Речь товарища Водовозенко.

(Заседание 27 января 1934 г., утреннее)

 

Председательствующий. Слово имеет товарищ Водовозенко.

Водовозенно (Днепропетровщина). Товарищ Сталин вчера в своем докладе сказал, что сейчас изменилось лицо деревни. Вместо помещичье-кулацкой деревни, вместо церквей, урядников, нищеты, убожества мы сейчас имеем крупное социалистическое сельское хозяйство, уничтожившее кабалу и нищету, уничтожившее устои эксплуатации человека человеком. Я хочу рассказать, как мы боролись на селе за это дело, как мы под руководством ЦК партии и нашего гениального вождя товарища Сталина осуществляли в украинской деревне лозунг партии сделать колхозы большевистскими, колхозников — зажиточными, как мы боролись за то, чтобы колхозника сделать социалистическим работником. Оружием для этого было выступление товарища Сталина на январском пленуме ЦК и ЦКК, выступление товарища Сталина о работе в деревне и та критика, суровая большевистская критика всей нашей украинской партийной организации за прошлую плохую работу на селе. Вооружившись этими указаниями, под руководством ЦК ВКП (б) и ЦК КП(б)У наша Днепропетровщина и в частности наш Пятихатский район вышли из прорывного состояния. Партия помогла селу лучшими проверенными людьми, работниками политотделов, а также присылкой на Украину лучшего большевика товарища Постышева и проверенного, чуткого большевика товарища Хатаевича, который помог мобилизовать рабочих и колхозников в нашей Днепропетровшине на борьбу за ликвидацию прорыва. Все это вместе взятое дало возможность нашей Днепропетровщине перестроить свою работу, работать именно по-новому, в гуще с массами, во главе масс.

Товарищи, тут товарищ Сталин приводил пример, как некоторые товарищи говорили ему, что они самомобилизовались, а на деле этого не было.

Мы самомобилизовались действительно по-большевистски, и слова с делом у нас не расходились. Руководясь указаниями вождя нашей партии товарища Сталина, мы организовали колхозников на выполнение производственных задач. Каждое слово вождя нашей партии становилось прежде всего достоянием всех колхозных масс. На каждую помощь мы отвечали нашей партии и ее ЦК лучшей, ударной работой, большей сплоченностью, большей заботой и борьбой за беспартийный колхозный актив. Мы не забывали, что руками одних коммунистов социализма не построишь, что нужно вокруг себя ковать очень крепкий беспартийный колхозный актив, актив колхозниц в особенности. И колхозница у нас в весеннем севе, уборке, молотьбе и хлебосдаче сыграла колоссальную роль. Вы знаете, что использовать коров на полевых работах не так легко. И в этом деле нам прежде всего помогли колхозницы, которые действительно оценили значение колхоза.

И вот, когда мы вокруг себя беспартийный актив мобилизовали, сами с ним росли и его воспитывали на производстве, сами с ним жили в таборах, на севе, руководили не из кабинета, а руководили оттуда, где кипела производственная жизнь колхоза, где ковалась зажиточность колхозника и его социалистическая переделка, — мы видели и ощущали, как творится лучшее и откуда исходит худшее. И на основе опыта, отбрасывая худшее, мы немедленно обменивались лучшими образцами работы. По-новому руководить — это именно руководить, находясь в таборе, на месте работы, переживая то, чем живет колхозник во время сева, во время молотьбы, во время хлебосдачи, во время осеннего сева.

Мы добились того, что наш район, Пятихатский район, который был одним из самых отсталых районов Дпепропетровщины, в этом году дал хлеба в 3 раза больше против прошлого года и на 30 дней раньше срока, данного правительством. Теперь колхозы обеспечены семенами, получили на трудодень по 7 кг хлеба. Несмотря на то, что в этом году мы не имели увеличения конского поголовья, мы все же осенний сев окончили на 25 дней раньше сравнительно с прошлым годом. Мы в этом году сделали по зяблевой вспашке в 3 раза больше против прошлого года. А успехи зяблевой пахоты обеспечат в следующем году более высокий урожай. Для того чтобы дать высокий урожай, мы проработали с колхозниками и колхозницами ряд агротехнических мероприятий. Мы сюда привлекли стариков-колхозников. Они дали хорошие советы, как нам добиться более высокого урожая. Прежде всего, мы очень серьезно занялись снегозадержанием, очисткой всех семян для посева, мы используем не только те семена, которые считаются сортовыми в науке, но и лучшие местные семена, которые дают и давали очень хороший урожай. Мы семена протравили, применяя сухое протравливание. Это дает нам право взять на себя обязательство и заявить с этой трибуны Центральному комитету, что указание, которое дал товарищ Сталин нашей делегации, приезжавшей из Днепропетровска, что 12 и 15 кг на трудодень мало, — мы проведем в жизнь и будем драться минимум за 16 кг на трудодень и за 14 ц урожая с гектара. Все указания товарища Сталина нашей днепропетровской делегации передовых колхозов стали главным оружием в руках не только коммунистов, комсомольцев, но и всех наших колхозников.

Наряду с этим я хотел остановиться еще на одном вопросе. Это вопрос социалистического перевоспитания колхозников. Тракторами, комбайнами, машинами, которые получает колхоз, вновь растущими молодыми колхозными кадрами — трактористами, комбайнерами, механиками и т. п., нашим большевистским воспитанием, большевистской работой, культурным строительством, внедрением новой трудовой дисциплины достигается перевоспитание колхозника. Но одновременно нельзя забывать и того, что еще очень крепко среди отсталых колхозников живут старью пережитки: побольше урвать и поменьше дать.

Мне кажется из опыта жизни наших колхозников, что нужно именно сейчас ввести в устав сельскохозяйственной артели материальную ответственность колхозника за причиненный им колхозу вред, если это произойдет в результате недисциплинированности. Материальная ответственность колхозника за порчу имущества, за небрежное отношение, должна подтянуть того, кто еще смотрит на колхозное добро как на чужое, кто еще находится в плену классовых врагов. Нельзя, по-моему, товарищи, думать, что только одними мерами массовой работы, внедрением крупных машин, нашей повседневной воспитательной работой можно достигнуть перевоспитания колхозников. Нужно потребовать материальной ответственности и нужно, чтобы эти требования были включены в устав артели. Скажем, если я раньше как единоличный хозяин поломал бричку потому, что плохо смотрел, то я нес материальную ответственность, но нес я лично сам и моя семья. Не только я сам чувствовал материальный ущерб, что принос убыток хозяйству, но чувствовала и моя семья. А сейчас колхозник совершил проступок - этого часто как следует не замечают, проходит безнаказанно. По-моему, мы должны, и колхозники сами не возражают (по крайней мере мы прорабатывали это у себя на съезде ударников-колхозников и колхозниц), все они считают, что назрела именно сейчас необходимость, когда мы должны поднять еще больше производительность труда, когда мы должны еще больше беречь колхозное имущество. Такой вопрос в наш устав сельскохозяйственной артели надо внести.

Теперь в отношении школы. У нас здесь не очень благополучно. Правда, мы в нашем районе охватили всех детей школьного возраста учебой, но школа наша имеет еще недостатки. Первый из них это то, что мы недостаточно обращали внимания на учительские кадры, на поднятие квалификации. Наша партийная пятихатская организация здесь мало помогала школе, и мы видим, что школа у нас начинает отставать от тех требований, которые к ней предъявляются. Имеются недостатки в программах, в преподавании. Часть учительства имеет низкую квалификацию, а отсюда страдает и само воспитание детей. Например возьмем семилетку или десятилетку. Кончают ее наши дети, а счетоводства в колхозах повести не могут, трактора даже окончившие десятилетку не знают. Разве нам нужна такая школа теперь, когда мы проводим индустриализацию сельского хозяйства и проводим очень быстрыми темпами? Нужно серьезно подумать Наркомпросу над тем, чтобы окончивший школу знал счетоводство. Счетоводство — это не позор, учет — это большое дело, нужно, чтобы окончивший десятилетку знал трактор. Здесь имеется недооценка со стороны органов Наркомпроса, у которых, по-моему, недостаточно повернуты мозги в сторону перестройки школы. (О места: Правильно!”) Надо строить школы нового типа для социалистического крупного земледелия.

Я считаю, что мы не будем теми болтунами, о которых говорил товарищ Сталин. Мы будем еще сильнее бороться под руководством великого вождя, любимого всеми трудящимися, живущего в сердцах всех колхозников, всей нашей партии, великой коммунистической партии. Мы можем здесь смело говорить, что наш Пятихатский район в соревновании с другими районами на Днепропетровщине мы выведем в ряды передовых с большими достижениями. Сейчас ни в коем случае нельзя успокаиваться. Мы только вступаем в эаможную жизнь, и эта весна будет проходить в более сложных условиях. Перед нами большие задачи. Нам нужно еще больше сплотиться вокруг нашего ленинского ЦК, вокруг нашего любимого вождя, вождя коммунистической партии товарища Сталина, и добиться осуществления лозунга товарища Сталина — сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными. (Аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Колотилина