, особенно, когда государство заинтересовано в увековечивании памяти своих погибших соотечественников. Германия еще при Советском Союзе направляла к нам свои делегации на поиски павших солдат.

Два года назад Италия заключила с Украиной соглашение, согласно которому ведутся раскопки итальянских могил. Эти раскопки сегодня можно увидеть в районе Северного автовокзала, где было целое кладбище итальянцев.

Кстати, обычные прохожие зачастую принимают их за строительство долгожданного метро. Ну, оно и понятно: зачем долбать асфальт, да еще и в центре города?

И когда некоторые небезразличные граждане узнают истинную причину, на головы "археологов" сыплются упреки типа: "Зачем это делать? Кому нужны фашистские останки?".

И они правы - нам не нужны. Зато их родственникам - очень. Своих братьев, отцов и дедов люди разыскивают со всего света. В государственную межведомственную комиссию по делам увековечивания памяти жертв войны и политических репрессий письма-запросы приходят из Канады, США и даже из ЮАР.

Ведь солдат не виноват и не несет ответственности за развязывание войны

Он исполнитель, который должен беспрекословно выполнять приказы командира, поясняет мне Валерий Хамзатович Дзортов, уполномоченный представитель государственной комиссии по делам увековечивания памяти жертв войны и политических репрессий в восточном регионе Украины

В восточной, юго-восточной и северо-восточной частях нашей области проходила линия фронта. По нашим подсчетам бои продолжались 23 месяца. Естественно, что всех погибших хоронили недалеко от линии фронта. О количестве произведенных захоронений свидетельствуют разные документы, карты, схемы и т.п.

И наша задача, по возможности эксгумировать всех жертв войны и захоронить на международном кладбище. Я бы назвал эту программу мемориалом примирения жертв второй мировой войны.

На Украине есть несколько сборных немецких кладбищ, но мы пошли дальше. Думаю, со следующего года начнется строительство кладбища. Правда, некоторые люди не понимают, что мы пытаемся увековечить память об обычных солдатах.

Порой это непонимание выливается в акты вандализма и мародерства. Многие могилы до прихода уполномоченных лиц, "посещаются" местным населением. После таких "посещений" искателям нечего и искать. Любопытных доморощенных "археологов", конечно же, интересуют ценности.

Но все ценное немцы старались извлечь еще до придания тела земле. И в лучшем случае лжеискателей ожидает встреча с останками, ржавым оружием и солдатскими медальонами. Последняя деталь немаловажна для археологов. Благодаря ему восстанавливается имя и фамилия погибшего, останки которого найдены. А где-то в далекой Сицилии кто-то будет рад возможности возложить цветы своему родственнику.

Кстати, в той же Италии перезахоронения жертв второй мировой войны проходят в торжественной обстановке и на уровне общенационального праздника. В начале ноября вся страна собирается воздать дань памяти и уважения погибшим соотечественникам.

Они их не забывали никогда

Своих солдат итальянцы нередко хоронили в цинковых гробах. И спустя более полувека тела очень хорошо сохранились. Трупы, которые сегодня извлекают наши искатели, поражают своим состоянием: на пальцах - длинные ногти, на глазах - ресницы и т.д. К тому же итальянцы заботились и о "сохранении" имени солдата. В гроб вкладывалась бутылка, в которой содержалась полная информация о погибшем: его имя и фамилия, дата и место рождения, наименование части, в которой он служил, как погиб и т.п. А вот за наш народ обидно.

Наглядный пример: Чечня. Комментарии, думаю, излишни. Но если, в Донецке будет создано международное кладбище, возможно, менталитет народа начнет меняться к лучшему... Пора прекратить строить помпезные обелиски, на месте которых нет ни одного захоронения, заявляет Валерий Хамзатович. Взять хотя бы к примеру Памятник освободителям Донбасса, ведь там нет реальных захоронений. Кладбище международное нужно строить.

- А кто будет ухаживать за могилами? Ведь не многие родственники смогут приехать в Донецк, чтобы возложить цветы, не говоря уже об уходе за могилой?

- Все страны, потерявшие в этой войне своих граждан на нашей земле, должны принять долевое участие. Мы же, Украина, в свою очередь предоставляем место под кладбище, людей для раскопок и пр.

- Сколько останков вам удалось извлечь за эти два года?

- В прошлом году нами совместно с итальянской делегацией было эксгумировано 344 останка итальянских военнослужащих. В этом году пока всего 44.

- Где еще кроме Донецка проводятся поиски?

- Мы проводим раскопки и по области. Копали в Шахтерском районе, Енакиево, Горловке. В районе железнодорожного вокзала было раскопано много итальянских могил. Много людей тогда следили за эксгумацией. А когда мы откопали первого военнослужащего, кто-то даже цветы возложил. Итальянцы были очень тронуты этим поступком

- Сегодняшние раскопки уже принесли свои плоды?

- Пока нет. По документам и фотографиям здесь должно быть целое кладбище. Но так как это место неоднократно было перекопано различными службами, возможно, могил уже не осталось.

Копать и выкапывать, по мнению специалистов, придется еще не один год.

Так что ходить нам по костям еще долго...


Донецк

www.pseudology.org